Важнейшим компонентом воспроизводства национального человеческого капитала является система высшего образования, которая претерпела за истекшее двадцатилетие кардинальную реорганизацию. Выделены наиболее острые проблемы, обозначены актуальные тенденции развития системы высшего образования в современных условиях. Выдвинуто предположение, что от качества человеческого капитала научно-педагогических работников зависит качество трудовых ресурсов страны. Целью настоящего исследования является попытка формулирования концепции комплексного подхода к формированию и развитию человеческого капитала преподавателей высшей школы на основе анализа существующих теоретико-методологических подходов, научных публикаций, сравнительного анализа разносторонней информации, а также современного состояния кадрового потенциала образовательных организаций высшего образования. На основании сформулированной цели решены научно-исследовательские задачи, включающие исследование теоретико-методологической базы, выявление ключевых особенностей формирования и развития человеческого капитала образовательных организаций высшего образования, разработку механизма его формирования и развития, определение показателей и индикаторов эффективности действующей системы. Предложен авторский механизм формирования и развития человеческого капитала образовательных организаций высшего образования. Акцентировано внимание на важности экосистемного взаимодействия для развития интеллектуального ядра. Выделены факторы, повышающие или понижающие продуктивность человеческого капитала.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.26425/2309- 3633-2025-13-2-25-4
Для повышения эффективности преподавательской и научной деятельности, а также в целях развития ЧК НПР необходимы регулярные коммуникации с целью обмена идеями, практиками, научными взглядами и т. п. Для плодотворной научно-исследовательской деятельности, а также для оперативного решения задач подразделения (кафедры) зачастую формируются рабочие группы (команды) из преподавателей одного или нескольких структурных подразделений.
Список литературы
1. Варламова Т.А., Гохберг Л.М., Зорина О.А. и др. Образование в цифрах: 2024. М.: ИСИЭЗ ВШЭ; 2024. 132 с.
2. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб: Наука; 1999. 309 с.
3. Долан Э.Д., Линдси Д.Э. Рынок: микроэкономическая модель. СПб: Печатный двор; 1992. 496 с.
4. Драганчук Л.С. Образование и развитие человеческого капитала в России. ПСЭ. 2011;1:50-54.
5. Голиков А., Кудака М., Сергеев В., Сергеева И., Тишин П., Тумакова Е. Человеческий капитал как основа развития современного университета. MATEC. 2018;193:05059. https://doi.org/10.1051/matecconf/201819305059
6. Грузина Ю.М., Сорокин Д.Д., Штанова К.А. Роль науки и образования в развитии человеческого капитала. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;2(10):59-65.
7. Зайченко И., Прокудина А., Чжоу Х., Федорова Е. Модификация сбалансированной системы показателей в условиях цифровой экономики. В кн.: Понимание цифровой трансформации социально-экономико-технологических систем. Чам: Springer Nature Switzerland AG; 2024. С. 315-323. https://doi.org/10.1007/978-3-031-56677-6_24
8. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб.; 1996. 163 с.
9. Капелюшников Р.И. Источники накопления и составляющие человеческого капитала. По нотам созидания. Креативная экономика. 2014;3:11-22.
10. Кельчевская Н.Р., Черненко И.М., Ширинкина Е.В. Формирование и развитие человеческого капитала научно-педагогических кадров в организациях высшего образования РФ. Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2018;1:140-153.
11. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Экономика управления персоналом. М.: ИНФРА-М; 2013. 427 с.
12. Коблева А.Л. Развитие человеческого капитала в сфере образования. М.: Юрайт; 2024. 153 с.
13. Ковельский В.В. Совершенствование теоретических и методологических аспектов инновационной деятельности российских вузов на основе развития человеческого капитала. Дис. … д-р экон. наук: 5.2.3. Самара; 2023. 357 с.
14. Ковельский В.В. Человеческий капитал как ключевой фактор развития инновационной деятельности университетов. Креативная экономика. 2020;1(14):21-32.
