Авторы представили результаты исследования научного наследия советских книговедов Н. М. Сикорского, А. И. Барсука, И. Е. Баренбаума, проанализировали и охарактеризовали вклад каждого из них в становление и развитие функционального подхода в книговедении. В статье идентифицированы и раскрыты некоторые методологические проблемы функционального подхода: замкнутость исключительно в системе вузовской науки, обособленность от международного научного дискурса, наличие интеллектуального влияния идеологизированных работ 1920–1930-х гг. (Н. Я. Марра, И. В. Новосадского, П. Н. Беркова), избыточное внимание к комплексности как ключевой характеристике книговедения, нерешенность вопроса научных методов книговедческих исследований. Мы выделили позитивные и перспективные направления разработок функциональной школы – реактуализацию творческого наследия А. М. Ловягина и М. Н. Куфаева, инкорпорацию читателя и чтения в систему научных проблем книговедения, признание коммуникационной сущности науки о книге и социодинамики книжного процесса. В заключении авторы обосновывают тезис об эклектичности и противоречивости позднесоветского теоретического книговедения и вместе с тем его эвристической ценности как с точки зрения обеспечения концептуальной преемственности развития науки о книге в нашей стране, так и в контексте плодотворной академической дискуссии, развернувшейся в профессиональной печати в 1970–1980 гг.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20913/1815-3186-2025-1-7-18
Не подлежит сомнению тот факт, что теоретико-книговедческая конструкция, построенная Н. М. Сикорским, А. И. Барсуком и И. Е. Баренбаумом, в значительной мере лежала в русле развития позднесоветской «библиотечной» науки и впитала в себя большую часть ее черт и особенностей. Собственно, в условиях централизованного управления гуманитаристикой, существовавших в СССР, иначе и быть не могло.
Список литературы
1. Базанов П. Н. Историк книги и книжного дела И. Е. Баренбаум (к 100-летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 1. С. 164- 172
2. Бакун Д. Н. Актуализация наследия деятелей книжной культуры (к юбилею Н. М. Сикорского) // Берковские чтения - 2019. Книжная культура в контексте международных контактов : материалы V Междунар. науч. конф. (Пинск, 29-30 мая 2019 г.). Москва, 2019. С. 28-36
3. Бакун Д. Н. Н. М. Сикорский и развитие науки о книге. Москва : Наука, 2008. 26 с.
4. Баренбаум И. Е. Абрам Ильич Барсук как книговед и библиографовед // Книга. Исследования и материалы. Москва, 1989. Сб. 57. C. 134- 143
5. Баренбаум И. Е. Михаил Николаевич Куфаев (1888- 1948) // Книга. Исследования и материалы. Москва, 1973. Сб. 27. С. 189-195
6. Баренбаум И. Е. Проблемы теории и методологии книговедения : сб. избр. работ. Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. ин-т культуры, 2023. 372 с.
7. Баренбаум И. Е., Крейденко В. С., Леонов В. П. Общенаучные и специальные методы книговедения, библиотековедения, библиографоведения и информатики // Труды Ленинградского государственного института культуры. Санкт-Петербург, 1982. Т. 68. С. 47-69
8. Библиография. Общий курс / под ред. М. А. Брискмана, А. Д. Эйхенгольца. Москва : Книга, 1969. 560 с.
9. Варганова Г. В. Научные исследования в библиотечно-информационной сфере: отечественные и зарубежные практики. Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. ин-т культуры, 2018. 208 с.
10. Вохрышева М. Г. Библиография в системе культуры. Самара, 1993. 125 с.
11. Гучинский М. Г. Гипотеза академика Н. Я. Марра о происхождении и эволюции книги // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Санкт-Петербург, 2000. Т. 151. С. 23-28
12. Ермолаева М. А. Н. М. Сикорский и книговедческие форумы // Румянцевские чтения - 2019 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2019. Ч. 3. С. 332-341
13. Калинина И. В. Н. Я. Марр и гуманитарное знание // Обсерватория культуры. 2011. № 2. С. 108-115
14. Книга. Исследования и материалы. 100 сборников : справ. материалы, указ. содерж. / сост. Л. И. Фурсенко. Москва : Наука, 2014. 170 с.
15. Козлов С. В., Лизунова И. В. О медиалогическом понимании концепта «книжная культура» // Библиосфера. 2024. № 1. С. 65-75 https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-1-65-75
16. Куфаев М. Н. Избранное: труды по книговедению. Москва : Книга, 1981. 223 с.
17. Лаврик О. Л., Калюжная Т. А. Поддержка научных исследований как одно из направлений деятельности научной библиотеки // Библиосфера. 2022. № 1. С. 68-79 https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-1-68-79
18. Леликова Н. К. Становление и развитие книговедческой и библиографической наук в России в XIX - первой трети XX века. Санкт-Петербург : Рос. нац. б-ка, 2004. 415 с.
19. Ловягин А. М. Основы книговедения. Ленинград : Начатки знаний, 1926. 166 с.
20. Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества. Москва : Книга, 1972. 327 с.
21. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. 2-е изд. Москва : Гиперборея : Кучково поле, 2007. 462 с.
22. Марр Н. Я. Избранные работы. Т. 3. Язык и общество. Москва : Гос. соц.-экон. изд-во, 1934. 423 c.
23. Мигонь К. Наука о книге: очерк проблематики. Москва : Книга, 1991. 198 c.
24. Мутьев В. А., Тургаев А. С. Концепция книговедения М. Н. Куфаева: векторы актуализации в современной науке // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2024. № 1. С. 172-178 https://doi.org/10.30725/2619-0303-2024-1-172-178
25. Мутьев В. А., Тургаев А. С., Шукшин С. И. Формирование коммуникационной парадигмы книговедения в научном творчестве М. Н. Куфаева // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2024. № 2. С. 151-157 https://doi.org/10.30725/2619-0303-2024-2-151-157
26. Новосадский И. В. Против буржуазных теорий в советском книговедении // Красный библиотекарь. 1931. № 10. С. 18-26
27. Обсуждение назревших проблем советского книговедения // Книга. Исследования и материалы. Москва, 1965. Сб. 11. С. 270-290.
28. Проблемы общей теории книговедения : сб. статей / под ред. и со. вступ. статьей Е. Л. Немировского. Москва : Книга, 1978. 125 с.
29. Редькина Н. С. Моделирование как метод научного познания в библиотековедении. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2016. 126 с.
30. Сидоров А. А. Книга и жизнь: сб. книговедческих работ. Москва : Книга, 1972. 231 c.
31. Сикорский Н. М. Книга. Читатель. Библиотека: сб. книговедческих работ. Москва : Книга, 1979. 279 с.
32. Сляднева Н. А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт системнодеятельностного анализа. Москва : Изд-во МГИК, 1993. 226 с.
33. Фокеев В. А. Природа библиографического знания. Москва, 1995. 352 с.
34. Фокеев В. А. Судьба и кредо библиографоведа (А. И. Барсука) // Библиография. 1998. № 6. С. 83-88
35. Червинский М., Зберский Т. Система книги. Семиотика книги. Москва : Книга, 1981. 128 с.
36. Эльяшевич Д. А. Иосиф Евсеевич Баренбаум - книговед: к 100-летию со дня рождения // Труды СанктПетербургского государственного института культуры. Санкт-Петербург, 2020. Т. 220. С. 7-16
37. Эльяшевич Д. А. Книговедение: жизнь после смерти // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Санкт-Петербург, 2018. Т. 217. С. 55-81
38. Эльяшевич Д. А. О «ренессансе библиологии», книговедении и не только // Потенциал библиотеки в современном мире: трансформации, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Самара, 2021. С. 117-126
39. Эльяшевич Д. А. Чтение и читатель как объекты изучения // Книга. Чтение. Медиасреда. 2024. Т. 2, № 1. С. 40-44 https://doi.org/10.20913/BRM-2-1-4
40. Эльяшевич Д. А., Иконникова И. Ю. Историко-книжное наследие преподавателей кафедры общей библиографии и книговедения ЛГИК им. Н. К. Крупской // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2024. № 3. С. 162-168 https://doi.org/10.30725/2619-0303-2024-3-162-168
41. Эльяшевич Д. А., Мутьев В. А. Магистерский учебник по книговедению: основные проблемы и перспективы подготовки // Библиосфера. 2022. № 3. С. 5-16 https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-3-5-16
42. Эльяшевич Д. А., Мутьев В. А. Новое книговедение: взгляд в будущее // Библиосфера. 2021. № 1. С. 43-53 https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-1-43-53
43. Eisenstein EL (1979) The printing press as an agent of change: communications and cultural transformations in early modern Europe. In 2 vols. Cambridge: Cambridge Univ. Press.
44. Maceviciute E and Janonis O (2004) Conceptions of bibliography in the Russian Federation: The Russian phenomenon of bibliographic theory. Libri: International Journal of Libraries and Information Studies 54 (1): 30-42. https://doi.org/10.1515/LIBR.2004.30
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность исследования межрегионального и приграничного сотрудничества библиотек, выполняющих важную гуманитарную миссию, определяется большим значением, которое придает Российская Федерация развитию культурных связей между регионами и приграничными территориями в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Цель статьи – отражение результатов проведенного Российской государственной библиотекой исследования сотрудничества центральных универсальных библиотек приграничных субъектов государств – участников СНГ в профессиональной сфере.
Автор анализировала действующие нормативно-правовые акты и документацию в области межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ; изучила партнерские связи центральных универсальных библиотек приграничных субъектов стран Содружества, опыт их научной и методической деятельности, продвижения информации о взаимодействии с коллегами из сопредельных стран в средствах массовой информации и интернете.
Определены факторы влияния на приграничное сотрудничество библиотек стран СНГ. К позитивным факторам относятся: актуальная нормативно-правовая база сотрудничества; пространство общего языкового общения; участие общественных организаций, населения, этнокультурных обществ в контактах с зарубежными коллегами; поддержка местных средств массовой информации в продвижении информации о сотрудничестве. Факторы, оказывающие отрицательное влияние на сотрудничество: приграничные претензии государств и изменения в геополитике; языковой барьер; слабая материально-техническая и информационно-коммуникационная инфраструктура.
Практическим результатом исследования стала разработка «Концепции развития библиотечно-информационного пространства на базе приграничных библиотек государств – участников СНГ» и плана мероприятий по ее реализации до 2030 г.
Информационно-аналитическая компетенция (ИАК) является одной из ключевых в перечне профессиональных компетенций библиотечного специалиста, так как высокий уровень владения ею позволяет библиотекарям эффективно находить релевантную информацию и данные, оценивать их, обрабатывать, интерпретировать и оперативно представлять в соответствии с предпочтениями пользователей. Несмотря на то что в научных публикациях по теме отражаются разные аспекты информационно-аналитической деятельности, вопрос развития ИАК библиотечного специалиста остается слабо изученным. В библиотечной профессиологии и теории библиотечно-информационного образования не уточнено определение, раскрывающее специфику такой компетенции. Цель исследования – экспериментальная проверка авторской модели развития информационно-аналитической компетенции библиотечных специалистов, необходимой для реализации информирования пользователей библиотеки по востребованной проблематике в веб-среде. Автор с помощью терминологического анализа и специфики библиотечно-информационной деятельности уточняет определение ИАК библиотечных специалистов, необходимой для создания современных информационно-аналитических продуктов по востребованной проблематике, коей выступает открытая наука, а также определяет направления формирования ИАК, и на их основе разрабатывает модель развития ИАК библиотечного специалиста, включающую целевой, концептуальный, содержательный, технологический, оценочно-результативный блоки и необходимые педагогические условия. В завершении исследования представлены итоги педагогического эксперимента, подтверждающие результативность предложенной модели.
В последние годы в библиотечно-информационной сфере наблюдается сложная кадровая ситуация. Устаревание кадров на фоне отсутствия молодых специалистов, увеличение числа сотрудников с непрофильным образованием и отток в другие отрасли работников с библиотечным образованием – это лишь небольшая часть проблем, с которыми сталкивается руководство многих библиотек при формировании штата. Особо сложная ситуация в библиотеках, не подведомственных Министерству культуры РФ, образовательных учреждениях и иных организациях, где роль библиотекаря зачастую выполняет сотрудник, имеющий довольно поверхностное представление о специфике своей работы. В то же время отсутствие целостной картины кадрового состояния по всей сети библиотек не позволяет комплексно подойти к изучению существующих проблем и определить пути их решения. Цель статьи – изучить кадровую ситуацию в библиотеках Бурятии, определив роль вуза в кадровом обеспечении отрасли. В результате представлена характеристика библиотечной сети Бурятии, персонала библиотек, обозначена роль Восточно-Сибирского государственного института культуры в подготовке специалистов для библиотечно-информационной сферы региона; определены основные проблемы, анализ которых позволит скорректировать совместную работу библиотек и вуза по обеспечению отрасли кадрами.
Статья посвящена проблеме подготовки кадров для научно-технических библиотек и описывает возможные модели подготовки таких специалистов в высших учебных заведениях. Актуальность исследования обусловлена повышенным вниманием со стороны государства и общества к научно-техническим библиотекам и отсутствием кадрового ресурса, готового к реализации социальных отношений и социальных функций, которые возлагаются на библиотеки при реализации стратегии технического и интеллектуального суверенитета страны. Цель статьи – предложить решение проблемы обеспечения кадрами научных и научно-технических библиотек в русле современных наук об образовании. Поставлен вопрос об актуализации трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» для специалистов научных библиотек. Проанализированы 4 основные педагогические модели подготовки специалистов для научных и научно-технических библиотек. Сделан вывод о необходимости проработки вопроса о трудовых функциях современных специалистов научных библиотек отраслевой наукой, практикой и образованием.
Статья посвящена проблеме подготовки кадров для научно-технических библиотек и описывает возможные модели подготовки таких специалистов в высших учебных заведениях. Актуальность исследования обусловлена повышенным вниманием со стороны государства и общества к научно-техническим библиотекам и отсутствием кадрового ресурса, готового к реализации социальных отношений и социальных функций, которые возлагаются на библиотеки при реализации стратегии технического и интеллектуального суверенитета страны. Цель статьи – предложить решение проблемы обеспечения кадрами научных и научно-технических библиотек в русле современных наук об образовании. Поставлен вопрос об актуализации трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» для специалистов научных библиотек. Проанализированы 4 основные педагогические модели подготовки специалистов для научных и научно-технических библиотек. Сделан вывод о необходимости проработки вопроса о трудовых функциях современных специалистов научных библиотек отраслевой наукой, практикой и образованием.
В статье рассматриваются рукописи XVIII–XIX вв., входящие в состав книжного собрания Колывано-Воскресенских горных заводов. Крупнейшая сохранившаяся часть этой книжной коллекции находится в отделе ценных и редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ). Большинство представленных в статье рукописей, в силу различных объективных причин, ранее оставалось вне поля зрения исследователей.
Автором впервые предпринята попытка реконструкции состава рукописной части книжного собрания Колывано-Воскресенских заводов. На сегодняшний день мы располагаем разной степени полноты информацией о 88 рукописях, в различное время оказавшихся в Барнаульской казенной библиотеке. Цель статьи – проанализировать репертуар рукописных документов и охарактеризовать их как часть книжного собрания Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа.
Рассмотрены сохранившиеся архивные документы, касающиеся Барнаульской казенной библиотеки и принадлежавших ей книг. Особое внимание уделено очень разнообразному тематическому составу уцелевших рукописей, который имеет выраженное сходство с уральскими книжными собраниями, исторически связанными с горно-металлургической промышленностью. Выявлены особенности истории происхождения и бытования рукописей из коллекции Колывано-Воскресенских заводов. Исследование существенно дополняет картину развития книгораспространения, библиотечного дела и чтения в Сибири в XVIII–XIX вв.
В статье рассматриваются рукописи XVIII–XIX вв., входящие в состав книжного собрания Колывано-Воскресенских горных заводов. Крупнейшая сохранившаяся часть этой книжной коллекции находится в отделе ценных и редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ). Большинство представленных в статье рукописей, в силу различных объективных причин, ранее оставалось вне поля зрения исследователей.
Автором впервые предпринята попытка реконструкции состава рукописной части книжного собрания Колывано-Воскресенских заводов. На сегодняшний день мы располагаем разной степени полноты информацией о 88 рукописях, в различное время оказавшихся в Барнаульской казенной библиотеке. Цель статьи – проанализировать репертуар рукописных документов и охарактеризовать их как часть книжного собрания Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа.
Рассмотрены сохранившиеся архивные документы, касающиеся Барнаульской казенной библиотеки и принадлежавших ей книг. Особое внимание уделено очень разнообразному тематическому составу уцелевших рукописей, который имеет выраженное сходство с уральскими книжными собраниями, исторически связанными с горно-металлургической промышленностью. Выявлены особенности истории происхождения и бытования рукописей из коллекции Колывано-Воскресенских заводов. Исследование существенно дополняет картину развития книгораспространения, библиотечного дела и чтения в Сибири в XVIII–XIX вв.
Проблематика цифровой репрезентации литературного процесса (во всем многообразии структурных элементов его представленности) рассматривается как актуальное поле междисциплинарного научного дискурса. Постоянно изменяющийся digitalоблик современной литературы (тематические группы и фанатские сообщества в социальных сетях, электронные библиотеки, подкасты, блоги, литературные интернет-шоу и иные форматы, определяющие ее цифровой ландшафт) побуждает исследователей на поиск моделей и концептов, позволяющих фиксировать это многообразие в границах научной рефлексии. В свете развивающихся теорий конвергентной культуры и интермедиальности в качестве концепта может рассматриваться гибридный культурный формат – результат соединения разнородных сред, образующий целостную и самодостаточную систему.
Целью исследования является осмысление специфики функционирования литературы в новых гибридных форматах (сетевая репрезентация литературных текстов), порожденных цифровой средой существования и рождающих аналогичные, гибридные ролевые стратегии читателей. Опираясь на метод культурного анализа Клиффорда Гирца (метод «насыщенного описания») и методологию фрейм-сценариев, авторы анализируют ресурсы, активно участвующие в создании российского пространства цифровой жизни литературы и репрезентирующие гибридные модели функционирования текста. В статье выстраивается идентификационный профиль читателя, выраженный через гибридизацию субъектной роли (креативный потребитель) и гибридные поведенческие сценарии (читатель-игрок). Природу цифрового пространства жизни литературы авторы оценивают как аналог карнавальной культуры (М. М. Бахтин), дающей возможность современному читателю компенсировать иллюзорность виртуального бытия в подлинности культуротворческого действия.
Проблематика цифровой репрезентации литературного процесса (во всем многообразии структурных элементов его представленности) рассматривается как актуальное поле междисциплинарного научного дискурса. Постоянно изменяющийся digitalоблик современной литературы (тематические группы и фанатские сообщества в социальных сетях, электронные библиотеки, подкасты, блоги, литературные интернет-шоу и иные форматы, определяющие ее цифровой ландшафт) побуждает исследователей на поиск моделей и концептов, позволяющих фиксировать это многообразие в границах научной рефлексии. В свете развивающихся теорий конвергентной культуры и интермедиальности в качестве концепта может рассматриваться гибридный культурный формат – результат соединения разнородных сред, образующий целостную и самодостаточную систему.
Целью исследования является осмысление специфики функционирования литературы в новых гибридных форматах (сетевая репрезентация литературных текстов), порожденных цифровой средой существования и рождающих аналогичные, гибридные ролевые стратегии читателей. Опираясь на метод культурного анализа Клиффорда Гирца (метод «насыщенного описания») и методологию фрейм-сценариев, авторы анализируют ресурсы, активно участвующие в создании российского пространства цифровой жизни литературы и репрезентирующие гибридные модели функционирования текста. В статье выстраивается идентификационный профиль читателя, выраженный через гибридизацию субъектной роли (креативный потребитель) и гибридные поведенческие сценарии (читатель-игрок). Природу цифрового пространства жизни литературы авторы оценивают как аналог карнавальной культуры (М. М. Бахтин), дающей возможность современному читателю компенсировать иллюзорность виртуального бытия в подлинности культуротворческого действия.
Проблематика цифровой репрезентации литературного процесса (во всем многообразии структурных элементов его представленности) рассматривается как актуальное поле междисциплинарного научного дискурса. Постоянно изменяющийся digitalоблик современной литературы (тематические группы и фанатские сообщества в социальных сетях, электронные библиотеки, подкасты, блоги, литературные интернет-шоу и иные форматы, определяющие ее цифровой ландшафт) побуждает исследователей на поиск моделей и концептов, позволяющих фиксировать это многообразие в границах научной рефлексии. В свете развивающихся теорий конвергентной культуры и интермедиальности в качестве концепта может рассматриваться гибридный культурный формат – результат соединения разнородных сред, образующий целостную и самодостаточную систему.
Целью исследования является осмысление специфики функционирования литературы в новых гибридных форматах (сетевая репрезентация литературных текстов), порожденных цифровой средой существования и рождающих аналогичные, гибридные ролевые стратегии читателей. Опираясь на метод культурного анализа Клиффорда Гирца (метод «насыщенного описания») и методологию фрейм-сценариев, авторы анализируют ресурсы, активно участвующие в создании российского пространства цифровой жизни литературы и репрезентирующие гибридные модели функционирования текста. В статье выстраивается идентификационный профиль читателя, выраженный через гибридизацию субъектной роли (креативный потребитель) и гибридные поведенческие сценарии (читатель-игрок). Природу цифрового пространства жизни литературы авторы оценивают как аналог карнавальной культуры (М. М. Бахтин), дающей возможность современному читателю компенсировать иллюзорность виртуального бытия в подлинности культуротворческого действия.
В статье на основе дореволюционных источников впервые представлена деятельность библиотеки и Библиотечного общества служащих и рабочих Пермских (Мотовилихинских) пушечных заводов с 1907 по 1915 г. Проанализированы нормативно-правовые документы, регламентировавшие их деятельность в указанный период. Выявлены и охарактеризованы источники финансирования библиотеки и Библиотечного общества, основными из которых были: абонентная плата за пользование книгами, пожертвования от служащих и рабочих, проценты по сберегательной книжке, сдача в аренду зала Народного дома, доходы от чайной (буфета) и др. Рассмотрены отделы, по которым комплектовалась заводская библиотека, и распределение количества выданных читателям книг по ее отделам, а также по месяцам и годам. Приведены статистические сведения о числе членов Библиотечного общества, абонентов, читателей и выданных книг для чтения из библиотеки, учтена ее посещаемость. Указаны статьи расхода библиотеки: вознаграждение библиотекарю; покупка книг; выписка периодических изданий, их переплет; печатание каталога; работы по новой пристройке для сцены и ее оформление; изготовление занавесов, декораций; приобретение костюмов и др. Установлены конкретные примеры того, что библиотека, помимо выполнения своей основной задачи – обеспечивать служащим и рабочим завода возможность пользоваться ее книжным фондом, осуществляла еще и просветительскую и культурно-досуговую функции.
Издательство
- Издательство
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- Юр. адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- ФИО
- Лизунова Ирина Владимировна (Руководитель)
- E-mail адрес
- office@spsl.nsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2662585