Авторы статьи рассматривают историю изучения раннесредневековых изваяний Алтая, которая насчитывает больше двухсот лет. Они условно выделяют три периода в их изучении: 1 - начало XVIII - 60-е гг. XIX вв.; 2 - 1860-е - 1920-е гг.; 3 - 1920-е гг. - по настоящее время. Если в течение первого периода участники рудно-поисковых партий и первых естественно-научных экспедиций просто фиксировали каменные изваяния, то второй период отмечен первыми археологическими раскопками поминальных оградок, зарисовкой и публикаций изваяний. Третий, современный этап характеризуется проведением широкомасштабных и планомерных археологических работ, их государственным финансированием, созданием научно-исследовательских организаций. Именно в этот период было обнаружено наибольшее количество изваяний, число которых в настоящий момент составляет 320 экземпляров. Несмотря на длительную историю изучения изваяний Алтая, необходимо продолжить работу над различными аспектами в интерпретации раннесредневековых изваяний и поминальных сооружений: их семантикой, костюмом тюркоязычных кочевников, выделением женских изваяний, традицией помещения вотивных, нефункциональных вещей в поминальные оградки и др.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 902. Архелогия
Отдельный отряд Алтайской экспедиции обследовал также приустьевую часть р. Чулышман и берега Телецкого озера. Именно в этом районе – на юго-восточном берегу Телецкого озера – в 1925 г. А. Н. Глухов обнаружил каменное изваяние у с. Беле. Большая группа курганов древнетюркского периода была раскопана С. И. Руденко и А. Н. Глуховым в 1924–1925 гг. на правом берегу р. Чулышман, в урочище Кудыргэ (Руденко, Глухов, 1927). В могиле 16 был найден продолговатый валун, представляющий собой небольшое изваяние. На одной из широких его плоскостей нанесено изображение мужского лица, на обратной стороне – «сцена коленопреклонения» (Гаврилова, 1965, с. 19, табл. VI), интерпретация которой до сих пор является предметом дискуссии специалистов.
Список литературы
1. Адрианов А.В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершённое в 1881 г. по поручению Императорского Русского географического общества членом сотрудником А.В. Адриановым // Зап. РГО по общей географии. Т. 11. СПб., 1888. С. 147-422.
2. Бородовский А.П. Позднетюркский поминальник на нижней Катуни // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XII / Отв. ред. Л.А. Никитина. Барнаул: Азбука, 2001. С. 176-179. EDN: BLDAGS
3. Верещагин В.И. Поездка по Алтаю летом 1908 года (путевые заметки) // Алтайский сборник. Барнаул: Типо-Литография главного управления Алтайского округа, 1910. т. X. С. 1-46.
4. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племён. М.-Л.: Наука, 1965. 144 с.
5. Горбунов В.В., Тишкин А.А. Каменные изваяния тюркского времени на Яломанском археологическом комплексе // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. Вып. 3 / Отв. ред. A.A. Тишкин. Барнаул: Азбука, 2007. С. 119-124. EDN: UKDLWN
6. Демин М.А. Первооткрыватели древностей. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. 120 с. EDN: WMKPTV
7. Евтюхова Л.А. Каменные изваяния Северного Алтая // Работы археологических экспедиций / Труды ГИМ. Вып. 16 / Ред. Д.Н. Эдинг. М.: ГИМ, 1941. С. 119-134.
8. Евтюхова Л.А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии // Материалы и исследования по археологии. № 24. М.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 72-120. EDN: XZEGHR
9. Евтюхова Л.А., Киселев С.В. Отчет о работах Саяно-Алтайской археологической экспедиции в 1935 г. // Работы археологических экспедиций / Труды ГИМ. Вып. 16 / Ред. Д.Н. Эдинг. М.: ГИМ, 1941. C. 75-117. EDN: XWWYUN
10. Каменные изваяния алтайских гор. Кожого Таш. Фотоальбом // Сост. В.Э. Кыдыев. Предисл. и слайды В.Д. Кубарев. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 2007. 168 с.
11. Киреев С.М. Изваяние “Кезер”: история открытия, изучения и экспонирования // Анохинские чтения. Мат-лы VIII науч. конф., посв. 150-летию со дня рожд. А.В. Анохина (2019 г.). Горно-Алтайск: БУ РА НМРА, 2020. С. 48-62.
12. Кирюшин К.Ю., Кирюшина Ю.В., Семибратов В.П., Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В. Историко-культурное наследие “Бирюзовой Катуни” (опыт интеграции в сферу туризма). Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. 222 с. EDN: SXBYUD
13. Кубарев В.Д. Древнетюркский поминальный комплекс на Дьер-Тебе // Древние культуры Алтая и Западной Сибири / Отв. ред. В.И. Молодин. Новосибирск: Наука, 1978. С. 86-98.
14. Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск: Наука, 1984. 230 с.
15. Кубарев В.Д. Каменные изваяния Алтая. Краткий каталог. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1997. 184 с.
16. Кубарев В.Д. Алтхаиый чесаюджок (Поминальные памятники Алтая). Сеул: Хагёнмунхваса, 1999. 120 с. (на корейск яз.).
17. Кубарев В.Д., Бакшт Ф.Б. Новые археологические памятники междуречья Бар-Бургазы и Юстыда (Восточный Алтай) // Изв. СО АН СССР. 1976. № 1. Вып. 1, серия общ. наук. С. 94-98.
18. Кубарев В.Д., Кочеев В.А. Новая серия каменных изваяний Алтая // Археология Горного Алтая / Отв. ред. А.С. Суразаков. Горно-Алтайск: ГАНИИИЯЛ, 1988. С. 206-222.
19. Кубарев В.Д., Кубарев Г.В. Новые древнетюркские изваяния Алтая // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий Т. ХV / Отв. ред. А.П. Деревянко, В.И. Молодин. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. C. 307-311.
20. Кубарев В.Д., Кубарев Г.В. Каменные изваяния древних тюрок Южной Сибири. Каталог. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2013. 79 с. EDN: QUIMRV
21. Кубарев Г.В. Исследование древнетюркских оградок в местностях Кыйу и Кызыл-Шин // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. XI. Ч. I / Отв. ред. А.П. Деревянко, В.И. Молодин. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2005. С. 368-374. EDN: TFUKDR
22. Кубарев Г.В. Древнетюркские изваяния: воплощение эпических героев или воинов-предков? // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 1 (29). С. 136-144. EDN: KJVOZF
23. Кубарев Г.В. Древнетюркские изваяния из Апшиякты в Центральном Алтае (к проблеме выделения женских статуарных памятников у древних тюрок) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2017. № 1 (45). С. 93-103. EDN: YIJCMJ
24. Кубарев Г.В. Некоторые итоги исследований в центральном и южном Алтае в 2022 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. ХXVIII / Отв. ред. А.П. Деревянко, В.И. Молодин. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2022. C. 583-590.
25. Кубарев Г.В., Кубарев В.Д., Табалдиев К.Ш. Тюркские каменные изваяния и поминальные сооружения Алтая и Тянь-Шаня // Летопись тюркской цивилизации. Т. 1. Тюркский мир в VI-XII вв. / Отв. ред. В.И. Молодин, С.В. Землюков. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2023. С. 196-256.
26. Кубарев Г.В., Оцука К., Масумото Т., Маточкин Е.П., Кубарев В.Д. Исследования Чуйского отряда на Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. VIII / Отв. ред. А.П. Деревянко, В.И. Молодин. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. С. 357-360. EDN: RHUSNG
27. Кубарев Г.В., Розвадовски А., Кубарев В.Д. О новых древнетюркских изваяниях Алтая // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. IX, ч. I / Отв. ред. А.П. Деревянко, В.И. Молодин. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2003. С. 373-376. EDN: TKQUXB
28. Ледебур К.Ф. Отчет о путешествии по Алтайским горам // Записки, издаваемые Департаментом народного просвещения. Кн. 2. Спб., 1827, С. 254-278.
29. Ледебур К.Ф., Бунге А.А., Мейер К.А. Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизской степи. Новосибирск: Наука, 1993. 415 с.
30. Ленская С.Г. Тюркские изваяния Средней Катуни // Древности Сибири и Центральной Азии. Сборник научных трудов / Ред. В.И. Соёнов. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2009. № 1-2 (13-14). С. 189-192. EDN: TKIZYD
31. Маточкин Е.П. Каменная скульптура могильника Бортулдага (Горный Алтай) // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. Вып. 3 / Отв. ред. A.A. Тишкин. Барнаул: Азбука, 2007. С. 132-134.
32. Могильников В.А., Елин В.Н. Курганы Талдура // Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1982 годах / Отв. ред. А.С. Суразаков. Горно-Алтайск: ГАНИИИЯЛ, 1983. С. 127-153.
33. Ожередов Ю.И. Древнетюркское изваяние с Белого Ануя (документальная история одной находки) // Древние и средневековые изваяния Центральной Азии. Вып. 4 / Отв. ред. A.A. Тишкин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. С. 87-92.
34. Ожередов Ю.И. Тюркское изваяние у с. Кулада в Горном Алтае (по изобразительному источнику) // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. 2020. № 10. С. 102-108. EDN: SCSSUY
35. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Кн. 2. Ч. 2. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1786. 571 с.
36. Полосьмак Н.В., Богданов Е.С., Кубарев Г.В. Древнетюркские изваяния Чаганбургазы (Юго-Восточный Алтай) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. XVI / Отв. ред. А.П. Деревянко, В.И. Молодин. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2010. C. 289-293. EDN: OXDXTH
37. Потанин Г.Н. Памятники древности в Северо-Западной Монголии, замеченные во время поездки в 1879 г. // Древности. Труды Московского археологического общества. Т. X. М., 1885. С. 50-57.
38. Радлов В.В. Сибирские древности. Из путевых записок // Записки русского археологического общества. Т. 7, вып. 3-4. СПб., 1895. C. 147-216.
39. Радлов В.В. Из Сибири. М.: Наука, 1989. 718 с.
40. Руденко С.И., Глухов А.Н. Могильник Кудыргэ на Алтае // Материалы по этнографии. 1927. Т. III. Вып. 2. С. 37-52.
41. Савинов Д.Г. Древнетюркские изваяния Узунтальской степи // Историческая этнография: традиция и современность. Вып. II. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. С. 155-163. EDN: WBNQFR
42. Серегин Н.Н., Леонов А.С. Тюркские изваяния из музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета // Теория и практика археологических исследований. 2018. № 1 (21). С. 180-187. EDN: YSDAUB
43. Серегин Н.Н., Шелепова Е.В. Тюркские ритуальные комплексы Алтая (2-я половина I тыс. н. э.): систематизация, анализ, интерпретация. Барнаул: Азбука, 2015. 168 с. EDN: TOHPFT
44. Спицын А.А. Гляденовское костище // Записки русского археологического общества. Т. XII. Вып.1, 2. СПб., 1901. С. 228-269.
45. Сорокин C.C. Древние каменные изваяния Южного Алтая // Советская археология. 1968. № 1. С. 260-262.
46. Спасский Г.И. Путешествие по Южным Алтайским горам в 1809 году // Сибирский вестник. СПб., 1819. Ч. 3, 4.
47. Тишкина Т.В. Археологические исследования на Алтае (1860-1930-е гг.). Барнаул: Азбука, 2010. 288 с. EDN: QPRCSL
48. Швецова М.В. Алтайские калмыки // Записки Западно-Сибирского отдела императорского русского географического общества. Кн. XXIII. Омск: [Б.и.], 1898. С. 1-34.
49. Худяков Ю.С., Белинская К.Ы. Каменное изваяние из урочища Айлян в Горном Алтае // Археология, этнография и антропология Евразии. 2012. № 1 (49). С. 122-130. EDN: OVYXLL
50. Худяков Ю.С., Бородовский А.П. Раскопки на средней Катуни // Altaica. 1993. № 3. С. 17-20. EDN: IGEMFK
51. Эбель А.В., Буржуа Ж., Соёнов В.И., Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Себистея (Юго-Восточный Алтай) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. XVI / Отв. ред. А.П. Деревянко, В.И. Молодин. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2010. C. 335-338. EDN: OXDXXN
52. Этнографические рисунки Г.И. Чорос-Гуркина. Альбом. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 2014. 252 с.
53. Ядринцев Н.М. Описание сибирских курганов и древностей. Путешествие по Западной Сибири и Алтаю в 1878 г. и в 1880 г. // Древности. Труды Московского археологического общества. 1883. Т. IX. Вып. II-III. С. 181-205.
54. Alt-Altaische Kunstdenkmäler. Briefe und Bildermaterial von J.R. Aspelins Reisen in Sibirien und der Mongolei 1887-1889. Hrsg von Hjalmar Appelgren-Kivalo. Helsingfors: Puromies Buchdruckerei, 1931. 48 S. + 72 Abb.
55. Granö J.G. Archäologische Beobachtungen von meinen Reisen in den Nördlichen Grenzgegenden Chinas in den Jahren 1906 und 1907 // Aikakauskirja Journal de la Societe Finno-Ougrienne. Helsingissä, 1909. Vol. XXVI. 54 S., Taf. XVI.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье вводится в научный оборот клад обрезанных вкруг куфических дирхемов, найденный в 1970-х гг. в верховьях р. Тускарь Курской области. Из его состава в Курский областной краеведческий музей поступило 60 вырезок, выполненных в своем большинстве из саманидских монет. Комплекс датируется 2-й половиной 980-х гг. Хронологическое распределение и метрология выявили его принадлежность к финальному этапу специфического денежного обращения, получившего распространение в одном из регионов Северской земли - «Посемье».
В данной статье, посвященной путевым заметкам американского востоковеда Оуэна Латтимора о Монгольско-Синьцзянском пути на верблюдах с 1926 по 1927 год, исследуются практические навыки и система знаний на этой ветви Великого Шелкового пути в начале нового времени. Благодаря подробному изучению выбора верблюжьими караванами способов передвижения, организации и разделения труда в караванах, туристического снаряжения и обеспечения безопасности, сезонности и выбора маршрута, снабжения и медицинского обслуживания, управления логистикой, рыночных операций, адаптации валютных курсов, а также сбора и передачи информации о деловых поездках, в этой статье раскрываются различные аспекты повседневных навыков, которые поддерживали функционирование Великого Шелкового пути, и показывается, как караваны верблюдов использовали эти навыки для преодоления экологической и социальной неопределенности и содействия торговле и культурным обменам. В исследовании делается вывод о том, что именно эти многолетние наработки и постоянное применение на практике навыков превратили Шелковый путь в торговую и культурную сеть по всей Евразии. Путевые заметки О. Латтимора имеют большое историческое и практическое значение для понимания этого процесса.
Роговые накладки-пластины для укрепления луков, появившиеся в гуннский период, к IX-X векам претерпели значительные изменения. Существует мнение, что они появились для усиления отдельных частей конструкции, а затем, в связи с усовершенствованием методов сборки, перестали использоваться. Вероятно, синхронно с этими конструктивными изменениями появилось налучье для длительного ношения оружия в готовом (натянутом) для выстрела положении. Это не только избавляло владельца лука от необходимости натягивать тетиву, но и давало значительное боевое преимущество.
На территории Алейской степи (юг Западной Сибири) зафиксировано большое число погребальных памятников, которые отражают военно-политические и этнокультурные процессы в период раннего Средневековья. В связи с существенным сокращением раскопок таких археологических комплексов в Алтайском крае обозначилась необходимость изучения коллекций в муниципальных музеях. В Краеведческом музее г. Рубцовска хранится небольшое собрание находок, которые происходят из разрушенных погребений и стоянок. Среди них имеется серия изделий из цветного металла, датирующихся периодом раннего Средневековья и относящихся к сросткинской культуре. Эти артефакты впервые вводятся в научный оборот в полном объеме вместе с результатами рентгенофлюоресцентного анализа. Они расширяют источниковую базу для изучения украшений конского снаряжения. В статье также демонстрируются разрозненные случайные находки. Аналогичную работу стоит осуществить в музеях других ближайших городов и районных центров.
В 2021 и 2022 годах на территории Республики Хакасия проводились масштабные охранно-спасательные работы. В ходе исследования погребальных памятников археологических культур Минусинской котловины был обнаружен не только погребальный инвентарь, но и деревянные срубные конструкции. Части бревен и спилы были отправлены в лаборатории для проведения дендрохронологического датирования. Начав работу, исследователи столкнулись с плохим состоянием сохранности древесного материала, что не позволило выполнить измерение годичных колец. Археологическая древесина представляет собой хрупкую структуру с изменённым химическим составом и физическими характеристиками, отличающимися от здоровой. В статье описан поиск решения проблемы предварительной консервации археологических спилов. Представлены критерии анализа сохранности древесного материала. На основании эксперимента сделан вывод о том, что основные методы, применяемые реставраторами для консервации сухой археологической древесины, препятствуют выполнению дальнейшей пробоподготовки для дендрохронологического анализа. Поднимается вопрос об организации хранения спилов с соблюдением оптимального температурно-влажностного режима. Предложено применение метода цифровой пробоподготовки спилов для ускорения процесса датирования археологических памятников.
В статье раскрывается значение Боградского района как территории интенсивного археологического исследования, насчитывающей 300-летнюю историю изучения начиная с XVIII века, когда были проведены первые академические раскопки, с пиком изучения в XX веке в связи со строительством Красноярской ГЭС, и по настоящий момент, когда выявляются объекты археологического наследия в ходе хозяйственного освоения земель. Боградский район отличается локализацией в границах своей территории ряда археологических культур, таких как афанасьевская, окуневская, карасукская, тагарская, таштыкская. Кроме того, на территории Боградского района представлено различное многообразие типов археологических памятников, таких как поселения, стоянки, курганные могильники, писаницы и т. д. Также на сегодняшний день сохраняется вопрос о дальнейшем исследовании, проведении спасательных археологических работ в регионе в связи с функционированием Красноярского водохранилища. Памятники в прибрежной зоне могут быть утрачены для потомков.
В статье приведены и охарактеризованы изделия из кости, неопределенных материалов и другие источники с золотоордынского городища Увек по сохранившимся архивным материалам. Все находки поступили в музей Саратовской ученой архивной комиссии (СУАК), но впоследствии были списаны и утрачены для научных исследований. Однако Книга записи вещей музея СУАК, архивы СУАК (их главная часть сейчас находится в фондах Государственного архива Саратовской области) и отдельные опубликованные работы сохранили небольшие данные о найденных вещах. Эта информация была систематизирована, описание изделий было дополнено указаниями на места и даты находок, лица, которые предоставили артефакты, а также на источники, где они были зафиксированы. Указанные в приведенных архивных данных предметы были обнаружены в 1891-1915 гг. на городище Увек.
Автор останавливает свое внимание на холодном оружии с прямым или слабо изогнутым клинком. У двух третей клинков такого оружия верхняя часть - одноострая, нижняя - двуострая. Рукоять и лезвие развиты на одной оси. Для гарды этого оружия характерны эллипсовидная втулка сверху и горизонтальное отверстие снизу, а плечевые концы - закругленные и плоские. Это оружие было распространено в степях Восточной и Центральной Европы и по своим характеристикам было близко к сабле, а через несколько столетий получило название «палаш». Кроме того, оружие с такими характеристиками можно связать с одним из самых обсуждаемых терминов в письменных источниках раннего Средневековья - παραμήριον. Без сомнения, это оружие использовалось конными воинами в степях, но примеры с территорий на Балканах - зоны военных конфликтов и технологического обмена между Первым Болгарским царством и Византийской империей - является дополнительным подтверждением вклада степных конных воинов в это технологическое новшество Евразии (VIII-X вв.).
Комплекс Алтыншокы (обл. Улытау, Казахстан) представляет собою сопку с курганом на вершине. У подножия кургана находился камень с надписью на двух языках: арабском и чагатайском. Камень в 1936 году был доставлен по инициативе советского геолога К. И. Сатпаева в Государственный Эрмитаж. С этого момента начинается история изучения комплекса Алтыншокы. Первый перевод надписи востоковедом Н. Н. Поппе в 1940 году доказал отношение эпиграфического памятника к событиям похода Амира Тимура против хана Тохтамыша в 1391 году. Последующие переводы надписи лингвистами и историками подтвердили связь комплекса с «кыпчакским» походом Тамерлана и строительством кургана его воинами в виде «высокого знака». Первое картографическое упоминание о знаке Тамерлана в горах Улытау относится к XVIII веку. В 2018-2020 гг. междисциплинарное исследование комплекса учеными из Казахстана, Узбекистана, Литвы, США установило, что курган является теплотехническим сооружением. Он был предназначен для зажигания сильного огня. В его насыпи сохранились шлаки и отверстия воздуходувных каналов. Результаты радиоуглеродного датирования шлака совпадают с датой похода Тимура против Тохтамыша через Дешт-и-Кыпчак в 1391 году. Курган был построен в связи с культом поклонения Мировой горе и духам предков. Комплекс сохранил первоначальный общий вид в ландшафте гор Улытау. Копия «камня Тимура» с надписью установлена на кургане. В городском пространстве столицы Астаны оформлена «Аллея Улытау» с копией эпиграфического памятника с сопки Алтыншокы.
