Рассматривается влияние макроэкономической и политической турбулентности, ознаменовавшей 2022 г., на позиции и динамику операций такой крупной и влиятельной группы глобальных инвесторов, как суверенные фонды. Показано, что в условиях обострения накопленных проблем и возросших рисков происходит дальнейшее расширение их роли как эффективного инструмента государственной экономической политики.
Идентификаторы и классификаторы
2022 год ознаменовался беспрецедентными по масштабу, глубине и последствиям шоками в глобальной политике и экономике. В обстоятельном докладе “Глобальные риски 2023”, подготовленном экспертами Всемирного экономического форума, констатировано: «Первые годы текущего десятилетия стали крайне разрушительным периодом в истории человечества. Возвращению к “новой нормальности” поcле пандемии COVID-19 помешала вспышка военного конфликта на украине, спровоцировавшая серию кризисов в продовольственной сфере и энергетике. Вновь резко обострились проблемы, которые мир так или иначе решал в предыдущие десятилетия. Риски, с которыми мы сталкиваемся в начале 2023 г., выглядят совершенно новыми и одновременно пугающе знакомыми» [ист. 1, p. 6].
Список литературы
1. Glenton H.W. The World’s Largest Sovereign Wealth Fund Loses $174 Billion in the First Half, Cites Inflation and War in Europe. CNBC, 17.08.2022. Available at: https://www.cnbc.com/2022/08/17/norways-sovereign-wealth-fund-loses-174-billion-in-first-half.html (accessed 19.10.2022).
2. Zhang H. Dealmaking at Sovereign Funds Slows to Levels Last Seen during Early Days of Pandemic. Institutional Investor, 02.05.2022. Available at: https://www.institutionalinvestor.com/article/b1xvz0555bj5ms/Dealmaking-at-Sovereign-Funds-Slows-to-Levels-Last-Seen-During-Early-Days-of-Pandemic (accessed 19.10.2022).
3. López D. Will Sovereign Wealth Funds Fill the FDI Gap? FDI Intelligence, 12.12.2019. Available at: https://www.fdiintelligence.com/content/comment/will-sovereign-wealth-funds-fill-the-fdi-gap-75974 (accessed 10.12.2021).
4. Ma W.W. The Hunt for Tech Unicorns: How Sovereign Funds Accelerate the Digital Economy. Digital Frontiers, 17.10.2021. Available at: https://www.orfonline.org/expert-speak/hunt-for-tech-unicorns/ (accessed 26.10.2022).
5. Downs P., Ma W.W. The Hunt for Unicorns: How Sovereign Funds Are Reshaping Investment in the Digital Economy. New York, Wiley, 2020. 416 p. ды. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 3, сс. 63-72. EDN: WXDZIQ
6. Стрелец И.А., Чебанов С.В. Финансирование инноваций и суверенные фонды. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 3, сс. 63-72. EDN: WXDZIQ
Strelets I.A., Chebanov S.V. Financing of Innovations and Sovereign Funds. World Eсonomy and International Relations, 2022, vol. 66, no. 3, pp. 63-72. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-3-63-72 EDN: WXDZIQ
7. Breton T. A European Sovereignty Fund for an Industry “Made in Europe”. Brussels, European Commission, 15.09.2022. 2 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Редакция публикует краткий отчет о круглом столе, проведенном в Центре Азиатско-Тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН и посвященном новым явлениям в системе международных отношений в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), в политике расположенных в нем государств. Резкое усиление уровня конфронтации в различных регионах мира в течение прошедшего года приводит к усилению значимости в системе международных отношений, во внешней политике государств таких категорий, как “дружественность” и “недружественность” по отношению к другим странам. Эти явления затронули и Индо-Тихоокеанский регион, ныне играющий ключевую роль в мировой политике и экономике, в котором происходят сложные и подчас разнонаправленные процессы реструктуризации политического пространства, переформатирования экономических, военных и политических отношений между государствами. В данном контексте