Статья: СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ ПОЛУЗАКРЫТОГО ТИПА (НА ПРИМЕРЕ КАДЕТОВ И КУРСАНТОВ) (2024)

Читать онлайн

Актуальность исследования суверенности психологического пространства личности в условиях полузакрытой учебной группы обусловлена ее ролью как показателя соотношения индивидуального и группового и ее регулятивной функцией.

Цель: изучить выраженность параметров суверенности психологического пространства личности и их связь с социально-психологическими характеристиками в учебных группах полузакрытого типа на разных уровнях обучения (кадеты и курсанты).

Гипотеза: кадеты как более младшая возрастная группа переживают ситуацию обучения в полузакрытой группе тяжелее, чем курсанты, что приводит к снижению выраженности параметров суверенности. Участники: 222 респондента, проживающие и обучающиеся в г. Москва (n = 107 кадет, в возрасте 15–17 лет, M = 15,9, SD = 0,69, 75% юноши и n = 115 курсантов, в возрасте 17–21 года, M = 18,4, SD = 1,88, 87% юноши).

Методы (инструменты): для изучения суверенности применен опросник «Суверенность психологического пространства – 2010» (С. К. Нартова-Бочавер); для анализа социально-психологических характеристик использованы: методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталова), методика определения индекса групповой сплочённости (К. Сишор), методика диагностики психологической атмосферы коллектива (А. Ф. Фидлер).

Результаты: показано, что курсанты переживают бóльшую травматизацию суверенности психологических границ личности, чем кадеты. «Нормальный» уровень суверенности связан с ценностными ориентациями, индивидуальным опытом, сплоченностью и групповой атмосферой. Основные выводы: параметры суверенности психологического пространства личности в учебной группе полузакрытого типа обусловлены организационно-образовательной средой учреждений разного уровня обучения (среднее и высшее образование); социально-психологические характеристики выполняют роль поддержки суверенности в ситуации обучения в полузакрытой группе. Практическая значимость: результаты могут быть использованы с целью психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся психологами кадетских и военных образовательных учреждений.

Ключевые фразы: суверенность, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, кадеты, курсанты, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Автор (ы): ТАРАСОВ СЕМЁН ВАСИЛЬЕВИЧ
Журнал: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.9.07. Психологические исследования
316.6. Социальная психология
316.614. Социализация
Для цитирования:
ТАРАСОВ С. В. СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ ПОЛУЗАКРЫТОГО ТИПА (НА ПРИМЕРЕ КАДЕТОВ И КУРСАНТОВ) // ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. 2024. Т. 13 № 4 (52)
Текстовый фрагмент статьи