Введение. В работе выделяется одна из главных тем философии истории - проблема движущих сил исторического процесса. Выявлены конкретные движущие силы истории, выдвинутые в историософии. Показаны определяемые проблемой движущих сил истории методологические аспекты становления философии истории в целом. Цель - показать роль вопроса движущих сил в становлении проблемного поля историософии.
Методы. В исследовании использованы следующие общенаучные методы: моделирование, структурно-функциональный, системный и сравнительный анализ; движение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Научная новизна исследования. Выявлены и проанализированы основные проблемы, существующие в философии истории. Автором показано, что одной из важнейших проблем, интегрирующей остальные историософские вопросы, выступает проблема движущих сил истории. Установлены конкретные движущие силы истории, анализируемые в историософии. Демонстрируется, что в методологическом плане проблема движущих сил в истории играет в философии истории особую роль в ряде аспектов: концептуальном, интегративном, тестовом, дополнительности.
Результаты. Показано, что проблема движущих сил в истории решает в историософии ряд задач. Во-первых, каждая конкретная движущая сила позволяет создавать новые теории в философии истории. Во-вторых, она формирует особую картину исторической динамики. В-третьих, позволяет рассмотреть различные факторы истории как главные в системе иных параметров, тем самым найдя их подлинное место при анализе исторического процесса. В-четвертых, демонстрирует необходимость совместного анализа различных движущих сил для создания общей исторической картины.
Выводы. В работе рассмотрены лишь некоторые конкретные движущие силы истории, но их выделение надо продолжать производить. Автором выделены четыре аспекта, раскрывающие особую методологическую роль проблемы движущих сил истории в историософии. В действительности их можно выявить и больше.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Философия
Философия истории (часто называемая в России «историософией») — раздел философской мысли, где с теоретических позиций происходит осмысление исторического процесса, изучение связанных с этим анализом проблем. Эмпирический материал для подобного обобщения философам поставляют иные дисциплины и прежде всего — историческая наука. С ней у философии истории складываются порой сложные отношения. С одной стороны, историческая наука дает философам эмпирический материал для создания их теорий. С другой стороны, историки часто не понимают, почему их информация о прошлом не может быть исчерпывающей и должна дополняться какими-то философскими «фантазиями». Кроме исторической науки философия истории берет сведения из социологии, психологии, филологии, этнографии, иных дисциплин. Значит, историософия носит по факту междисциплинарный характер.
Список литературы
1. Боден, Ж. Метод легкого познания истории / Ж. Боден. - М.: Наука, 2000. - 411 с.
2. Болингброк, Г. Письма об изучении и пользе истории / Г. Болингброк. - М.: Наука, 1978. - 359 с.
3. Боэций. “Утешение философией” и другие трактаты/ Боэций. - М.: Наука, 1990. - 414 с.
4. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление / В. И. Вернадский. - М.: Наука, 1991. - 271 с. EDN: KBQMGG
5. Гречко, П. К. Концептуальные модели истории / П. К. Гречко. - М.: Логос, 1995. - 144 с.
6. Диалектический и исторический материализм. Под ред. С. М. Ковалева. - М.: Политиздат, 1968. - 392 с.
7. Канетти, Э. Масса и власть / Э. Канетти. - М.: АСТ, 2022. - 704 с.
8. Комнина, А. Алексиада / А. Комнина. - СПб.: Алетейя, 1996. - 704 с.
9. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. - М.: Медиум, 1995. - 236 с.
10. Лев Диакон. История / Л. Диакон. - М.: Наука, 1988. - 240 с.
11. Локк, Дж. Сочинения. Т. 3 / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1988. - 620 с.
12. Мабли, Г. Об изучении истории. О том, как писать историю / Г. Мабли. - М.: Наука, 1993. - 414 с.
13. Мейер, Э. Теоретические и методологические вопросы истории. Философско-исторические исследования / Э. Мейер. - М.: Изд-во Сытина, 1904. - 67 с.
14. Нехамкин, В. А. Модели роли личности в истории: достижения и пределы / В. А. Нехамкин // Социум и власть. - 2018. - № 2 (70). - С. 24-33. EDN: XRCGPR
15. Нехамкин, В. А. Парадигмы контрфактического моделирования прошлого в социальном познании: итоги, перспективы развития / В. А. Нехамкин // Социум и власть. - 2019. - № 5(79). - С. 7-18. DOI: 10.22394/19960522-2019-5-07-18 EDN: YMWLZR
16. Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - 450 с.
17. Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона / К. Поппер. - М.: Феникс, 1992. - 448 с.
18. Раппопорт, Х. Философия истории в ее главнейших течениях / Х. Раппопорт. - СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1898. - 180 с.
19. Семенов, Ю. И. Философия истории от истоков до наших дней. Основные проблемы и концепции / Ю.И. Семенов. - М.: Старый сад, 1999. - 380 с.
20. Тоффлер, Э. Футурошок / Э. Тоффлер. - СПб: Лань, 2007. - 464 с.
21. Философия истории. Антология. - М.: Аспект-Пресс, 1994. - 351 с. 22. Фукидид. История / Фукидид. - М.: Ладомир, 1993. - 543 с.
22. Фукидид. История / Фукидид. - М.: Ладомир, 1993. - 543 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена обзору и анализу итогов VIII Международной научно-практической конференции «MEDIAОбразование. Цифровая среда: между позитивом и деструкцией 2023», состоявшейся 21-23 ноября 2023 г. на базе Челябинского государственного университета при поддержке Главного управления молодежной политики Челябинской области в рамках реализации регионального Плана Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации на территории Челябинской области.
Введение. Интенсивность влияния визуальных медиа в формате фильмов и сери алов на культурную жизнь, достигающая пика в эпоху стримингового телевидения, ставит перед гуманитарной наукой задачу исследования визуального типа мышления, визуального сознания, отличного от классической визуализации вербального мышления в пластических искусствах. Если исследователь намерен вывести из фильма или сериала ценностную систему, познавательную стратегию, актуальную для своего времени, визуальная среда может оказаться для него не менее красноречивой, чем протекающее в ней драматическое действие. Характер и качество этой среды складываются из множества чувственно воспринимаемых элементов: свет, цвет, движение и его хореография, звук, пространство, предметные референты и т. д. В совокупности они представляют собой не столько артикуляцию авторской мысли, сколько способ специфически визуального продумывания этой мысли. Сложное устройство визуально-мыслительных сред требует большой и систематической исследовательской работы. В данной статье мы берем один наиболее очевидный предметный аспект видимого: вестиментарную стратегию фильма.
Цель - сравнивая визуальные составляющие фильмов разных десятилетий XX века, выделить паттерны, отмеченные предметными (вестиментарными) характеристиками, избыточными по отношению к драматическому действию; пользуясь кодом культурных универсалий, закрепляющих за концептом «одежда» функцию социокультурной и этической регуляции [1; 3; 5; 10; 15], выявить значение этих паттернов в контексте этического мышления эпохи. Методы. В ходе исследования применялись общенаучные методы анализа и синтеза; метод феноменологической редукции, позволяющий фиксировать чувственно воспринимаемые качества предметно-пространственных экранных сред; герменевтический метод, позволяющий на основании видимых знаковых структур выявить сущностные интенции визуального образа. Ввиду поставленной задачи необходимым оказалось привлечение некоторых понятий нарратологии (в частности, понятия фокализации) и методов корпусного анализа, принятого в лингвистике. Научная новизна заключается в том, что мы подходим к визуальному источнику с позиций философско-культурологических, рассматривая визуальную среду фильма как форму и способ актуального социокультурного или философского мышления, обладающий специфическим (визуальным) инструментарием. Такой подход позволяет делать заключения на основании не только отдельных фильмов, но и больших источниковых баз.
Результаты. В ходе анализа авторами были применены к кинематографическим текстам XX века инструментарий современной визуалистики и понятийная база социофилософской этики. Это позволило обнаружить визуальные паттерны, общие для фильмов некоторых десятилетий XX в., а именно 1930-х, 1950-х, 1990-х гг., и связать их с этической проблематикой времени.
Выводы. Анализ источниковых баз, включающих кинематографические тексты, может проводиться путем системного анализа визуальных сред, представленных на экране. При этом могут быть выделены и описаны доминирующие визуальные паттерны, характерные для той или иной эпохи. Такая доминанта определяет акценты в образном целом и обнаруживает важные аспекты философско-культурной мысли, актуальной для своего времени, в том числе этической мысли.
Введение. Ф. М. Достоевский называл подпольный тип главнейшим из того, что он вывел в своем творчестве. В «подпольном » типе Ф. М. Достоевским раскрылась идея двойственности человека, которому никаким прогрессом и разумом не угодишь, потому что ему требуется, как заметил герой «Записок из подполья», только свою волю заявить. Таким образом мы можем говорить о человеке обратной перспективы, т. е. о том, кто детерминирован внутренним причинением, воздействует на самого себя, грезит и не живет среди вещей. Цель данного исследования - раскрыть понимание двойственной природы человека в философии Ф. М. Достоевского. Традиционно, начиная с Платона, двойственность человека в философии понималась как разделение на душу и тело. Однако, на наш взгляд, «двойственный человек» Ф. М. Достоевского, который называется у него подпольным типом, благодаря наличию сознания создает в мире второй план, удваивает реальность до своих грез. Таким образом мы можем говорить о том, что двойственность человеческой природы - это разделение внутри одного сознания человека. Что в таком случае мы можем сказать о сознании? Это присутствие человека, существующего в мире не по законам мира, а по отношению к самому себе. Сознание - это то, что склеивает существование и объекты наших грез. Пытаясь удержать в действительности собственные грезы, человек наделяет реальность смыслами, преодолевая бессмысленность мира. Методы. Основным методом исследования является литературоведческий анализ сочинений Ф. М. Достоевского и трактовок его идей в пространстве мысли Л. И. Шестова и С. А. Никольского. Также исследование предполагает точечное обращение к работам В. В. Зеньковского, В. В. Розанова, К. В. Мочульского, Л. П. Гроссмана и М. М. Бахтина. Данные виды анализа имеют своей целью выявление коннотаций и расхождений в философских системах исследуемых мыслителей как на уровне текстуального анализа их произведений, так и на уровне изучения их концептов. В качестве вспомогательного метода используется текстологический анализ. Научная новизна исследования. В статье прослеживается развитие типа «подпольного человека» в пространстве творчества Ф. М. Достоевского. Первая попытка его концептуализировать приходится на повесть «Двойник». Тип находит свое продолжение в произведении «Записки из подполья». Научная новизна исследования состоит в том, что, опровергая уже существующие трактовки данного типа русскими философами, автор предлагает альтернативную, суть которой заключается в следующем: «подпольный человек» есть человек двойственный, которому свойственно не классическое для философии раздвоение на душу и тело, а раздвоение внутри одного своего сознания. Кроме того, в статье впервые в научной литературе доказывается мысль, согласно которой главный герой романа «Подросток» также относится к типу «подпольного человека».
Результаты. Автор выделяет «подпольного человека» как особый антропологический тип, концептуализированный в произведениях Ф. М. Достоевского. Последний же, в свою очередь, понимается как человек с раздвоенной самостью, который живет не в мире, а в картине мира, до которой он удваивает реальность посредством воображения. Такой человек характеризуется приоритетом внутреннего над внешним и стремлением к радикальной редукции мира наличного. Отрезая действительность, человек получает возможность учреждать внутреннее. Выводы. Для философии Ф. М. Достоевского, задачей которой становятся попытки осмыслить, отстоять и оправдать человека, свойственно особое понимание последнего, как того, кто живет только внутренним причинением и отказывается подчиняться детерминационным связям, благодаря которым все существует в мире наличного.
Введение. Устойчивое развитие финансового сектора в любой стране создает благоприятные условия для развития экономики и повышения качества жизни населения. В России в последние годы в целях повышения эффективности деятельности кредитные организации сильно сократили физическое присутствие в населенных пунктах, а региональные банки, имевшие широкую сеть, стали большой редкостью. Вследствие этого возможности предприятий и граждан в получении финансовых услуг ограничились. Поэтому целью данного исследования стала оценка финансовой доступности банковских услуг в Российской Федерации.
Методы. Исследование основано на использовании данных Росстата и Банка России. При проведении исследования применялись логические приемы, системный и критический подходы, методы экономико-статистического анализа. Исследование проведено в разрезе федеральных округов. Научная новизна. Выявлены дефекты в методическом подходе, используемом Банком России для оценки доступности финансовых услуг в субъектах Российской Федерации. Автором предложена и апробирована система показателей для проведения такой оценки. Ее преимуществом является то, что используются только относительные показатели, что позволяет проводить межрегиональные сравнения. Результаты и выводы. Полученные результаты значительно отличаются от оценок Банка России, согласно которым наиболее высокий уровень развития инфраструктуры для предоставления финансовых услуг характерен для Северо- Кавказского федерального округа, в котором, как установлено в ходе проведенного анализа, наиболее низкие показатели обеспеченности элементами финансовой инфраструктуры с учетом численности населения, а также наименьшие в стране показатели использования населением сети Интернет. По нашим оценкам, наибольшая доступность финансовых услуг в Центральном федеральном округе, который, по оценкам Банка России, занимает предпоследнее место. Наблюдаемое в стране сокращение сети кредитных организаций негативно сказывается на деятельности предприятий и качестве жизни людей. При существующем уровне цифровизации финансовых услуг необходимо поддерживать физическое присутствие кредитных организаций в регионах, для чего должны быть предприняты специальные меры со стороны финансового регулятора. При очень высокой рентабельности финансовой деятельности в России это не создаст угрозы для ослабления банковского сектора.
Введение. В статье анализируется феномен распространения ислама в Индонезии через призму обращения в ислам представителей китайского сообщества. Достижения современной историографии позволяют проанализировать переход в ислам в контексте социальных трансформаций.
Цель. Целью исследования является изучение направлений функционирования сообщества китайских муалафов как новообращенных мусульман.
Методы. Методологически статья базируется на достижениях конструктивистских подходов в современной исторической науке, интерпретируя феномен новообращенных мусульман через призму концепции изобретения традиций и воображения сообществ. Научная новизна. Автор анализирует проблемы развития и трансформации идентичности китайских муалафов, которые практически не изучены в российской историографии в целом и индонезиеведении, в частности.
Результаты. Автор выявляет социальные, политические и культурные последствия в результате принятия ислама. Автор выделяет сообщество муалафов как уникальную социальную и культурную группу в современном индонезийском обществе. Предполагается, что: 1) принятие ислама становится формой социальной модернизации, так как ведет к радикальным трансформациям на уровне идентичности; 2) исламизация китайцев стала формой противостояния растущему политическому и идеологическому влиянию Китая в ЮгоВосточной Азии; 3) переход в ислам китайского населения Индонезии актуализирует ситуацию двойной маргинальности, так как новообращённые китайцы-мусульмане являются маргиналами как для мусульманского индонезийского большинства, так и для китайского сообщества, к которому они раннее принадлежали.
Выводы. В статье показано, что муалафы, которые являются представителями китайской этнической группы, развиваются как отдельное сообщество, чья социальная и культурная идентичность только формируется. Основой этого трансформационного процесса является сохранение элементов китайской этничности, которые соотносятся с нормами ислама.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832