В современной аргентинской политике обращение к левым означает обращение к троцкистской традиции и идентичности. В последние десятилетия это течение стало радикальной альтернативой не только среди союзов трудящихся и в университетской среде, но и в предвыборной и парламентской борьбе. Присутствие этого течения в стране не ново. С конца 1920-х годов в стране сосуществовали различные течения, претендовавшие на роль последователей Левой оппозиции, а затем и Четвертого интернационала. Однако это течение не всегда имело заметное присутствие или влияние. По этой причине данная статья посвящена началу 1970-х годов, периоду, который считается поворотным для более превращения этого течения в значительное политическое явление. В частности, в статье рассматривается развитие Социалистической партии трудящихся (Partido Socialista de los Trabajadores - PST), которая, хотя и была основана в 1972 г., являлась продолжением аргентинского троцкизма, существовавшего с 1940-х годов. Цель работы - проанализировать те программные особенности и способы политического вмешательства, которые можно считать уникальными в этот неспокойный период. В контексте сосуществования многочисленных проявлений и форм левых сил мы исходим из следующих размышлений. С одной стороны, обращение к троцкистскому опыту позволяет выделить определенные особенности, которые отсутствовали у других действовавших политических акторов того периода при проведении сравнительного анализа. С другой стороны, утверждается, что эти особенности также становятся важными элементами для понимания причин долгой политической жизни этого революционного течения в последующие десятилетия и вплоть до сегодняшнего дня.
Идентификаторы и классификаторы
В этом неблагоприятном для развития радикальных левых процессе видно другое явление, во многом уникальное: деятельность с 2011 г. фронта, объединяющего различные партии троцкистской традиции, Левого и рабочего фронта – Единство (Frente de Izquierda y los Trabajadores – Unidad, FIT-U) 2. Созданный, по сути, как предвыборный фронт на основе общей политической программы, он просуществовал более десяти лет, свершив различные и яркие действия. Количество голосов, отданных за его, никогда не опускалось ниже полумиллиона избирателей, а в отдельных случаях превышало миллион голосов. Это обусловило еще одну особенность: завоевание значительного представительства в законодательных органах (национальных, провинциальных и муниципальных) и политический вес в парламентской жизни. Хотя единство фронта не всегда материализовалось в других областях (например, в профсоюзных или студенческих баталиях), троцкизму удалось войти в политическую жизнь и сделать значимым свой голос в политических и общественных дебатах.
Список литературы
1. Balsa J. ¿Por qué ganó Milei? Disputas por la hegemonía y la ideología en Argentina. Buenos Aires: FCE, 2024.
2. Bellucci M. Mujeres trotskistas devenidas militantes feministas: experiencias, nudos temáticos y luchas //: El trotskismo en la Argentina. Estudios para una historia política, social y cultural / Camarero, H. y Mangiantini, M. (eds.). Buenos Aires: Prometeo, 2024, pp. 299-323.
3. Camarero H. Los prolegómenos del trotskismo en la Argentina: el surgimiento del oposicionismo de izquierda dentro del campo comunista // Almanaque Histórico Latinoamericano. № 29, 2021, pp. 79-108.
4. Camarero H. En la búsqueda de los orígenes del trotskismo: La Oposición de Izquierda desde los años veinte // El trotskismo en la Argentina. Estudios para una historia política, social y cultural / Camarero, H. y Mangiantini, M. (eds.). Buenos Aires: Prometeo, 2024, pp. 39-65.
5. Carnovale V. Los combatientes. Historia del PRT-ERP. Buenos Aires: Siglo XXI, 2011.
6. Casola N. El PC argentino y la dictadura militar. Militancia, estrategia política y represión estatal. Buenos Aires: Imago Mundi, 2015.
7. Celentano A. El maoísmo en la cultura y la política argentinas. Del saludo a la Revolución Popular China a la formación de organizaciones maoístas en la nueva izquierda argentina, 1949-1979 // Tesis doctoral inédita, UNLP, 2022.
8. Coggiola O. Historia del trotskismo en Argentina y América Latina. Buenos Aires: Ediciones RyR, 2006.
9. Gilly A. La anomalía argentina (Estado, corporaciones y trabajadores) //: Cuadernos del Sur, Nº 4, 1986, pp. 5-39.
10. González E. El trotskismo obrero e internacionalista en la Argentina. Tomo 3: Palabra Obrera, el PRT y la Revolución Cubana. Volumen 1 (1959-1963). Buenos Aires: Antídoto, 1999.
