“Политическая война” - это масштабное противостояние великих держав преимущественно в информационно-идейном поле. Рассматривая конфликт России и США последних лет с этого ракурса, автор анализирует структурные, практические и теоретические изменения, произошедшие в американской системе публичной дипломатии в 2022-2023 гг., и делает вывод о том, что Вашингтон выбрал оборонительную тактику не столько из-за неспособности перейти к наступлению, сколько исходя из опыта противостояния с СССР.
Идентификаторы и классификаторы
Дж. Кеннан, архитектор холодной войны, полагал, что концепция “политической войны”1 (political warfare/political war, POLWAR) подразумевает использование всех доступных государству средств, кроме непосредственно военных действий, для защиты национальных интересов [1]. Таким образом, “политическая война” – это понятие, прежде всего описывающее ситуацию, при которой одно государство противостоит другому, не находясь в состоянии прямого военного конфликта. Однако подразумевается, что от исхода этого противостояния зависит само его существование, не столько в материальной плоскости, сколько в институциональном и идейном измерениях. Противники в “политической войне” не обязательно стремятся уничтожить друг друга, скорее достижение национальных целей одного из них неизбежно наносит ущерб другому. Поскольку концепция “политической войны” формировалась в США в начале холодной войны, в ее основе лежал конфликт мировоззрений СССР и Соединенных Штатов.
Список литературы
1. Kennan G.F. The Inauguration of Organized Political Warfare [Redacted Version]. 30.04.1948. National Security Archive. Available at: https://nsarchive.gwu.edu/document/28654-document-10-policy-analysis-paper-state-department-policy-planning-staffcouncil (accessed 11.06.2023).
2. Smith P.A., Jr. On Political War. Washington, D.C., National Defense University Press, 1989. 279 p.
3. Артамонова У. Публичная дипломатия США “без лица” (кадровый кризис постбиполярной эпохи). Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 12, сс. 33-39. EDN: KAFGIB
Artamonova U. Faceless Leadership of American Public Diplomacy: HR Crisis in the Post-Bipolar Era. World Eсonomy and International Relations, 2021, vol. 65, no 12, pp. 33-39. (In Russ.) Available at: 10.20542/0131-2227-2021-65-12-33-39 (accessed 11.06.2023). DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-12-33-39(accessed11.06.2023) EDN: KAFGIB
4. Артамонова У.З. Реформа иновещания на фоне системного кризиса американской публичной дипломатии. Россия и Америка в XXI веке, 2020, вып. № 4. EDN: RTKBIX
Artamonova U.Z. International Broadcasting Reform in the Light of US Public Diplomacy Systemic Crisis. Russia and America in the 21st Century, 2020, iss. 4. (In Russ.) Available at: https://rusus.jes.su/s207054760013295-1-1/ (accessed 11.06.2023). EDN: RTKBIX
5. Klippenstein K. The government created a new disinformation office to oversee all the other ones. The Intercept, 05.05.2023. Available at: https://theintercept.com/2023/05/05/foreign-malign-influence-center-disinformation/ (accessed 11.06.2023).
6. Martin R. Sanctions against Russia - a timeline. S&P Global Market Intelligence, 30.05.2023. Available at: https://www.spglobal.com/marketintelligence/en/news-insights/latest-news-headlines/sanctions-against-russia-8211-a-timeline-69602559 (accessed 11.06.2023).
7. Бурлинова Н.В. Российские НПО-международники в системе публичной дипломатии России: типология, проблемы взаимодействия с государством и внешний образ в условиях санкций: Доклад № 81 / 2022. Москва, Российский совет по международным делам (РСМД), 2022. 38 с.
Burlinova N.V. Russian international NGOs within the Russian public diplomacy system: classification, issues related to interaction with the state and external image amidst sanctions: Report No. 81 / 2022. Moscow, Russian International Affairs Council (RIAC), 2022. 38 p. (In Russ.) Available at: https://russiancouncil.ru/papers/Russia-NGO-PublicDiplomacy-Report81.pdf (accessed 11.06.2023).
