В статье рассмотрены вопросы организации и проведения прокурорских проверок, представлены результаты авторских исследований, посвященных основам тактики надзорной деятельности прокуратуры. Тактика разрабатывается для достижения целей и выполнения задач каждой надзорной стадии, а в ходе данного процесса выявляются проблемы, связанные с надзорной деятельностью. Анализ научных и практических источников привел к обнаружению несовершенства нормативного правового регулирования надзорной деятельности прокуратуры, характерного для органов прокуратуры советского и современного периодов. Такое положение дел негативно влияет на развитие надзорной деятельности органов прокуратуры РФ, уровень состояния законности в государстве и совершенствование профессиональных навыков прокурорских работников. Поскольку тактика является одним из главных факторов повышения эффективности, автором предложен к использованию в практической деятельности прокуроров алгоритм разработки и реализации тактики надзорной деятельности прокуратуры. В содержание предложенного алгоритма входят конкретные элементы, формирующие универсальную конструкцию по их использованию на любой из надзорных стадий в зависимости от условий надзорной ситуации. Результаты исследования показали, что указанный алгоритм реализуется по принципу основных алгоритмических конструкций в информатике. Ввиду трудоемкости процесса разработки тактики автор предлагает использовать для этого цифровые технологии, что позволит более рационально распределять рабочее время, обрабатывать и хранить в органах прокуратуры бо́льшие объемы информации, полученной при осуществлении надзорной деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
- Префикс DOI
- 10.17803/1729-5920.2025.223.6.067-077
О влиянии надзорных ситуаций на процесс проведения проверки и необходимости их тактической корректировки говорится в трудах советских ученых. Однако учеными не определено сущностное содержание данного термина.
Список литературы
1. Анаева Е. А. Прокурор как субъект юридического процесса : монография. М. : Юрлитинформ, 2014. 173 с.
2. Бойцова В. В. Роль общего надзора прокуратуры в укреплении правовой основы государственного управления : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.02. СПб., 1991. 295 с.
3. Винокуров Ю. Е. Предупреждение преступлений и других правонарушений средствами общего надзора прокуратуры // Вопросы борьбы с преступностью. 1987. Вып. 45. С. 66-75.
4. Долежан В. В., Тарнавский Г. С. Прокурорский надзор за исполнением законов в сельском хозяйстве. М., 1986. 109 с.
5. Евсиков К. С. Цифровая трансформация альтернативного разрешения споров // Lex russica. 2022. Т. 75. № 11 (192). С. 120-129.
6. Ергашев Е. Р. Актуальные проблемы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации : монография. Екатеринбург : Уральский гос. юридический ун‑т имени В.Ф. Яковлева, 2023. 310 с. ISBN 978-5-7845-0717‑4.
7. Звирбуль В. К. Роль юридической науки в развитии и совершенствовании прокурорского надзора // Вопросы прокурорского надзора : сб. науч. трудов. М., 1974. С. 70-84.
8. Кони А. Ф. Задачи и приемы прокуратуры // Собрание сочинений. М., 1967. Т. 4. 544 с.
9. Краснова Л. И. Обеспечение законности актов управления средствами общего надзора прокуратуры : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.02. М., 1988. 213 с.
10. Кроз М. В. Психология прокурорской деятельности : пособие для прокуроров. М., 2009. 66 с.
11. Ломовский В. Д. Прокурорская проверка исполнения законов : учеб. пособие. Тверь, 1993. 74 с.
12. Махьянова Р. М. Тактика надзорной деятельности органов прокуратуры : учеб. пособие. М. : Военный университет имени князя Александра Невского Минобороны России, 2023. 108 с.
13. Махьянова Р. М. Тактический аспект надзорной деятельности органов прокуратуры : монография. М. : Военный университет имени князя Александра Невского Минобороны России, 2022. 170 с.
14. Митин А. Н. О процессах внедрения в юриспруденцию новых информационных технологий // Российской право: образование, практика, наука. 2019. № 3. С. 82-85.
15. Николаева Л. А. Прокуратура и законность в советском государственном управлении. Л., 1978. 79 с.
16. Николаева Л. А. Теоретические и практические проблемы обеспечения законности в советском государственном управлении органами прокуратуры и суда : дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.02. Л., 1973. 383 с.
17. Проблемы тактики общенадзорной деятельности прокуратуры / В. Б. Ястребов [и др.] // Вопросы борьбы с преступностью. 1987. Вып. 45. С. 75-84.
18. Работа прокурора по общему надзору : Вопросы общей методики / А. Д. Берензон, В. Г. Мелкумов ; отв. ред. И. В. Черменский. М. : Юрид. лит., 1974. 144 с.
19. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М. : Изд-во Академии наук СССР, 1958. 147 с.
20. Руденко Н. В. Проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов, направленных на обеспечение рационального использования вторичных материальных ресурсов в народном хозяйстве : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.09. Харьков, 1989. 209 с.
21. Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста : практ. пособие. М. : Юрайт, 2000. 283 с.
22. Субанова Н. В. Теоретические и прикладные основы прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе : дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.11, 12.00.14. М., 2014. 462 с.
23. Теоретические и организационные основы прокурорской проверки : монография / Н. Д. Бут [и др.] ; под общ. ред. Н. В. Субановой ; Акад. Ген. прокуратуры РФ. М., 2016. 292 с.
24. Теоретические основы эффективности прокурорского надзора за исполнением законов : монография / А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров. М. : Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2008. 100 с. ISBN 978-5-98079-466‑8.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье дан обзор панельной дискуссии «Морское страхование: как не разбиться о скалы?», прошедшей 26 марта 2025 г. Модератором дискуссии выступил заведующий кафедрой морского права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Михаил Кротов. В рамках панельной дискуссии обсуждались важные и острые вопросы в области морского страхования и морского права в целом. В дискуссии приняли участие представители профессионального юридического сообщества, заинтересованные в развитии отношений в области морского права. Спикеры анализировали особенности национального регулирования, международные акты, обсуждали способы и средства преодоления выявленных несовершенств и оптимальные модели правового регулирования. Была создана необходимая площадка для конструктивного и продуктивного диалога, результаты которого могут быть положены в основу дорожной карты по реформированию специального регулирования.
В статье рассмотрены основные перспективы и риски использования искусственного интеллекта в правотворческой деятельности и правовой аналитике в России и за рубежом. Актуальность темы определяется растущей практикой применения ИИ в самых разных сферах юридической деятельности, включая правотворчество, и при этом неудовлетворительной степенью ее научной разработанности. Отмечено, что в правовой аналитике с помощью искусственного интеллекта можно быстро определить, какие законы регулируют однородные общественные отношения, сделать соответствующую подборку, выявить правовые коллизии и пробелы в правовом регулировании. Становится возможным также оперативный анализ правовых норм или механизма правоприменения. Необходимо разработать адекватные алгоритмы для автоматической обработки и классификации нормативных актов, поскольку даже в рамках одной правовой системы они имеют различную форму и структуру; анализирующая их система должна быть способна адаптироваться к различным источникам данных. Применение ИИ в правотворчестве имеет следующие преимущества: значительное увеличение скорости обработки данных; возможность находить тенденции, ошибки и противоречия в больших объемах информации; возможность быстро сравнивать любые документы и составлять (предлагать) новые на основе имеющихся образцов и т. д. Выявлены следующие недостатки: существует опасность, что искусственный интеллект может принимать неправильные решения или обладать предвзятостью при формулировке текстов законопроектов; автоматическое составление законопроектов может привести к утрате человеческого влияния на законотворческий процесс, что может нарушать базовые принципы демократии и вызвать катастрофические последствия.
В статье рассматривается система конституционного надзора в Китае, призванная обеспечить строгое соответствие Конституции всех законов и нормативных актов, включая международные договоры, выступая при этом ключевым инструментом защиты единства правовой системы. Представлены различные концепции проверки на соответствие Конституции в китайской юридической доктрине, прослежены взаимосвязи между системой проверки на соответствие Конституции и системой регистрации и проверки. В заключение раскрываются роль и недостатки системы проверки на соответствие Конституции в Китае и предлагаются новаторские решения, направленные на совершенствование системы. Подчеркивается, что китайская система проверки на соответствие Конституции является особым механизмом конституционного надзора, сформированным с учетом особенностей политической системы и разделения власти в Китае после 2017 г., и коренным образом отличается от системы судебного конституционного контроля, реализуемой в европейской части континента. Возможно усовершенствовать систему, конкретизировав критерии проверки, обеспечив более активное участие общественности в вопросах надзора и приняв специальный закон или иной нормативный акт о конституционном надзоре. Кроме того, система проверки на соответствие Конституции в Китае только начинает развиваться, и поэтому всё еще существуют проблемы, которые предстоит решить.
