В начале 1930-х гг. окончательно утверждается культурная политика мексиканского государства по отношению к сельскому населению и определяются главные инструменты консолидации постреволюционного государства. Первоочередной задачей в постреволюционной Мексике было проведение широкомасштабной образовательной реформы среди сельского индейского населения. В статье рассмотрены ключевые пункты проекта сельских школ в Мексике в 1930-е гг. и особенности его практической реализации в штате Юкатан. Исследование этого вопроса оказалось возможным благодаря широкому привлечению архивных материалов, составляющих фонд Департамента сельских школ Исторического архива Министерства народного образования Мексики, в частности методических работ, написанных для помощи учителям-миссионерам, отчетов школьных инспекторов и директоров сельских школ. Анализ делопроизводственных документов Министерства народного образования показал несоответствие между ожиданием от образовательной реформы как части стратегии по интеграции индейского населения и ее практическими результатами. Исследование образовательной политики постреволюционного мексиканского правительства в штате Юкатан позволило сделать вывод о пассивном сопротивлении сельского населения новым социокультурным элементам в деревне, а также понять особенности взаимодействия различных уровней власти в регионе в области образовательной политики.
Идентификаторы и классификаторы
Мексиканская революция, помимо важных политических трансформаций, привнесла с собой идею создания системы образования, доступного не только городскому населению, которое на момент переписи 1910 г. составляло чуть более 17%2, а призванного стать главным инструментом интеграции многочисленных индейских групп в единое национальное мексиканское пространство.
К 1930 г. назрела очередная реформа индейского образования в стране, так как постреволюционный «образовательный крестовый поход» не принес желаемых результатов, и многочисленные группы индейского населения по-прежнему сохраняли маргинальный статус. В этот период времени происходит трансформация понятия «индейская проблема» в «сельскую проблему», что положило начало проекту мексиканской «сельской школы».
Список литературы
1. Ершова 2017 - Ершова Г.Г. Поиск идентичности современными общинами майя: возвращение к истокам? // Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения”. 2017. № 4-2. С. 255-265. EDN: YKYRCN
2. Ершова 2019 - Ершова Г.Г. Феномен культурной революции: к постановке проблемы // Стены и мосты VII: Междисциплинарность: что от историка требует, что дает и чего лишает? Сб. трудов Международной научной конференции, Москва, 24-25 мая 2018 года. М.: РГГУ, 2019. С. 56-73. EDN: EDJIAZ
3. Молодчикова 2021 - Молодчикова Т.С. Индейское образование как национальный проект в Мексике в 1910-1920-е гг. // История и архивы. 2021. № 3. С. 87-96. EDN: TAZZGO
4. Шахнович 2015 - Шахнович М.М. Культурная революция в СССР и наука о религии // Религиоведение. 2015. № 3. С. 127-135. EDN: UNTITF
5. Castillo Cocom 2004 - Castillo Cocom J., Castañeda Quetzil E. Estrategias Identitarias: Educación y la antropología histórica en Yucatán. Mérida, México: Universidad Pedagógica Nacional, 2004. 293 p.
6. Guevara Niebla 1985 - Guevara Niebla G. La educación socialista en México (1934-1945). México: El Caballito, 1985. 159 p.
7. Loyo Bravo 1999 - Loyo Bravo E. Los centros de educación indígena y su papelen el medio rural (1930-1940) // Educación rural e indígena en Iberoamérica. México: El Colegio de México, 1999. 316 p.
8. Mendoza Ramírez 2008 - Mendoza Ramírez M. Historia de la educación rural en Yucatán (1915-1940) // Escuela y proceso cultural: Ensayos sobre el Sistema de educación formal dirigido a los mayas. México: CIESAS, 2008. P. 21-55.
9. Mendoza Ramírez 2014 - Mendoza Ramírez M. Las misiones culturales y la escuela rural en Quintana Roo, 1927-1934. México: CIESAS, 2014. 160 p.
10. Saénz 1981 - Sáenz M. México íntegro. México: SEP, 1981. 125 p.
11. Raby 1968 - Raby L.D. Los maestros rurales y los conflictos sociales en México (1931-1940) // Historia Mexicana. 1968. No. 70. P. 190-226.
12. Rockwell 2007 - Rockwell E. Hacer Escuela, hacer Estado. La educación posrevolucionaria vista desde Tlaxcala. Zamora. Michoacán: CIESAS, 2007. 406 p.
13. Quintanilla, Vaughan 1997 - Quintanilla S., Vaughan M.K. Escuela y sociedad en el período cardenista. México: FCE, 1997. 281 p.
14. Vaughan 2000 - Vaughan M.K. La política cultural en la revolución. Maestros, campesinos y escuelas en México, 1930-1940. México: Fondo de Cultura Económica, 2000. 405 p.
15. Redfield 1968 - Redfield R. Yucatán. Una cultura y transición. México: Fondo de Cultura Económica, 1968. 485 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируются некоторые личные фонды ученых и изобретателей, деятелей просвещения, хранящихся в Национальном архиве Узбекистана; ставится вопрос о месте и роли фондов личного происхождения как архивных исторических источников. Выделяются вопросы, связанные с хранящимися в Национальном архиве Узбекистана фондами крупных ученых, деятелей науки, техники, просвещения; дается краткая характеристика целого ряда фондов, в том числе ученых в области естественных и точных наук, медицины; специалистов в области историко-филологических наук и в целом социально-гуманитарного профиля, в том числе историков и археографов, библиотековедов. Обращается внимание на некоторые фонды: Ф.М. Мауэра, Е.К. Бетгера или более изученные фонды: академика Р.Р. Шредера, А.Х. Бабаходжаева и ряд других, в том числе семейные. Особо выделено наличие фондов, отражающих создание и испытание в Ташкенте первой электронной системы телевидения в 1928 г. - авторов так называемого телефота и участников его испытаний Б.П. Грабовского, К.К. Сливицкого, Азиза Ниалло (А.В. Станишевского), а также личных фондов крупных ученых-историков: Л.В. Гентшке, А.П. Савицкого, Г.В. Парфенова и др. Целью настоящей статьи является привлечение внимания ученых-историков к использованию огромного и интересного исторического материала по истории науки и техники в Узбекистане, находящегося в личных фондах видных ученых, хранящихся в Национальном архиве Узбекистане.
Статья посвящена результатам исследования документов фонда № 3 Государственного архива Республики Бурятия «Балаганская Степная дума», основного источника по истории местного самоуправления балаганских бурят в XIX в. Трехступенчатая система органов местного самоуправления бурят (Степные думы - инородные управы - родовые управления) была учреждена согласно Уставу об управлении инородцев 1822 г. М.М. Сперанского. Устав предусматривал создание указанной системы у кочевых народов: бурят, якутов, тунгусов и хакасов. Балаганская Степная дума была одной из 12 бурятских Степных дум, при этом крупнейшей по численности в Иркутской губернии. Балаганские буряты представляли собой сложную этническую группу, в которую входили булагатские и икинатские роды. Фонд Балаганской Степной думы, который состоит из 2063 дел за 1809-1903 гг., в полной мере отражает историю балаганских бурят за XIX в. В статье кратко рассказана история Балаганской Степной думы, как органа местного самоуправления балаганских бурят, а также речь идет об источниках по истории Балаганского ведомства, об истории фонда, видовом разнообразии документов, которые хранятся в Государственном архиве Республики Бурятия.
В соответствии с федеральным законодательством и поручением Правительства Российской Федерации Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществил разработку перечня документов, образующихся в процессе деятельности данного министерства и подведомственных организаций1. В настоящей статье раскрыты подходы к составлению проекта данного перечня документов. Показан процесс применения действующего законодательства, регулирующего деятельность образовательных организаций высшего образования и научных организаций для составления данного перечня. В качестве основных методов исследования были использованы исторический и сравнительный методы, формально-юридический метод. Приведен исторический обзор принятия подобных перечней документов в СССР и России. Рассмотрена практика составления перечней в некоторых странах СНГ. Формально-юридический метод использовался для иллюстрации связи между содержанием нормативных правовых норм действующего законодательства с документами, которые включаются в разрабатываемый проект перечня документов. В качестве результатов дискуссии продемонстрированы научно-методические подходы к формированию раздела перечня документов, связанного с осуществлением образовательной деятельности. Результаты дискуссии использованы при создании проекта перечня документов и могут быть использованы при составлении номенклатуры дел конкретных подведомственных организаций.
Архивоведение научно-технической документации традиционно рассматривается в научных и методических работах, а также учебных курсах в равноправной части общего архивоведения. Но в то же время само определение термина «научно-техническая документация» на настоящий момент не закреплено в нормативных документах, в историографии, а также в терминологических стандартах мы наблюдаем различные трактовки этого термина. Очевидно, основной проблемой при определении термина «научно-техническая документация» является ее надсистемный характер, а также разнозначное употребление в различных областях науки. Характерно, что в различных методических документах и проектах нормативных актов в это понятие включаются разные системы документации. В то же время сейчас активно используются термины «научно-технический документ», «электронный научно-технический документ». В статье анализируются вопросы терминологии архивоведения научно-технической документации. Основным вопросом, который рассматривает автор, является определение терминов «научно-техническая документация» и «электронный научно-технический документ». В статье проанализирована история использования терминов, их историография. Также рассматриваются вопросы соотношения управленческой документации и научно-технической документации. Автором статьи сформулированы и обоснованы определения терминов «научно-техническая документация», «научно-технический документ», «электронный научно-технический документ».
В статье рассматривается проблема формирования системы местных архивов России на примере функционирования районных (городских) архивов Свердловской области в 1934-1991 гг. Предметом исследования является сеть архивов низового уровня Среднего Урала. На основе историко-институционального подхода предпринимается попытка реконструировать государственную политику в сфере архивного дела. В статье дан комплексный анализ архивной политики, институциональной системы управления местными архивами и направлений деятельности, динамики численности архивных учреждений. Отдельно рассматривается особая роль отделений и филиалов в региональных архивных системах. Последовательно раскрываются этапы создания архивной сети: поиск модели местной архивной системы в Советской России, ее реализация (1919-1934 гг.), начало организации местных архивов в Свердловской области (1934-1938 гг.), подчинение архивов НКВД-МВД (1939-1956 гг.) и их переподчинение районным исполкомам (1956-1991 гг.). В заключении делается вывод об особенностях информационной культуры в СССР, основных принципах советской архивной системы и противоречивых тенденциях в развитии базового элемента отечественной архивной системы. Работа выполнена на основе документов Государственного архива Свердловской области.
В статье рассматриваются основные публикации 2011- 2020 гг., размещенные в журналах «Отечественные архивы» и «Вестник архивиста», касающиеся проблем хранения электронных архивных документов, их поступления на государственное хранение, а также посвященные опыту практической работы архивных учреждений в сфере электронных документов. На основе историографического материала выявлены магистральные направления, обсуждаемые в профессиональном сообществе на страницах указанных журналов. В период с 2011 по 2014 г. активно обсуждались вопросы создания цифрового фонда пользования архивных документов и оцифровки архивных документов в целом. Теоретические аспекты управления электронными документами изучались авторами на страницах периодической печати в 2014-2015 гг. В период с 2016 по 2020 г. ключевыми темами теории электронных документов являлись проблемы создания электронного справочного аппарата, а также проблемы обеспечения сохранности электронных документов. Проведенный анализ статей позволил сделать выводы о закономерности развития архивоведческой мысли в направлении теоретической и практической разработки проблем комплектования и хранения электронных документов и соотнести периодичность публикаций в указанных журналах с изданием ключевых нормативных и методических документов в сфере архивного дела и делопроизводства.