15. Конопка Е., Панкратова О., Назаров И. Онлайн-обучение студентов педагогических курсов преподавателями из-за рубежа. В кн.: Международная конференция по инновационным подходам к применению цифровых технологий в образовании и научных исследованиях, Ставрополь, Россия, 16-18 декабря 2022 г. Springer Cham; 2025. С. 183-193. https://doi.org/10.1007/978-3-031-78776-8_19
16. Лапина М., М. Токмакова М., Ковалевская В. Анализ современных методов и подходов с использованием информационных технологий в образовании и педагогике. В кн.: Международная конференция по инновационным подходам к применению цифровых технологий в образовании и научных исследованиях, Ставрополь, Россия, 16-18 декабря 2022 г. Springer Cham; 2025. С. 40-52. https://doi.org/10.1007/978-3-031-78776-8_5
17. Матвеева А.С. Формирование системы управления человеческим капиталом национальных исследовательских университетов. Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. М.; 2015. 24 с.
18. Митрофанова Е.А., Митрофанова А.Е. Экосистемный подход для трансформации управления человеческими ресурсами. Лидерство и менеджмент. 2022;1(9):201-218. https://doi.org/10.18334/lim.9.1.114296
19. Николаев А.В. Функционирование человеческого капитала в условиях модернизации системы высшего профессионального образования. Дис. … д-р экон. наук: 08.00.01. Орел; 2011. 284 с.
20. Паранюк В.Д. Влияние образования на человеческий капитал. Молодая наука аграрного Дона: традиции, опыт, инновации. 2017;1:208-213.
21. Пономарева О.Н. Роль современных моделей университетов в формировании человеческого капитала. ЦИТИСЭ. 2019;5:344-353. https://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.31
22. Хохоев С.В. Человеческий капитал: сущность, структура. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2008;5(25):63-71.
23. Цигулева О.В. Роль образования в формировании человеческого капитала на современном этапе. Сибирский педагогический журнал. 2015;2:19-23.
24. Чучулина Е.В., Базеян А.А. Разработка модели формирования человеческого капитала в условиях интеграции высшего образования России на мировой рынок образовательных услуг. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет; 2020. 100 с.
25. Шанькова Н., Четырбок П., Лукьянова Е. Искусственный интеллект в образовании и тренингах. В кн.: Международная конференция по инновационным подходам к применению цифровых технологий в образовании и научных исследованиях, Ставрополь, Россия, 16-18 декабря 2022 г. Springer Cham; 2025. С. 365-371. https://doi.org/10.1007/978-3-031-78776-8_36
26. Шибанкова Л.А. Человеческий капитал университета: формирование и развитие в эпоху цифровизации. КПЖ. 2020;3(140):19-27.
27. Becker G.S. Human capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education. New York: National Bureau of Economic Research; 1964. 187 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлен комплексный анализ складывающейся динамики, связанной с интеграцией цифровых технологий в рамки молодежной политики в Российской Федерации. Особое внимание уделено преобразующему воздействию цифровизации на механизмы вовлечения молодежи, институциональное управление и участие молодого поколения в социально-политических процессах. Подчеркнут значительный рост использования сети «Интернет» молодежью, сопровождающийся выраженным переходом в потреблении информационного контента – от традиционных вещательных средств массовой информации к цифровым платформам. Примечательно, что примерно 65 % молодых граждан Российской Федерации в настоящее время преимущественно пользуются интернет-источниками новостей и общественно-политической информации. Рассмотрены процессы внедрения инструментов цифрового управления в структуру государственной молодежной политики. Это включает разработку и внедрение онлайн-платформ и интерактивных сервисов, направленных на содействие гражданской интеграции, добровольчеству и конструктивному социальному диалогу. Использовались эмпирические данные для изучения моделей и траекторий вовлечения молодежи в социально значимые волонтерские инициативы с учетом взаимодействия между цифровой инфраструктурой и политической социализацией. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что цифровая эпоха не только привела к пересмотру методов реализации молодежной политики, но и ускорила изменение ее стратегических приоритетов. Это требует постоянной институциональной перестройки в соответствии с быстро меняющимися моделями цифрового взаимодействия и ценностными ориентациями нового поколения. Выводы исследования обеспечивают концептуальную и эмпирическую основу для дальнейшего развития адаптивной, ориентированной на будущее архитектуры государственной молодежной политики, которая эффективно реагирует на требования цифровой среды.