11. Grammático K. Mujeres Montoneras. Buenos Aires: Luxemburgo, 2011.
12. Hilb C. y Lutzky D. La nueva izquierda argentina: 1960-1980 (Política y violencia). Buenos Aires: CEAL, 1984.
13. Mangiantini M. De Palabra Obrera al. Partido Socialista de los Trabajadores: la corriente morenista como identidad y subcultura militante. //: El trotskismo en la Argentina. Estudios para una historia política, social y cultural / Camarero, H. y Mangiantini, M. (eds.). Buenos Aires: Prometeo, 2024, pp. 227-250.
14. Mangiantini M. El trotskismo y el debate en torno a la lucha armada. Moreno, Santucho y la ruptura del PRT. Buenos Aires: El Topo Blindado, 2014.
15. Mangiantini M. Itinerarios militantes. Del Partido Revolucionario de los Trabajadores al. Partido Socialista de los Trabajadores (1965-1976). Buenos Aires: Imago Mundi, 2018.
16. Marchesi A. Hacer la revolución. Guerrillas latinoamericanas, de los años sesenta a la caída del Muro. Buenos Aires: Siglo XXI, 2019.
17. Martínez P. Género, política y revolución en los años setenta. Las mujeres del PRT-ERP. Buenos Aires: Imago Mundi, 2009.
18. Molinaro L. El Movimiento al. Socialismo en la conflictividad laboral y la organización sindical durante los años ochenta //: El trotskismo en la Argentina. Estudios para una historia política, social y cultural / Camarero, H. y Mangiantini, M. (eds.). Buenos Aires: Prometeo, 2024, pp. 379-401.
19. Moreno N. La revolución latinoamericana. Buenos Aires: Ediciones PO, 1962.
20. Moreno N. Un documento escandaloso (En respuesta a ‘En defensa del leninismo, en defensa de la Cuarta Internacional’ de Ernest Germain). Buenos Aires: Ediciones Antídoto, 1989.
21. Moreno N. y otros. Argentina y Bolivia: un balance. Buenos Aires: Boletín de Informaciones Internacionales, 1973.
22. Pozzi P. Por las sendas argentinas. El PRT-ERP, la guerrilla marxista. Buenos Aires: Imago Mundi, 2004.
23. Ramírez, Domecq y Candela [pseudónimos de Santucho, M, Prada, O y Prieto, H]. El único camino hasta el poder obrero y el socialismo. Buenos Aires: Ediciones Combate, 1969.
24. Rey Tristán E. y Oikón Solano V. La lucha armada latinoamericana en perspectiva (1959-1996) // Archivos de Historia del Movimiento Obrero y la Izquierda, Año V, № 9, 2016, pp. 13-32.
25. Rojo A. Posicionamientos y debates de los trotskistas ante la emergencia del peronismo: liberación nacional y movimiento obrero //: El trotskismo en la Argentina. Estudios para una historia política, social y cultural / Camarero, H. y Mangiantini, M. (eds.). Buenos Aires: Prometeo, 2024, pp. 117-141.
26. Rupar B. Los ‘chinos’. La conformación del maoísmo en Argentina (1965-1974). Buenos Aires: Imago Mundi, 2023.
27. Semán P. Está entre nosotros. Buenos Aires: Siglo XXI, 2023.
28. Simonetto P. Entre la injuria y la revolución. El Frente de Liberación Homosexual. Argentina, 1967-1976. Buenos Aires: Universidad Nacional de Quilmes, 2017.
29. Trebisacce C. y Mangiantini M. Feminismo, diversidad sexual y relaciones sexo-afectivas disidentes. Apuestas y tensiones en el PST, 1971-1975 // Archivos de Historia del Movimiento Obrero y la Izquierda, año IV, № 7, 2015, pp. 101-120.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В представленной статье анализируется опыт противостояния коренного населения Никарагуа Сандинистскому фронту национального освобождения во время Центральноамериканского конфликта в 1980-е годы. Исследуются причины, побудившие индейцев мискито выступить против центральной власти, а также общая обстановка на территориях традиционного расселения автохтонных жителей в описываемый период. Отдельно затрагивается тема «индейского вопроса» до и после победы Сандинистской революции в 1979 году. Опыт противодействия гегемонии государства со стороны мискито и др. индейских групп при выработке собственной стратегии основывался на истории локальных конфликтов последней трети прошлого столетия. По мнению автора исследования, данный case study можно отнести к успешному проявлению так называемой «низовой геополитики», которая формировалась в рамках критического направления в 80-90-е гг. XX в. В частности, для понимания этого феномена анализировались подходы, разработанные Бернардом Нитшманном и Полом Роутледжем. В ходе проведенного исследования автор приходит к выводу, что несмотря на успешный опыт противостояния государству и получение долгожданной автономии, по мере включения в политический процесс коренное население не смогло обеспечить стабильного развития своих территорий. Виной тому стали, как внешние факторы, так и внутренние противоречия. Подтверждением тому может служить союз в сандинистами, который в итоге не оказал позитивного воздействия на политическое представительство коренного населения на национальном уровне. Авторитарный стиль правления администрации Даниэля Ортеги сделал невозможным дальнейшее сотрудничество индейцев с президентской властью. Тем не менее, «индейский вопрос» в политике все еще остается.
В данной статье анализируется оппозиционный дискурс в каталонской культуре первой половины 1970-х гг., а также способы его выражения через художественные практики. Каталонские художники, музыканты и театральные деятели использовали язык искусства для обхода цензуры, создания альтернативного культурного пространства и консолидации протестных настроений. Особое внимание уделяется движению Nova Cançó («Новая песня»), а также театральным и визуальным стратегиям, способствовавшим распространению антифранкистских идей. В статье анализируются механизмы взаимодействия художественной и интеллектуальной среды с леворадикальными движениями, включая PSUC, MIL и другие организации. В работе исследуется связь между политическим активизмом и художественными практиками, демонстрируя, как культура становилась пространством свободы и сопротивления в условиях диктатуры.
Понимание интерпретаций и идей Роднея Арисменди, которые он сам называл уругвайским путем к социализму, имеет фундаментальное значение для анализа стратегий и межклассовых союзов, которые оказали влияние на создание Широкого фронта (Frente Amplio) как платформы единства уругвайских левых. С 1955 по 1989 гг. Арисменди был генеральным секретарем Коммунистической партии Уругвая (КПУ) и редактором Revista Estudios, ее теоретического органа. В течение 27 лет подряд он был национальным депутатом. В своей интеллектуальной и политической деятельности Арисменди стремился дать марксистский анализ уругвайской реальности. Его широкое прочтение идей Маркса, Ленина и других марксистов сделало коммунистического лидера главным героем дебатов о путях, методах и способах достижения социалистического общества. Авторская интерпретация Кубинской революции или избрания Сальвадора Альенде, а также перспектив вооруженной или мирной борьбы за социализм обнаруживает необычайную оригинальность его прочтения событий середины XX в. Сопоставляя каждую из доминирующих стратегий в коммунистическом или в левом движении в целом с реальностью в Уругвае в период с 1955 по 1971 г., Родней Арисменди разрабатывает необычные для того времени понятия и категории. Интерпретация реальности Арисменди и принятые им политические стратегии внесли главный вклад в новаторский опыт в латиноамериканском контексте формирования левого политического объединения в Уругвае - Широкого фронта в 1971 г.
Советско-китайские разногласия и конфликт в начале 60-х годов глубоко затронул Международное коммунистическое движение, привел к расколу и внутренней борьбе во большинстве коммунистических партий мира, и в Латинской Америке, в частности. В Боливии этот конфликт нашел отклик в рядах местной компартии, в которой произошел раскол по линии политического выбора вооруженного и мирного пути революции, опоры на крестьянство и по отношению к критике культу личности Сталина на ХХ съезде КПСС. Маоизм как доктрина не сразу был взят на вооружение прокитайской компартии Боливии, так как в новую компартию ушло левое крыло партии, в большей степени находившейся под влиянием Кубинской революции и её опыта. В данной статьей анализируются идейные разногласия в боливийской компартии, политическая практика прокитайской партии в рабочем движении, в период герильи Че Гевары в Боливии, попытка создания собственной партизанской войны в Боливии, деятельности Народной ассамблеи 1971 г., а также в период военной диктатуры Бансера, то есть в период так называемых долгих 60-х годов, периода революционного подъема в Латинской Америке после победы Кубинской революции.