8. Gawthorpe A. Taking US Foreign Policy for the Middle Class Seriously. The Washington Quarterly, 2022, vol. 45, iss. 1, pp. 57-75. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/full/ (accessed 11.06.2023). DOI: 10.1080/0163660X.2022.2059143 EDN: GFJDEE
9. Pipa A.F., Bouchet M. Partnership among cities, states, and the federal government: Creating an office of subnational diplomacy at the US Department of State. Brookings Institution, 17.02.2021. Available at: https://www.brookings.edu/research/partnership-among-cities-states-and-the-federal-government-creating-an-office-of-subnational-diplomacy-at-the-us-department-of-state/ (accessed 11.06.2023).
10. Ahmed S., Wendy Cutler., Engel R., Gordon D., Harris J., Lute D., Price D.M., Smart C., Sullivan J., Tellis J.A., Wyler T. Making U.S. Foreign Policy Work Better for the Middle Class. The Carnegie Endowment for International Peace, 23.09.2020. Available at: https://carnegieendowment.org/2020/09/23/making-u.s.-foreign-policy-work-better-for-middle-class-pub-82728 (accessed 11.06.2023).
11. Cull N.J. The Tightrope to Tomorrow: Reputational Security, Collective Vision and the Future of Public Diplomacy. The Hague Journal of Diplomacy, 2019, vol. 14, iss. 1-2, pp. 21-35. Available at: 10.1163/1871191X-14011014 (accessed 11.06.2023). DOI: 10.1163/1871191X-14011014(accessed11.06.2023)
12. Cull N.J. From soft power to reputational security: rethinking public diplomacy and cultural diplomacy for a dangerous age. The Routledge Handbook of Diplomacy and Statecraft. McKercher B.J.C., ed. New York, Routledge, 2022, pp. 409-419. Available at: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit//soft-power-reputational-security-nicholas-cull (accessed 11.06.2023). DOI: 10.4324/9781003016625-41
13. Custer S. Reputational Security: The Imperative to Reinvest in America’s Strategic Communications Capabilities. AidData, Global Research Institute, William & Mary, 2022. 350 p. Available at: https://www.aiddata.org/publications/reputational-security-the-imperative-to-reinvest-in-americas-strategic-communications-capabilities (accessed 11.06.2023).
14. Артамонова У.З. Публичная дипломатия США в первый год президентства Дж. Байдена. Россия и Америка в XXI веке, 2021, cпецвыпуск.
Artamonova U.Z. American Public Diplomacy during the First Year of J. Biden’s Presidency. Russia and America in the 21st Century, 2021, special issue. (In Russ.) Available at: https://ras.jes.su/rusus/s207054760018142-3-1-en (accessed 11.06.2023).
15. Israel E., Batalova J. International Students in the United States. Migration Policy Institute, 14.01.2021. Available at: https://www.migrationpolicy.org/article/international-students-united-states-2020 (accessed 11.06.2023).
16. Custer S., Burgess B., Baehr A., Dumont E. Assessing U.S. Historical Strategic Communications: Priorities, Practices, and Lessons from the Cold War through the Present Day. AidData, Global Research Institute, William & Mary, 2022. Available at:https://docs.aiddata.org/ad4/pdfs/gf1_02_Assessing_US_Historical_Strategic_Communications.pdf (accessed 11.06.2023).
17. Armstrong M. A Look at the Good, the Bad, and the Ugly: A Historical Look at the Politics of US Information Warfare. Arming for the war we’re in, 14.04.2023. Available at: https://mountainrunner.substack.com/p/a-look-at-the-good-the-bad-and-the (accessed 11.06.2023).
