Статья: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА ПОЧВОГРУНТОВ НА УЧАСТКЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ БУГРИСТОГО ТОРФЯНИКА АВТОДОРОГОЙ НА ЮГЕ БОЛЬШЕЗЕМЕЛЬСКОЙ ТУНДРЫ (2020)

Читать онлайн

Исследованы особенности современного температурного режима антропогенно-трансформированных и ненарушенных многолетнемерзлых почвогрунтов на участке пересечения бугристого болота автодорогой Усинск-Харьяга с частично разрушенным цементно-бетонным покрытием. Для оценки характера температурного режима почвогрунтов исследования проводили на южном пределе криолитозоны в Большеземельской тундре в период относительно высоких температур воздуха (2015-2018 гг.). Для измерений температуры почвогрунтов бугристого болота и придорожного понижения пробурили две 10-метровые термоскважины. При исследовании температурной динамики тела дорожной насыпи в качестве ее модели использовали сходную по основным характеристикам насыпную песчаную площадку высотой 5 м. Исследования показали, что строительство насыпной автодороги на южном пределе европейского Северо-Востока России способствует существенной дифференциации температурных условий антропогенно-трансформированных почвогрунтов. Нарушение условий строительства и дальнейшая эксплуатация автодороги в условиях продолжающегося климатического потепления привели к значительному повышению температуры почвогрунтов и частичному разрушению дорожного полотна.

The study investigates characteristics of the present-day temperature regime of anthropogenically transformed and virgin permafrost-affected soils of the peat plateau at a location crossed by the Usinsk-Kharyaga higway with its concrete surface partially destroyed. To assess the specifics of soil temperature regime, the research was carried out in 2015-2018 at the southern limit of permafrost in the Bolshezemelskaya tundra during periods of relatively high air temperatures. Soil temperatures of the peat plateau and a roadside hollow were measured in two 10-meter thermal boreholes. To study the temperature dynamics of the roadway embankment, a 5-meter high site backfilled with stockpiled sand with rather similar basic characteristics, was used as its model. Results of the study have revealed that construction of a road embankment on the southern permafrost limit in the Russian European Northeast entails a significant temperature differentiation of anthropogenically transformed soils. Violations of building codes and further road operation under ongoing climate warming have led to a significant soil temperature increase and partial roadbed destruction.

Ключевые фразы: температурный режим почвогрунтов, автодорога, бугристое болото, изменение климата, много летнемерзлые породы, soil temperature regime, road, peat plateau, climate change, permafrost
Автор (ы): Каверин Дмитрий Александрович, Пастухов Александр Валерьевич, Новаковский Александр Борисович
Журнал: КРИОСФЕРА ЗЕМЛИ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
551.525.5. Постоянно замерзшая почва
Для цитирования:
КАВЕРИН Д. А., ПАСТУХОВ А. В., НОВАКОВСКИЙ А. Б. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА ПОЧВОГРУНТОВ НА УЧАСТКЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ БУГРИСТОГО ТОРФЯНИКА АВТОДОРОГОЙ НА ЮГЕ БОЛЬШЕЗЕМЕЛЬСКОЙ ТУНДРЫ // КРИОСФЕРА ЗЕМЛИ. 2020. ТОМ 24, № 1
Текстовый фрагмент статьи