В экономической теории факторы потребительского спроса представляли интерес для исследования и дискуссии на протяжении всего исторического горизонта, учитывая значимость социально-экономического явления. Объектом исследования, отраженным в данной статье, является сложившиеся в экономической науке подходы к изучению потребительского спроса и факторов, влияющих на его динамику. В качестве предмета исследования выступает детерминанты потребления домашних хозяйств. Цель работы - описать и проанализировать факторы потребительского спроса в российской экономике и предложить их системную классификацию. Методологической базой работы послужили научные исследования в области экономики, менеджмента, государственного управления, социологии и психологии. В работе использовались общенаучные методы: анализ, синтез, научная абстракция, дедукция, а также сравнение и сопоставление. С помощью данных методов проведено структурированное литературное исследование, основанное на систематическом обзоре отечественных и зарубежных научных трудов для всесторонней оценки парадигмы и эволюции научных подходов факторов потребительского спроса. Результаты показывают, что в настоящее время потребление домохозяйств определяется тремя группами факторов: факторы доходов, ценовые и неценовые факторы. При этом в отдельные периоды времени значимость некоторых из них может возрастать или снижаться. Особое внимание в исследовании уделяется изменению поведения потребителя, вопросам потребительских выбора и ожиданий, а также трансформации потребительского спроса в условиях цифровизации экономики. Новизна исследования заключается разработке авторской классификации факторов, влияющих на структуру и динамику потребительского спроса в современных условиях, на основе которой могу принимать микроэкономические и макроэкономические решения. Результаты работы вносят вклад в экономическую теорию систематизируя и актуализируя научные подходы к детерминантам, определяющим потребление домохозяйств. Практическая значимость исследования заключается в том, что четкая классификации факторов имеет приоритетное значение для теоретического анализа проблемных аспектов и прогнозирования потребительского спроса, поскольку его детерминанты декомпозируются в виде системы показателей (индикатив). При этом направления будущих исследований могут быть связаны с разработкой практических мер по нивелированию дисбаланса между спросом и предложением в экономике.
Идентификаторы и классификаторы
Потребительский спрос домохозяйств выступает ключевым драйвером устойчивого экономического роста страны и индикатором качества жизни населения. Кроме того, потребительские поведение и спрос представляют интерес на микроэкономическом уровне, поскольку влияет на деятельность бизнес-структур, характеризуя маркетинговое воздействия на потребителей товаров и услуг.
Список литературы
1. Скворцова А.Г. Анализ динамики потребительского спроса в России // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2023. № 4. С. 247-256. DOI: 10.52210/2224669X_2023_4_247
2. Сафиуллин Л.Н., Сахбиева А.И., Гайнутдинов В.Р. Потребительский спрос в системе взаимодействия с микро-и макроуровнями экономики // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6, № 5. С. 295-301.
3. Иосипенко В.Д. Факторы формирования стабильного спроса на продовольствие // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2020. № 2. С. 55-61.
4. Whalen C.J. Post-Keynesian institutionalism after the great recession // Levy Economics Institute of Bard College, Working Paper. 2012. No. 724. DOI: 10.2139/ssrn.2062469
5. Brazelton W.R., Whalen C.J. Towards a synthesis of Institutional and Post Keynesian economics // Financial Instability and Economic Security after the Great Recession. New York: University at Buffalo, 2011. P. 28-52. DOI: 10.4337/9780857934840.00011
6. Ковалева Е.В., Цымбалюк М.В. Факторы потребительского спроса, определяющие экономический рост российской экономики // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2023. № 2(44). С. 103-110. DOI: 10.57070/2304-4497-2023-2(44)-103-110
7. Alan S., Browning M., Ejrnæs M. Income and Consumption: A Micro Semistructural Analysis with Pervasive Heterogeneity // Journal of Political Economy. 2018. No.126(5). Pp. 1827-1864. DOI: 10.1086/699186
8. Peterson W.C. Institutionalism, Keynes and the Real World // Journal of Economic Issues. 1977. No. 11(2). Pp. 201-221. DOI: 10.1080/00213624.1977.11503432
9. Янгирова Е.И., Сафиуллина Е.А. Факторы формирования потребительского спроса в условиях экономики информационного общества // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2021. № 2(158). С. 34-40. DOI: 10.34773/EU.2021.2.6
10. Исаев А.Г. Экономический рост российских регионов: экзогенные и эндогенные источники / А.Г. Исаев. Хабаровск: Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН, 2022. 208 с.