Рассмотрены вопросы, связанные с проблемой проведения трансграничных платежей в условиях санкционных ограничений. Исследованы формы денег, которые использовались в различные периоды времени в расчетах между государствами в условиях ограничений. Изучены вопросы решения проблемы проведения трансграничных платежей на основе заключения между государствами монетных союзов. Рассмотрена деятельность монетных союзов, представлена их определенная типологизация. Исследовано применение в платежных средствах эффектов биметаллического, золотого и иных стандартов при их использовании в трансграничных платежах. Проанализированы причины появления и последствия применения биметаллического и золотого стандартов в денежных средствах при проведении межгосударственных расчетов. Проанализированы возможности использования различных форм денег в современных условиях при проведении трансграничных платежей в рамках санкционных ограничений. Изучены товарная, наличная, безналичная и цифровая формы денег. В процессе анализа выявлены существующие ограничения по их применению в трансграничных платежах в условиях санкций. Отдельно рассмотрены перспективы использования цифровых денег, в том числе частных и государственных, при проведении данных трансграничных платежей. Исследованы проекты по использованию в условиях санкционных ограничений цифровых государственных денег. Сделан вывод о локальности их применения и необходимости искать иные платежные средства, позволяющие в той или иной мере обойти имеющиеся санкционные ограничения. Для этого предложено использовать децентрализованные платежные средства на основе драгоценных металлов.
Проанализированы и обобщены факторы и механизмы динамики глобального экономического роста на современном этапе. За последние десятилетия многие детерминанты усилили неопределенность в развитии мировой экономики, воздействуя на снижение совокупной факторной производительности через разные каналы. Целью настоящего исследования является оценка механизмов замедления и дивергенции глобального экономического роста, существенно ограничивающих устойчивое социально-экономическое развитие в масштабах мирового хозяйства, а также обсуждение сценариев и путей предотвращения замедления глобального роста. Обсуждены вызовы этого замедления для устойчивости мировой экономики, систематизированы новые тренды роста, проявившиеся в 2022–2024 гг. Дополнительным аспектом исследования стала оценка негативных рисков глобального экономического роста в перспективе, связанная с нынешними опасениями по поводу продолжающейся инфляции и рецессии. Определены механизмы, обусловливающие дивергенцию и неопределенность роста, в том числе на примере динамики, наблюдаемой в отдельных странах, и оценки экономической политики, реализуемой в этих странах (в том числе в части противодействия инфляции). Представлены несколько сценариев глобального экономического роста на среднесрочную перспективу, предполагающие реализацию возможностей по предотвращению замедления роста. Если в среднесрочной перспективе рост будет замедляться, это окажет негативное воздействие на конвергенцию доходов между государствами, поскольку бедным странам будет все сложнее догнать богатые. Имеют место распределительные последствия замедления роста в среднесрочной перспективе для глобального неравенства и благосостояния.
В условиях санкционных вызовов стремления Российской Федерации к экономическому суверенитету, необходимости выполнения задач технологической независимости отсутствие единого понятия дефиниции «научно-технологический потенциал региона» и методического подхода к оценке эффективности научно-технологического потенциала региона приводят к сложностям и ошибкам в разработке региональной политики и, следовательно, дальнейшего развития.
Цель настоящего исследования – разработка авторской методики оценки эффективности научно-технологического потенциала региона. Методологической базой исследования послужил комплексный подход, включающий ряд методов: анализ, синтез, исторический и контент-анализ. Научная новизна настоящего исследования состоит в уточнении понятия научно-технологического потенциала региона, а также в разработке системы показателей для оценки его эффективности и авторской методики для этой оценки. Уточнено определение научно-технологического потенциала региона как совокупности кадровых и иных ресурсов, инфраструктурного обеспечения, наилучших результатов в сфере научной, инновационной, технической и технологической деятельности региона, изменяющихся в территориальном пространстве и во времени с целью повышения устойчивого развития, конкурентоспособности региона и достижения его стратегических целей. Определена система показателей оценки эффективности научно-технологического потенциала региона, объединенная в четыре группы: кадровое обеспечение, ресурсное обеспечение, инфраструктурное обеспечение, научная, технологическая, техническая и инновационная деятельности региона. Сформирован поэтапный алгоритм реализации авторской методики расчета индекса эффективности научно-технологического потенциала региона. Представленное исследование является необходимым этапом для постановки и последующего решения народнохозяйственных задач – оценки результативности научно-технологического потенциала региона и разработки региональной политики научно-технологического развития.
Инфраструктурный потенциал инновационной экосистемы региона становится определяющим фактором экономического роста и технологического развития территорий в условиях жесточайшей межрегиональной конкуренции как внутри страны, так и на международном уровне. Реализация стратегий «умной» специализации регионов, направленных на повышение инновационной восприимчивости территорий, снижение инновационной резистентности, преодоление «эффекта колеи», повышение абсорбционной способности территорий в сфере инноваций, актуализирует задачу поиска оптимального методологического инструментария для оценки инфраструктурного потенциала инновационных экосистем. Целью настоящего исследования является систематизация теоретических моделей и методических подходов к оценке инфраструктурного потенциала инновационной экосистемы региона, выявление проблем и определение направлений совершенствования методик. Проведенный обзор методик оценки инфраструктурного потенциала выявил их значительное разнообразие: результатный подход с учетом трансакционных издержек, анализ производственных функций и корреляционных связей, интегральные индексы, матричный метод и специализированные индикаторы цифровой трансформации. Особую ценность представляет экосистемная парадигма, рассматривающая инновационную инфраструктуру как открытую систему взаимозависимых агентов, совместно генерирующих, распространяющих и коммерциализирующих инновации на основе «умной» специализации. Выделены ключевые проблемы современных методик: терминологическая неоднозначность, абстрактность, слабая практическая апробация, недостаточный учет интегральных эффектов и качественных характеристик инфраструктурного потенциала региональных инновационных экосистем. Определены перспективные направления совершенствования методологии оценки инфраструктурного потенциала инновационной экосистемы региона: создание единой терминологической базы, разработка комплексного подхода с интеграцией количественных и качественных методов, учет современных технологических трендов и адаптация передовых международных практик к российским условиям. Результаты исследования представляют интерес для федеральных, региональных и местных органов власти в рамках формирования и реализации инновационной политики и преодоления территориальной дифференциации регионов с различной институциональной плотностью инновационной среды.
Разработан и апробирован метод, связанный с совершенствованием инструментария оценки эффективности транспортной инфраструктуры, позволяющий адекватно оценивать экономическую эффективность различных вариантов технических решений с учетом их жизненного цикла и эксплуатационных условий. Методология исследования основывается на экономическом анализе, включающем расчет стоимости жизненного цикла. Для сравнения вариантов технических решений использованы показатели капитальных затрат, текущих расходов, рисков и сроков службы конструкций. Результаты исследования показывают, что предлагаемый метод оценки может применяться в дополнение или вместо традиционного подхода, а также позволяет производить сравнение вариантов технических решений. Применение результатов работы возможно при проектировании новых и реконструкции существующих объектов транспортной инфраструктуры, в частности железнодорожных линий, и выборе оптимальных решений для различных эксплуатационных условий. Метод также применим для оценки инновационных инфраструктурных решений. Перспективы исследования связаны с интеграцией предложенного подхода в общую методологию анализа экономически значимых тенденций развития транспортной (в том числе железнодорожной) инфраструктуры, а также с дополнением предложенного метода анализом чувствительности по ключевым параметрам исходных данных. Настоящее исследование подчеркивает значимость комплексного подхода к оценке эффективности транспортной инфраструктуры, учитывающего как экономические, так и технико-эксплуатационные параметры инфраструктурных решений.
В современном мире одной из ключевых целей развитых стран является достижение технологического суверенитета, которое возможно при эффективном государственном финансовом стимулировании проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР). Целью настоящего исследования является оценка инструментов государственного финансового стимулирования проведения НИОКР в контексте достижения технологического суверенитета страны, а также разработка рекомендаций по их совершенствованию. Выполнена оценка общемировых тенденций финансового обеспечения проведения НИОКР, проанализирована динамика общемировых расходов на их проведение, представлен рейтинг стран по объемам финансирования НИОКР, рассмотрены основные зарубежные и отечественные финансовые инструменты государственного стимулирования (гранты, субсидии, венчурное финансирование, государственные гарантии, льготное кредитование, налоговые льготы, государственные закупки НИОКР). Предложены рекомендации (в том числе на основе имплементации лучших зарубежных практик) по проведению дополнительных мероприятий, способных обеспечить достижение технологического суверенитета через финансовое обеспечение проведения НИОКР. Подчеркнута значимость государственного финансового стимулирования проведения НИОКР в целях обеспечения технологического суверенитета.
Издательство
- Издательство
- Государственный университет управления
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Рязанский просп., 99, стр. 1
- Юр. адрес
- 109542, г Москва, р-н Выхино-Жулебино, Рязанский пр-кт, д 99
- ФИО
- Строев Владимир Витальевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- inf@guu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 3778914
- Сайт
- https://guu.ru