представляется актуальным анализ влияния факторов “дружбы”/“недружбы” на формирование основных “осей” сближения и противостояния в регионе, новых блоков и коалиций. Важной самостоятельной исследовательской задачей становится и определение нового позиционирования России в ИТР с учетом отмеченных факторов. Эти и другие тесно связанные с ними, вопросы и явились объектом дискуссии на круглом столе в редакции “МЭ и МО”, состоявшемся в конце октября 2022 г. При этом участники дискуссии сосредоточили внимание на анализе политики не всех стран региона, а преимущественно государств Тихоокеанской Азии (ТА), Индии и Южной Азии. В дискуссии приняли участие: К. Р. Вода, к. полит. н., в. н. с. ИМЭМО РАН; Л. А. Гамза, к. э. н., с. н. с. ИМЭМО РАН; О. В. Давыдов, посол по чрезвычайным поручениям в отставке, с. н. с. ИМЭМО РАН; Е. А. Канаев, д. и. н., профессор НИУ ВШЭ; А. Н. Карнеев, к. и. н., профессор НИУ ВШЭ; А. В. Куприянов, рук. группы ИМЭМО РАН; В. Л. Ларин, академик РАН, зам. председателя президиума ДВО РАН; А. В. Ломанов, д. и. н., зам. директора ИМЭМО РАН; С. А. Луконин, к. э. н., зав. сектором ИМЭМО РАН; В. В. Михеев, академик РАН, член дирекции ИМЭМО РАН; В. В. Сумский, д. и. н., гл. н. с. ИМЭМО РАН; М. А. Терских, к. полит. н., н. с. ИМЭМО РАН; В. Г. Швыдко, к. э. н., рук. группы ИМЭМО РАН.
Анализируя понятия “культуры отмены” и “культурной дипломатии”, авторы статьи исследуют их практическое взаимодействие на примере кейса “канселинга” (отмены) российской культуры за рубежом после начала Специальной военной операции России на Украине. Учитывая широкомасштабное политическое противостояние России и США, а также специфику российского и американского подходов к культурной дипломатии как средству усиления своего влияния в мире, в статье констатируется превращение “культуры отмены” в инструмент внешнеполитического воздействия.
В статье анализируются возникновение и развитие аналитических центров в России и Турции, а также их роль в процессе принятия внешнеполитических решений. По мнению автора, причины появления данных центров в период холодной войны в двух государствах отличаются. Однако в 1990-е годы в обеих странах такие процессы, как демократизация, укрепление гражданского общества, появление, в частности в России, новых центров силы в форме политических партий и бизнес-сообщества, а также некоторые другие факторы привели к количественному увеличению научно-исследовательских организаций. Автор статьи подчеркивает, что в России государство играло определяющую роль в процессах развития мозговых центров, в то время как в Турции принципиальную значимость имели гражданское общество и частный бизнес. Помимо этого, необходимо отметить, что в двух странах аналитические центры активно участвуют в публичной дипломатии и продвижении имиджа своих государств за рубежом. Основные выводы исследования позволяют определить способы сотрудничества между турецкими и российскими аналитическими центрами. Представляется, что данная проблематика заслуживает внимания научно-экспертного сообщества и лиц, принимающих решения, ввиду того что аналитические центры являются одними из важнейших инструментов публичной дипломатии в мирное время и могут служить агентами дипломатии “второго трека” в условиях кризисов, способствуя их урегулированию.
Исследования армянской диаспоры занимают особое место в современном арменоведении. С одной стороны, сохранение армянской идентичности в диаспоре декларируется как первоочередная задача, с другой - диаспора воспринимается как стратегический ресурс развития армянской государственности. В данной статье на основе результатов социологических опросов в разных общинах армянской диаспоры исследуется степень единства идентичности армянства. Делается вывод, что можно утверждать о наличии культурно-языковой единой армянской идентичности, чего нельзя говорить о гражданской, политической, а на современном этапе - и конфессиональной идентичности.
Статья посвящена исламским рынкам капитала, в частности крупнейшему их сегменту - рынку сукук. Показаны история его возникновения и современное состояние, включая динамику, структуру и состав игроков. Представлен опыт ключевых рынков сукук. Особое внимание уделено особенностям ценообразования, доходности и дефолтов, спроса на сукук, перспективам в странах СНГ.
Разработанный Европейской комиссией механизм трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) будет означать фактическое введение дополнительного углеродного налога на многие виды экспортируемой из КНР продукции. В целом CBAM увеличит разрыв между развитыми и развивающимися странами по объему ВВП и благосостоянию общества. Устранению такого эффекта могло бы содействовать создание за счет средств, которые предполагается собирать с помощью CBAM, Фонда справедливой декарбонизации для поддержки проектов по снижению выбросов и развитию “зеленых” технологий в странах с низким уровнем дохода.
В статье анализируются возможности расширения международного использования российской валюты в условиях, когда прямой целью беспрецедентных санкций, введенных против России, является нарушение ее внешнеторговых связей и изоляция от мировой финансовой системы. Автор приходит к выводу, что доминирование в международных расчетах безналичных переводов привело к тому, что современные валюты функционируют внутри специально созданной расчетно-платежной инфраструктуры, что делает любую национальную валюту крайне уязвимой к ограничениям, применяемым страной - эмитентом доминирующей мировой валюты. Это создает большие трудности для расширения интернационализации рубля традиционными методами. Для решения проблемы предлагается использовать симбиоз традиционных и нетрадиционных подходов - как развивая независимую российскую расчетно-платежную инфраструктуру, так и создавая платежные инструменты, которые могут функционировать вне контролируемой западными странами инфраструктуры.
В статье анализируются особенности системы стратегического планирования и управления военными операциями в период нахождения у власти президентов США Р. Рейгана и Дж. Буша с целью выявления и реализации на практике подходов при моделировании современных политико-военных конфликтов. Особое внимание уделено идеям К. Уайнберегра и К. Пауэлла, заложившим основу концепции “стратегии выхода”, что может стать крепким фундаментом для прогнозирования, планирования и механизмов разрешения современных региональных и глобальных кризисных ситуаций, вооруженных конфликтов и войн в условиях, когда трансформация мирового порядка негативно отражается на устойчивости системы международной безопасности.
Работа посвящена изучению влияния угрозы гиперзвуковых вооружений на эволюцию американской политики в области противоракетной обороны (ПРО). Автор анализирует специфику этой угрозы, рассматривает связанные с ней доктринальные и практические изменения, дает описание и характеристику планируемой оборонительной архитектуры, а также прогнозирует перспективы ее построения и влияния на стратегическую ситуацию.
Продолжающееся развитие новых доктринальных концепций ведения боевых действий по-новому ставит вопрос о рисках эскалации, в том числе ядерных, и о поиске подходов к их снижению. В работе изучается развитие в США теории многосферных операций (Multi-DomainBattles) как отличный пример кардинального доктринального сдвига, существенно меняющего стратегический ландшафт. Исследованы сопровождающие внедрение этих доктринальных воззрений эскалационные риски и на основе новых подходов к изучению эскалационной динамики сделаны выводы о возможных последствиях и путях их снижения.
Проанализированы политические и экономические риски для российской политики поворота на Восток с учетом геополитической ситуации 2022 г. В их числе авторы выделяют недостаток опыта участия РФ в процессах регионализации в Восточной Азии, настороженное отношение к ней со стороны многих стран региона, во многом связанное с их восприятием России как неазиатской страны, все еще западоцентристское мышление российской политической элиты, крен в политике РФ в сторону Китая как в экономической, так и политико-дипломатической сферах.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru