Предметом исследования является культурная дипломатия Китайской Народной Республики в контексте её стратегического партнёрства с Российской Федерацией в условиях трансформации глобального порядка и усиления геополитической конкуренции. Объектом анализа выступают символические практики, институциональные механизмы, медиаплатформы, цифровые ресурсы и образовательные инициативы, через которые Китай реализует гуманитарную активность и продвигает свою культурную идентичность на российском направлении. Автор подробно рассматривает, как элементы мягкой силы от Институтов Конфуция и культурных фестивалей до академических обменов, цифровых медиастратегий и деятельности китайской диаспоры формируют позитивный и устойчивый образ КНР в российском общественном и экспертном сознании. Особое внимание уделяется балансу между идеологическим символизмом и прагматическими целями, включая укрепление стратегического доверия, продвижение политико-экономических интересов, институционализацию гуманитарного сотрудничества и повышение статуса Китая как цивилизационного актора в евразийском пространстве. Методология исследования основана на конструктивистском подходе, теории мягкой силы, институциональном анализе и дискурс-анализе. Такой междисциплинарный подход позволяет раскрыть культурную дипломатию как гибридный инструмент внешнеполитического влияния. Научная новизна исследования заключается в интерпретации китайской культурной дипломатии как стратегии «гибридизации», в которой символические формы гуманитарного обмена интегрированы в реализацию прагматических целей внешней политики. В отличие от традиционного понимания мягкой силы как отдельного гуманитарного ресурса, в работе показано, что Китай выстраивает многоуровневую систему влияния, включающую институции, медиа, диаспору и цифровые технологии. Сделан вывод о том, что культурная дипломатия КНР в российском направлении не только способствует укреплению имиджа Китая, но и формирует устойчивую архитектуру гуманитарного партнёрства, способную усилить стратегическое взаимодействие в условиях трансформации глобального порядка. Работа вносит вклад в развитие теоретических представлений о новых формах публичной дипломатии и гуманитарного влияния в постзападной международной среде.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
В условиях глобальной трансформации международных отношений, усиления геополитической конкуренции и переосмысления традиционных форм взаимодействия между государствами всё большую значимость приобретает культурная дипломатия как инструмент внешнеполитического влияния. Она становится неотъемлемой частью комплексной стратегии, позволяющей странам формировать позитивный международный имидж, продвигать ценности, снижать уровень недоверия и обеспечивать гуманитарное присутствие за пределами национальных границ. Особенно отчётливо данная тенденция прослеживается на примере Китая, который, наряду с наращиванием экономического и военного потенциала, активно выстраивает систему «мягкой силы» через механизмы культурной проекции. Как подчёркивает Л. Сюечжэнь, Китай последовательно институционализирует гуманитарное измерение внешней политики, опираясь на связку традиционных ценностей и современных цифровых форматов [1].
Список литературы
1. Сюечжэнь Л. Механизмы кросс-культурной коммуникации на базе китайской культурной традиции в современном китайском дипломатическом дискурсе // Политическая лингвистика. - 2024. - № 6 (108). - С. 216-222.
2. Бонч-Осмоловская О. А., Тугаринов П. А. Цивилизационный подход в философско-политическом дискурсе КНР // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. - 2025. - № 2. - С. 77-90. DOI: 10.18384/2949-5164-2025-2-77-90
3. Аветисян А. А. Культурная дипломатия и культурная политика как необходимые условия развития международных отношений // Социально-гуманитарные знания. - 2021. - № 2. - С. 284-290. DOI: 10.34823/sgz.2021.2.51577
4. Табаринцева-Романова К. М. Внешняя культурная политика и культурная дипломатия: “лингвистические повороты” в политологическом дискурсе // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. - 2024. - Т. 8, № 4. - С. 520-530. DOI: 10.35634/2587-9030-2024-8-4-520-530
5. Чжан Х. Культурная дипломатия Китайской Народной Республики // Международные отношения: история, теория, практика: материалы конф. - 2021. - С. 90-96.
6. Наумов А. О., Наумова А. Ю., Белоусова М. В. Культурная дипломатия группы БРИКС // Государственное управление. Электронный вестник. - 2023. - № 100. - С. 7-18. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-100-7-18
7. Тагиров Э. Р. Культурная дипломатия: магия мягкой силы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2023. - № 4. - С. 1-8.
8. Цю Ш. Культурная дипломатия как инструмент внешней политики Китая // Международные отношения. 2025. № 1. С. 36-44. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=73240. DOI: 10.7256/2454-0641.2025.1.73240
9. Зиневич О. В., Селезнёва Н. В. Новая стратегия “мягкой силы” Китая // Вестник МГИМО Университета. - 2022. - Т. 15, № 6. - С. 36-54. DOI: 10.24833/2071-8160-2022-6-87-36-54
10. Чжан Ю., Керимов А.А. Концептуализация категории “мягкая сила” в политической науке // Международные отношения. 2024. № 2. С. 64-76. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69892. DOI: 10.7256/2454-0641.2024.2.69892
11. Чебыкин Д. Д. Специфика реализации мягкой силы во внешней культурной политике (на примере США, КНР и РФ) // Журнал Института Наследия. - 2025. - № 2 (41). - С. 74-80. DOI: 10.34685/HI.2025.62.44.022
12. Омурова Ж. О., Лысенко Ю. А., Кылычев А. М. Институты Конфуция как инструмент “мягкой силы” в культурной дипломатии Китая в Кыргызстане // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2023. - Т. 28, № 2. - С. 226-239. DOI: 10.15688/jvolsu4.2023.2.19
13. Хисамутдинова Н. В. Институты Конфуция - “мягкая сила” или “троянский конь”? Взгляд с российского Дальнего Востока // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2024. - Т. 24, № 3. - С. 417-426. DOI: 10.22363/2313-0660-2024-24-3-417-426
14. Ян Ц. Инструменты и механизмы реализации китайской культурной дипломатии в отношении Российский Федерации // Международные отношения. 2023. № 1. С. 56-62. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40069. DOI: 10.7256/2454-0641.2023.1.40069
15. Романова Е. А. Исследование культурной дипломатии КНР в работах китайских и западных исследователей // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. - 2024. - № 2. - С. 77-88. DOI: 10.56429/2414-4894-2024-48-2-77-88
16. Горячева Н. В., Афанасьева А. В. Механизмы международного сотрудничества в сфере туризма между Китаем и Россией на примере культурной дипломатии: анализ вопроса и перспектив развития // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2023. - Т. 17, № 1. - С. 4-15.
17. Фокин В. И., Эльц Е. Э. Музеи в культурной дипломатии России и Китая // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. - 2019. - Т. 18, № 4. - С. 865-882. DOI: 10.22363/2312-8674-2019-18-4-865-882
18. Юйфэй В. Практика публичной дипломатии КНР в Центральной Азии: современное состояние, вызовы и перспективы развития // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. - 2022. - Т. 14, № 4. - С. 145-172. DOI: 10.48015/2076-7404-2022-14-4-145-172
19. Рустамова Л. Р., Иванова Д. Г. “Культура отмены” в отношении России и способы борьбы с ней // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2023. - Т. 25, № 2. - С. 434-444. DOI: 10.22363/2313-1438-2023-25-2-434-444
20. Селезнёва Н. В. Институты Конфуция как инструмент “мягкой силы” Китая: проблемы и перспективы развития в новую эпоху // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2021. - № 26. - С. 291-305. DOI: 10.24412/2618-6888-2021-26-291-305
21. Гигаури Д. И. Политический миф и ритуал в структуре современной символической политики: дис. … канд. полит. наук. - Санкт-Петербург, 2016. - 221 с.
22. Чжэн Ц. Китайско-российская общественная дипломатия и СМИ // История. Культурология. Политология. - 2022. - № 3. - С. 85-87.
23. Романова Е.А. Задачи культурной дипломатии как части стратегической культуры КНР // Международные отношения. 2023. № 3. С. 70-80. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=43678. DOI: 10.7256/2454-0641.2023.3.43678
24. Макаревская Н. Ю. Русская “диаспора” в Китае и её национальная идентичность как значимый фактор в развитии отношений между странами на современном этапе // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - 2021. - № 2. - С. 31-36.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предметом исследования является взаимодействие между государственными органами Российской Федерации, институтами гражданского общества и Русской Православной Церковью (РПЦ) в основных социально-политических сферах в период 2014-2025 гг. Анализируется природа и функциональные особенности данного трехстороннего сотрудничества в современном российском контексте на примере трёх “ключевых событий” во внутренней и внешней политике России, таких как события «русской весны», пандемия COVID-19 и Специальная военная операция (СВО). Цель исследования заключается в определении приоритетных направлений и устойчивых моделей сотрудничества государственных структур, РПЦ и институтов гражданского общества. На основе выявленных закономерностей устанавливается значимость моделей подобного взаимодействия для сохранения стабильного функционирования общества и государства в условиях кризисов. В работе применяется исторический метод, метод системного анализа, метод качественного контент-анализа и дискурс-анализ. После рассмотрения различных практик церковно-государственного партнерства выделяется специфика текущего вектора его развития, обусловленного как исторической традицией («симфония Церкви и государства» в период Российской Империи; секулярный советский период; постсоветское религиозное возрождение), так и глобальной макроэкономической и геополитической ситуацией. Выделяются несколько «ключевых событий» во взаимоотношениях Церкви, государства и гражданского общества. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе взаимодействия РПЦ с государством и гражданским обществом на примере кризисов современности. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе деятельности РПЦ, как комплексного института, балансирующего между общественно-государственным запросом и внутренними интересами. Практическая ценность состоит в указании на наиболее важные аспекты взаимодействия РПЦ с государством, выделены как сильные стороны (внедрение православия в российскую общенациональную идентичность; социальное служение в период геополитической нестабильности), так и слабые (политизация религии; периодическое противостояние со светским гражданским обществом). По итогам анализа делается общий вывод о преимущественно положительном векторе этого взаимодействия.
Предметом исследования является эволюция политического диалога между Китайской Народной Республикой и государствами Юго-Восточной Азии с точки зрения обеспечения устойчивой региональной безопасности. Объектом анализа выступает комплексное взаимодействие Китая с АСЕАН и отдельными странами региона в формате двусторонних и многосторонних переговоров. Автор подробно рассматривает ключевые этапы трансформации диалога начиная с 1970-х годов по настоящее время, включая период формирования институциональной базы, усиления экономико-политической взаимозависимости, обострения территориальных споров в Южно-Китайском море, а также цифровизации дипломатических механизмов после пандемии COVID-19. Особое внимание уделяется влиянию концепции «сообщества единой судьбы» и инициативы «Пояс и путь» на региональные процессы обеспечения безопасности в Юго-Восточной Азии. Методология основана на теории региональной безопасности Б. Бузана и концепции сложной взаимозависимости Кеохейна и Ная, с применением сравнительно-политического и институционального анализа. Научная новизна исследования заключается в комплексной реконструкции этапов политического диалога КНР с ЮВА в привязке к архитектуре региональной безопасности, что позволяет выявить устойчивые тренды и структурные сдвиги в региональной дипломатии. Установлено, что политический диалог не только адаптировался к меняющейся геополитической среде, но и сам становился фактором, формирующим новые параметры безопасности в регионе. Выявлено, что экономическая взаимозависимость и институциональные механизмы снизили уровень эскалации конфликтов, несмотря на сохраняющиеся вызовы в Южно-Китайском море. Исследование вносит вклад в развитие теоретико-прикладного анализа внешней политики Китая, а также даёт основания для прогностической оценки перспектив регионального сотрудничества в условиях нарастающей конкуренции глобальных акторов в Юго-Восточной Азии.
Современные конституции всё чаще становятся не только правовыми актами, но и носителями идеологического послания, отражающего особенности культурной, исторической и цивилизационной идентичности конкретного общества. Противостояние универсалистских ценностей либеральной демократии и стремления государств к утверждению уникального культурного кода актуализирует изучение конституционной идентичности как правовой и символической категории. Конституционные тексты в этой связи всё чаще рассматриваются как динамичные конструкции, способные одновременно интегрировать и исключать различные социальные группы в зависимости от заданной идеологической парадигмы. На фоне кризиса универсалистского конституционализма усиливаются тенденции к возрождению традиционных, часто исключающих моделей идентичности, основанных на религии, этничности или историческом нарративе. Это делает важным изучение способов, с помощью которых идеологические основания закрепляются и транслируются через нормы высшей юридической силы. Конституционная идентичность становится результатом взаимодействия нормативного и нарративного измерений, в которых центральное место занимает вопрос легитимации политического порядка. Предметом настоящего исследования является анализ механизмов формирования, выражения и трансформации идеологических оснований в текстах национальных конституций. Методологическую основу исследования составляют междисциплинарный подход, включающий в себя элементы сравнительного правоведения, политической философии и нарративного анализа. Новизна исследования заключается в системном подходе к изучению конституционной идентичности как многоуровневого конструкта, соединяющего правовую норму с коллективной памятью и идеологическим содержанием. Впервые в отечественной литературе предложена типология моделей конституционной идентичности, основанная на критериях открытости, устойчивости и символической репрезентативности. Обоснована идея о том, что идеологическая парадигма конституции не является побочным продуктом, а составляет её структурное ядро. Установлено, что трансформация идентичности может происходить как в текстовой, так и в практической плоскости - через институциональные реформы, судебную интерпретацию и политические нарративы. Показано, что баланс между традицией и трансформацией является неотъемлемым условием устойчивости правопорядка. Выявлены риски идеологической фрагментации в условиях давления глобальных и цифровых факторов. Предложен методологический каркас для анализа идеологических основ конституций в эпоху идеологического плюрализма.
Предметом настоящего исследования является геополитическая трансформация Центральной Азии в условиях нарастающей конкуренции между глобальными и региональными акторами за влияние в стратегически важном евразийском пространстве. Объектом анализа выступают стратегии внешнеполитического поведения России, Китая, США, Европейского союза, Турции, Индии и Ирана, а также ответные реакции государств Центральной Азии на усиливающееся внешнее давление и меняющиеся условия международной среды. Автор подробно рассматривает институциональные, экономические и нормативные механизмы влияния со стороны указанных держав, а также формы адаптации и политического маневрирования со стороны Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и других стран региона. Особое внимание уделяется формированию новой модели региональной субъектности, проявляющейся в виде стратегической многовекторности, выборочной интеграции, отказа от жесткой зависимости и политико-институционального прагматизма. Методологическая база включает элементы неореализма, теории регионализма, концепции «мягкой силы», а также сравнительно-политический и институциональный анализ. Научная новизна работы заключается в формулировке и обосновании аналитической категории «мягкая региональная резистентность», отражающей способность стран Центральной Азии сохранять стратегическую автономию, минимизировать риски асимметричной зависимости и селективно адаптировать внешние инициативы к национальным приоритетам. Исследование показывает, что государства региона отходят от роли пассивных объектов геополитического давления и выстраивают устойчивую рамку субъектности, основанную на институциональной гибкости и прагматичном балансе интересов. Сделан вывод о том, что именно мягкие формы адаптации отказ от прямой конфронтации, ограниченное участие в международных проектах, диверсификация партнерств становятся доминирующей стратегией в условиях многополярного мира. Работа вносит вклад в развитие современной теории международных отношений, расширяя понятийный аппарат анализа периферийных акторов.
Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование института необходимой обороны в Российской Федерации, судебная и правоприменительная практика по делам о превышении ее пределов, а также концепция «права слабого» и механизмы ее формирования в современном российском обществе. Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией и защитой прав граждан в сфере самообороны и функционированием системы публичной правоохраны в контексте исторической эволюции правовых принципов. Автор подробно рассматривает, как системный кадровый дефицит в органах МВД России, его исторические корни и современные факторы (низкая оплата труда, высокая нагрузка, бюрократия, отток опытных кадров) влияют на оперативность реагирования полиции и фактическую беззащитность граждан. Особое внимание уделяется анализу парадоксов статьи 37 УК РФ, когда эффективная самооборона влечет уголовное преследование, что подтверждается судебной статистикой по ч. 1 ст. 108 УК РФ. На конкретных примерах демонстрируется дисфункциональность существующей системы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания, включая исторический, сравнительно-правовой, системный, диалектический методы, а также методы анализа и синтеза, и статистический анализ. Новизна исследования заключается в комплексном анализе взаимосвязи между исторической эволюцией правовых принципов (от «права сильного» к «праву слабого»), проблемами института необходимой обороны в современной России и критическим кадровым дефицитом в правоохранительной системе, что ранее не получало достаточного системного осмысления. Особым вкладом автора является обоснование необходимости пересмотра законодательства о необходимой обороне на конституционной основе, включая внедрение презумпции угрозы при нападении, дифференциации режима самообороны по месту (по аналогии с «Castle Doctrine») и смещения бремени доказывания на сторону обвинения. Основными выводами проведенного исследования являются констатация глубокого парадокса «права слабого», когда эффективная самооборона ведет к правовому преследованию жертвы, а также установление прямой корреляции между этим парадоксом и неспособностью государства обеспечить оперативную защиту граждан. Предложены также меры по усилению оперативной защиты (стандарты реагирования, общественный контроль, технологии) и повышению правовой грамотности, что позволит восстановить баланс справедливости и реальную защищенность граждан.