В истории латиноамериканских леворадикальных движений второй половины ХХ века одним из ключевых сюжетов является значение вооруженной борьбы как инструмента революционной деятельности. 1980-е гг. стали важным этапом их развития, когда многие повстанческие группировки встали на путь легализации. В статье рассматривается опыт Колумбии, переживавшей в указанный период медленное становление плюралистической политической системы. Объектом исследования выступают отношения Колумбийской Коммунистической партии (Partido Comunista Colombiano, PCC) с повстанческими движениями, прежде всего, Революционными вооруженными силами Колумбии-Армией народа (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - Ejército del Pueblo, FARC-EP). Отмечается, что приверженность принципу «сочетания всех форм борьбы» стала причиной сохранения тесных связей с FARC, несмотря на дистанцирование двух организаций друг от друга с точки зрения управления и целей. В 1980-е гг. PCC активизировала усилия по укреплению сотрудничества с широкими слоями левых сил, в том числе с целью создания электоральных объединений, что обеспечило возникновение в 1985 г. Патриотического союза (Unión Patriótica, UP). Это объединение было призвано послужить каналом для вступления FARC в политическую жизнь. Проблема перемирия между FARC и правительством, а также отношения к другим повстанческим движениям, стала важным предметом внутренней полемики в рядах PCC на фоне масштабного террора, развязанного против UP, и проблемы демократизации компартии. В заключение сделан вывод о том, что медленная идеологическая эволюция PCC стала одной из причин трудностей в завершении вооруженного конфликта в Колумбии.
В статье анализируются предпосылки возникновения чилийского Левого революционного движения (Movimiento de Izquierda Revolucionaria - MIR) и его деятельность от Учредительного съезда в августе 1965 года до переворота 11 сентября 1973 года, рассматриваются формы деятельности MIR в период Народного Единства и структура организации. MIR возник после поражения кандидата левых С. Альенде на выборах 1964 года в результате объединения групп, стоявших левее ведущих партий чилийского рабочего движения - коммунистов и социалистов. Главной идеей MIR было отрицание возможности мирного пути к социализму. Стремясь стать партией революционной войны, миристы в годы правительства Народного Единства наибольших успехов достигли в массовой легальной работе и сумели обрести социальную опору среди таких народных групп, как жители трущоб и крестьяне - мапуче южного Чили. Отстаивая идею «народной власти» и «прямой пролетарской демократии», MIR после 1969 года был организован иерархически - вертикально, съезды партии проводиться перестали. В итоге противоречия внутри организации накапливались и не решались. Активисты, не согласные с триумфалистскими настроениями руководства партии, отходили от деятельности или продолжали заниматься ею без энтузиазма. 11 сентября показало, что представления друзей и врагов о военных способностях MIR оказались преувеличены. Организация так же не смогла оказать сопротивление военному перевороту, как это не смогли сделать и партии Народного Единства.
В статье даётся обзор отечественной и зарубежной историографии левого движения Перу в 1920-1940-е гг. Общей особенностью как отечественной, так и зарубежной историографии является повышенное внимание к личностям Х. К. Мариатеги и В. Р. Айя де ла Торре, которые были ключевыми личностями, формировавшими теоретические основы перуанского левого движения. При этом существует объективный дефицит работ, посвященных комплексному анализу левого движения в 1930-1940-е гг. В статье выделены особенности существующих исторических трактовок, аналитических подходов к интерпретации событий. Как отечественная, так и зарубежная историография богаты работами по истории анархистского, профсоюзного, индейского и индихенистского, крестьянского, студенческого, коммунистического и апристского движений. Однако, остаются пробелы в биографических исследованиях, существует недостаток комплексных работ, посвященных анализу взаимодействия Коммунистического Интернационала и его институтов с перуанской компартией и АПРА в 1930-е гг. Созданию более полной картины истории перуанского левого движения может поспособствовать привлечение широкого круга архивных документов.
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru