Современные произведения детективного жанра в литературах народов России, с одной стороны, продолжает традиции родных литератур, транслируя и раскрывая элементы национальной культуры, быта, верований, с другой стороны, русскоязычное творчество значительно расширяет читательскую аудиторию, а сами произведения соответствуют современным тенденциям российской литературы (прием визуализации, сценарная природа текста, использование социальных сетей и т. д.). В данном контексте в центре нашего научного внимания детективные романы современных русскоязычных писателей: «До февраля» (2023) татарского писателя Ш. Ш. Идиатуллина и «Холодные глаза» (2022) аварского писателя И. И. Ханипаева, в которых обнаруживаются как художественные черты современной литературы (историзм, фотографичность, визуализация и т. д.), так и элементы национальной культуры, религии, менталитета народов Российской Федерации, а также поднимаются острые вопросы современности национальной культуры (незнание языков, плохое знание этнокультурных, конфессиональных особенностей и национально-культурной специфики и др.).
Идентификаторы и классификаторы
Текст романа наполнен и описаниями ощущений различного типа: зрительными картинами, звуками, запахами, которые вызывают воспоминания и предчувствия. Активно задействует автор такие свойства художественного текста, как ретроспекция (возврат к фактам, излагавшимся ранее в тексте): «Мужчина стер текст и перешел в режим ожидания. Он умел ждать, отслеживать перемены и использовать обстоятельства. В этом отношении за четырнадцать лет ничего не изменилось. Он и сам не слишком изменился с тех пор, хотя даже Наташа, которая до сих пор время от времени видела его в кошмарных снах, вряд ли узнала бы его. Ведь видела она только черное худи, которое убийца ее матери с тех пор не носил» [12, с. 37] и проспекция (информация о том, что будет происходить в будущем, в последующих частях текста, помогающие обратить внимание не только на результатах, но и на их причинах): «Он строго посмотрел на трубку и опустил ее на рычаги. На о́ кна вокруг дверного тамбура он не смотрел. И даже если бы смотрел, не увидел бы, конечно, сквозь отражающее холл стекло человека в темной одежде, неторопливо переходящего улицу и хромающего все заметнее по мере приближения ко входу. И уж тем более не разглядел бы, как человек в такт шагам потряхивает правой рукой в белой строительной перчатке, и между пальцами через раз высовывается черенок чайной ложки, заточенный, как клинок» [12, с. 58].
Список литературы
1. Гучетль З. Х., Жажиева Р. С. Парадигмы адыгейского детективного жанра // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2013. № 4. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2013.4/2810/guchetl2013_4.pdf (дата обращения: 09.11.2024).
2. Ашурбеков А. А. Система персонажей повести Г. Алимурадова “След преступника” // Известия ДГПУ Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 3 (32). C. 21-25.
3. Галиуллин Р. Р. Эволюция детектива в татарской литературе: дис.. канд. филол. наук. Казань, 2007. EDN: NOMPMN
4. Колядич Т. М. Современная национальная русскоязычная литература в литературном контексте XXI века (на примере творчества русскоязычных писателей Республики Татарстан) // Наука и школа. 2019. № 3. С. 23-30. EDN: RBNYYF
5. Аминева В. Р., Нагуманова Э. Ф., Хабибуллина А. З. Марийская мифология и “поэтика необычайного” в романе Ш. Идиатуллина “Последнее время” // Вестник угроведения. 2024. Т. 14, № 2 (57). С. 219-229. EDN: JWVWYQ
6. Шаряфетдинов Р. Х., Сафина Л. М. Образ ребенка в романе “Убыр” Ш. Идиатуллина // Мировая словесность для детей и о детях. Вып. 27. С. 69-74.
7. Набиуллина А. Н. Феномен транскультурации в современной русскоязычной прозе (на материале произведений И. Абузярова, Г. Яхиной, Ш. Идиатуллина, А. Хаирова): дис.. канд. филол. наук. Казань, 2023. 211 с. EDN: FDZRVN
8. Сырысева Д. Ю. Магический реализм в русскоязычной прозе современных татарских писателей: дис.. канд. филол. наук. М., 2023. 283 с. EDN: NGFENP
9. Колядич Т. М. Мотивы преступления, вины и наказания в романе Ш. Идиатуллина “Город Брежнев” // Вестник РУДН. Сер.: Литературоведение, журналистика. 2018. Т. 23, № 3. С. 284-292. DOI: 10.22363/2312-9220-2018-23-3-284-292
10. Колядич Т. М. Картина мира в романах Ш. Идиатуллина “Город Брежнев” и “Улица Ленина” // Наука и школа. 2020. № 6. С. 11-19. EDN: PJLOFW
11. Мартьянова И. А. Кинематографичность литературного текста (на материале современной русской прозы) // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2017. № 1. С. 136-141.
12. Идиатуллин Ш. Ш. До февраля. М.: Редакция Елены Шубиной, 2023. 506 с.
13. Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. 608 с.
14. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М., 2000. Т. 1. 672 с.