11. Кузнецов А.И., Ахметьянова А.И. Тенденции изменения потребительского спроса в регионах Приволжского федерального округа // Уфимский гуманитарный научный форум. 2024. № 4(20). С. 161-170. DOI: 10.47309/2713-2358-2024-4-161-170
12. Ишуова Ж.Ш., Дарибаева М.Ж., Болуспаев Ш.А. Оценка сглаживания потребительских расходов казахстанцев и их шансы на увеличение спроса кредитных ресурсов // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15, № 4. DOI: 10.15862/50ECVN423
13. Akhmetova Z.B., Konopelko A., Kim I.A. Dynamic analysis of consumer loyalty fast-moving consumer goods market in the Republic of Kazakhstan // Bulletin of “Turan” University. 2023. No. 2023 (2). Pp. 79-91. DOI: 10.46914/1562-2959-2023-1-2-79-91
14. Шальнова О.А., Депутатова Е.Ю. Тенденции потребительского поведения при совершении покупок повседневного спроса в условиях трансформации FMCG-рынка // Социальные и экономические системы. 2024. № 3(53). С. 203-221.
15. Кастрюлева Л.Е. Ключевые тренды развития розничной торговли в РФ с учетом колебаний потребительского спроса, сезонности и пандемии // Современная экономика: проблемы и решения. 2024. № 7(175). С. 19-32. DOI: 10.17308/meps/2078-9017/2024/7/19-32
16. Бочкарев А.В. Потребительский спрос россиян: тенденции и перспективы // Труд и социальные отношения. 2024. Т. 35, № 2. С. 52-60. DOI: 10.20410/2073-7815-2024-35-2-52-60
17. Янгирова Е.И., Янгиров А.В., Насырова С.И., Юсупов К.Н. Структурные показатели потребительского спроса в Республике Башкортостан на современном этапе // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020. № 1(151). С. 29-32. DOI: 10.34773/EU.2020.1.7
18. Кусургашева Л.В., Черновол С.Н. Потенциал потребительского спроса в условиях структурной трансформации российской экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 12-1. С. 100-107. DOI: 10.17513/vaael.3140
19. Swamy, V. Financial wealth effects and consumption expenditure // International Journal of Finance & Economics. 2020. No. 27(2). Pp. 1933-1946. DOI: 10.1002/ijfe.2251
20. Golovanova E., Zubarev A. Forecasting Aggregate Retail Sales with Google Trends // Russian Journal of Money and Finance. 2021. No. 80(4). Pp. 50-73. DOI: 10.31477/rjmf.202104.50
21. Соколова Е.Ю. Влияние волатильности валютного курса на потребительский спрос // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2023. № 4. С. 62-65. DOI: 10.37882/2223-2974.2023.04.29
22. Суслова Ю.Ю., Демченко О.С. Структурные и институциональные факторы современных кризисов в развитых странах // Микроэкономика. 2017. № 1. С. 5-9.
23. Acuña G., Echeverría C., Pinto-Gutiérrez C. Consumer confidence and consumption: Empirical evidence from Chile // International Review of Applied Economics. 2020. No. 34(1). Pp. 75-93. DOI: 10.1080/02692171.2019.1645816
24. Ball L.M., Mankiw N.G. Market power in neoclassical growth models // National Bureau of Economic Research. 2021. No. w28538 Pp. 1-35. https://ssrn.com/abstract=3799829.