Статья посвящена оценке значения мемуаров как источника по истории Русской православной церкви в 1918- 1921 гг. В условиях Гражданской войны те источники, которые представляются более «объективными» по сравнению с источниками личного происхождения, отчасти теряют свое значение. Нормативные документы зачастую представляли из себя «декларацию о намерениях», и реальная политика часто сильно отличалась от того, что было провозглашено в законах. Старая система делопроизводства была уничтожена вместе со старым государственным аппаратом, новая только начала создаваться, что не могло не сказаться на качестве отраженной в официальных документах информации. В этих условиях сведения, содержащиеся в источниках личного происхождения, приобретают особое значение. Они позволяют увидеть события глазами их непосредственных участников и очевидцев, понять их чувства и мотивы. Интерес представляют как воспоминания архиереев, священников и мирян, так и мемуары тех, кто осуществлял антирелигиозную политику. Сравнительный анализ различных нарративов в источниках личного происхождения и сопоставление данных воспоминаний с данными архивных документов позволяет уточнить важные детали истории Русской православной церкви в начале ХХ в. Воспоминания являются важным источником по истории гонений на верующих, позволяют получить важные данные о политической позиции Русской православной Церкви.
В статье рассматривается начальный этап формирования и становления государственной архивной службы в Нижегородской губернии, с момента создания в регионе должности губернского уполномоченного Главного управления архивным делом и назначения на нее председателя Нижегородской губернской ученой архивной комиссии Александра Яковлевича Садовского до начала 1924 г., когда службу возглавил далекий от архивной работы, но амбициозный и энергичный Николай Семенович Бурмистров. Первым архивистам приходилось налаживать работу в весьма непростых условиях: отсутствие пригодных, отапливаемых, охраняемых помещений, из-за чего полноценно работать можно было только в теплое время года; вызванные дефицитом и дороговизной бумаги частые погромы архивохранилищ, нередко сопровождавшиеся пожарами; крайне низкий уровень оплаты труда и постоянные задержки выплат, скудный паек, бытовая неустроенность и как следствие - «текучесть кадров»; нежелание вновь создаваемых советских учреждений сотрудничать с архивами и передавать на государственное хранение ведомственные архивы бывших учреждений и многое другое. Однако, несмотря ни на что, нижегородским архивистам удалось обеспечить сохранность историко-документального наследия родного края и создать благоприятные условия для становления и дальнейшего развития отрасли.
На основе изучения архивных материалов (в первую очередь из фондов князей Юсуповых) в данной статье рассматривается проблема реализации крупнейшими землевладельцами Российской империи в 1890-1914 гг. своего права на недра в целях увеличения доходности своих имений. Как выясняется, эта экономическая стратегия была характерна не только для небольшой группы уральских собственников, но и для многих других титулованных аристократов, чьи владения находились в центральных губерниях и особенно в областях Юга России (Донбасс и Кавказ), где были обнаружены огромные запасы минерального сырья. Анализ соответствующих источников показывает, какие значительные возможности увеличения доходов предоставляли залежи угля и нефти и, самое главное, инициативность и экономический прагматизм частных земельных собственников в организации добывающего производства. Как правило, большинству аристократов удавалось за счет минимальных организационных усилий сразу резко увеличивать свои денежные поступления. Но в дальнейшем с расширением и усложнением добывающего производства землевладельцы сталкивались с недостатком свободных средств. Выход из этой ситуации виделся в продаже своих земель или в акционировании предприятия, что гарантировало аристократам определенный дивиденд с прибыли, но передавало большую часть капитала и доходов имения в руки промышленных или банковских компаний. В любом случае вступление российской экономики в 1890-1914 гг. в «индустриальный» период оказалось для крупнейших землевладельцев крайне выгодным, не только с точки зрения развития их сельскохозяйственных имений, но и в плане диверсификации своего хозяйства, в том числе за счет активной эксплуатации источников минерального сырья.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/