Статья посвящена новому направлению подготовки специалистов в сфере менеджмента - менеджера по кросс-культурной коммуникации. Цель исследования заключается в анализе предпосылок появления новой профессии и оценки продуктивности участия менеджера по кросс-культурной коммуникации в общении с зарубежными партнёрами. Использовались такие методы исследования, определяющие его методику, как метод логического мышления, сравнительной оценки, статистического анализа, группировки данных. Проанализировав информацию, представленную на официальном сайте крупнейшей в России компании интернет-рекрутмента, а также изучив особенности товарооборота России с зарубежными странами за последнее время, авторы сделали вывод о том, менеджеры по кросс-культурной коммуникации в ближайшей перспективе будут довольно востребованы на рынке труда, поскольку при работе представителей разных стран над совместными проектами требуется не только лингвистическое образование, но и знание поведенческих норм и коммуникативных особенностей, присущих другим культурам. Для установления и поддержания результативных и взаимовыгодных контактов с потенциальными партнёрами авторы предлагают использовать ряд коммуникационных тактик, которые следует учитывать при разработке коммуникативной стратегии организации. Также анализ научных публикаций и результатов исследований отечественных учёных позволил выделить основные функции менеджера по кросс-культурной коммуникации и определить круг его обязанностей, среди которых основными являются разработка и адаптация коммуникационных стратегий для сотрудников и международных партнёров с целью предупреждения межкультурных конфликтов, а также оптимизация межкультурного взаимодействия представителей разных стран и этнических групп.
Идентификаторы и классификаторы
В процессе развития современного общества и усиления глобализации международных отношений в высших учебных заведениях нашей страны всё больше внимания стали уделять подготовке специалистов, хорошо знающих не только историко-культурные особенности своей страны, но и культуру других стран и народов. Каждая страна, каждое государство в силу ряда географических, социальных, исторических факторов обладает неповторимым культурным наследием, которое является неотделимой частью коллективной истории и культуры всего человечества. Можно предположить, что страны, имеющие общие границы (Россия – Белоруссия, Кыргызстан – Таджикистан и т. п.) или располагающиеся недалеко друг от друга (Иран – Саудовская Аравия, Япония – Китай), а также страны, входящие в состав союза государств и объединенные договорными отношениями (Евразийский экономический союз, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество и т. д.), могут иметь похожие культурологические особенности.
Список литературы
1. Глотко, А. В. Оценка потенциала туризма в Республике Алтай: природные и культурные аспекты / А. В. Глотко, И. Г. Кузнецова // Форпост науки. - 2024. - Т. 18, № 2. - С. 12-19. DOI: 10.22394/sp242.02 EDN: URAXFK
2. Горбунова, Н. В. Коммуникативные неудачи в процессе межкультурной коммуникации и способы их преодоления / Н. В. Горбунова // Актуальные проблемы языка и культуры: традиции и инновации: Сборник статей III Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, педагогов и молодых учёных, Арзамас, 23 ноября 2020 года / Науч. редактор Л.Н. Набилкина, отв. редактор Д.Л. Морозов. - Арзамас: Арзамасский филиал ФГАОУ ВО “Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского”, 2020. - С. 157-160. EDN: XKUGYT
3. Государственная политика и управление: теория, методология, современные практики реализации / П. А. Меркулов, И. А. Батанина, Д. Н. Нечаев [и др.]. - Орел: Среднерусский институт управления - филиал ФГБОУ ВО “Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации”, 2024. - с. ISBN: 978-5-93179-823-3 EDN: KKXQGY
4. Интеграция кадровой политики в систему управления национальными проектами: Коллективная монография / И. Л. Авдеева, П. И. Ананченкова, А. Е. Белолипецкая [и др.]; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. - Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2020. - с. ISBN: 978-5-93179-657-4 EDN: PUNGUX
5. Кадровая политика на государственной службе: Учебник / Л. В. Фотина, О. В. Андрющенко, Г. А. Борщевский [и др.]. - 1-е изд. - Москва: Юрайт, 2024. - 362 с. - (Высшее образование). ISBN: 978-5-534-15359-0 EDN: BBURVX