25. Пальчикова Ю.В., Сазанова С.Л. Актуальные неценовые факторы поведения потребителя // Путеводитель предпринимателя. 2023. Т. 16, № 3. С. 108-116. DOI: 10.24182/2073-9885-2023-16-3-108-116
26. Солдатова Н.Ф. Классификация факторов влияния на потребительское поведение в новых экономических условиях // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12, № 4. С. 1393-1404. DOI: 10.18334/epp.12.4.114411
27. Cloyne J., Ferreira C., Surico P. Monetary Policy when Households have Debt: New Evidence on the Transmission Mechanism // Review of Economic Studies. 2020. No. 87(1). Pp. 102-129. DOI: 10.1093/restud/rdy074
28. Колесник Д.П., Пестова А.А., Мамонов М. Шоки предложения банковского кредитования и потребление домашних хозяйств в России // Вопросы экономики. 2021. № 9. С. 24-50. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-9-24-50
29. Соколова Е.Ю. Анализ перспектив влияния кредитования населения на конечный спрос // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2021. № 6. С. 47-52. DOI: 10.37882/2223-2974.2021.06.28
30. Леонидова Е.Г. Резервы стимулирования конечного потребления населения в регионах Северо-Запада России // Управленец. 2025. Т. 16, № 1. С. 61-75. DOI: 10.29141/2218-5003-2025-16-1-5
31. Социокультурные факторы в экономике: пройденные рубежи и актуальная повестка / А.А. Аузан, А.И. Бахтигараева, В.А. Брызгалин [и др.] // Вопросы экономики. 2020. № 7. С. 75-91. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-7-75-91
32. Ахмерова А.М. Нерациональное поведение потребителя как фактор, формирующий поведение фирмы // Инновации и инвестиции. 2020. № 4. С. 79-83.
33. Сазанова С.Л. Экономическое поведение: ценностно-рациональный аспект // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 8. С. 108-111.
34. Якушев М.М. Институциональные факторы потребительского спроса в современной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. № 3(14). С. 91-95.
35. Батайкин П.А. Институциональное проектирование факторов потребительского спроса в современной российской экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 13-15.
36. Андреев М.Ю. Глубинные потребительские привычки и шоки фискальной политики // Проблемы прогнозирования. 2025. № 1(208). С. 91-108. DOI: 10.47711/0868-6351-208-91-108
37. Luchs M.G., Mick D.G., Haws K.L. Consumer Wisdom for Personal Well-Being and the Greater Good: Scale Development and Validation // Journal of Consumer Psychology. 2021. No. 31(3), Pp. 587-611. https://bfiDOI: 10.1002/jcpy.1224
38. Godefroit-Winkel D., Schill M., Hogg M.K. Consumer wisdom and well-being investigated via intergenerational interactions // Journal of Marketing Management. 2023. No. 39(15-16), Pp. 1502-1532. DOI: 10.1080/0267257X.2023.2241473
39. Костин К.Б., Мамедова Л.Э., Ленская В.А. Влияние рекламы на формирование эмоционального потребительского спроса // Креативная экономика. 2024. Т. 18, № 6. С. 1487-1510. DOI: 10.18334/ce.18.6.121092
40. Малиева И.А., Бетеева А.А. Место и роль рекламы на рынке потребительских товаров // Наукоград наука производство общество. 2025. № 1. С. 21-23.
