Стратегическое противостояние с США и повышающаяся критичность структурных проблем в экономике заставляют Пекин активизировать реализацию национальных программ развития, главными из которых являются общее “великое возрождение китайской нации”, а также “всеобщее процветание” и “двойная циркуляция”. В статье рассматривается политика всеобщего процветания.
Идентификаторы и классификаторы
Внешняя и внутренняя среда становится все более неблагоприятной для КНР. Налицо обостряющееся соперничество с США, сложности на европейском направлении и неблагоприятные перспективы мировой экономики. Внутри страны растут дисбалансы. После COVID-19 не восстановилось конечное потребление домохозяйств – основной компонент предполагаемой модели развития на основе “двойной циркуляции”. На рынке недвижимости наблюдается снижение цен и объемов продаж, а также сокращение площадей земельных участков, передаваемых под застройку. Государственные инвестиции в основные фонды опережают частные. Высокая закредитованность госкорпораций и провинциальных властей при неблагоприятном стечении обстоятельств чревата долговым кризисом. если он распространится на всю финансовую сферу Китая, это поставит под вопрос достижение “второй столетней цели” – стать к 2049 г. державой, способной на равных конкурировать с США. Для решения возникших проблем выдвинут ряд общенациональных программ развития. В основе одной из них – идея всеобщего процветания.
Список литературы
1. 习近平. 扎实推动共同富裕. QSTHEORY, 15.10.2021.
Xi Jinping. Solidly Promote Common Prosperity. QSTHEORY, 15.10.2021. (In Chin.) Available at: http://www.qstheory.cn/dukan/qs/2021-10/15/c_1127959365.htm (accessed 02.06.2023).
2. Hofman B. Common Prosperity Did Not Fall from the Sky. Mercator Institute for China Studies, 05.10.2021. Available at: https://merics.org/en/comment/common-prosperity-did-not-fall-sky (accessed 02.07.2023).
3. Skidmore Z. China Merges Key Rare Earth Producers. Mining Technology, 23.12.2021. Available at: https://www.mining-technology.com/news/china-merges-rare-earth/ (accessed 02.07.2023).
4. Chu Daye. China Unveils State-Owned Logistics Giant to Improve Competitiveness Globally. Global Times, 06.12.2021. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202112/1240817.shtml (accessed 02.07.2023).
5. Luo Guoping, Walsh M. China Finalizes Merger of Two Largest State Chemical Firms, Creating Sinochem Holdings. Caixing Global, 10.05.2021. Available at: https://www.caixinglobal.com/2021-05-10/china-finalizes-merger-of-two-largest-state-chemical-firms-creating-sinochem-holdings-101709281.html (accessed 02.07.2023).
6. Yingzhi Yang, Cheng Leng, Pei Li, Yilei Sun, Munroe T. China Market Regulator Fines 12 Firms for Violating Anti-Monopoly Law. Reuters, 12.03.2021. Available at: https://finance.yahoo.com/news/china-market-regulator-fines-12-043547420.html (accessed 10.08.2023).
7. Zhong R. China Fines Alibaba $2.8 Billion in Landmark Antitrust Case. The New York Times, 01.09.2021. Available at: https://www.nytimes.com/2021/04/09/technology/china-alibaba-monopoly-fine.html (accessed 10.08.2023).
8. Stone Fish I. China’s Anti-Monopoly Crackdown Is Just an Excuse. Barron’s, 15.12.2021. Available at: https://www.barrons.com/articles/chinas-anti-monopoly-crackdown-is-just-an-excuse-51639513574 (accessed 10.08.2023).
9. Lau Y. China’s Big Tech Billionaires Increase Philanthropic Giving as Beijing Cracks down. Fortune, 07.08.2021. Available at: https://fortune.com/2021/08/06/china-big-tech-crackdown-billionaires-philanthropy-giving-donations/ (accessed 10.08.2023).
10. Yue Wang. China’s Tech Giants Are Giving Away Their Money to Avoid Beijing’s Wrath. Forbes, 26.08.2021. Available at: https://www.forbes.com/sites/ywang/2021/08/26/chinas-tech-giants-are-giving-away-their-money-to-avoid-beijings-wrath/?sh=51b136793485 (accessed 10.08.2023).
11. Qu T. China Tech Crackdown: Hangzhou Fines Top Influencer Viya a Record US$210 Million for Tax Evasion. SCMP, 20.12.2021. Available at: https://www.scmp.com/tech/policy/article/3160436/china-tech-crackdown-hangzhou-fines-top-influencer-viya-record-us210 (accessed 10.08.2023).
12. Wang O. China’s Tax Evaders to be “Severely Punished” as Beijing Pushes for “Common Prosperity”. SCMP, 31.12.2021. Available at: https://www.scmp.com/economy/china-economy/article/3161742/chinas-tax-evaders-be-severely-punished-beijing-pushes-common (accessed 10.08.2023).
13. Choi M. China Will Set Up a Property Tax Pilot Plan, Taking Small Steps after Years of Dithering to Tame Home Prices for Common Prosperity. SCMP, 23.10.2021. Available at: https://www.scmp.com/business/article/3153462/china-will-set-property-tax-pilot-plan-taking-small-steps-after-years?module=inline&pgtype=article (accessed 03.08.2023).
14. Tang F. Why China’s Property Tax Plan Is a Key Pillar in Its ‘Common Prosperity’ Drive. SCMP, 27.10.2021. Available at: https://www.scmp.com/economy/china-economy/article/3153886/why-chinas-property-tax-plan-key-pillar-its-common-prosperity?module=inline&pgtype=article (accessed 03.08.2023).
15. Cai J. Property Tax Concerns for China’s Homeowners, Buyers amid Xi Jinping’s Common Prosperity Drive. SCMP, 23.11.2021. Available at: https://www.scmp.com/economy/china-economy/article/3156951/property-tax-concerns-chinas-homeowners-buyers-amid-xi (accessed 03.08.2023).
16. Cai J., He Huifeng. China’s Property Tax Causing Sleepless Nights for Homeowners as Beijing Walks the “Tightrope”. SCMP, 27.11.2021. Available at: https://www.scmp.com/economy/china-economy/article/3157477/chinas-property-tax-causing-sleepless-nights-homeowners?module=series_page&pgtype=series&campagin=China’s%20property%20tax%20dilemma (accessed 03.08.2023).
17. Tang F. Will China’s Proposed Property Tax Be Big enough to Support Struggling Local Governments? SCMP, 02.11.2021. Available at: https://www.scmp.com/economy/china-economy/article/3154484/will-chinas-proposed-property-tax-be-big-enough-support?module=inline&pgtype=article (accessed 03.08.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Редакция представляет краткий отчет о проведении научно-практического семинара совместной серии Российского совета по международным делам (РСМД), Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им Е. М. Примакова РАН и журнала “Мировая экономика и международные отношения”, посвященного обсуждению глобального технологического развития и параметров лидерства в технологической сфере. В дискуссии приняли участие генеральный директор РСМД И. Н. Тимофеев, заместитель директора по научной работе ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД С. А. Афонцев, руководитель Отдела науки и инноваций ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. В. Данилин, заместитель директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России Е. С. Зиновьева, младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. Ю. Щедров, заведующая Сектором международных валютно-финансовых отношений ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Е. А. Сидорова, научный сотрудник Отдела науки и инноваций ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Э. П. Шавлай, помощник директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России Т. В. Исаева и программный менеджер РСМД А. Ю. Толстухина.
В статье исследуется широкое распространение термина “Американский Запад” (Мэй Сифан) в китайском академическом и медийном дискурсе на фоне ухудшения отношений между КНР и США. Анализ основан на репрезентативных данных и применении методов корпусной лингвистики. Для выявления частотности и семантических нюансов употребления термина “Американский Запад” использована авторитетная научная база China National Knowledge Infrastructure (CNKI). Рассматривая западный блок дифференцированно, китайские эксперты выделяют в нем группу стран, более тесно связанных с США. В рамках данной аналитической парадигмы в китайских публикациях отношения с США все реже рассматриваются как ключевой и относительно устойчивый элемент внешней политики КНР. В условиях хаотизации мировой системы важнейшим для Пекина становится вопрос о степени консолидации Запада на антикитайской основе. Автор приходит к выводу, что распространение термина связано с изменением восприятия угроз и задачами внутренней идеологической консолидации. Речь идет о попытке политического руководства донести до партии и китайского общества мысль о том, что Китай стоит перед более масштабным вызовом, чем усложнившиеся отношения с США. Нарратив об “Американском Западе” становится важным инструментом для мобилизации политической системы КНР в условиях обострения информационного противоборства.
На основании китайских документов и публикаций рассматривается эволюция подходов руководства КНР к тематике стратегического сдерживания с конца 2010-х годов, вылившаяся в начале 2020-х в существенные коррективы оборонной политики страны. Показаны основные изменения в документах по соответствующей тематике, прогнозируются возможные последствия этих изменений для количественного и качественного состава китайских сил стратегического сдерживания. Констатируется, что создаваемый в Китае силовой компонент системы стратегического сдерживания подтверждает ее нацеленность не только на защиту КНР от угрозы ядерного нападения, но и на предотвращение вмешательства США в затрагивающие интересы Китая конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Тайвань и Республика Корея - крупнейшие центры производства наиболее сложных полупроводниковых компонентов, от поставок которых зависят и США, и КНР. В рамках стратегии по развитию своей микроэлектронной отрасли Вашингтон стремится локализовать производство наиболее технологичных чипов на своей территории и одновременно отсечь Китай от передовых технологий в этой сфере. Пока США сталкиваются с финансовыми, технологическими и кадровыми проблемами, что предопределяет в том числе наступление нового этапа кооперации с Тайванем и РК.
Анализ политики санкций США в отношении Китая и России выявил существенные расхождения как в наборе используемых ограничительных мер, так в их количестве и жесткости применения. В случае ухудшения отношений США и КНР разница может быть нивелирована.
В статье рассмотрена эволюция политической стратегии США в отношении тайваньской проблемы. На протяжении нескольких десятилетий американский подход характеризовался “стратегической неопределенностью”, но в последнее время появились признаки более однозначной поддержки Тайваня. Вопрос о том, можно ли считать завершенной эпоху “стратегической неопределенности”, решается автором с помощью анализа изменений в американском внешнеполитическом механизме. Отмечается, что Конгресс США, начиная с периода президентства Дональда Трампа, не только выполняет традиционные для себя функции защитника демократического Тайваня от посягательств со стороны КНР, но и нейтрализует наиболее радикальные инициативы исполнительной власти, направленные на переход к “стратегической ясности” в отношениях с Китаем и Тайванем. Это свидетельствует о стремлении части законодателей отсрочить ликвидацию выгодной для США “стратегической неопределенности”, но уже предпринятые Соединенными Штатами шаги делают отказ от нее практически неизбежным.
В статье анализируется документ, определивший американскую политику в отношении Китая, - “Стратегический подход Соединенных Штатов к отношениям с Китайской Народной Республикой”. Исследуются политические принципы, заложенные в нем и отражающие фундаментальное представление американского истеблишмента о Китае и его стратегии. Предлагается их научное обоснование. Демонстрируется, каким образом следование этим принципам трансформировало американский подход к КНР.
Путь к открытому и зафиксированному в американских стратегических документах противостоянию США и КНР прошли очень быстро. Еще в Стратегии национальной безопасности 2015 г. администрация Б. Обамы приветствовала рост стабильного и процветающего Китая, несмотря на обострение торговых противоречий. Но разочарование уже нарастало, согласия среди американских политиков относительно страны, называемой партнером, не было, а экспертное сообщество Соединенных Штатов все чаще писало о китайской угрозе. В статье проанализирован этот путь - от декларируемого партнерства к нескрываемому противостоянию с точки зрения формирования и официального закрепления концепций и формулировок, описывающих двусторонние отношения. Рассмотрено, как идея противостояния развивалась в экспертном сообществе, обсуждалась в комитетах Сената и закреплялась в стратегиях национальной безопасности последних трех администраций.
Статья посвящена анализу сотрудничества России и Китая в контексте отношений двух стран с США. Ставится под сомнение точка зрения, согласно которой нынешнее сближение РФ и КНР вызвано охлаждением между этими государствами и Западом в XXI в. Аргументируется вывод о том, что стратегическое партнерство двух стран Евразии является результатом длительного процесса, начавшегося в 1980-х годах. Американо-китайское сближение на завершающем этапе холодной войны действительно подтолкнуло руководство СССР к поиску взаимопонимания с Китаем, однако это процесс в дальнейшем отнюдь не главным образом зависел от “американского фактора” - значимого, но не определяющего для российско-китайского сотрудничества.
Цифровое противостояние - конкуренция между США и КНР в сфере разработки, производства, использования и контроля за цифровыми продуктами и социальными сетями - приобретает все более острый характер. Администрация Дж. Байдена взяла курс на создание цифрового разрыва с Китаем, ограничивая доступ к американским инновациям и создавая антикитайский альянс в киберпространстве.
Статья посвящена исследованию режимов адаптации Соединенных Штатов Америки к изменениям в окружающей международной среде. В ситуации, когда “двойное сдерживание” Китая и России фактически становится организующей идеей американской внешней политики, а условия, при которых США в постбиполярный период представляли себя остальному миру в качестве ролевой модели либеральной демократии и рыночной экономики, подвергаются эрозии, американские элиты стремятся к удержанию за Вашингтоном гегемонистского положения в мировой системе. Автор рассматривает набирающую в США популярность теорию “адаптивного лидерства”, способы ее сопряжения с теорией адаптивного поведения Дж. Розенау, изучает характер такой адаптации в отдельных областях и предпринимает попытку ответить на вопрос, насколько реализуемые сегодня Соединенными Штатами меры адекватны для искомых ими целей.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru