Концепт «книжная культура», вошедший в отечественный книговедческий дискурс в 1980-е гг., в настоящее время является одним из центральных как для историко-книжных, так и для теоретико-книговедческих исследований. Однако он до сих пор не получил в российской науке конвенционального толкования. Цель статьи – сформулировать определение книжной культуры с опорой на доминирующую в современном социогуманитарном знании интерпретативную теорию культуры и теоретико-методологические достижения медиалогии. Показан общетеоретический контекст формирования понятия «книжная культура». Обоснована необходимость прагматического поворота в теоретическом книговедении. Раскрыты возможности теоретических моделей исследователя медиа Г. М. Маклюэна и историка печатной книги Р. Дарнтона для интерпретации термина «книжная культура». Предложено определение книжной культуры как пространства коммуникации между различными социальными акторами, опосредованной облеченными в материальную форму текстами, которые транслируют социально значимую информацию.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20913/1815-3186-2024-1-65-75
Собственное определение книжной культуры предложил в 2021 г. А. Л. Посадсков в предисловии к 6-му тому коллективной монографии «Очерки книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. 1992–2017 гг.» (2021, с. 4). «Книжная культура представляет собой набор институций и практик человеческого общества, обеспечивающих трансляцию (сохранение и развитие) смыслов и ценностей данного общества во времени и пространстве.
Список литературы
1. Баранец Н. Г., Верёвкин А. Б. Математические проблемы и «научная мода» // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме : тр. III Всерос. науч. конф. Москва, 2021. С. 16-19
2. Баренбаум И. Е. Книга и история // Книга и культура : Шестая Всесоюз. науч. конф. по проблемам книговедения. Секция общих проблем книговедения : тез. докл. Москва, 1988. С. 2-4
3. Белецкий П. А., Шицгал А. Г. Культура русской книги начала ХХ в. // 400 лет русского книгопечатания. Русское книгопечатание до 1917 года. Москва, 1964. С. 530-543
4. Березняков Д. В., Козлов С. В. Переоткрывая классику: модель коммуникативного цикла Роберта Дарнтона // Научные и технические библиотеки. 2023. № 11. С. 121-140
5. Березняков Д. В., Козлов С. В. Книжная культура в фокусе исторической социологии // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 79. С. 132-137
6. Бёрк П. Что такое культуральная история. Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2015. 240 с.
7. Васильев В. И. История книжной культуры: теоретико-методологические аспекты. Москва : Наука, 2004. 112 с.
8. Васильев В. И. Книга и книжная культура на переломных этапах истории России. Теория. История. Современность. Москва : Наука, 2005. 272 с.
9. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. Санкт-Петербург : Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.
10. Гирц К. Интерпретация культур. Москва : РОССПЭН, 2004. 557 с.
11. Дебрэ Р. Введение в медиологию. Москва : Праксис, 2010. 368 с.
12. Ермолаева М. А. В. И. Васильев - основатель нового научного направления «история книжной культуры // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : материалы XIV Белорус.-Рос. науч. семинара-конф. (Москва, 24-25 нояб. 2021 г.). Минск ; Москва, 2021. С. 148-154
13. Ионин Л. Г. Социологи культуры : учеб. пособие для вузов. 4-е изд. Москва : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 427 с.
14. Казакова Г. М. О содержании и качественных границах понятия книжной культуры // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 2. С. 71-73
15. Копосов Н. Е. Хватит убивать кошек! Критика социальных наук. Москва : Новое лит. обозрение, 2005. 248 с.
16. Костюк К. Н. Книга в новой медийной среде. Москва : Директ-Медиа, 2015. 432 с.
17. Куфаев М. Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения. Москва : Наука, 2004. 188 с.
18. Лизунова И. В. Книга как медиа: эволюция в цифровую эпоху // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Санкт-Петербург, 2018. Т. 217. С. 112-115
19. Лизунова И. В. Книжная культура в медиалогическом прочтении // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : материалы XVI Белорус.-Рос. науч. конф. (Москва, 22-23 нояб. 2023 г.). Москва, 2023. С. 309-312
20. Лизунова И. В., Павленко С. В. Трансформация книги в условиях медийных революций // Библиосфера. 2020. № 1. С. 12-23
21. Лопатина Н. В. Книжная культура в структуре библиотечно-информационного образования: «золотая середина» или «точка бифуркации»? // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : материалы IX Междунар. науч. семинара (Москва, 24-25 окт. 2018 г.). Минск ; Москва, 2018. Ч. 1. С. 309-314
22. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва : Канон-пресс-Ц [и др., 2003. 462 с.
23. Маркова В. А. Книга в социально-коммуникативном пространстве: прошлое, настоящее, будущее. Санкт-Петербург : Профессия, 2019. 343 с.
24. Морева О. В. История чтения в России. Новое знание // Библиосфера. 2022. № 3. С. 136-139
25. Мутьев В. А., Эльяшевич Д. А. Теория медиа М. Маклюэна и современный книговедческий дискурс: точки пересечения // Библиосфера. 2021. № 4. С. 3-13
26. Ним Е. Г. (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16, № 3. С. 409-427
27. Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока : [коллективная моногр.. Т. 6, ч. 1. / отв. ред. А. Л. Посадсков. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2021. 420 с.
28. Пайчадзе С. А. Книжная культура Сибири и Дальнего Востока конца ХIХ - начала ХХ в. // Книжная культура России: история и современность : межведомств. сб. науч. тр. Москва, 2003. Вып. 1. С. 64-82
29. Претер В. П. В центре циклона: инструменты Маршала Маклюэна для анализа медиасред. Москва : Изд-во Высш. шк. экономики, 2023. 332 с.
30. Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. Москва : Новое лит. обозрение, 2009. 448 с.
31. Слуховский М. И. Из истории книжной культуры России. Старорусская книга в международных культ урных связях. Москва : Просвещение, 1964. 244 с.
32. Тимофеева Ю. В. Субъекты и субъект-субъектные отношения в книжной культуре: историко-теоретические аспекты // Обсерватория культуры. 2023. Т. 20, № 2. С. 116-127
33. Эльяшевич Д. А. Книговедение: жизнь после смерти // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Санкт-Петербург, 2018. Т. 217. С. 55-81
34. Эльяшевич Д. А., Мутьев В. А. Новое книговедение: взгляд в будущее // Библиосфера. 2021. № 1. С. 43-53
35. Энгельштейн Л. Повсюду «культура»: о новейших интерпретациях русской истории XIX-XX веков // Новая русская книга. 2001. № 3/4. С. 107-121
36. Chandler D (2020) Technological or media determinism. Visual-memory. co.uk: website. URL: http://visual-memory.co.uk/daniel//Documents/tecdet/tdet01.html#Top (accessed 24.07.2023).
37. Charest M (2020) Revisions to Darnton’s “communications circuit”: exploring the stakes that labor, the environment, and other species hold in the production and distribution of books. ArcGIS StoryMaps: website. URL: https://storymaps.arcgis.com/stories/72806263753e4994b1df015ba94d58cd (accessed 24.07.2023).
38. Darnton R (2007) “What is the History of books?” revisited. Modern Intellectual History 4 (3): 495-508. https://doi.org/10.1017/S1479244307001370.
39. Darnton R (1982) What is the History of books? Daedalus 111 (3): 65-83.
40. Murray PR and Squires C (2013) The digital publishing communications circuit. Book 2.0 3 (1): 3-23. https://doi.org/10.1386/btwo.3.1.3_1.
41. Postman N (2000) The humanism of media ecology. Proceedings of the Media Ecology Association 1: 10-16.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Тема искусственного интеллекта (ИИ) все более привлекает внимание. Цель статьи – представить результаты библиометрического анализа документопотока по этой теме. Для исследования использованы различные наукометрические данные РИНЦ за 2001–2023 гг. Анализ показал следующее: 1) в России рост документопотока начался с 2016 г.; 2) наиболее цитируемые публикации – монографии и статьи; 3) подавляющее большинство названных в рейтинге фамилий – это молодые люди, которые опубликовали свои первые работы в год попадания в рейтинг или за 1-3 года до этого, однако авторы, имеющие более всего цитирований, не входят в число активно публикующихся; 4) названы лидирующие авторы, организации и источники информации; 5) широта тематики свидетельствует о переходе от общих основ и осмысления темы к конкретным разработкам, применяемым в определенной сфере деятельности, но библиотечный аспект в теме по применению ИИ практически не развит; 6) по вопросам ИИ в последние годы чаще публикуются доклады, которые отражены в сборниках трудов конференций, но научные статьи можно найти в рейтинге за каждый год.