41. Шнякина Ю.Р. Эмоциональная компонента рекламы: как достичь лояльности потребителя через нужные чувства // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2025. № 1. С. 57-61. DOI: 10.56584/1560-8816-2025-1-57-61
42. Родина Г.А., Косицына А.В., Кудрявцева К.С. Исследование проблемы нефункционального спроса // Экономика и предпринимательство. 2023. № 12(161). С. 1308-1311. DOI: 10.34925/EIP.2023.161.12.255
43. Suchánek P., Činčalová S. The relationship of consumer psychology and consumer experience to consumer satisfaction and organisational performance: literature review // Cogent Business & Management. 2024. No. 11(1). DOI: 10.1080/23311975.2024.2365991
44. Fan M., Zhang C. A study of consumer demand differentiation under different anchor personas in agricultural products content marketing // Journal of Marketing Communications. 2024. No. 1-26. DOI: 10.1080/13527266.2024.2448190
45. Костанян А.А., Смбатян С.М. Теория потребительского поведения и спроса в новой парадигме цифровизации здравоохранения // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. Т. 58, № 5. С. 66-89. DOI: 10.55959/MSU0130-0105-6-58-5-4
46. Airoldi M. Digital traces of taste: methodological pathways for consumer research // Consumption Markets & Culture. 2021. No. 24(1). Pp. 97-117. DOI: 10.1080/10253866.2019.169
47. Саттарова И.В., Черкашина Л.В. Факторы, оказывающие влияние на потребительское поведение // Отходы и ресурсы. 2022. Т. 9. № 1. DOI: 10.15862/03ECOR122
48. Madinga N.W., Lazo S., Schulz S., Lewis A. The Impact of Socio-Psychological Factors on Consumer Ethnocentrism and Purchase Intentions Among South African Consumers // Journal of African Business. 2024. No. 25(4). Pp. 831-855. DOI: 10.1080/15228916.2024.2309098
49. Akbarov S. Consumer ethnocentrism and purchasing behavior: Moderating effect of demographics // Journal of Islamic Marketing. 2022. No. 13(4). Pp. 898-932. DOI: 10.1108/JIMA-02-2020-0047
50. Chopra S., Chaudhary M. A study of consumer ethnocentrism: Review of antecedents and consequences // Manthan: Journal of Commerce and Management. 2022. No. 9(1). Pp. 100-124. DOI: 10.17492/jpi.manthan.v9i1.912206
51. Kilders V., Caputo V., Liverpool-Tasie L.S.O. Consumer ethnocentric behavior and food choices in developing countries: The case of Nigeria // Food Policy. 2021. No. 99. Pp. 1-13. DOI: 10.1016/j.foodpol.2020.101973
52. Tung A.-C. Consumption over the lifecycle: An international comparison // Chapters in: Population Aging and the Generational Economy. Ed. by Lee R., Mason A. UK: Edward Elgar Publishing Limited, 2011. Pp. 136-160. DOI: 10.4337/9780857930583.00007
53. Schlager T., Mohan B., DeCelles K., Norton M. Consumers - Especially Women - Avoid Buying From Firms With Higher Gender Pay Gaps // Journal of Consumer Psychology. 2021. No. 31(3). Pp. 518-531. DOI: 10.1002/jcpy.1219
54. Cavusgil E., Yayla S., Kutlubay O. The impact of demographic similarity on customers in a service setting // Journal of Business Research. 2022. No. 139(C). Pp. 145-160. DOI: 10.1016/j.jbusres.2021.09.030
55. Ахмаева Л.Г., Долгополов Д.В., Еремеева А.И. Анализ изменений в потребительском поведении российских представителей поколений X и Z в связи с социально-экономическими изменениями в 2022 г. // Вестник университета. 2023. № 10. С. 220-226. DOI: 10.26425/1816-4277-2023-10-220-226
56. Грабельных Т.И., Малых М.М. Специфика воздействия национальных и демографических факторов на формирование потребительского поведения населения современной России // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022. № 5(56). С. 27-29. DOI: 10.26907/2079-5912.2022.4.27-29
57. Airoldi M., Rokka J. Algorithmic consumer culture // Consumption Markets & Culture. 2022. No. 25(5). Pp. 411-428. DOI: 10.1080/10253866.2022.2084726
58. Polbin A., Skrobotov A. and Zubarev A. How the Oil Price and Other Factors of Real Exchange Rate Dynamics Affect Real GDP in Russia // Emerging Markets Finance and Trade. 2020. No. 56(15), Pp. 3732-3745. DOI: 10.1080/1540496X.2019.1573667
59. Снимщикова И.В. Факторы деформации потребительского спроса населения России в условиях санкционных ограничений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 6. С. 270-276. DOI: 10.23672/SAE.2023.98.78.044
60. Shojaeddini E., Marten A., Schreiber A., Wolverton A. Consumer Demand and the economy-wide costs of regulation: modeling households with empirically estimated flexible functional forms // Journal of Environmental Economics and Management. 2024. Vol. 125. DOI: 10.1016/j.jeem.2024.102972
61. Batrancea L. Empirical Evidence Regarding the Impact of Economic Growth and Inflation on Economic Sentiment and Household Consumption // Journal of Risk and Financial Management. 2021. No. 14(7): Pp. 336. DOI: 10.3390/jrfm14070336
62. Song M., Shin K.S. Forecasting economic indicators using a consumer sentiment index: Survey-based versus text-based data // Journal of Forecasting. 2019. No. 38(6), Pp. 504-518. DOI: 10.1002/for.2584
63. Лукина А.В. Экологический фактор в отношении и поведении российских потребителей // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2012. № 6(48). С. 74-80.
64. Василенко Н.В. О концептуализации понятия “Экологическая составляющая потребительских предпочтений” // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 5-2. С. 33-39.
65. Ramirez Navarro H.A., Vidal Vieira J.G., Fransoo J.C. Understanding urban logistics and consumer behavior in São Paulo city // Case Studies on Transport Policy. 2021. No. 9(4). Pp. 1630-1640. DOI: 10.1016/j.cstp.2021.06.017
66. Волкова Н.А., Катанаев Н.Т. Анализ социального фактора, оказывающего влияние на потребительский спрос // Управленческий учет. 2022. № 4-3. С. 503-509. DOI: 10.25806/uu4-32022503-509
67. Рожковская Е.А. Основные факторы и источники роста конечного потребления домашних хозяйств // Экономика, моделирование, прогнозирование. 2009. № 3. С. 113-131.
68. Рожковская Е.А. Эконометрическая модель анализа и прогнозирования элементов конечного потребления Республики Беларусь: концептуальные и методические подходы, результаты расчетов // Прикладная эконометрика. 2008. № 4(12). С. 27-41.
69. Мырзалиева М.А. Формирование потребительского поведения на рынке товаров и услуг // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2021. № 4. С. 233-238.
70. Hundtofte S., Olafsson A., Pagel M. Credit Smoothing // The 54th Annual Conference of the Western Finance Association. Chicago: University of Chicago, 2019. https://bfi.uchicago.edu/wp-content/uploads/Credit_Smoothing_Current.pdf.
71. Закирзянов Р. Оценка факторов региональной дифференциации потребительского спроса в Российской Федерации // Серия докладов об экономических исследованиях, № 68. 2021. http://cbr.ru/Content/Document/File/170356/analytic_note_20241210_ddkp.pdf.
72. Brave S.А., Bruun K. Measuring the Impact of Inflation on U.S. Consumer Spending // Morning Consult Economic Analysis. 2022. https://pro-assets.morningconsult.com/wp-uploads/2024/03/221024_October-Econ-White-Paper-3.pdf.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предметом исследования во второй части статьи выступают концептуальные идеи Адама Смита о неопределенности. Исследование предпринято с целью выявить и систематизировать элементы концепции неопределенности в работах Адама Смита, показав их связь с философией Дэвида Юма и современными экономическими теориями. Анализируется связь идей Смита с теорией вероятности Юма и предлагается альтернатива трактовкам, предполагающим сходство позиций Смита и Кейнса. Показывается, что Смит разработал классификацию уровней неопределённости, имеющую точки пересечения с современной институциональной теорией (Д. Норт). Обосновывается, что Смит рассматривает эвристики как инструмент снижения неопределённости, что сближает его идеи с современной поведенческой экономикой (Г. Гигеренцер). Ставятся под вопрос интерпретации, акцентирующие роль интервальной вероятности в его работах (М. Э. Брэди). Исследование демонстрирует, что концепция Смита, основанная на философии Юма, содержит элементы, предвосхищающие современные теории принятия решений. Методология исследования основана на сочетании антикваристского и презентистского подходов. Применялись: текстуальный анализ трудов Смита и Юма, сравнительно-исторический метод, концептуальная реконструкция и критический анализ интерпретаций. Междисциплинарный синтез позволил связать классические идеи с современными экономическими теориями. Исследование предлагает новую интерпретацию концепции неопределённости в работах Адама Смита, внося четыре существенных вклада в историю экономической мысли. Во-первых, проведен системный анализ связи его идей с теорией вероятности Юма, что позволило предложить альтернативу распространённым трактовкам, акцентирующим сходство взглядов Смита и Кейнса (М. Э. Брэди). Во-вторых, выявлена оригинальная классификация уровней неопределенности Смита по способам ее снижения (информация, знание, институты, иррациональные средства), предвосхищающая современные институциональные подходы. В-третьих, обоснована интерпретация “твёрдых правил” Смита как прототипа современных эвристик снижения неопределенности (Г. Гигеренцер) в поведенческой экономике. В-четвертых, расширен корпус анализируемых текстов за счёт малоизученных работ Смита (Лекции по юриспруденции, История астрономии) применительно к проблеме неопределенности. Полученные результаты пересматривают предложенные в литературе кейнсианские интерпретации идей Смита о неопределенности, обозначают новые исторические параллели с теорией ограниченной рациональности, связывая классическую политическую экономию с современными экономико-философскими дискуссиями.
