Конфуцианские идеи глубоко укоренились в китайской традиционной культуре, сыграв решающую роль в формировании и развитии традиционного музыкального искусства Китая. Конфуцианская философия музыки берет истоки в традиционной китайской конфуцианской культуре. С развитием глобализации это влияние постепенно распространялось по всему миру. В наши дни происходит активная апроприация музыкальных стилей разных стран и регионов, формируя разнообразную мировую музыкальную культуру. Подобные тенденции не только бросают новые вызовы и ставят новые задачи традиционным конфуцианским музыкальным концепциям, но и создают возможности и перспективы для актуализации конфуцианской музыкальной философии в современном культурном пространстве. Статья посвящена исследованию конфуцианской философии музыки с точки зрения глобализации. Посредством сравнительного анализа философских концепций музыки в разных культурных контекстах рассматривается мировое значение и ценность конфуцианской философии музыки. Автор статьи представляет основные понятия и ключевые идеи конфуцианской музыкальной философии, далее анализирует сходства и различия между музыкальными идеями конфуцианства и других культур. В заключение автор рассматривает влияние конфуцианской философии музыки на современную мировую музыкальную культуру, а также ее вероятные направления развития. В статье предпринимаются попытки переосмысления конфуцианской философии музыки с точки зрения механизмов глобализации, исследуется её влияние и развитие в рамках современного музыкального искусства. В заключение автор утверждает, что конфуцианская музыкальная философия не только служила ориентиром для музыкального образования в Древнем Китае, но и предлагает ценные идеи и влияние для современного развития мировой музыкальной культуры, особенно в области нравственного воспитания, передачи культурных ценностей и межкультурной коммуникации.
Идентификаторы и классификаторы
Конфуцианская философия музыки берет истоки в традиционной китайской конфуцианской культуре. Ее основные идеи заключаются в подчеркивании роли музыки в вопросах нравственного воспитания, в социальном аспекте музыкального искусства, в становлении этической целостности человека. Музыкальные концепции конфуцианства изложены в таких трактатах, как «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), «Да сюэ» («Великое учение»), «Ли цзи» («Книга обрядов»), («Юэ цзи») «Записки о музыке» и т. д. Все эти классические трактаты, содержащие философские идеи о музыке, оказали глубокое влияние на развитие и эволюцию древнекитайской музыки. Основой философии музыки в конфуцианстве является концепция «гармонии» («хэ»). В трактате «Ли цзи - Юэ цзи» («Книга обрядов-Записки о музыке») утверждается, что «музыка есть повеление Н еба и Земли, принцип центральной гармонии».
Список литературы
1. 王德峰. 音乐形而上学与现代性批判/ J. 哲学研究, 2015(3): 第45-52页. Ван Дэфэн. Музыкальная метафизика и критика современности / J. Философские исследования, 2015, № 3. С. 45-52.
2. 杜维明. 儒家思想新论/ M. 南京: 江苏人民出版社, 2001.第132页. Ду Вэймин. Новая интерпретация конфуцианской мысли. Нанкин: Издательство провинции Цзянсу, 2001. с. 132.
3. 罗艺峰. 中国音乐哲学的历史进程 / M. 上海: 上海音乐学院出版社, 2012. 第168页. Ло Ифэн. Исторический процесс китайской музыкальной философии. Шанхай: Издательство Шанхайской консерватории, 2012. С. 168.
4. 李泽厚. 华夏美学/ M. 北京: 三联书店, 1989. 第87页. Ли Цзэхоу. Эстетика китайской цивилизации. Пекин: Издательство “Саньлянь шудянь”, 1989. С. 87.
5. 刘承华. 儒家音乐美学现代性转换的路径与困境/ J. 中国音乐学, 2018(2): 第89-96页. Лю Чэнхуа. Пути и трудности модернизационной трансформации конфуцианской музыкальной эстетики. // Китайское музыкознание, 2018. № 2. С. 89-96.
6. 刘华荣.儒家教化思想研究/ D.兰州大学,2014. 第160-164页. Лю Хуажун. Конфуцианская педагогическая мысль. Университет Ланьчжоу, 2014. C. 160-164.