6. Карпова, И. В. Подходы к организации фармкоммуникаций в структуре коммуникационного рынка России / И. В. Карпова, С. Л. Мерцалова // Форпост науки. - 2024. - Т. 18, № 2. - С. 25-30. DOI: 10.22394/sp242.04 EDN: VPXPFN
7. Колтакова, Е. С. Преодоление коммуникативных помех как основа обучения межкультурной коммуникации / Е. С. Колтакова, В. Ф. Гревцева // Иностранные языки и современные тенденции в иноязычном образовании: Материалы V Юбилейной международной научно-практической конференции, Воронеж, 22 апреля 2021 года / Отв. редактор С. Ю. Капкова. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. - С. 381-387. EDN: IMAVAN
8. Лямцева, К. К. Содержание профессионально ориентированного подхода к подготовке молодых специалистов в современных условиях / К. К. Лямцева // Экономическая среда. - 2024. - Т. 13, № 3. - С. 75-81. DOI: 10.36683/ee243.75-81 EDN: SNWTRQ
9. Макарчук, Т. А. Разработка решения бизнес-аналитики для мониторинга подбора персонала и принятия управленческих решений / Т. А. Макарчук, Е. В. Крейсманн // Экономика. Право. Инновации. - 2024. - № 1. - С. 78-86. DOI: 10.17586/2713-1874-2024-1-78-86 EDN: FYHIKO
10. Махкамова, С. Д. Изучение и анализ корпоративной культуры в образовательных организациях: опыт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС / С. Д. Махкамова, М. Н. Исакова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2024. - № 19. - С. 174-177. DOI: 10.36683/FP-19/174-177 EDN: AFUTZE
11. Матвеев, В. В. Методические подходы к оценке развития региональной социально-культурной среды / В. В. Матвеев, И. С. Ефименко, И. Б. Илюхина // Форпост науки. - 2024. - Т. 18, № 1. - С. 34-43. DOI: 10.22394/sp241.34-43 EDN: QBRJRW
12. Михалев, И. И. Цифровая организационная культура промышленного предприятия / И. И. Михалев // Среднерусский вестник общественных наук. - 2024. - Т. 19, № 4. - С. 182-205. DOI: 10.22394/2071-2367-2024-19-4-182-205 EDN: OCUMXM
13. Региональные аспекты экономического роста в условиях достижения стратегических целей национального развития / А. А. Анненкова, С. В. Баранова, О. И. Кожанчиков [и др.]. - Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2020. - 260 с. ISBN: 978-5-93179-664-2 EDN: RGZLJP
14. Соболева, Ю. П. Практические аспекты применения маркетингового подхода к формированию имиджа организации социально-культурной сферы / Ю. П. Соболева, Е. А. Сотникова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2023. - № 18. - С. 148-152. DOI: 10.36683/2500-249X/2023-18/148-152 EDN: DLHVNC
15. Степанцева, О. А. Бренд “Человек в Арктике”: трансформация в российской культуре и социально-политические риски современности / О. А. Степанцева // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2023. - № 18. - С. 6-9. DOI: 10.36683/2500-249X/2023-18/6-9 EDN: BRBELX
16. Таланова, М. С. Коммуникативные стратегии в межкультурном деловом общении / М. С. Таланова // Актуальные вопросы современных научных исследований: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. В 2 частях, Пенза, 05 декабря 2023 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. - С. 184-187. EDN: HJLKKK
17. Управление в условиях новой экономической реальности: концепция эффективного взаимодействия бизнеса, органов власти и населения / Т. А. Головина, И. Л. Авдеева, И. Н. Горбова [и др.]. - Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2024. - 236 с. ISBN: 978-5-93179-812-7 EDN: NLVYAW
18. Шекшуев, С. В. Цифровая партисипация как разновидность коммуникативного поведения в гибридной реальности / С. В. Шекшуев, Н. В. Проказина // Среднерусский вестник общественных наук. - 2024. - Т. 19, № 4. - С. 109-140. DOI: 10.22394/2071-2367-2024-19-4-109-140 EDN: XIZPIQ
19. Aririguzoh, S.Communication competencies, culture and SDGs: effective processes to cross-cultural communication / S. Aririguzoh // Humanities and Social Sciences Communications. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 96. DOI: 10.1057/s41599-022-01109-4 EDN: QVQLLI
20. Eremin, Y. V. Methods of Achieving Successful Professional Co,mmunication from the Perspective of Intercultural Communication / Y. V. Eremin, O. G. Oberemko, E. A. Maliutina // Technology, Innovation and Creativity in Digital Society, St. Petersburg, 26-27 октября 2021 года. Vol. 345. - St. Petersburg: Springer Nature Switzerland, 2022. - P. 811-827. DOI: 10.1007/978-3-030-89708-6_66 EDN: XZZOAB
21. Iwata, Y. Toward bridging the communication gap: Cross-cultural variation in Japanese-American business communication / Y. Iwata, 2001. - 1 p. EDN: EYSMEZ
22. Lee, V. S. Nonverbal means of communication in the business discourse in aspect of cross-cultural communication / V. S. Lee, R. R. Ma // Geneva theoretical and practical forum of free topics: International scientific-practical forum of pedagogues, psychologists and medics, Geneva (Switzerland), 28 декабря 2015 года / European Association of pedagogues and psychologists “Science”. Vol. 1. - Geneva (Switzerland): Европейская ассоциация педагогов и психологов “Science”, 2015. - P. 14-17. EDN: VTNIVR
23. Lu, J. Language and cultural communication -Smart media has become a bridge for cross-cultural communication / J. Lu // SHS Web of Conferences. - 2024. - Vol. 185. - P. 02005. DOI: 10.1051/shsconf/202418502005 EDN: XAIJTT
24. Methods of complex analysis in management of commercial organizations owned capital / N. Lytneva, N. Parushina, A. Polyanin [et al.] // Proceedings of the 29th International Business Information Management Association Conference - Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth, Vienna, 03-04 мая 2017 года. - Vienna: International Business Information Management Association, 2017. - P. 2126-2134. EDN: XNVMOF
25. Osiyanova, O. M. Pedagogical conditions for formation of interactive communication experience of students in cross-cultural communication / O. M. Osiyanova, E. D. Platova // Middle East Journal of Scientific Research. - 2014. - Vol. 19, No. 3. - P. 445-449. DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2014.19.3.13692 EDN: SKLUQT
26. Vu Hong, Ha. A. Problems of modern communication and cross-cultural communication / Ha. A. Vu Hong //, 31 мая 2022 года, 2022. - P. 42-47. EDN: FLFUZT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования направлена на выявление современных тенденций и особенностей формирования международных экономических отношений России и Китая. Применялись такие методы исследования, как анализ, синтез, метод абсолютных и относительных величин. При раскрытии в исследовании статистических данных использовался графический и исторический методы. В статье представлены результаты анализа изменения основных показателей международной торговли на современном этапе, а также в сравнении с 1950, 1990 и 2000 годами. Выявлено повышение активности в совместной внешнеторговой деятельности. Оценена современная структура российского экспорта в Китай и китайского импорта в Россию. В общей структуре первой преобладают сырьевые товары и минеральное топливо, в общей структуре второй - машины и оборудование. Исследовано изменение взаимных миграционных потоков России и Китая. Наблюдается положительное сальдо миграции между Россией и Китаем Проанализировано изменение прямых взаимных инвестиций России и Китая по сальдо операций платёжного баланса РФ. Определено существенное превышение китайского инвестиционного потока в Россию над официальными статистическими данными по российским прямым инвестициям в Китай. Спрогнозировано увеличение внешнеторгового оборота стран до 304 млрд долл., а также пятикратное расширение эмиграционного потока из Китая в Россию к 2035 году.
В настоящее время становится всё более актуальным вопрос создания корпоративных цифровых экосистем, так как именно этот формат обеспечивает бизнесу необходимую конкурентоспособность в условиях цифровой трансформации финансового сектора и экономики в целом. Большинство исследований сфокусировано на опыте крупных банков и компаний из отрасли информационных технологий и телекоммуникаций, поскольку как раз они активно развивают свои цифровые экосистемы, лидируя по размеру и темпам роста. Цель данной статьи - систематизация теоретических подходов и имеющегося практического опыта создания цифровых экосистем компаниями среднего размера из банковского сектора и других отраслей. Цифровые экосистемы до сих пор в основном создаются на материале компаний - цифровых гигантов - или других субъектов крупного бизнеса. При этом многие компании среднего бизнеса испытывают острую необходимость переформатировать свои бизнес-модели в цифровые экосистемы, и во многих отраслях уже имеется подобный опыт. Наблюдение этого опыта, осмысление и поиск закономерностей позволят компаниям из разных отраслей сформировать стратегию цифровой трансформации. Для эффективного переформатирования банковской системы необходимо как осознание преимуществ создания цифровых корпоративных экосистем, так и понимание спектра возможных направлений дальнейшего развития.
