Статья: ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ: ОПЫТ, ВОСПРИЯТИЕ, РИСКИ (2025)

Читать онлайн

Статья посвящена анализу гражданской идентичности студенческой молодёжи в условиях современной социокультурной трансформации. Особое внимание уделено студентам педагогических вузов как будущим трансляторам ценностей и смыслов. Эмпирическая база включает массовый опрос (n = 1600), серию глубинных интервью с респондентами (n = 60) и опрос экспертов (n = 12). Анкета охватывала блоки, связанные с самоидентификацией, восприятием символического пространства, гражданскими практиками, ценностными ориентациями и ощущением социальной справедливости.

Выявлено преобладание формальной идентификации с гражданством и наличие позитивного эмоционального отношения к стране. Вместе с тем, за устойчивыми показателями прослеживаются внутренние колебания, критическая дистанция, фрагментарность идентификационных стратегий и высокая чувствительность к опыту несправедливости. Интервью с респондентами и экспертами позволяют говорить о формировании гражданской идентичности студентов в условиях ценностной гибридности – с пересечением коллективистских и индивидуалистических установок, локальной укоренённости и ориентации на глобальные горизонты.

Обнаружено, что на процесс идентификации влияет не столько официальная риторика, сколько качество символической среды, повседневный опыт и доступ к включённым практикам.

Результаты исследования позволяют уточнить специфику гражданской идентичности студенческой молодёжи, обозначить риски и ресурсы её формирования, а также подчеркнуть значимость образовательной среды как пространства символического и ценностного взаимодействия.

Ключевые фразы: гражданская идентичность, ценности, СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ, ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ, ВОЛОНТЕРСТВО, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, идентификационные стратегии, воспитательный процесс
Автор (ы): Брюно Виктория Владимировна
Журнал: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.3. Социальная структура. Общество как социальная система.Личности и персональные характеристики могут быть обозначены через -05 (табл.Ik)
Префикс DOI
10.24412/2220-2404-2025-4-5
Для цитирования:
БРЮНО В. В. ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ: ОПЫТ, ВОСПРИЯТИЕ, РИСКИ // ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2025. №4
Текстовый фрагмент статьи