7. 项阳. 礼俗之间: 中国音乐文化史研究/ M. 上海: 上海音乐学院出版社, 2020.第52-71页. Сян Ян. Между ритуалом и обычаем: Исследования истории китайской музыкальной культуры. Шанхай: Издательство Шанхайской консерватории, 2020. С. 52-71.
8. 谢秋菊. 浅论“和“在中西方古代音乐美学思想中的异同/ J.音乐时空,2013,(05): 第78-79页. Се Цюцзю. Краткий анализ различий и сходств понятия “гармония” в древнекитайской и западной музыкальной эстетике. Музыкальное время и пространство, 2013. № 5. С. 78-79.
9. 方东美. 中国人生哲学/ M. 台北: 黎明文化, 1980. 第215页. Фан Дунмэй. Философия китайской жизни. Тайбэй: Издательство “Лимын вэньхуа”, 1980. С. 215.
10. 黄翔鹏. 中国人的音乐和音乐学/ M. 济南: 山东文艺出版社, 1997. 第49页. Хуан Сянпэн. Музыка и музыкознание китайского народа. Цзинань: Издательство провинции Шаньдун, 1997. С. 49.
11. 蔡仲德. 音乐与文化的人本主义思考/M. 广州: 广东人民出版社, 2003.第77页. Цай Чжундэ. Гуманистическое осмысление музыки и культуры. Гуанчжоу: Издательство провинции Гуандун, 2003. С. 77.
12. 周宪. 文化表征与文化研究/ M. 北京: 北京大学出版社, 2017.第155页. Чжоу Сянь. Культурная репрезентация и культурные исследования. Пекин: Издательство Пекинского университета, 2017. С. 155.
13. 郑玄著、陆德明.《纂图互注礼记》 乐记第十九 第1-35页. Чжэн Сюань, Лу Дэмин. Справочник по записям Ли Цзи (Ли Цзи, часть о музыке, № 19), С. 1-35.
14. 石惠敏. 浅谈中国传统音乐与西方音乐美学思想的异同/ J.黄河之声,2015,(12): 第101页. Ши Хуэйминь. Различия и сходства китайской традиционной музыки и западной музыкальной эстетики. Голос Хуанхэ, 2015. № 12. 101 с.
15. 邵汉明 刘辉 王永平。儒家哲学智慧/ M.长春 吉林人民出版社 2005 第33-34页. Шао Ханьминь, Лю Хуэй, Ван Юнпин. Мудрость конфуцианской философии. Чанчунь: народное издательство провинции Цзилинь, 2005. С. 33-34.
16. 于潼会. 浅析中西方音乐文化审美中的异同/ J.参花(上),2023,(12): 第71-73页. Юй Тунхуэй. Краткий анализ различий и сходств в эстетике музыкальной культуры Востока и Запада. Цаньхуа (часть первая), 2023. № 12. С. 71-73.
17. 杨赛 洪艳. 乐从和./J. 人民音乐 2007 7 第77-79页. Ян Сай, Хун Янь. Музыка и гармония. Народная музыка, 2007. № 7. С. 77-79.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предметом исследования является искусство нейронных сетей как одно из направлений генеративного искусства, возникшее на стыке технологий искусственного интеллекта и культуры. Это направление трансформирует традиционные представления об авторстве, творческом процессе и роли человека, вводя в процесс активное участие алгоритмов и машин. Особое внимание уделено историко-культурологическому анализу, охватывающему эволюцию генеративного искусства - от первых механических автоматонов и экспериментов авангардистов прошлого века, до современных нейросетевых технологий. Цель исследования заключается в изучении культурологических аспектов искусства нейронных сетей, его влияния на восприятие творчества и роли в формировании новых эстетических категорий. Работа направлена на выявление трансформации художественного процесса под воздействием технологий и их значения в глобальных культурных изменениях. Методология исследования основывается на историко-культурологическом анализе, междисциплинарном подходе и философских концепциях авторства и оригинальности. Применяются аналитические методы изучения примеров генеративного искусства и взаимодействия технологий с современной культурой. Новизна исследования заключается в культурологическом осмыслении искусства нейронных сетей как уникального явления, формирующего новые представления о творчестве, авторстве и взаимодействии человека с технологией. Исследование автора выявляет связь между традиционными формами искусства и новыми методами, основанными на алгоритмах глубокого обучения, что позволяет увидеть эволюцию художественного процесса в широком историко-культурологическом контексте. Основные выводы затрагивают переосмысление концепции авторства в искусстве нейронных сетей, роль алгоритмов как равноправного участника творческого процесса, а также расширение традиционных эстетических категорий за счёт использования случайности и автономности. Искусство нейронных сетей представлено как важный феномен культурных трансформаций, способствующий формированию новых художественных форм и глобальному пересмотру отношения к искусству и технологиям.