Статья посвящена изучению деятельности педологов Чувашской АССР и ставит целью анализ исторически первого исследования, посвященному интеллекту чувашских детей. В основу исследования положены публикации первых педологов из Чувашии Ф. П. Петрова и М. Е. Ефимова. В работе используются проблемологический и источниковедческий методы. Исследование написано в аспекте истории педагогики. Аспирант Казанского восточного педагогического института Ф. П. Петров во второй половине 1920 гг. с бригадой студентов впервые осуществил комплексное исследования интеллектуального развития чувашских детей по широко известному среди советских педологов тестовому методу Бине-Симона. Сначала педологами был выбран тестовый метод на русском языке, затем он был переведен на чувашский язык с соответствующими изменениями текста применительно к бытовым и речевым особенностям чувашей. Результатом исследования стала опубликованная в Чебоксарах книга «Опыт исследования интеллектуального развития чувашских детей по методу Бине-Симона», вышедшая в 1928 г. Книга вызвала серьезные возражения у заведующего педологическим кабинетом при комплексном Чувашском научно-исследовательском институте М. Е. Ефимова, считавшего, что автор предвзято отнесся к чувашским детям и нарушил методологический принцип составления тестов. Заочная полемика двух чувашских педологов об измерениях детского интеллекта наравне с подобными случаями в республиках страны побудила Л. С. Выготского призвать к осмыслению проблем нацменпедологии с ее ведущей проблемой - измерением интеллекта.
Идентификаторы и классификаторы
Ф. П. Петров же отмечал трудность выполнения тестов для детей и, предварительно обосновав, предлагал субтесты, из которых состоял тест Бине-Симона, перенести в другие возрастные группы в порядке их градации. «Трудность решения тестов, отнесенных в русской скале к какой-нибудь возрастной группе, оказалась для чувашских детей далеко не одинаковой. Здесь мы имеем такие явления, что в зависимости от трудности решения, одни тесты нужно отнести к более младшей, а другие к более старшей возрастной группе. При этой работе, имея в виду общую отсталость чувашских детей, нельзя было руководствоваться теми положениями, что тест нужно отнести к тому возрасту, 75 процентов детей которого решают его правильно.
Список литературы
1. Бушуева Л. А. Восточный педагогический институт в структуре высшего образования Казани в 1920-е гг. // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2023. Том 13. №1. С. 63-78. DOI: 10.22378/2410-0765.2023-13-1.63-78 EDN: OEBAVO
Bushueva, L. A. (2023). Eastern pedagogical institute in the structure of higher education in Kazan in the 1920s. History and Culture of Peoples of the Middle Volga Region, 13(1), 63-78. DOI: 10.22378/2410-0765.2023-13-1.63-78 EDN: OEBAVO
2. Выготский Л. С. О методологических основах психологического изучения культурно своеобразных народов (комментарий А. Д. Майданского, А. А. Леонтьевой) // Культурно-историческая психология: истоки и новая реальность. Москва: Канон+, 2023. С. 238-268.
Vygotsky, L. S. (2023). On the methodological foundations of the psychological study of culturally peculiar peoples (commentary by A. D. Maidansky, A. A. Leontieva). Cultural and Historical Psychology: Origins and new Reality., 238-268. Moscow: Canon+.
3. Гусельцева М. С. История российской педологии: к проблеме поиска новых интерпретационных моделей развития науки в авторитарных системах. Часть 2: Ревизионистский поворот // Поволжский педагогический поиск. 2018. №2. С. 14-22. EDN: XWEZVB
Guseltseva, M. S. (2018). History of Russian pedology: problem of searching for new interpretational models of the development of science in authoritarian systems. Part two: “The revisionist turn”. Volga Region Pedagogical Search, 2, 14-22. EDN: XWEZVB
4. Касимов Е. В. Чувашский комплексный научно-исследовательский институт: от создания до реорганизации (1930-1933 гг.) // Чувашский гуманитарный вестник. 2018. №13. С. 77-106. EDN: PEVHFO
Kasimov, E. V. (2018). Chuvash complex research institute: from creation to reorganization (1930-1933). Chuvash Humanitarian Bulletin, 13, 77-106. EDN: PEVHFO
5. Касимов Е. В. Взаимоотношения советской власти и сельского населения Чувашии в ходе первой кампании по ликвидации безграмотности (1920 г.) // Историческая наука и образование: прошлое, настоящее и будущее. Чебоксары, 2019. С. 202-206. EDN: ZCMXBZ
Kasimov, E.V. (2019). The relationship between the Soviet government and the rural population of Chuvashia during the first campaign to eliminate illiteracy (1920): proceedings of the conference., 202-206. Historical science and education: past, present and future. IV Smirnov readings: materials of the All-Russian Scientific Conference. Cheboksary: Publishing house “Sreda”. EDN: ZCMXBZ
6. Курек Н. С. История ликвидации педологии и психотехники в СССР. Санкт-Петербург: Алетейя, 2004. 330 с. EDN: QXHWTR
Kurek, N. S. (2004). The history of the elimination of pedology and psychotechnics., 330. St. Petersburg: Alethea.
7. Стоюхина Н. Ю. Николай Ефимович Румянцев: “апостол труда и творчества” // Психологический журнал. 2020. Том 41. №6. С. 69-77. DOI: 10.31857/S020595920012590-5 EDN: RWMYJI
Stoyukhina, N. Yu. (2020). Nikolay Efimovich Rumyantsev: “The apostle of labor and creativity”. Psychological Journal, 41(6), 69-77. DOI: 10.31857/S020595920012590-5 EDN: RWMYJI
8. Стоюхина Н. Ю., Абдукадирова Л. Ю. Национальный вопрос и метод тестов в советской педологии конца 1920-х годов: узбекский опыт // История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее. Москва, 2023. С. 337-346. EDN: AJOUQU
Stoyukhina, N. Yu., & Abdukadirova, L. Yu. (2023). The national question and the test method in soviet pedology of the late 1920s: an Uzbek experience., 337-346. The history of Russian and world psychological thought: to know the past, analyze the present, predict the future. Moscow. EDN: AJOUQU
9. Стоюхина Н. Ю., Абдукадирова Л. Ю. История психологии в вузе: создание национальных тестов (забытые страницы) // Ижтимоий-гуманитар фанларни ўқитиш методикасининг долзарб масалалари. Ташкент, 2024. С. 76-84.
Stoyukhina, N. Yu., & Abdukadirova, L. Yu. (2024). The history of psychology at the university: the creation of national tests (forgotten pages)., 76-84. Current issues of the methodology of teaching social and humanitarian Sciences: Collection of the international scientific and practical conference. Tashkent.
10. Стоюхина Н. Ю., Миронов Д. В. Деятельность первых педологов Чувашской Республики по изучению представлений о социальных явлениях у школьников // Актуальные проблемы современной социальной психологии и ее отраслей. Москва, 2023. С. 336-344. EDN: KIPIYO
Stoyukhina, N. Yu., & Mironov, D. V. (2023). The activities of the first pedologists of the Chuvash republic for the study the representations of social phenomena in schoolchildren., 336-344. Current problems of modern social psychology and its branches. Moscow: Publishing house “Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences”. EDN: KIPIYO
11. Ясницкий А. Библиография основных советских работ по кросс-культурной психоневрологии и психологии национальных меньшинств периода коллективизации, индустриализации и культурной революции (1928-1932) // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека “Дубна”. 2013. №3. С. 97-113.
Yasnitsky, A. (2013). Bibliography of the main Soviet works on cross-cultural psychoneurology and psychology of national minorities during the period of collectivization, industrialization and the Cultural Revolution (1928-1932). Psychological Journal of the International University of Nature, Society and Man “Dubna”, 3, 97-113.
12. Byford A. Imperial normativities and sciences of the child: The Politics of Development in the USSR, 1920s - 1930s // Ab Imperio: исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2016. №2. С. 71-124.
Byford, A. (2016). Imperial normativities and sciences of the child: The Politics of Development in the USSR, 1920s-1930s. Ab Imperio: research on the new imperial history and nationalism in the post-Soviet space, 2, 71-124.
13. Byford A. Science of the child in late Imperial and early Soviet Russia. London: Oxford university press, 2020. XXIII. 297 p. DOI: 10.1093/oso/9780198825050.001.0001
Byford, A. (2020). Science of the child in late Imperial and early Soviet Russia., 297. London: Oxford university press. DOI: 10.1093/oso/9780198825050.001.0001
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современная школа принимает на себя вызовы, связанные с глобализационными процессами. Объективным ответом на процессы интеграции и унификации общества со стороны системы образования в сложившихся условиях выступает межкультурная компетентность педагогов. Настоящая работа посвящена формированию межкультурной компетентности студентов педагогических вузов. В исследовании приняли участие студенты, обучавшиеся в 2013-2018 гг. на психолого-педагогическом факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Исследование было проведено в три этапа: 1) выявление уровней мотивационно-ценностного компонента межкультурной компетентности; 2) организация и проведение студентами полевых исследований с целью формирования когнитивно-деятельностного компонента межкультурной компетентности; 3) повторная диагностика мотивационно-ценностного компонента. Основное содержание статьи раскрывает результаты полевых исследований, проведенных студентами педагогического вуза под руководством автора в чувашских, русских, татарских и мордовских селах Чувашской Республики. В результате исследования автором сделаны выводы о том, что практика сбора и фиксации сведений, отражающих локальные традиции, культурные особенности и характер взаимоотношений соседствующих этносов способствуют укреплению интереса к культуре своего народа, позитивного отношения к собственному и другим народам и в целом эффективному формированию межкультурной компетентности студентов педагогических вузов.
Статья посвящена исследованию чувашского этнического мифотворчества в киберпространстве. Целью работы является определение его роли в качестве одного из факторов репрезентации этничности. Исследование основано на анализе соответствующего контента, представленного на популярных веб-платформах и социальных сетях YouTube, Rutube, «Дзен», «ВКонтакте», «Одноклассники». В рамках исследования обозначен определенный срез контента, предлагаемый алгоритмами поиска как наиболее просматриваемый и входящий в тематические подборки и плейлисты. Автором рассматриваются мифотворческие компоненты интернет-пространства, характеризуются форматы и сюжеты, определяются их авторы, а также изучается реакция аудитории на контент. Анализ данных показал, что этническое мифотворчество благоприятно влияет на репрезентацию чувашской культуры. Несмотря на некоторые неточности в сведениях, такой материал у пользователей в основном вызывает положительные эмоции. Информация в формате видео и текстов публикуется на популярных в России платформах, благодаря чему этномифотворческий контент становится доступным для широкой аудитории. Мифы, создаваемые авторами, отражают их желание показать древность и значимость чувашского народа, что способствует осознанию чувашами своей самобытности, места и роли в мире. Этномифотворческий контент в интернете повышает интерес к культуре чувашей, способствуя ее популяризации и репрезентации.
Статья посвящена рассмотрению одного из широко распространенных в Западной Африке культов водун (вуду) - культу гороводу / Кунде. Данный культ основан на религиозной системе водун, но включает в себя элементы ислама, христианства и иудаизма, а также имеет свою, отличную от водун, интерпретацию божественного пантеона. Исследование основано на личных наблюдениях автора, а также анализе работ зарубежных и российских антропологов и этнографов, представляющих результаты полевых исследований. В основу статьи для оценки результатов полевых исследований и обобщения антропологических материалов положен метод сравнительного анализа. В основе представления информации заложен структурный анализ культа гороводу, а также историко-генетический анализ, позволяющий отследить эволюцию культа и его практик в исторической ретроспективе. Возникновение культа гороводу находилось в тренде общей реакции традиционных обществ региона на падение уровня жизни населения, распространение эпидемий и голод, связанных с колонизацией. Негативные последствия колонизации трактовались как результат колдовства белых людей, противостоять которому могли только новые духовные сущности, заимствованные в более благополучных регионах Севера. Это обусловило заимствование пантеона и ритуальной практики, которая в дальнейшем была интегрирована в религиозную систему водун, а также включила в себя элементы монотеистических религий.
В статье рассматривается классификация татарских семей по различным критериям: составу, количеству поколений, детности и другим признакам. Автор анализирует особенности каждой категории семей и приводятся их описательные характеристики, которые позволяют лучше понять структуру татарской семьи, национально-культурные особенности ее формирования, а также современные тенденции развития семейных отношений. Особое внимание в работе уделяется традиционным представлениям о семье у татарского народа. Автором также изучаются эмпирические данные опроса населения, проведенного в 2022 г. Центром семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан. Исследование позволяет сделать объективные выводы о формирующихся тенденциях репродуктивного и семейного поведения населения республики, каналах передачи национальных и культурных особенностей общества, роли матери и отца в вопросах национальной и культурной преемственности. Вместе с тем представляется возможным определение роли ключевых социальных агентов в становлении и развитии семьи, ее национальном и культурном формировании. В исследовании приводятся прогнозные оценки особенностей дальнейшего развития процессов культурной и национальной идентификации общества. Статья может быть полезна для социологов, этнографов и всех, кто интересуется культурой и традициями татарского народа.
Статья посвящена интерпретации рисунка в одном из самых значительных письменных памятников кыпчакских и огузских языков - Codex Cumanicus - изображения попугая, которое содержится в немецкой части памятника на листе 58v. Рисунок по настоящее время не являлся предметом научного изучения. Единственная работа, посвященная этому изображению - статья А. Г. Юрченко (2010), в которой он связывает его с египетскими кыпчаками. Однако данная интерпретация не представляется объективной. Проблемы в интерпретации содержания Codex Cumanicus объясняются тем, что его изучением до настоящего времени занимались лишь тюркологи, ограничиваясь сугубо лингвистическими вопросами. Поэтому для интерпретации изображения попугая применен междисциплинарный метод с привлечением данных культурологи, искусствоведения, религиоведения, источниковедения, этнологии и археологии. Изображение попугая несет в себе важный и глубокий смысл, связанный не с культурой кыпчаков Египта, а с христианской традицией, в частности с содержанием немецкой части Codex Cumanicus, образом Девы Марии и непорочного рождения Иисуса Христа, которым посвящена значительная часть переведенных на половецкий язык фрагментов Библии и которые часто изображаются на средневековых гравюрах с попугаем. Попугай выступает символом непорочного образа Марии и Христа.
Статья посвящена истории старейшей русской секты христововеров на территории Украины в советское время. Цель работы - исследовать бытование секты хлыстов в Украинской ССР, рассмотреть некоторые особенности распространения секты и детали ее обрядности. Источниковую базу исследования составили неопубликованные оперативные документы украинских архивов. Специальные исследования, посвященные секте христововеров на Украине в советский период не выявлены. В статье применяется материалистическое понимание истории, которое требует рассмотрения исторических явлений в развитии, в единстве логического и исторического, т. е. в единстве материальных и духовных факторов. В ходе работы установлено, что секта хлыстов фиксируется на территории будущей Украины с первой половины XVIII в. и распространяется по тем регионам, где компактно проживало великорусское население: в старообрядческих слободах в Стародубье (будущей Черниговской области) и Приазовье. Западнее Днепра секта христововеров не фиксируется. В советское время органами госбезопасности регулярно сообщается о существовании христововеров в тех же областях, где они имелись и в дооктябрьский период. Особенностью христововерия в советское время становится слияние секты с православными движениями, оппозиционными как советской власти, так и официальной Русской православной церкви.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 2655731