Успешное достижение стратегических целей банка зависит от эффективного применения определённых критериев, которые включают финансовые, операционные, клиентские и инновационные аспекты. Формулировка и достижение данных критериев определяют цель исследования. Для проведения данного исследования были использованы как общенаучные методы, такие как дедукция, индукции, анализ, так и специальные - системный подход и сравнительный статистический анализ. В статье обозначены основы цифрового банковского продукта. Синергия обозначенных основ способствует повышению качества работы банковского сектора. Описанные ключевые этапы разработки платформы цифрового банкинга и их успешная реализация должны стать неотъемлемой частью работы банков и привести к оптимизации данного сектора. Цифровые банковские услуги проложили путь к более быстрым, более эффективным и более доступным финансовым услугам. Поскольку технологии продолжают развиваться, мы можем ожидать ещё более инновационных цифровых продуктов в банковском секторе, которые смогут удовлетворить постоянно меняющиеся потребности и предпочтения клиентов.
Цифровые валюты центральных банков (далее - Central Bank Digital Currencies, CBDC) выступают как интереснейший феномен, представляя собой одно из самых перспективных направлений развития цифровизации мировых и национальных финансов. Выступая альтернативой традиционным операциям с финансовыми активами и криптовалютам, CBDC призваны гарантировать доступные, быстрые, безопасные и прозрачные транзакции. Разработка и внедрение CBDC происходят сегодня в десятках стран по всему миру. В этих условиях существует объективная потребность в исследовании особенностей, проблем и перспектив, в частности среднесрочных, внедрения CBDC. В статье представлен анализ внедрения CBDC в мире на современном этапе, сделан акцент на региональные особенности этого процесса, так как интенсивность и логика внедрения CBDC в различных странах мира характеризуются спецификой. На основе анализа масштабной аналитической базы и самых актуальных исследований описаны преимущества и проблемы внедрения цифровых валют центральных банков. В статье представлен также взгляд на среднесрочные перспективы развития CBDC в различных регионах мира.
В современных реалиях эффективное функционирование отечественных компаний напрямую связано с системой их корпоративного управления и контроля. В ходе исследования был проведён сравнительный анализ существующих моделей корпоративного управления, выявлены их преимущества и недостатки. Обосновано, что применение любой модели корпоративного управления предполагает установление целевых задач развития компании, способов их достижения, а также формата проведения контрольных процедур как процесса наблюдения за результативностью текущей деятельности. Компаративный анализ сущности категории корпоративного контроля позволил определить его как особый инструмент влияния на менеджмент компании, обеспечивающий его мотивацию на деятельность по достижению стратегических целей развития, определённых её собственниками. Выявлены особенности построения системы корпоративного управления и контроля в организациях различных организационно-правовых форм. Указаны недостатки и пути дальнейшего развития системы корпоративного управления и контроля отечественных компаний.
В статье в контексте федеральной политики по обеспечению экологического благополучия в России рассматривается потенциал оптимизации производственных процессов как инструмента для решения экологических проблем Орловской области. Цель исследования заключается в рассмотрении опыта Орловской области по оптимизации производственных процессов в разных отраслях как способа решения экологических проблем в регионе. В процессе исследования применялся комплекс методов сравнительного анализа (группировки, сравнения, сопоставления, выборочного исследования) и статистического анализа (построение рядов динамики, расчет абсолютных и относительных величин, анализ структурных сдвигов). В результате проведенный анализ содержания нового национального проекта в сфере экологии показал, что одним из направлений такой трансформации производства является вторичное применение ресурсов и сырья в различных отраслях экономики. Инфраструктура по переработке и производству полуфабрикатов для этого в Орловской области уже сформирована, что позволяет положительно оценить перспективы решения данной задачи в регионе. Данные официальной статистики свидетельствуют о повышении инвестиций орловского бизнеса в природоохранные технологии и о влиянии отраслевой специфики регионального производства на их структуру. На конкретных кейсах рассмотрен положительный опыт трансформации производственных процессов, обеспечивающий как корпоративную экологическую ответственность, так и повышение финансовой эффективности деятельности компаний.
В статье рассмотрена сущность профессиональной переподготовки и необходимость совершенствования системы профессиональной переподготовки в современных экономических условиях. Цель исследования заключается в совершенствовании функционирования системы профессиональной переподготовки кадров для отраслей экономики в условиях их современного развития и требований к персоналу. Методы исследования формируют его методику и включают использование общенаучных и специальных методов исследования. Для проведения исследования применялись методы анализа, синтеза и классификации, системный подход, сравнительный статистический анализ. Приведены методики, которых необходимо придерживаться в процессе построения системы профессиональной переподготовки кадров, а также рассмотрена роль наставничества в процессе обучения. По результатам исследования представлены наиболее эффективные этапы процедуры наставничества при осуществлении профессиональной переподготовки. Актуализирована необходимость внедрения системы профессиональной переподготовки кадров для отраслей экономики.