В статье исследуется обеспечение мира и безопасности человечества как фундаментальная задача современного уголовного законодательства. Актуальность темы обусловлена возрастающими глобальными угрозами и необходимостью консолидации усилий международного сообщества в борьбе с преступлениями против мира и безопасности. Цель исследования - комплексный анализ обеспечения мира и безопасности как уголовно-правовой задачи, включая семантический анализ понятия и сравнительно-правовой анализ задач уголовного права России и зарубежных стран. В работе проведен анализ роли уголовного права в защите неотъемлемых ценностей общества и человечества, исследованы механизмы предупреждения и пресечения действий, угрожающих миру и безопасности. Особое внимание уделено сравнительному анализу терминологии в законодательстве стран СНГ, выявлению различий в использовании понятий «обеспечение», «охрана» и «защита». Методологическую основу исследования составляют диалектический метод познания, а также общенаучные и частнонаучные методы: анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, системный и другие методы исследования. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу обеспечения мира и безопасности как задачи Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в выявлении особенностей реализации данной задачи в национальном законодательстве. Результаты исследования показали, что обеспечение мира и безопасности требует системного подхода, включающего как охранительные, так и предупредительные меры. Автором было проанализировано законодательство зарубежных стран, в частности, СНГ и выявлено отсутствие единообразия в терминологии, что подчеркивает необходимость дальнейшей унификации подходов к формулировке данной задачи уголовного закона. Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов для совершенствования теоретических основ уголовного права, а также уголовного законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения мира и безопасности человечества.
Предметом исследования в данной статье выступает феномен юрислингвистической конвергенции как особого проявления взаимодействия права и языка в условиях глобализационных и цифровых трансформаций. Рассматривается не только функциональная роль языка в правовой системе, но и его аксиологические и когнитивные измерения, определяющие специфику современного правотворчества и правоприменения. Анализ охватывает многоуровневую структуру конвергенции - от международно-правовой коммуникации до локальных форм судебной практики. Отдельное внимание уделяется вопросам унификации юридической терминологии, институционализации междисциплинарных исследований, а также влиянию цифровых технологий на формирование «глобального языка права». Это позволяет выявить сущностные характеристики конвергенции и обозначить ее значение для развития современной юридической науки. Особое внимание уделяется практическому потенциалу юрислингвистической конвергенции как механизма повышения качества законодательства, предсказуемости судебных решений и эффективности правового регулирования. Методологическую основу составляют междисциплинарный подход, включающий сравнительно-правовой, герменевтический и когнитивно-лингвистический методы, позволяющие выявить специфику юрислингвистической конвергенции в многоуровневом правовом пространстве. Научная новизна статьи заключается в комплексном рассмотрении юрислингвистической конвергенции как многоуровневого процесса, объединяющего правотворчество, правоприменение, судебную практику, международно-правовую коммуникацию и цифровую сферу. Впервые систематизированы аксиологические и когнитивные измерения данного феномена, что позволяет рассматривать язык не только как технический инструмент фиксации норм, но и как ценностный и культурный маркер правовой системы. В статье показано, что конвергенция выполняет двойственную функцию: с одной стороны, обеспечивает унификацию и предсказуемость правового регулирования, а с другой - сохраняет культурное и национальное своеобразие правопорядков. Сделан вывод о том, что именно баланс между глобализацией и правовым плюрализмом составляет сущностное содержание конвергенции, что определяет ее значение для развития современной юридической науки и практики.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______