В работе рассмотрены находки клепаных железных казанов на северо-западной периферии Саяно-Алтая из погребений кочевников второй половины IX-XIII вв. Пуб-ликуются описания находок и приводятся данные по датировке и этнокультурной принадлежности погребений, в которых они были найдены. Отмечается место казанов в погребальной обрядности кочевников Восточного Дешт-и Кипчак как подчеркивающее высокий социальный статус погребенных. Фиксируется сходство в технологии производства, форме железных клепаных казанов и их места в могилах восточных кипчаков и бронзовых клепаных казанов половцев в Восточной Европе. Высказана гипотеза о появлении у половцев клепанных бронзовых казанов, схожих с железными оригиналами восточных кипчаков, в связи с миграцией последних в степи Восточной Европы.
Статья посвящена анализу проблем периодизации и локальных вариантов культуры енисейских кыргызов на территории Южной Сибири. Концепт «долгий девятый век» использован применительно к истории и археологии средневекового населения, занявшего после 840 г. Усинскую котловину в Западных Саянах. Под ним понимается целостность ключевых элементов культуры усинских кыргызов, ее хронологическая непрерывность и инерционность, позволявшая сохранять эволюционный характер развития в течение нескольких столетий. К настоящему времени раскопано около 16 средневековых археологических памятников - стоянок и погребально-поминальных комплексов, содержащих захоронения, совершенные по обряду трупосожжения на стороне. Топография крупных могильников Мутная I и Эйдиктыр-кыр имеет такие же особенности, что и у памятников I варианта культуры кыргызов, расположенных в Центральной Туве и Енисейском каньоне. Металлические наборы снаряжения всадника и верхового коня из погребений с кремациями также составляют единый предметный комплекс. Своеобразием отличается лишь орнаментация керамических сосудов. Выдвинута гипотеза о вхождении усинских кыргызов в одно из «шести подразделений» в составе области Кэм-Кэмджиут и создании ими в последующее время известного по письменным источникам самостоятельного социально-политического образования «область Усы». Верхняя дата завершения «долгого девятого века» - 1293 г. - определяется переселением монголами усинских кыргызов за пределы Саяно-Алтайского нагорья.
В работе вновь затрагивается актуальность проведения работ по редокументированию на памятниках наскального искусства Горного Алтая. Несмотря на длительную историю изучения таких памятников, многие опубликованные материалы содержат неточности, в частности из-за методов копирования, которые не позволяли точно воспроизводить изображения. Приведены частные примеры неточного копирования изображений, относящихся к раннему средневековью, и полученные на основании этих копий не совсем верные интерпретации семантического и хронологического характера. Автором проведена редокументация некоторых уже известных памятников наскального искусства в Караколькой долине (Центральный Алтай), в ходе которой были уточнены некоторые изображения и зафиксированы новые на таких памятниках, как Талда и Дьаан-Кобы. Изображения, выполненные гравированными линиями, по сюжетно-стилистическим особенностям и приведенным реалиям отнесены к VI-VII и VII-VIII вв. н. э. соответственно.
Все учтенные нами дуговые варганы золотоордынского Поволжья имеют корпус формы, которую ведущий специалист по европейским варганам Г. Коллтвейт охарактеризовал как «hairpin-shaped» (в форме шпильки для волос). Поволжские находки, вероятно, принадлежат к выделенному Г. Коллтвейтом типу Kuusisto, хотя не всегда мы располагаем их полными характеристиками для уверенной типологизации. Они датированы общими рамками 2-й пол. XIII - XIV в. (в одном случае XIV-XV вв.), а в двух случаях еще более узко - 2-й третью XIV в. К настоящему моменту уже ясно, что все самые ранние находки дуговых варганов происходят из Азии, где они датируются последними веками I-го тыс. н. э., и что именно инструменты в виде «шпильки» являются там самой древней формой дуговых варганов, которая продолжает существовать и во II-м тыс. н. э.