В статье проанализированы последствия воздействия санкций 2022–2024 гг. на практику международных расчетов, систематизированы меры противодействия и стабилизации ситуации, внесены предложения по совершенствованию отечественного законодательства и права ЕАЭС в целях обеспечения экономической безопасности страны и Союза, защиты интересов участников внешнеэкономической деятельности. Разделяя убежденность ученых в необходимости закрепления в валютном законодательстве специального валютного режима в чрезвычайных для экономики условиях, автор акцентирует внимание на взаимном влиянии положений валютного законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и права ЕАЭС, что и должно быть учтено в положениях о таком спецрежиме. Границы нового регионального наднационального финансового рынка оформляются под воздействием рестрикций, отечественное законодательство, в том числе в сфере платежей во взаимной торговле, меняется с учетом вызовов цифровизации. Обеспечению экономической безопасности в целом и защите участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих международные расчеты, будут способствовать: исключение любого влияния недружественных акторов на стратегически важную инфраструктуру финансового рынка страны; сотрудничество государств ЕАЭС, иных государств регионального финансового рынка в сфере обращения цифровых финансовых активов и применения национальных цифровых валют во взаимных расчетах, что должно быть отражено в праве Союза, соглашениях на уровне ШОС и БРИКС, а также федеральных законах; создание наднациональной платежной системы и системы передачи финансовых сообщений с возможным подключением к ним новых игроков на финансовых рынках.
События, послужившие основанием для изменения федерального законодательства, регламентирующего общественные отношения, складывающиеся в период мобилизации или в военное время, актуализируют также потребность в пересмотре основ правоохранительной деятельности граждан в составе народной дружины. В Российской Федерации базовым нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». В целях совершенствования деятельности народных дружинников использованы эмпирические методы исследования фактически складывающихся отношений. В статье приведены результаты опроса 818 граждан и 545 народных дружинников. Социологическое анкетирование было рассчитано на получение сведений об особенностях информирования общественности о результатах деятельности народных дружин. Поэтому анкеты были направлены в первую очередь не в мегаполисы, а в субъекты РФ, удаленные территориально от центральных регионов России. Опрос проводился в Алтайском крае, Архангельской, Костромской, Липецкой, Тамбовской, Рязанской, Самарской областях, Республике Карелии, Удмуртской Республике. Научным итогом стали новые идеи, затрагивающие вопросы совершенствования деятельности народных дружин.
В условиях необходимости интенсификации импортозамещения инновационной продукции, в первую очередь в социально значимых сферах, особую роль приобретает возможность правомерного применения российскими организациями не используемых или недостаточно используемых в Российской Федерации зарубежных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов без согласия патентообладателей с извещением их и выплатой вознаграждения в установленном законодательством порядке. Однако в российских нормативных актах недостаточно конкретизированы необходимые для этого правовые механизмы. Особого внимания заслуживает необходимость существенной модернизации правового инструментария использования по решению российского Правительства объектов патентной охраны без согласия патентообладателей в интересах национальной безопасности (ст. 1360 ГК РФ). По результатам комплексного анализа отечественного и зарубежного опыта правового регулирования патентных правоотношений, а также с учетом международных обязательств Российской Федерации были разработаны предложения по модернизации данной правовой нормы с целью интенсификации процессов импортозамещения. Так, предложено ввести модель, при которой формируются перечни не используемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, после публикации которых любые заинтересованные российские организации, соответствующие общим установленным критериям, смогут подать заявки об использовании включенных в них результатов интеллектуальной деятельности. Данная модель представляется более эффективной и оптимальной для решения стоящих перед Россией задач по комплексному и широкомасштабному импортозамещению с целью решения задач по обеспечению национального технологического суверенитета.
Последовательное развитие унификационных и гармонизационных процессов на пространстве регулирования трансграничных частноправовых отношений, определяемое потребностями оборота и сопряженное с технологическим, санкционным, миграционным, эпидемиологическим и иными факторами современных правовых (и шире — цивилизационных) трансформаций, сменой глобализационной парадигмы построения международных отношений на модель глобального регионализма, обусловливает необходимость постижения смыслов эволюции создаваемого таким образом единообразного или стремящегося к единому знаменателю правового регулирования. Факторы, закономерности, исторические особенности, современные тенденции и перспективы сближения правовых систем посредством инструментов унификации и гармонизации частного права в статье предлагается рассматривать в разрезе меметики — развивающегося междисциплинарного направления, применяемого различными отраслями научного знания для объяснения тех или иных аспектов эволюции человеческой культуры. Выявлено, что унификация и гармонизация частного права выступают важнейшими механизмами трансграничного отбора мемов, обеспечивающими сближение правовых систем и достижение единообразия регламентации частноправовых отношений с иностранным элементом на межгосударственном и негосударственном, универсальном и региональном уровнях. Сделаны выводы об эволюции форм, характера и акторов унификации и гармонизации частного права с развитием общественных отношений.
В статье рассмотрена история формирования специального правового режима деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, определены перспективные направления его развития в контексте обеспечения структурных изменений российской экономики, подняты проблемы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства и формирования приоритетов их государственной поддержки, предложена корректировка целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. В ходе исследования проанализированы тенденции дифференциации рассматриваемого специального правового режима и распространения его элементов на деятельность иных экономических субъектов, выделяемых как по отраслевому признаку (горизонтальный трансфер), так и по масштабам бизнеса (вертикальный трансфер). Дана критическая оценка регулирования креативных (творческих) индустрий за периметром профильного законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства. Сформулированы предложения по формированию правового режима поддержки хозяйствующих субъектов, превысивших предельные размер дохода и (или) численность работников, установленные для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе предложено законодательное закрепление термина «сверхсредние предприятия». Сделан вывод о необходимости дальнейшей персонализации правового режима субъектов малого и среднего предпринимательства и смежных сегментов бизнеса с учетом отраслевого критерия и потенциала их роста, осуществляемой на основании анализа с использованием алгоритмов искусственного интеллекта данных о предоставляемых мерах поддержки, применяемых льготных условиях ведения деятельности (включая налоговые), финансовых результатах, динамике развития и продолжительности существования бизнеса.
12 декабря 2024 г. исполнилось 70 лет замечательному теоретику права, автору постклассической коммуникативной теории права, профессору кафедры теории и истории права и государства Санкт- Петербургского государственного университета — Андрею Васильевичу Полякову. В статье описываются основные вехи его творческого пути. А. В. Поляков начинал как историк политических и правовых учений и заслуженно считается одним из лучших знатоков творчества Л. И. Петражицкого, В. С. Соловьева, П. И. Новгородцева и других дореволюционных отечественных классиков. Их идеи во многом вывели ученого на трактовку правовой коммуникации как основания правовой реальности, а принципа взаимного правового признания прав и обязанностей как сущностного признака права. Несколько лет назад в творчестве А. В. Полякова произошел «натуралистический поворот», который призван придать бо́льшую научность его постклассической коммуникативной теории права. Основываясь на данных нейронаук и эволюционной биологии, Андрей Васильевич демонстрирует, что правовая коммуникация и принцип взаимного правового признания имеют биологические предпосылки, которые сегодня обнаруживаются в нейронных процессах головного мозга. Это не редуцирует поведение и право к биологии, но дает основания для конвергенции юриспруденции и естествознания. Эта натуралистическая программа исследования права в настоящее время, по мысли А. В. Полякова, дополняется коммуникативной антропологией права. Несмотря на то что эксплицировать природу права с помощью такой натуралистической программы достаточно сложно: для этого надо решить проблему взаимодополнительности физических процессов, протекающих в головном мозге человека, и психических феноменов, образующих его самость, отрицать ее перспективность не приходится. Поздравляя А. В. Полякова с юбилеем, выражу уверенность, что его изыскания относительно природы права будут и дальше радовать научную общественность.
В статье анализируется творческий путь Игоря Андреевича Исаева — авторитетного ученого в области истории государства и права, философии права, теории государства и права. Предпринята попытка проследить этапы становления И. А. Исаева как исследователя, формирование и трансформацию его научных интересов, проанализированы основные идеи и выводы, которыми руководствовался юбиляр. Предложен анализ его основных трудов с указанием ключевых мыслей, повлиявших на формирование соответствующих сфер научного познания. Отмечены его идеи, ставшие основой для многих современных теорий и научных школ. Несмотря на то что И. А. Исаев прошел непростой преподавательский и профессиональный путь, его творческий пытливый ум всегда занимали сложные и важные вопросы — в области как теории права, так и теории государства, истории права и философии. Наибольший научный интерес вызывали проблемы, связанные с взаимодействием власти и государства. Вклад И. А. Исаева в науку и ее развитие неоценим, и как один из способов отдать дань уважения творчеству великого мастера подготовлена настоящая работа.
Издательство
- Издательство
- МГЮА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 123242, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Пресненский, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, стр.1.
- Юр. адрес
- 123242, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Пресненский, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, стр.1.
- ФИО
- Блажеев Виктор Владимирович (Руководитель)
- E-mail адрес
- msal@msal.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 2448888
- Сайт
- https://msal.ru/