Объектом исследования являются региональные бюджеты. Предметом исследования - расходы и доходы региональных бюджетов в Российской Федерации. Авторы осуществили исследование вопросов, связанных с управлением расходами и доходами региональных бюджетов в начале 2025 года. При этом в рамках раскрытия заявленной темы осуществляется акцентирование на региональных диспропорциям в темпах их роста. Особое внимание сконцентрировано на вопросах, связанных с потенциальными направлениями повышения прозрачности управления региональными бюджетами в современных социально-экономических условиях, отличающихся и позитивным, и негативным воздействием на динамику изменения показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это дополнительно актуализирует значимость и актуальность исследования вопросов данной темы, в т. ч. с учётом складывающихся современных тенденций и действующего законодательства, а также национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Статья базируется на использовании комплекса методов: анализ и синтез данных, индукция и дедукция. В целях обеспечения наглядности полученных результатов применён графический инструментарий. Авторы базируют своё исследование на официальных данных единого портала бюджетной системы Российской Федерации за январь-май 2025 года. Научная новизна сопряжена с недостаточной изученностью в отечественной и зарубежной научной литературе вопросов, связанных с управлением доходами и расходами региональных бюджетов в 2025 году. В процессе проведенного исследования авторы предложили активнее применять как давно зарекомендовавшие себя инструменты (например, обзор бюджетных расходов и инициативное бюджетирование), так и новые (связанные, прежде всего, с проникновением искусственного интеллекта в обыденную жизнедеятельность и автоматизацией осуществляемых процессов). Реализация авторских предложений представляется крайне важной в контексте обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Полученные результаты будут полезны к практическому использованию в деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства России, Минфина России и Минэкономразвития России, а также региональными органами государственной власти Российской Федерации в целях обоснования потенциальных направлений модернизации проводимой в регионе бюджетной политики.
Актуальность исследования обусловлена важностью разработки и внедрения проактивных систем налогового администрирования, способных предсказывать и снижать налоговые риски для государства на основе реальных данных. Предмет исследования - система налогового администрирования НДС в Российской Федерации в условиях цифровизации и риски, связанные с ее функционированием. Целью работы является обоснование путей совершенствования налогового администрирования НДС в условиях цифровизации посредством формирования проактивной системы управления налоговыми рисками государства, основанной на применении сценарного подхода к прогнозированию налоговых поступлений с учетом влияния релевантных факторов. В статье обоснованы предложения по созданию более эффективного механизма управления налоговыми рисками по НДС, основанного на прогнозных моделях и сценариях. Для их построения были использованы специальные экономико-математические методы: регрессионный анализ, построение авторегрессионной модели с временными лагами и модели коррекции ошибок. Для реализации проактивной системы управления налоговыми рисками по НДС предложен программный модуль АСК НДС-2, который интегрирует стратегические и оперативные решения. Его использование позволит налоговым органам улучшить автоматизацию процессов администрирования, снизить затраты на проверки и сосредоточиться на предприятиях с высоким уровнем налоговых рисков. Отличительная особенность предлагаемого подхода состоит в том, что разработанная на его основе система способна предсказывать налоговые риски по НДС и принимать соответствующие профилактические меры. Внедрение этой системы будет способствовать улучшению управления налоговыми рисками государства, повышению эффективности работы налоговых органов и обеспечению более стабильных налоговых поступлений в бюджет. Направления дальнейших исследований - построение моделей дифференцированных групп схожих предприятий и отдельных крупных налогоплательщиков с использованием возможностей больших данных и искусственного интеллекта.
Предметом исследования данной статьи являются социально-экономические отношения субъектов процесса движения основного капитала промышленных предприятий. Особое внимание автор уделяет роли государственных интересов в процессе движения основного капитала промышленных предприятий. Объектом исследования выступает основной капитал промышленных предприятий. Цель данного исследования - выявление ключевых принципов согласования экономических интересов участников процесса движения основного капитала промышленных предприятий как элемента государственной экономической политики его развития. В рамках этой цели предполагается решение следующих задач: - уточнить определения понятий «основной капитал промышленных предприятий» и «движение основного капитала промышленных предприятий»; - определить субъектов интересов, участвующих в движении основного капитала промышленных предприятий; - провести анализ интересов участников процесса движения основного капитала промышленных предприятий. Методология исследования базируется на обобщении сведений по рассматриваемой теме из отечественных источников, показателей статистики. Сравнительноописательным методом исследования были проанализированы категории «основной капитал» и «движение основного капитала». Метод формализации позволил определить роль государства в согласовании интересов участников процесса движения основного капитала промышленных предприятий. Графическое представление данных иллюстрировало способы согласования интересов субъектов. Научная новизна заключается в том, что согласование интересов в рамках движения основного капитала промышленных предприятий происходит на вертикальном и горизонтальном уровнях, что усложняет взаимосвязи субъектов. Баланс интересов может быть достигнут благодаря контракту инициатором, которого выступает государства, как наиболее сильный субъект взаимодействия. В процессе согласования интересов субъектов движения основного капитала промышленных предприятий формируются вертикальные связи между государством, промышленными предприятиями, образовательными и научными организациями, и горизонтальные связи между предприятиями разных отраслей производства. В отсутствии данных связей, не представляется возможным достижение устойчивого экономического роста и накопления национального богатства. Для формирования самодостаточной национальной экономики необходимо сформировать условия, в которых основной капитал промышленных предприятий обновляется с большей скоростью, нежели скорость выбытия и износа.
Совершенствование управления государственными и муниципальными финансами в области обеспечения функционирования системы социальной защиты является актуальной задачей в условиях сохраняющихся проблем бедности и экономического неравенства как в России, так и в мире. Одним из основных компонентов современной системы социальной защиты является социальная помощь, направляемая населению с невысоким уровнем дохода. В статье автором рассматриваются вопросы управления бюджетными расходами на социальную помощь населению, осуществляемую в рамках трех основных видов инструментов: категориальных, адресных и условных социальных трансфертов. Особое внимание уделяется специфике применения основных методов управления бюджетными расходами к указанным видам инструментов социальной помощи в целях теоретического обоснования выбора метода управления бюджетными расходами на социальную помощь. На основе обзора литературы определено наличие исследовательского пробела в области соотношения положений теории управления бюджетными расходами и существующих классификаций инструментов социальной помощи. Автором проведён синтез указанных положений и выявлены особенности, возможности и ограничения применения методов управления бюджетными расходами (затратного, программно-целевого и проектного) к различным видам инструментов социальной помощи. Это позволило научно обосновать выбор метода управления расходами в зависимости от целевого содержания заданного вида инструмента социальной помощи. Так, обоснованно применение проектного метода управления к инструментам социальной помощи, содержащим встречные обязательства получателя. Сделан вывод о приоритетности программно-целевого метода управления для адресных бюджетных расходов, тогда как для категориальной социальной помощи вышеуказанные методы избыточны. Полученные теоретические результаты позволили предложить направления модернизации программно-целевых и проектных инструментов управления бюджетными расходами на социальную помощь в Российской Федерации. Сформулированные положения могут стать основой дальнейших, в том числе эмпирических, исследований, необходимых для развития научно-практической дискуссии о проблемах управления бюджетными расходами в контексте достижения национальных целей развития Российской Федерации.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______