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время многие аспекты человеческого существования опосредованы какими-либо технологическими решениями и инструментами, включёнными в общую алгоритмическую среду. Развитие технологий Искусственного интеллекта отражают данные процессы, оказывая значительное влияние на повседневную жизнь человека. Исходя из этого, дискурс о взаимодействии искусственного и подлинно человеческого интеллекта становится все более актуальным. Объектом исследования выступает образ «искусственно созданного существа»: образ сверхсильного компьютера или цифровой бестелесной сущности, киборга или робота-андроида, визуализированных в современном кинематографе. Предметом исследования является выявление особенностей репрезентации технологий Искусственного интеллекта в кинематографе, отражающие слияние человека и машины. Цель настоящего исследования заключается в анализе практик репрезентаций ИИ в кинематографе, через выявление и интерпретацию основных векторов образного воплощения технологий ИИ в кино-нарративе. Методологической основой анализа фильмов о взаимодействии человека и машины, содержащих и лежащих в их основе социокультурных ценностей и представлений, применялся аксиологический метод. Поскольку материалом исследования стали художественные кинотексты, при их изучении существенное значение имел герменевтический метод с его ведущим принципом понимания и интерпретации смысла текстов. Новизна данного исследования заключается в выявлении визуальных особенностей (векторов) представлений технологий ИИ в кинематографе, а именно: очеловечивание машины, придание ей антропоморфных черт; наделение технологий Искусственного интеллекта эмоциями; наличие или отсутствие телесности Искусственного интеллекта. Тем самым автор фиксирует, что кинематограф ставит под сомнение границы между биологией и технологией, а также между сознанием и телом, привнося яркие заметные образы, которые заставляют задуматься о том, что появление искусственного интеллекта и постепенное размывание границ между человеческим интеллектом и машинным мышлением может означать для человека не только конец привычного мира, но и открывает горизонты новых возможностей. Сделан вывод о том, что кинематограф, в рамках научно-фантастического жанра, выступает как площадка для интерпретаций технологий Искусственного интеллекта, допуская более высокий уровень его развития относительно реально существующего, и позволяет проецировать отношение человека к современным технологиям
В настоящее время технологии, базирующиеся на использовании искусственного интеллекта, интегрируются в большинство сфер жизнедеятельности современного общества, что определяет актуальность темы исследования. Начальные стадии этого движения были связаны с решением задач по оптимизации рутинных процессов, но в последнее время отмечается тенденция внедрения инновационных нейросетевых практик в такие сферы как культура и искусство, которые считались прерогативой человека. Цель данной работы: экспериментальным путем выявить объявленные предпочтения респондентов между цифровыми графическими работами, созданными человеком и искусственным интеллектом. Это позволит дать объективную оценку потенциалу генеративных технологий, их способности выдержать конкуренцию с авторскими произведениями, а также степени влияния на векторы дальнейшего развития сферы художественного творчества и креативного проектирования. Для эмпирического исследования была сформирована целевая группа из 62 респондентов, имеющих навыки ведения художественной деятельности. Сбор данных осуществлялся на основе метода объявленных предпочтений средствами Google Форм. В ходе результативно-аналитического этапа использовались методы количественного статистического анализа. На данный момент не существует формализованных критериев для оценки качества цифровых изображений. Научная новизна исследования заключается в том, что, опираясь на результаты анализа мнений квалифицированных участников опроса, их эмоциональное восприятие художественных произведений и имеющийся практический опыт впервые определены предпочтения членов фокусной группы респондентов по отношению к авторским произведениям и продуктам генерации нейросетей. В целом респонденты продемонстрировали приверженность цифровым проектам, созданным человеком, с показателем 55,5% (ответ «да» - 20,3%, ответ «скорее да» - 35,2%), тогда как иллюстрации, разработанные с помощью искусственного интеллекта, набрали 44,5% (ответ «да» - 13,5%, ответ «скорее да» - 31,0%). Полученные результаты могут представлять теоретическую и практическую значимость для художников и дизайнеров, научных сотрудников и преподавательского состава учебных заведений, осуществляющих подготовку по творческим направлениям подготовки. Своевременная реакция на масштабные изменения в обществе, когда трансформации подвергаются базовые концепции искусства, позволит переосмыслить алгоритмы создания цифровых графических работ и внедрить новые формы организации креативного процесса.