18. Brands H. The dark art of political warfare: A primer. American Enterprise Institute, 2020. 9 p. Available at: https://www.aei.org/wp-content/uploads/2020/02/The-dark-art-of-political-warfare.pdf?x91208 (accessed 11.06.2023).
19. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире, 1914-2014 гг. Дисс. докт. ист. наук. Санкт-Петербург, 2015. 552 с. EDN: TDMEYF
Tsvetkova N.A. Public diplomacy as an instrument of ideological and cultural expansion of the U.S. in the world. Dr. Diss. (Hist.) Saint-Petersburg, 2015. 552 p. (In Russ.). EDN: TDMEYF
20. Cull N.J. The Cold War and the United States Information Agency: American Propaganda and Public Diplomacy, 1945-1989. Cambridge, Cambridge University Press, 2008. 530 p. Available at: 10.1017/CBO9780511817151 (accessed 11.06.2023). DOI: 10.1017/CBO9780511817151(accessed11.06.2023)
21. Ikle F.C. The Modern Context. Political warfare and psychological operations: rethinking the U.S. approach. Barnett F.R., Lord C., eds. Washington DC, National Defense University Press in cooperation with National Strategy Information Center, Inc, 1989, pp. 3-12.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Книга Дэниела Макдауэлла предлагает актуальный подход к изучению взаимосвязи финансовых санкций и процесса дедолларизации. Исследование является продолжением статьи автора, опубликованной в 2021 г.1, где рассматривается антидолларовая политика Венесуэлы, России и Турции как ответ на американские санкции. Основная цель книги – изучение растущей зависимости Соединенных Штатов от частого применения финансовых санкций и влияния этого факта на глобальное использование доллара.
В статье анализируется опыт применения торгово-экономических инструментов ЕС в рамках стратегии “кнута и пряника” на примере приднестровского урегулирования. С помощью “дипломатии принуждения” Евросоюз стимулировал переориентацию приднестровских товаропроизводителей с российского на европейский рынок сбыта, что позволило вовлечь де-факто государство с экспортоориентированной экономикой в режим Углубленной всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ) с целью влияния на мирный процесс и реинтеграцию Республики Молдова. Делается вывод о том, что “дипломатия принуждения” позволяет ЕС не только удерживать приднестровские элиты в зоне своего влияния, но и уравновешивать российское присутствие в этом регионе. Статья подготовлена с опорой на обширное число источников, включая заявления участников описываемых в статье процессов, а также запротоколированные итоги рабочих встреч автора, на протяжении ряда лет напрямую включенного в переговорный процесс по приднестровскому урегулированию в формате “5+2” и переговоры с руководством Департамента торговли ЕС по внедрению отдельных аспектов режима УВЗСТ в Приднестровье.
Статья посвящена изучению влияния коалиционных стратегий элит на этнорегиональную консолидацию электората в африканских странах. Хотя этнический фактор традиционно считается одной из ключевых детерминант выборов в Африке к югу от Сахары, последние исследования демонстрируют, что степень влияния этнического фактора на голосование значительно различается в разных странах. Мы предполагаем, что одним из факторов, влияющих на снижение роли этнического голосования, являются коалиционные стратегии элит. Результаты исследования демонстрируют, что применение коалиционных стратегий со стороны элит действительно может оказывать влияние на этническую и региональную консолидацию электората и повышать однородность голосования на территории страны.
Статья посвящена изучению особенностей внешней политики Катара, который за относительно непродолжительный срок смог не только преодолеть свои географические и демографические ограничения, но и добиться резонансных успехов как на региональном, так и на международном уровнях, закрепив за собой положение влиятельного игрока в глобальных масштабах. Предпринимается попытка комплексного анализа различных аспектов внешней политики эмирата, ее инструментов, принципов и результатов. Цель исследования - сформулировать сущность и выявить ключевые компоненты внешнеполитической идентичности Катара, которая послужила основой эффективной реализации амбициозных стратегий малой монархии. Анализируются исторический, культурный и личностный факторы, сыгравшие принципиальную роль в формировании международного статуса Катара и его самопозиционировании, а также основные подходы руководства эмирата в выстраивании отношений с крупными региональными и мировыми игроками. При этом особое внимание уделено катарской стратегии “балансирования” в сочетании с продвижением своего имиджа прогрессивного и современного государства, полезного военно-политического партнера, надежного поставщика энергетических ресурсов, востребованного международного посредника, донора гуманитарной помощи и влиятельного инвестора, а также образовательного, культурного, транспортного, финансового и туристического центра.