Цель исследования заключается в проведении анализа рынка розничной торговли, включая анализ электронной торговли, для определения тенденций и взаимосвязей, характеристики факторов, влияющих на рост объёмов продаж в мировых странах. Методика исследования основана на применении методов системного и стратегического анализа, методов анализа документов, группировки, сравнения, сопоставления, графической и табличной визуализации. Результаты исследования характеризуются рядом нижеупомянутых положений. Во-первых, рассмотрена статистика и рейтинг основных стран по уровню ВВП по паритету покупательной способности, а также по годовому росту ВВП в 2023 году. Во-вторых, проведён анализ стран-лидеров по ВВП в разрезе населения, роста ВВП и доле розничной торговле в ВВП. В-третьих, определены крупнейшие ритейлеры мировой розничной торговли - большинство американских компаний. В-четвёртых, доказано, что развитие электронной торговли и рост доли онлайн-продаж в общем объёме розничных продаж обусловлены несколькими факторами, среди которых: доступность телефонов с доступом в интернет; широта распространения интернета; глубина распространения интернета. В-пятых, исследован индекс развития розничной торговли (ИРРТ), разработанный консалтинговым агентством Керни (Kearney), в соответствии с которым экономики стран занимают лидирующие позиции на рынках.
Устойчивое развитие является многогранной категорией, базирующейся на комплексе показателей и критериев, отображающих результаты достижения целей устойчивого развития страны и её регионов. Для обеспечения соблюдения принципов устойчивого развития и оценки опыта применения лучших практик устойчивого развития важно формирование цифровой среды, которая включает платформы, сервисы и ресурсы. Цель статьи заключается в том, чтобы оценить, какие достижения наблюдаются в сфере цифровизации процессов устойчивого развития, как функционируют механизмы сбора и обработки данных, как заполняются сведения о практиках устойчивого развития и какой функционал цифровой платформы требует совершенствования. Исследование тематического материала публикации основано на применении методов сравнения, сопоставления, анализа данных, обоснования логики разработки предложений. В результате проведённого исследования сформулированы предложения о введении категорий - составляющих устойчивого развития: политико-правовая устойчивость, цифровая устойчивость. Даны рекомендации об использовании сервисов аналитики, рейтингования и мониторинга лучших практик устойчивого развития по многокритериальной оценке показателей. Обоснованы предложения об интеграции других цифровых сервисов и ресурсов, которые характеризуют выполнение целей устойчивого развития в области корпоративного управления, социальной политики и экологии в экосреду «Смартека».
Статья посвящена анализу влияния искусственного интеллекта на современный бизнес и перспектив его использования. Целью исследования является изучение и обобщение результатов применения, анализ проблем и перспектив внедрения инновационных разработок на основе технологий искусственного интеллекта российскими компаниями. Методика исследования основана на применении методов наблюдения, сравнения, обзорного анализа, сопоставления информации, обобщения, логической оценки. В результате исследования в статье обоснованы преимущества внедрения технологий искусственного интеллекта в различные сферы российской экономики. Ставится вопрос о возможностях искусственного интеллекта и перспективах его реализации в деятельности человека, в частности, рассматривается тезис о влиянии кибертехнологий на развитие бизнес-процессов в нашей стране, при этом даётся анализ обобщённых данных об эффективности использования искусственного интеллекта отдельными отечественными бизнес-компаниями. Особое внимание уделяется оценке рисков и трудностей, связанных с интеграцией искусственного интеллекта в жизнь общества. Определены задачи государственной значимости по их преодолению.
Инновационное обновление и становление «новой экономики» - инновационной экономики, экономики, основанной на знаниях и накоплении человеческого капитала, придаёт последнему особое значение. Он превращается в драйвер инновационного развития. В статье предпринята попытка для отдельных групп субъектов современной мировой экономики выявить статистическую когерентность между человеческим капиталом и уровнем инновационности национальных экономических систем, чтобы подтвердить общемировую тенденцию их взаимообусловленности. На основе методического инструментария корреляционно-регрессионного анализа количественно определён уровень влияния на зависимую переменную (инновационное развитие) состояния национального человеческого капитала для разных групп стран, ранжируемых в исследовании по уровню человеческого развития и по уровню социально-экономического прогресса. При допустимом уровне достоверности полученных моделей парной линейной регрессии обнаружено, что значимость человеческого капитала для инновационного развития наиболее ярко проявляется для развитых социально-экономических систем и менее - для малоразвитых. Наиболее ясно она прослеживается в отношении национальных экономик со средним уровнем человеческого развития.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832