Объектом данного исследования является главный персонаж рассказа «Модный адвокат» Тэффи (Н. А. Лохвицкой) - одной из ярких писательниц первой половины XX века. Предмет исследования - образ главного персонажа с классическими чертами трикстера и пикаро. Для характеристики черт этих персонажей выбран рассказ Тэффи “Модный адвокат”, в котором в ситуации модерна показан герой, сочетающий в себе черты возмутителя спокойствия, весельчака, плута. Перенос от обличительной социальной сатиры к политической сатире на рубеже XIX-XX веков не затронула элегический настрой рассказов Н. А. Лохвицкой, которая не обличала, не бичевала современное ей общество. Исследуется неклассический характер персонажа рассказа Тэффи, с переходами от устоявшихся мифологических характеристик к смешению черт. Методами исследования выбраны историко-биографический и дедуктивный. Историко-биографический метод способствовал ретроспективному анализу социокультурной ситуации российского пространства на рубеже XIX-XX веков. При помощи дедуктивного метода от общего проявления комического в творчестве Тэффи до конкретного персонажа её рассказа «Модный адвокат» рассматривается характер образов героя-трикстера и героя-пикаро. Новизна исследования заключается в анализировании черт героя данного рассказа с выводами о частичном совпадении характера персонажа с классическими характеристиками трикстера и пикаро. Отличительная черта от черт классических персонажей героя рассказа - адвоката заключена в искренности его действия без осознания трагичности финала. Ещё один из векторов новизны данного исследования заключается в том, что Н. А. Лохвицкая задолго до проявления постмодернистских черт в русской литературе предугадала его маркеры в траги-комедийности ситуации, отразив её в данном рассказе. Итог исследования выражен в обнаружении в действиях и характере главного персонажа черт героя-трикстера и героя-пикаро, со смещением их классических функций. Результаты данного исследования применимы для анализа творчества Н. А. Лохвицкой как культурологами, так и литературными критиками. Делается вывод о трагизме комичности и трагичности комического через непонимание главным героем ответственности за свои поступки.
Объектом исследования выступает культура искусственного интеллекта (ИИ); предметом исследования - её ценностно-нормативная структура, то есть соответствие формируемой в современном мире культуры ИИ ключевым ценностям, ставшим важными для человеческой цивилизации в ходе её развития. В результате анализа культурфилософского контекста выявлены такие ценности небытийного плана, как смысл бытия, представление о конечной цели существования человека, связь человека и природы, взаимодействие человека с космосом, гуманизм, духовность, бессмертие. Анализ культуры ИИ проводился сквозь призму данных ценностей с целью выявить специфику их преломления в новой для общества культурной парадигме. Под ИИ в исследовании понимаются технологические системы, обладающие некоторыми свойствами человеческого интеллекта и стремящиеся к выполнению функций, которые традиционно считаются прерогативой человека. Исследование проводилось на основе общенаучных методов анализа и синтеза, наблюдения, описания и таких специальных методов, как диалектический, ценностный, культурно-исторический. Использовался междисциплинарный подход к проблеме. Научная новизна исследования обусловлена самим его предметом: ценностно-нормативная структура культуры ИИ является новым феноменом исследовательского поля. Отмечено, что различные «вечные» ценности находят в культуре ИИ своё преломление по-разному. Гуманизм и духовность кажутся не касающимися культуры ИИ, но их значение благодаря распространению ИИ укрепляется. Смысл жизни, единение с природой как ценности в контексте культуры ИИ актуализируются. Космизм и бессмертие являются ценностями, которым культура ИИ полностью соответствует. ИИ позволяет человеку распространять своё влияние на всё расширяющееся окружающее пространство и обещает цифровое бессмертие, в настоящий момент существующее как цифровой след. Делается вывод, что культура ИИ обладает ценностно-нормативной структурой, указывающей на её закрепление в современном культурном поле, важность для культуры.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______