15. Алтынбаева Г. М. Художественное и документальное в прозе поколения “тридцатилетних” // Филология и культура. 2023. № 2 (72). С. 104-110.
16. Битокова М. В. Ислам Ханипаев: игра в классики и жанровые эксперименты // Парадигма современной гуманитарной науки и образования: традиции и перспективы: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Нальчик, 01-30 ноября 2023. Нальчик, 2024. С. 109-112. EDN: DRITLL
17. Леднева Д. Посмотреть в глаза и увидеть правду // Знамя. 2023. № 9. URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2023/9/posmotret-v-glaza-i-uvidet-pravdu.html (дата обращения: 08.01.2024).
18. Ханипаев И. И. Холодные глаза. М.: Альпина нон-фикшн, 2022. 512 с.
19. Галимуллина А. Ф. Поэтика вещи в творчестве современных татарских поэтов как воплощение национального культурного кода // Бюлл. Калмыцкого науч. центра РАН. 2024. № 1. С. 209-221.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Сферы культуры и журналистики традиционно объединяли людей, для которых среди главных задач были отражение действительности и возможность самореализации. Одним из способов мотивации работников творческого труда являются профессиональные конкурсы. В настоящее время наблюдается рост популярности таковых для медиаспециалистов, задействованных в сфере культуры. Конкурсы играют важную роль в развитии и улучшении состояния культуры и журналистики, выявлении талантливых и перспективных специалистов, дополнительно стимулируют креативность, инновации и профессионализм, а также способствуют обмену опытом и знаниями. В статье предпринимается попытка продемонстрировать на примере двух масштабных конкурсов, что их результаты не только имеют узкопрофессиональную значимость, но и важны для граждан и государства в целом и отражают положительные изменения в сознании общества.
В статье рассматривается роль больших языковых моделей (БЯМ) в развитии современных медиакоммуникаций, а также на основе отечественного и зарубежного опыта анализируются примеры их внедрения. Выделяется пять основных функций БЯМ: изменения в образовательной сфере и методологии поиска информации, модификация роли человека в создании медиатекста, воздействие на рынок труда и влияние на языковое устройство. Внедрение БЯМ повышает эффективность процессов, связанных с созданием медиаконтента, и тем самым стимулирует переосмысление традиционных подходов к работе в медиасфере. Но эффективное применение БЯМ требует соответствующих компетенций и навыков, а также понимания их ограничений и потенциала. На текущем этапе развития технологии основными сферами применения БЯМ являются обработка информации и генерация типовых текстов, однако их потенциал еще предстоит полностью раскрыть.
Статья посвящена «маленькой поэме» С. А. Есенина «Мой путь». Отличительная черта художественной автобиографии писателя - соотношение правды и вымысла, то есть документального и художественного начал, что в полной мере являет поэтическая биография Есенина: в ретроспективном повествовании лирический герой подводит итоги прожитому, прослеживая основные этапы жизненного пути и становления своей творческой личности. Анализируется история создания «маленькой поэмы», вписанной в общий контекст творчества поэта. Общий замысел переоценки прошедшего и обдумывания новой жизни, а также явное композиционное и стилевое сходство объединяют поэму с «Русью уходящей», «Русью бесприютной» и другими произведениями поэта. Концепция пути как возвращения стала формой выражения самых сокровенных раздумий и переживаний Есенина, в том числе и в его поэтической биографии. Если мотив возвращения на родину в некоторых произведениях поэта связан с образом собаки, то здесь - с образом кобылы. В финальных строках мотив возвращения на родину связывается с надеждой на вдохновение и обновление.
Цель работы - выявить типологические свойства героя предвоенного поколения, представленного в повестях «Двое на камне» Л. Д. Ржевского и «До свидания, мальчики!» Б. И. Балтера. Научная новизна исследования состоит в отсутствии сопоставительного анализа данного типа героя в прозе советских авторов и эмигрантов второй волны. В результате установлено, что, несмотря на имевшиеся идеологические расхождения между авторами, герой предвоенного поколения у Л. Д. Ржевского и Б. И. Балтера обладает целым рядом сходных черт (ощущение свободы и преодоление попыток ее ограничения; удивительно обостренное восприятие времени; стремление к правде и повышенная ранимость в личных отношениях). Несходство судеб главных героев (лагеря Ди-Пи у Ржевского, война и послевоенные реалии СССР) не отменяет внутреннего родства, что подтверждает тезис о внутреннем единстве русской советской и русской зарубежной литературы, что выводит на знаковую для современного литературоведения проблему поиска аксиологических констант, обеспечивавших единство русской литературы вопреки идеологическим и политическим потрясениям XX в.
Статья посвящена важному явлению американской литературы середины XX в. - исповедальной поэзии. В центре внимания находится становление поэтической школы. Прослеживается предваряющий контекст, предшествовавший появлению школы. Рассматриваются творческие пути Роберта Лоуэлла, объединившего бостонских поэтов, в том числе Сильвии Плат и Энн Секстон.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011