Анализируется торгово-инвестиционное и научно-техническое сотрудничества Индии с Израилем в 1990-2020-е годы, представлена оценка возможностей расширения их взаимодействия и вызовов, с которыми страны могут столкнуться. Рассмотрены основные проекты, реализуемые в рамках группы I2U2.
В последние годы идет дискуссия о соотношении решоринга, ниашоринга и офшоринга. Анализ территориальной мобильности филиалов крупнейших многонациональных корпораций (МНК) с использованием базы данных ADIMA OECD позволил выявить, что МНК по-разному перестраивают свою зарубежную филиальную сеть. При этом ярко выделяется только перемещение филиалов МНК в Азию, что происходит как в результате решоринга подразделений американских компаний, так и расширения сети филиалов азиатских МНК. Показано, что государственная политика поддержки решоринга зарождается, хотя зачастую ее трудно отделить от политики стимулирования и локализации местных производств.
В 2022 г. завершился важный этап многостороннего климатического диалога, продолжавшегося в течение последних трех десятилетий между странами глобального Севера и глобального Юга об институционализации их взаимодействия в области финансовой и технологической помощи в снижении климатической уязвимости. Было принято решение о создании специального глобального фонда для покрытия потерь и ущерба от природных бедствий и содействия устойчивому развитию. Предстоящая разработка его дизайна, обязательств участников, источников финансирования, норм и процедур, отвечающих главным приоритетам, будет основана в том числе на опыте и лучших практиках действующих региональных фондов. Сочетание глобального и регионального регулирования - действенный инструмент современного климатического режима.
Поставки американского оружия Украине ведут к обострению напряженности между Россией и США. Неконтролируемое использование оборонной продукции украинцами грозит не только свертыванием прежних договоренностей, но и высоким риском столкновения ведущих мировых ядерных держав. Конгресс США мог бы потребовать усиленной отчетности за использованием оружия, однако в условиях поляризации политикам, скорее всего, не удастся этого сделать.
Статья посвящена перспективам развития Партнерства по глобальной инфраструктуре и инвестициям. Данный проект развивается США и их союзниками по G7 и рассматривается в качестве альтернативы китайской Инициативе “Пояса и Пути”. Анализируются основные задачи и направления развития Партнерства, а также стратегические и институциональные подходы к его реализации.
Вступление Финляндии и, в перспективе, Швеции в НАТО формирует новую стратегическую и международно-политическую реальность в Скандинавско-Балтийском регионе. Система “северного баланса” и представление об этом пространстве как “регионе вечного мира” уходят в прошлое, ставя перед Российской Федерацией комплекс новых вызовов и угроз. Цель статьи - проанализировать текущую ситуацию в сфере безопасности в Скандинавско-Балтийском регионе, сценарии присоединения Финляндии и Швеции к Североатлантическому альянсу и вероятные последствия для России.
Под влиянием долгосрочных тенденций и экзогенных шоков разной природы и интенсивности мировой рынок нефти находится в состоянии глубокой перестройки. Она разворачивается на фоне возрастающего риска достижения пика глобального спроса на нефть. Со стороны предложения ее драйверами являются рост нефтедобычи в США в результате “сланцевой революции” и санкции в отношении российской нефти, запустившие процесс трансформации глобальных нефтяных экспортно-импортных потоков.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru