Действенность решений при управлении воздушным движением целесообразно рассматривать в составляющих времени (как самого момента выдачи команд, так и длительности их формирования) и правильности (как благоприятного исхода, так и рациональности), которыми оперирует лицо, принимающее решение – ЛПР; при том, каждому ЛПР присущи ограничения по каждой из этих составляющих. Системы поддержки принятия решения направлены на снижение влияния тех или иных ограничений на деятельность ЛПР. В настоящий момент при управлении воздушным движением действие систем поддержки принятия решений рассматривается в рамках предоставления авиадиспетчеру минимального и наиболее рационального набора возможных траекторных управлений, либо в сокращении количества потребной для принятия решения информации. Среди прочих вопросов, актуальным представляется своевременность их действия – к чему и обращена данная статья.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время процессы управления воздушным движением в значительной мере
автоматизированы. Используя накопленный мировой опыт наиболее удачных решений, разработчики технологичных компьютерных систем управления воздушным
движением стремятся уменьшить количество необходимых функциональных затрат человека приреализации его деятельности при их использовании за счет автоматизации и применения методов машинного обучения, т.е. интеллектуальных систем поддержки принятия решений [1‒5].
Список литературы
1. Merlo, P. Why artificial intelligence is highly relevant to air traffic control / P. Merlo // Skyway magazine. Eurocontrol. – 2019. – Autumn-winter. – P. 16–18.
2. Gabasova, E. Putting the AI in air traffic control [Electronic resource] / E. E. Gabasova, R.
MacLeod // Research. Impact stories. The Alan Turing Institute. – 2020. – Mode of access:
https://www.turing.ac.uk/research/impactstories/ putting-ai-air-traffic-control#moreinfo.
– Date of access: 22.08.2021. явления пропускной способности органов диспетческого обслуживания воздушного движения»: утв. Министерством транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, 31.03.2008. – Минск, 2008. – 15 с.
3. Embedding machine learning in air traffic control systems to generate effective route plans for aircrafts in order to avoid collisions / M. Madanan [et all.] // Journal of theoretical and applied information technology. – 2019. – Vol. 97, № 2. – P. 605–616.
4. Tikhanychev, A. V. Theory and practice of decision support automation (monograph) / A. V. Tikhanychev. – M .: Edithus. – 2018. – 76 p.
5. Glukhikh, I. N. Integrated automated systems for intelligent decision support in air traffic control: theory, models, algorithms, decision making: dis. ... doct. tech. Sciences: 05.13.16 / I. N. Glukhikh. – Samara, 2000. – 353 p.
6. Kryzhanovsky, G. A. Introduction to the applied theory of air traffic control / G. A. Kryzhanovsky. – M. : Mechanical engineering, 1984. – 264 p.
7. Plyasovskikh, A. P. Development of methods and means of procedural air traffic control: dis. ... doct. tech. Sciences: 05.22.13 / A. P. Plyasovskikh. – SPb., 2005. – 335 p.
8. Ponomarev, K. Yu. Methodological foundations for the development of visual-cognitive means of optimization of air traffic control / K. Yu. Ponomarev, А. А. Sokolovsky // Bulletin of St. Petersburg State University GA. – 2018. – № 3 (20). – Р. 98–110.
9. Aviation rules “Methodology for determining the capacity of air traffic control units”:
approved. Ministry of Transport and Communications of the Rep. Belarus, 31.03.2008. – Minsk, 2008. – 15 p.
10. Batyushin, M. A., Kuznetsov VL On the assessment of the throughput of the air route, taking into account the restrictions on the load of the dispatcher / M. A. Batyushin,V. L. Kuznetsov // Vestnik MGTU GA. – 2010. – № 157. – Р. 25–29.
11. Kryzhanovsky, G. A. Modeling of transport processes: a tutorial / G. A. Kryzhanovsky. – SPb.: University GA, 2014. – 262 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
в статье рассмотрены этапы развития флота воздушных судов ОАО «Авиакомпания «Белавиа» с 1996 года по март 2021 года. Изучен количественный и качественный состав флота, эксплуатируемые типы воздушных судов, тенденции в развитии флота.
В работе обсуждаются результаты эмпирического исследования, выполненного в конструктивистской парадигме психологии и направленного на реконструкцию имплицитной модели идеального офицера в сознании курсантов первого года обучения. Проведен сравнительный анализ содержания представлений курсантов с теоретической моделью репрезентативности личностных черт в сознании носителя русского языка. Полученные результаты исследования позволили определить перспективные направления развития профессионального самосознания первокурсников. Обосновываются возможности конструктивистской парадигмы психологии как основы для разработки практических рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки военных специалистов.
Во введении показано, что дисциплина «Вероятностно-статистические модели эксплуатации воздушных судов» обеспечивает связь между знаниями, полученными при изучении физики, высшей математики и других дисциплин. Установлено, что первоочередной задачей при этом является формирование понятийного аппарата изучаемой области. В разделе «Исходные данные для классификации понятий» сформулированы основные понятия теории надежности. В части «Обоснование классификации понятий» построен понятийный аппарат надежности, произведено обобщение разделов понятий. Раздел «Использование законов теории вероятностей и математической статистики» содержит основные типы распределений, основные плотности функций распределений, в нем указаны основные модели. Заключительная часть «Использование моделей статистики в задачах надежности» содержит пример построения понятийного аппарата при анализе противообледенительной системы.
В настоящей работе предлагается новый принцип модуляции, называемый биортогональная позиционно-импульсная модуляция для систем связи со сверхширокой полосой пропускания. Множество сигналов N=2k+1 с биортогональной позиционно-импульсной модуляцией формируется на основе множества 2k ортогональных сигналов с позиционно-импульсной модуляцией с помощью использования прямо противоположной версии ортогональных сигналов с позиционно-импульсной модуляцией. Пропускная способность канала связи при передаче биортогональных сигналов с позиционно-импульсной модуляцией определяется для систем связи со сверхширокой полосой пропускания при псевдослучайном переключении временных интервалов в случае наличия многостанционного доступа и обнаружения несущей частоты. Определены верхние граничные значения вероятности ошибки для сценария с многостанционным доступом и обнаружением несущей частоты при наличии множества пользователей. Показывается, что при использовании многомерной биортогональной позиционно-импульсной модуляции сверхширокополосная система связи обладает лучшими вероятностными характеристиками по сравнению с использованием многомерной позиционно-импульсной модуляции при одном и том же значении пропускной способности. Компьютерные затраты при этом снижаются приблизительно в два раза.
В работе рассматривается эффективность системы регулирования напряжения авиационного генератора, построенной по правилам нечеткой логики. Приводится компаративная оценка показателей качества регулирования PID-регулятора и адаптивного нечеткого регулятора при действии возмущений по цепям управления и нагрузки. Показано, что при использовании адаптивного нечеткого регулятора напряжения требуется меньше энергетических затрат на регулирование (на 77 %), чем в системах с PID-регуляторами. При этом величина перерегулирования может быть уменьшена в 2–4 раза, колебательность – в 4 раза, а точность повышена в 1,5–3 раза.
Во введении сформулирована цель и задачи, которые необходимо решить, чтобы для колеса с упругой шиной 400×150 модели 5 на основе экспериментальных данных разработать аналитический метод анализа процесса качения при движении по взлетной полосе. В широком диапазоне путевой частоты от 0 до 25 рад/м выполнено сравнение значений кинематических коэффициентов, полученных в результате проведения двух экспериментов при движении упругой шины по твердому покрытию. Разработан метод параметрической идентификации процесса качения авиационного колеса с упругой шиной 400×150 и колеса с шиной 400×150 модели 5 на экспериментальной установке. Установлено, что при уменьшении диапазона путевой частоты значения кинематических коэффициентов колеса 400×150 модели 5 существенно падали, а в диапазоне путевой 0 до 0,5 рад/м разница в значениях кинематических коэффициентов достигла 10–15 %. Дано объяснение такому расхождению результатов. Определены области применимости теорий стационарного и нестационарного качения колеса с упругой шиной в зависимости от путевой частоты.
В работе установлено, что поверхность и внутренняя область твердого тела обладают разной физической структурой и разными видами энергий связи между частицами, которые формируют эти области.
Поверхность формируют в основном поверхностные кластеры, а внутреннюю полость – коллективное взаимодействие атомов. Внутри твердого тела разрыв связи с третьим координационным слоем приводит к разрушению монолита и пропадает сверхпроводимость для металлов. Полное разрушение взаимодействия атома со вторым координационным слоем определяет плавление, а с первым координационным слоем – кипение. Уточнена теория испарения с поверхности жидкого состояния кластеров, молекул и атомов. Кластеры напыляемого материала взаимодействуют с поверхностью твердого тела только диполь-дипольной связью с определенной конфигурацией двухатомных или трехатомных молекул. При напылении кластеров из двухатомных молекул на поверхность, состоящую из трехатомных молекул, формируется сеточная структура из поверхностных кластеров с энергией связи, которая превосходит энергию частиц основы при температуре кипения.
В статье предлагается подход к эффективному решению задачи диагностирования систем электро- снабжения воздушных судов на основе нечеткой логики. Представлены разработанные диагностические модели блока регулирования защиты и управления, основанные на нечеткой логике (FIS).
В статье рассмотрены вопросы, связанные с определением особенностей влияния когнитивного стиля на профессиональную подготовку и профессиональную деятельность специалиста. Показано, что при профессиональном отборе необходимо учитывать когнитивные особенности специалистов и определять следующие типы будущих авиадиспетчеров. Более успешными в решении профессиональных задач на тренажере являются полевые независимые-рефлексивно-гибкие будущие авиадиспетчеры, а полевые-импульсивно-жесткие демонстрируют худшие результаты выполнения своих профессиональных задач на симуляторе. Эта разница особенно заметна при управлении самолетами с максимальной интенсивностью воздушного движения и при принятии решений в аварийных ситуациях. Поэтому при подготовке будущих авиадиспетчеров также необходимо учитывать психологические особенности восприятия, скорости обработки информации и принятия решений с использованием методик определения стилевых характеристик.
В статье описывается ОАО «Авиакомпания «Белавиа» которая отметила свое 25-летие. Четверть века вместе.
Издательство
- Издательство
- БГАА
- Регион
- Беларусь, Минск
- Почтовый адрес
- 220096 г.Минск, ул.Уборевича, 77
- Юр. адрес
- 220096 г.Минск, ул.Уборевича, 77
- ФИО
- Шегидевич Артём Артурович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- academy@bsaa.by
- Контактный телефон
- +375 (17) 3784644
- Сайт
- https://bgaa.by/