В статье рассматриваются металлические зеркала, обнаруженные в Волжской Болгарии и Болгарской области Золотой Орды. Находятся они в фондах музеев Татарстана и личных коллекциях. Изучено 778 экземпляров металлических зеркал. Часть из них сохранилась полностью, часть артефактов - в виде фрагментов. Все они изготовлены из сплава цветных металлов. Автор в исследовании опирался на разработанную Г. А. Федоровым-Давыдовым классификацию средневековых металлических зеркал с дополнениями, основанную на сюжетах изображений на зеркалах. Отделы, в которые объединены зеркала по этому принципу, обозначены буквами русского алфавита. Систематизация этих артефактов показала, что зеркала, где имеются изображения двух рыб, тюльпанов и так называемых «мудрецов», использовались населением рассматриваемого региона чаще всего. У всех этих изделий различные культурные истоки. Это Китай, Дальний Восток, Иран. Тем не менее данные сюжеты органично включились в ментальное болгарское пространство. Автор утверждает, что широкое, феноменальное распространение их в эпоху Золотой Орды не связано с мусульманской традицией. Основу их составило традиционное использование металлических зеркал кочевниками, которые находились на территории Волжской Болгарии в домонгольское время и составляли существенную часть населения Болгарской области в эпоху Золотой Орды. Также очень небольшая вероятность, что металлические зеркала, за исключением тиражирования небольшого количества популярных типов, изготавливались в Болгаре. Основная их часть импортировалась, включая фрагменты зеркал.
Рассматривается применение нейронных систем для анализа градостроительных технологий золотоордынского города Укека на основе строительных материалов - кирпича и керамических водопроводных труб. Показаны основные подходы, алгоритмы и методы обработки данных, включая методы геоинформационных систем (ГИС), алгоритмы кластеризации и оптимизации, а также различные типы нейронных сетей (свёрточные, рекуррентные и глубокие). Исследование базировалось на анализе исторических и археологических материалов Увекского городища. Выявлены сложные паттерны и ассоциации между археологическими, историческими и геологическими данными разных лет. Программные средства включали свёрточные нейронные сети для анализа изображений, рекуррентные для анализа временных последовательностей и глубокие нейронные сети для сложных задач классификации, моделирования и верификации. В результате анализа выявлены ключевые аспекты строительства и инфраструктуры Укека, такие как локализация мест добычи сырья, количество строительных площадок, объём произведённого кирпича, водопроводных линий и территориальное разграничение городской территории на основе цифровой модели рельефа (ЦМР). Рассмотрена хронология оползней и их влияние на развитие города. Результаты исследований подтверждает эффективность смешанных и разноуровневых нейронных сетей для анализа археологических данных, связанных с особенностями средневековых технологий, процессом концентрации производительных сил и средств производства.
Статья посвящена последним исследованиям памятников эпохи Улуса Джучи на территории Западного Казахстана. Исследование памятников развитого и позднего Средневековья проводилось по трем основным направлениям: обработка и анализ имеющихся материалов, полученных в результате исследований по территории области со второй половины XIX века по нынешнее время, проведение разведочных мероприятий по выявлению наиболее перспективных районов расположения золотоордынских памятников и рекогносцировочные раскопки. Обследование по Уило-Кобдинскому локальному микрорайону было связано с исследованием крупного некрополя и поселения Коптам, окрестностей культового мавзолея Абат Байтак. Расположенный на берегу Каргалинского водохранилища мавзолей Кызылтам также в позднем Средневековье был маркером центра крупной кочевой группы. На памятниках Улуса Джучи отчетливо прослеживаются этапы постепенной исламизации населения, когда погребальный обряд проходит «стандартизацию», а в комплектах инвентаря наблюдается распространение общей моды, так называемого «имперского» стиля. По погребальным памятникам прослеживается принудительная переселенческая политика монгольских ханов, присутствуют объекты, связанные с южносибирским населением.
В данной работе речь пойдет об одном редком типе находок на золотоордынских городищах. Это амулеты с «магическим квадратом» на одной стороне и арабографической надписью на другой. «Магический квадрат», изображенный на этом типе амулетов, является квадратом третьего порядка и отражает суфийские магические представления и способы общения со сверхъестественными силами методом числовой и буквенной шифровки. Вторая сторона амулетов содержит надписи, очевидно связанные с квадратом на обороте. На двух амулетах представлены две различные надписи, для каждой из которых предложены варианты перевода. Судя по их содержанию, они представляли собой охранительные молитвы-дуа. Наиболее вероятно, что данные находки на городищах связаны с распространением суфизма в городах Золотой Орды.
В середине I тыс. до н. э. фиксируется значительное увлажнение степей по сравнению с предшествующим сухим и более холодным периодом. Биопродуктивность степных и лесостепных территорий в это время стала очень высокой, что привело к значительному росту населения Минусинских котловин и стимулировало заселение тагарцами обширных лесостепных пространств Южной Сибири. Расширение на север области тагарского расселения привело к завершению изолированной, «тепличной» инкубации раннетагарских традиций, динамика трансформации которых (погребальных в том числе) в значительной степени детерминировалась как внешними факторами, так и внутренними процессами развития тагарского общества. Значительную роль в этом сыграли иные по сравнению с Минусинской котловиной геоморфологические условия новых для тагарской культуры территорий в лесостепи, а также кризис перенаселения. Кардинальное изменение погребального обряда: распространение коллективных могил - склепов, содержащих порой от нескольких десятков и до сотен захороненных в несколько слоев. Это были квадратные в плане большие погребальные камеры со срубами в несколько венцов и бревенчатым, в несколько накатов, перекрытием. Во многих поздних комплексах рост могил с кремацией. Решающее значение в процессе культурогенеза населения степей и лесостепей Южной Сибири в эпоху железа должно отводиться миграционным процессам - движущему фактору культурогенеза сменяющих друг друга социумов начиная с эпохи палеометалла Минусинских котловин.
Предметом данной статьи является уникальная для болгарских земель золотая монета, обнаруженная при раскопках крепости Кокалянски Урвич недалеко от Софии. Она была отчеканена по приказу индийского султана Мухаммада бин Туглука, правившего в Дели между 1325 и 1351 годами. На одной стороне начертаны панегирики аббасидскому халифу Аль-Хакиму II в Каире, номинальному лидеру всех мусульман мира в то время. Монета имеет высокий карат и необычно большой для наших стран вес - 11,05 г. Золотые монеты этого правителя называются динарами, танками или мухрами и считаются основным средством платежа. Монета из Урвича, по-видимому, является самой западной находкой известной на сегодняшний день золотой индийской монеты. Эти памятники проникают главным образом через государство Золотая Орда, с которым Болгария была связана на протяжении десятилетий в ХІІІ в. Интересно подсчитать стоимость золотого индийского динара делийского султана Мухаммада бин Туглука на тогдашнем болгарском рынке. По золотому содержанию его можно было обменять более чем на шесть современных византийских иперпирей, что составляет около 120-130 серебряных аспри с первых двух чеканок царя Ивана Александра Асена. Находка показывает экономические связи Второго Болгарского царства со странами Азии в ХІІІ-ХІV вв.
Исследование предпринято с целью реконструкции караванных путей через степи Центральной Евразии, связывавших в древности и средневековье Центральную Азию с лесными и лесостепными районами Зауралья и Западной Сибири. Восстановление маршрутов караванных путей возможна при синтезе археологических, письменных, картографических источников, данных топонимики, географии. При этом необходимо учитывать два постоянных фактора: «естественные коридоры» через крупные природные препятствия и особенности вьючных животных, которые использовались для перевозки грузов. Исходной базой для этих реконструкций могут служить картографические материалы XVIII - начала XX в. Результатом работы стало восстановление маршрутов основных караванных путей через степи Центральной Евразии, которые могли использоваться в древности и средневековье.
Данная статья разделена на две части и рассматривает пазырыкскую культуру с точки зрения китайских исследователей. Первая часть включает в себя перевод и публикацию работ на иностранном языке, которые можно разделить на два этапа: под руководством правительства (период 1950-1980 гг.) и спонтанный перевод, сделанный китайскими научными сотрудниками в XXI веке. Вторая часть описывает непосредственно исследования китайских ученых по пазырыкской культуре. Китайские ученые проделали большую работу, но тем не менее остаются некоторые проблемы. Самая заметная из них заключается в том, что китайские ученые не вполне понимают пазырыкскую культуру. Причина кроется в том, что китайские исследователи недостаточно осведомлены о научных работах советских и российских ученых. Чтобы понять направление будущих изысканий, нам следует проанализировать процесс исследования пазырыкской культуры в Китае.
Издательство
- Издательство
- Академия наук РТ
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- 420111, г. Казань, ул. Баумана, д. 20
- Юр. адрес
- 420111, г. Казань, ул. Баумана, д. 20
- ФИО
- Салахов Мякзюм Халимулович (Руководитель)
- E-mail адрес
- anrt@rambler.ru
- Контактный телефон
- +7 (843) 2924034
- Сайт
- https:/www.antat.ru/