В данной статье анализируются роль и значение хоровой деятельности студентов в формировании их личностных ориентаций. В результате исследования было выявлено, что основными формами организации воспитательной и просветительской работы с хором являются хоровые репетиции, дискуссии по духовно-нравственной проблематике, конференции, посвящённые вопросам духовных ценностей, транслируемым в хоровой музыке, концерты хора, благотворительные проекты, беседы с духовными наставниками. На их основе у студентов формируются такие ценностные ориентации, как позитивное мировосприятие, любовь к ближнему, патриотические чувства, способность к эмпатии, бескорыстность. В создании молодежных любительских хоров при православных храмах видится большой потенциал в укреплении нравственных основ современного общества и формировании ценностных ориентаций студентов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Последние проведённые исследования свидетельствуют о том, что в России в 2023 году насчитывалось 40 895 православных храмов либо иных мест для совершения Божественной литургии [13].
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет сознания. 3-е изд. СПб. : Питер, 2016. 288 с.
2. Бубнова С. С. Система ценностных ориентаций молодежи центральных регионов России: структура и иерархия ценностей-идеалов и ценностных свойств личности // Личность и бытие: субъектный подход : материалы науч. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения чл.-кор. РАН А. В. Брушлинского, Москва, 15 - 16 окт. 2008 г. М. : Ин-т психологии РАН, 2008. С. 340 - 342.
3. Зайцева И. А. К вопросу о ценностных ориентациях молодежи малых городов как отражение ценностных приоритетов современного общества // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики / под ред. С. В. Рязанцева, Т. К. Ростовской. М. : Экон-Информ, 2019. С. 165 - 171.
4. Касьяненко-Божок Р. В., Кувшинова В. С. Ценностные ориентации как основа ценностного самоопределения личности студентов // Наука и инновации XXI века : материалы IV Всерос. конф. молодых ученых (Сургут, 30 нояб. 2017 г.) : в 3 т. Сургут : ИЦ СурГУ, 2017. Т. 3. С. 81 - 84.
5. Кузнецов В. И. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи : по материалам соц. исслед. ценност. ориентаций рос. молодежи. Ростов н/Д. : Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. 335 с.
6. Кузнецова Н. И. О хоре Казанского кафедрального собора // Казанский кафедральный собор : офиц. сайт. СПб., 2011. URL: http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/55 (дата обращения: 26.12.2023).
7. Миронова Е. Ю. Музыкальные традиции православной культуры в воспитании молодёжи // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2023. № 2. С. 44 - 48.
8. Никитин А. Казанский собор Санкт-Петербурга: к 200-летнему юбилею // Христианское чтение. 2012. № 1. С. 98 - 160.
9. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Мысль, 2006. 256 с.
10. Сальков А. В., Касьяненко-Божок Р. В. Ценностные ориентации студентов в университете как основа их ценностного самоопределения // Современное педагогическое образование. 2020. № 12. С. 44 - 48.
11. Сизенева Л. И. Православие в русской музыке как основа воспитания личности // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2022. № 1 (23). С. 94 - 100.
12. Психологический лексикон : энцикл. слов. : в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского. М. : ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
13. Статистика количества церквей в России по Росстату // Русинд финанс. Оренбург, 2017 - 2022. URL: https://rusind.ru/statistika-kolichestva-cerkvej-v-rossii-po-rosstatu.html (дата обращения: 23.12.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Сорок лет профессор Елена Юрьевна Рогачева преданно служит науке, актуализируя педагогическое наследие деятелей и мыслителей образования конца XIX – первой половины ХХ века.
В статье раскрываются возможности использования рабочих листов на уроках литературы. Даются методические рекомендации к составлению рабочих листов по циклу уроков, посвященных поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Автор акцентирует внимание на включении поэмы в контекст мировой литературы и культуры, а также на привлечении смежных дисциплин для постижения замысла писателя.
В статье представлены результаты исследования особенностей внутренней организации переживания одиночества в раннем и среднем взрослом возрасте. Представлена авторская модель переживания одиночества, основанная на принципах структурно-функционального подхода. На основе принципов и категориального аппарата системного подхода одиночество рассматривается как единая система, целостность которой обеспечивается тем, что переживание одиночества функционирует на основе взаимодействия таких компонентов, как когнитивный, эмоциональный, поведенческий и мотивационно-волевой.
В статье делается акцент на актуальность исследования нравственных установок у сотрудников ОВД. Выдвигается гипотеза о наличии особенностей нравственных установок и типах стратегий принятия решений у сотрудников ОВД, имеющих опыт экстремальной деятельности. Описываются результаты исследования нравственных установок, сравниваются группы сотрудников ОВД, несущих службу в штатном режиме и имеющих опыт экстремальной деятельности. Делается заключение о частоте встречаемости определенных нравственных ориентиров у сотрудников ОВД, имеющих опыт экстремальной деятельности.
В статье предпринята попытка выявить и обобщить различные преимущества использования самостоятельного домашнего чтения при изучении английского языка. Выполнен анализ выводов и обобщений ученых, занимающихся вопросом внедрения самостоятельного чтения в образовательную деятельность в языковом образовании. Излагаются критерии работы со студентами в рамках внедрения самостоятельного домашнего чтения. Раскрываются различные подходы авторов к трактовке «домашнего чтения». Выявлены основные дидактические условия, которые отвечают за успешность в рамках формирования навыка студентов к самостоятельной образовательной деятельности. Автор приходит к выводу о том, что в качестве ведущей развивающей функции домашнего чтения необходимо рассматривать формирование самостоятельного эстетического отношения к окружающему миру, гуманистических ценностных ориентации, развитие когнитивных способностей учащихся в процессе знакомства с лучшими произведениями зарубежной литературы, объединённых идеей создания образа человека, личности, его неповторимости во взаимодействиях с историей, социальным миром, природой.
В статье рассматривается актуальная проблема профессиональной подготовки руководителя школьного театра. Развитие музыкальной культуры педагога выступает системообразующим фактором компетентностей педагога, организующего театрально-игровую, полихудожественную по своей сути деятельность детей. Основаниями такого положения являются, с одной стороны, научные данные о значении и связях музыки с задачами образования, с другой – новые тенденции роли музыки в структуре современного театрального представления.
В статье анализируются функциональные компоненты коммуникативной компетентности как интегративной характеристики личности. Актуальность работы обусловлена универсальным характером коммуникативной компетентности как условия профессионально-личностной готовности во многих сферах деятельности, в том числе в звукорежиссуре. Автор выделяет компоненты и функции коммуникативной компетентности звукорежиссеров. На основе разработанных функциональных компонентов коммуникативной компетентности возможно создание универсальной модели формирования коммуникативной компетентности.
В статье рассматриваются возможности управления процессом формирования одного из значимых для развития школьника видов метапредметного опыта – опыта решения проблемных ситуаций. Данный вид опыта имеет важное значение для развития творческого потенциала личности. Автор выделяет те универсальные действия, которые применяются при решении разных проблем, и показывает возможность использования цифровых ресурсов для оптимизации поисковой деятельности школьников с помощью диалоговой обучающей программы.
Издательство
- Издательство
- ВлГУ
- Регион
- Россия, Владимир
- Почтовый адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- Юр. адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- ФИО
- Саралидзе Анзор Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@vlsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (492) 2532575
- Сайт
- https://ui.vlsu.ru