Актуальность исследования связана с необходимостью оценки уровня развития научного знания и степени разработанности отдельных научных проблем в области экономики сельского хозяйства. Цель статьи – изучение динамики количества публикаций по экономике сельского хозяйства в России и выделение их главных тем. Основной метод исследования – контент-анализ в рамках библиометрического исследования. Результаты свидетельствуют о большом внимании ученых к разным аспектам экономики сельского хозяйства. Однако с 2019 по 2023 г. количество публикаций в этой научной области снижается. Наиболее популярные темы в этот период: «Учет и анализ хозяйственной деятельности», «Финансирование и кредитование. Инвестиции». Как показал контент-анализ, значительное количество публикаций посвящено проблемам обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития; инновационным технологиям, в том числе цифровым; развитию сельских территорий; вопросам, касающимся государственной поддержки и государственного регулирования, продуктивности, конкурентоспособности, малого бизнеса, органического сельского хозяйства, инвестиций, эффективности и управления сельским хозяйством. При этом наблюдается относительно небольшое количество публикаций, посвященных ценообразованию и трудовым ресурсам, несмотря на актуальность этих тем. В отдельные годы был отмечен резкий рост количества публикаций по некоторым темам. Так, в 2019 г. внимание исследователей привлекала тема кредиторской и дебиторской задолженности, в 2020–2022 гг. – программ развития и поддержки сельского хозяйства, в 2020 и 2023 г. – автоматизации, в 2022 г. – импортозамещения. В 2021 г. стали встречаться публикации, посвященные пандемии и беспилотным технологиям, в 2023 г. – искусственному интеллекту. На основе расчета меры TF-IDF сделан вывод о том, что между тематиками публикаций в смежные годы сходство больше, чем в несмежные. Полученные результаты могут быть использованы для планирования тем научно-исследовательских работ.
История изучения наследия Ивана Федорова в Сибири связана с экспедиционными находками новосибирских археографов – сотрудников ГПНТБ СО РАН и НГУ. Важной составляющей этой работы стали камеральные исследования архивохранилищ Сибири и Дальнего Востока, которые привели к выявлению книжных памятников XVI в., представляющих собой экземпляры изданий русских первопечатников, и их детальному изучению. Цель статьи – представить значимые открытия новосибирских археографов, связанные с начальным этапом русского книгопечатания, резюмировать результаты работы конференции «Наследие Ивана Федорова на сибирской земле». Охарактеризованы значимые публикации новосибирских археографов, основанные на работе с экземплярами кириллических изданий начального периода книгопечатания, хранящимися в ГПНТБ СО РАН. Находка в 2023 г. пятого экземпляра Псалтыри с Часословцем 1570 г. осмыслена как закономерный результат археографической работы сотрудников отдела редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН. Представлен обзор докладов конференции «Наследие Ивана Федорова на сибирской земле», организованной ГПНТБ СО РАН совместно с Новосибирской православной духовной семинарией в связи с обнаружением нового экземпляра издания русского первопечатника.
Постерная сессия (poster session) является одной из форм презентации профессиональных мероприятий (конгрессов, конференций, семинаров и др.). Несмотря на многолетние дискуссии о постере как эффективном инструменте в системе научных коммуникаций и его сравнение с рефератом, как информационный продукт он не изучался. Цель статьи – восполнить этот пробел и рассмотреть теоретические вопросы постера как информационного продукта. Его обычная структура схожа со структурой научной статьи (введение, методы, результаты, обсуждение). Единственная разница – постер дает эти элементы в сжатой форме, так же, как и реферат. Сравнительный анализ постера и реферата показал, что такие особенности реферата, как информативность, высокая смысловая емкость, точное отражение основных фактических сведений и выводов и другие, свойственны и постерам. Сделан вывод, что обобщение в постере результатов аналитико-синтетической переработки информации позволяет рассматривать его в качестве одного из видов информационных продуктов, которые могут предлагаться библиотеками и создаваться библиотечно-информационными специалистами. Для создания постера нужны такие профессиональные компетенции, как свертывание информации, визуализация данных, коммуникативные навыки, навыки исследовательской деятельности и критического мышления, а также владение техническими инструментами, которые востребованы на рынке труда и отражены в профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Их развитие может осуществляться с помощью постерной технологии, которая уже сегодня применяется на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Цель статьи – прояснить эволюцию таких понятий как «читатели» и «книги» для публичных библиотек. Исследование сосредоточено на развивающемся сегменте посетителей библиотек – несовершеннолетних читателях. На примере библиотечных услуг, оказываемых в китайской провинции Гуандун несовершеннолетним, рассматривается и обсуждается роль публичных библиотек в установлении между читателями и книгами эффективных связей, которые будут способствовать устойчивому развитию библиотечного обслуживания. Представлен опыт реализации двух библиотечных проектов: «21-дневный вызов чтению» и «Я – владелец библиотеки», но реализуются и другие проекты, направленные на популяризацию чтения среди юных пользователей. Актуальность темы обусловлена острой проблемой кризиса чтения, с которой сталкиваются все публичные библиотеки сегодня; поиском путей привлечения в библиотеки потенциальных читателей, которые могут быть незнакомы с библиотеками или не испытывать энтузиазма по поводу чтения. Помимо проведения разнообразных мероприятий по чтению, сосредоточенных на литературных ресурсах, существует необходимость в разработке целевых программ, адаптированных к конкретным характеристикам аудитории. Эти стратегические проекты, направленные на приобщение более широкого круга новых читателей к эффективным и научно обоснованным инициативам по продвижению чтения, заслуживают внимания публичных библиотек. Автор приходит к выводу, что публичные библиотеки должны практически адаптироваться к постоянно меняющейся окружающей среде, новым технологиям и появляющимся информационным потребностям.
Открытая наука становится одним из современных трендов и постоянным объектом для изучения, в том числе осведомленности и отношения к ней ученых разных стран, вовлечения предметных областей и отдельных научных учреждений. Цель исследования – изучение отношения пользователей, занимающихся исследовательской деятельностью в учреждениях высшего профессионального образования, научно-исследовательских организаций и производственных предприятий, объединенных в Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня 1, к открытой науке. При формировании анкеты, состоящей из 38 вопросов, авторы статьи использовали комплексный подход к исследованию проблемы. В анкете скомпонованы шесть разделов, отражающих наиболее важные аспекты, необходимые для изучения отношения исследователей к открытым научным публикациям и их осведомленности по данной проблематике. В опросе приняли участие 563 респондента, научные интересы которых связаны с различными предметными областями. Опрос позволил выявить их отношение к публикации результатов научных исследований в открытом доступе, знание ресурсов открытого доступа, открытых научных коммуникаций и принципов обмена данными, а также возникающие проблемы и опасения в отношении инициатив открытого доступа. Исследование имеет важное значение для подготовки рекомендаций по формированию информационной культуры пользователей учреждений высшего образования в области открытой науки, развития новых направлений в деятельности университетских библиотек и разработки программ дополнительного и профессионального образования библиотечных специалистов.
Социальные сети являются одной из площадок для размещения официального контента библиотек, взаимодействия с пользователями, а также для предоставления удаленного доступа к информационным ресурсам. В качестве объекта изучения выбраны аккаунты орловских областных библиотек (публичной, детской и специальной) в социальной сети «ВКонтакте» в связи с выполняемой ими социальной функцией: региональные библиотеки выступают флагманами развития библиотечной системы определенной территории. Цель исследования – описать структуру и типологию групп, их характерные особенности, типы меток. Популярность публикаций в сообществах (количество лайков, комментариев, репостов) была измерена с помощью коэффициента Engagement Rate. Выявлено прямое соответствие между видом контента и его популярностью: чем больше реакций от пользователей получают публикации определенного типа, тем чаще они появляются в группе. Для более эффективного функционирования библиотечных сообществ необходимо разрабатывать контент-план, который создается на основе теории менеджмента и маркетинга социальных сетей.
Цель исследования – теоретически и практически обосновать необходимость совершенствования и внедрения в библиотечную практику системы новостного онлайн-информирования как части информационного сопровождения научной деятельности (на примере открытой науки). В работе теоретически обосновано, что совершенствование системы новостного информирования в библиотеках обусловлено развитием технологий, открытой науки, библиотечной деятельности и стремительным ростом разрозненных источников информации. Анализ опыта 130 библиотек по представлению различных новостных информационных продуктов позволил сделать вывод, что для реализации новостного информирования требуется соответствующая технология, которая позволит смоделировать последовательность процессов и операций генерации новостных библиотечно-информационных продуктов.
В результате исследования разработана модель системы новостного информирования об открытой науке, которая позволяет осуществлять поиск, сбор, обработку, синтез новостной информации по открытой науке, а также создание, размещение и распространение информационных продуктов, их качественную и количественную оценку эффективности. Она внедрена на веб-платформе ГПНТБ СО РАН «Библиотека для открытой науки» в полном объеме с января 2023 г. и демонстрирует постепенный рост числа всех вебаналитических показателей новостных информационных продуктов, созданных на ее основе.
Развитие цифровых технологий, обеспечивающих невиданный ранее рост производительности труда, приводит к обесцениванию материальных благ, следствием чего является утрата привычных жизненных ориентиров все ширящейся долей населения планеты. Цель статьи – на основе анализа актуальных потребностей жителей высокоразвитых стран определить направления трансформации деятельности общедоступной библиотеки, которая, по мнению автора, должна стать местом, где каждый пользователь получит возможность прийти к глубокому осмыслению собственного существования, раскрытию талантов и обретению устойчивой жизненной позиции путем интеграции в интеллектуально-творческую деятельность. Идея обязательной постепенности («ступенчатости») этого процесса почерпнута из творческого наследия Н. А. Рубакина и А. А. Покровского, разработавших и внедривших в практику «теорию мостов» – подход к работе библиотек, предполагавший постепенное воспитание читательского вкуса, направленное в итоге на развитие гармоничной личности. Автор приходит к выводу, что сегодня задача библиотек заключается в перекидывании «мостов» от примитивных форм творческой активности ко все более осмысленным и сложным с конечной целью выведения каждого пользователя на самостоятельное осознанное творчество, помогающее проявить все способности личности. В качестве примера автор приводит перечень сервисов библиотеки, предназначенных для работы с выделяемыми по признаку «образ жизни» сегментами подростковой аудитории, которые позволят раскрыть потенциал юных пользователей и помочь им в достижении интеллектуально-творческой самореализации.
В статье раскрывается актуальность практического применения теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса в условиях цифровизации. Цель статьи – проанализировать возможности электронных библиотечных систем как дидактических средств, призванных содействовать развитию когнитивных способностей цифрового поколения. Представлены результаты исследова - ния, проведенного в центре междисциплинарных исследований культуры Московского государственного института культуры. Характеризуется появление электронных библиотечных систем как реакция на избыточность и недостоверность информации в интернет-среде. Анализируется феномен цифрового поколения (поколения Z), взросление и социализация которого происходит при стремительном внедрении цифровых технологий во все сферы жизни современного человека: досуг, быт, учебу, работу. Представители этого поколения интегрированы в цифровое общество с рождения, поэтому им присущи взгляды, установки и ценности, отличающиеся от мировоззрения старших поколений. Рассматриваются отличительные черты и проблемы развития когнитивных способностей поколения Z. Приводятся результаты исследования ЭБС «Юрайт», «Лань», «Руконт», «Университетская библиотека онлайн», IPR Smart с позиций цифровой дидактики. Выявляются нарушения дидактических принципов систематичности, научности и наглядности. Формулируются рекомендации в адрес педагогов и библиотекарей об особенностях работы с поколением Z.
Издательство
- Издательство
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- Юр. адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- ФИО
- Лизунова Ирина Владимировна (Руководитель)
- E-mail адрес
- office@spsl.nsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2662585