Статья: ПЕРВЫЕ ПЕДОЛОГИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИХ ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧУВАШСКИХ ДЕТЕЙ (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена изучению деятельности педологов Чувашской АССР и ставит целью анализ исторически первого исследования, посвященному интеллекту чувашских детей. В основу исследования положены публикации первых педологов из Чувашии Ф. П. Петрова и М. Е. Ефимова. В работе используются проблемологический и источниковедческий методы. Исследование написано в аспекте истории педагогики. Аспирант Казанского восточного педагогического института Ф. П. Петров во второй половине 1920 гг. с бригадой студентов впервые осуществил комплексное исследования интеллектуального развития чувашских детей по широко известному среди советских педологов тестовому методу Бине-Симона. Сначала педологами был выбран тестовый метод на русском языке, затем он был переведен на чувашский язык с соответствующими изменениями текста применительно к бытовым и речевым особенностям чувашей. Результатом исследования стала опубликованная в Чебоксарах книга «Опыт исследования интеллектуального развития чувашских детей по методу Бине-Симона», вышедшая в 1928 г. Книга вызвала серьезные возражения у заведующего педологическим кабинетом при комплексном Чувашском научно-исследовательском институте М. Е. Ефимова, считавшего, что автор предвзято отнесся к чувашским детям и нарушил методологический принцип составления тестов. Заочная полемика двух чувашских педологов об измерениях детского интеллекта наравне с подобными случаями в республиках страны побудила Л. С. Выготского призвать к осмыслению проблем нацменпедологии с ее ведущей проблемой - измерением интеллекта.

Ключевые фразы: ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ, педология, нацменпедология, интеллектуальное развитие чувашского ребенка, тест бине-симона
Автор (ы): Стоюхина Наталья Юрьевна, Миронов Даниил Валерьевич
Журнал: ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.922.72. Интеллектуальное развитие ребенка
Для цитирования:
СТОЮХИНА Н. Ю., МИРОНОВ Д. В. ПЕРВЫЕ ПЕДОЛОГИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИХ ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧУВАШСКИХ ДЕТЕЙ // ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. 2024. Т. 6 № 3
Текстовый фрагмент статьи