Языки: ru · en

Статья: Особенности семейных отношений женщин-предпринимателей сферы малого семейного бизнеса (2025)

Читать
Читать онлайн

Контекст и актуальность. Женщины-предприниматели вносят значительный вклад в экономическое развитие страны. В Российской Федерации 40,2% от общего числа субъектов малого бизнеса управляется женщинами. Исследования показывают, что психологические особенности семейных отношений и эффективность бизнеса взаимосвязаны. Женщины-предприниматели вынуждены балансировать между семейными ролями (супруги, матери) и ролью руководителя бизнеса, что часто приводит к конфликтам. Цель. Изучить особенности семейных отношений женщин-предпринимателей сферы малого семейного бизнеса. Гипотезы. 1. Женщины-предприниматели имеют более высокие показатели по шкале адаптации семейной системы по сравнению с мужчинами-предпринимателями. 2. У женщин-предпринимателей есть расхождение между реальной и идеальной семейной системой. 3. Идеальная семейная система по сравнению с реальной в представлениях женщин-предпринимателей предполагает снижение по шкале адаптации. Методы и материалы. В исследовании участвовали 129 владельцев малого семейного бизнеса (51,2% мужчин, 48,8% женщин). Использовалась русскоязычная версия Шкалы семейной сплоченности и адаптации «FACES-3» Д. Олсона, Дж. Портнера и И. Лави в адаптации Э. Г. Эйдемиллера, а также краткая демографическая анкета. Статистическая обработка выполнялась с помощью U-критерия Манна-Уитни, Т-критерия Уилкоксона и с применением коэффициента d Коэна. Результаты. Женщины-предприниматели имеют более высокие показатели адаптации (гибкости) в семейных отношениях по сравнению с мужчинами-предпринимателями. У женщин, как и у мужчин, выявлено расхождение между реальной и идеальной семейной системой, но только показатели сплоченности имеют и значимое различие, и достаточную силу эффекта. Выводы. Семьи женщин-предпринимателей имеют тенденцию к большей хаотичности, разбалансированности ролей. В представлениях об идеальной семейной системе присутствует высокая сплоченность, что говорит о стремлении предпринимателей к большей эмоциональной близости и связи с членами семьи.

Context and relevance. Women entrepreneurs contribute significantly to the economic development of the country. In Russian Federation, 40,2% of the total number of small business entities are managed by women. Research evidence that psychological characteristics of family relationships and business efficiency are interconnected. Women entrepreneurs are forced to balance between family roles (spouse, mother) and the role of business manager, which often leads to conflicts. Objective. To study the characteristics of family relations of women entrepreneurs in the field of small family business. Hypotheses. 1. Women entrepreneurs have higher rates of family system adaptation in comparison to male entrepreneurs. 2. Women entrepreneurs have a gap between real and ideal family system. 3. The ideal family system compared to the real one in the women entrepreneurs’ perceptions implies a lower adaptability scale. Methods and materials. The study involved 129 Russian entrepreneurs (51,2% men, 48,8% women). Russian-language version of Olson’s Family Adaptability and Cohesion Scale III Questionnaire (FACES-3) was used for data collection. Authors also used brief demographic questionnaire to study the formal characteristics of respondents, their families and businesses. Statistical processing was performed using The Mann—Whitney U-test, the Wilcoxon signedrank test, Cohen’s d. Results. Women entrepreneurs have higher scores of adaptability in family relationships than men entrepreneurs. The discrepancy between the real and ideal family system was revealed for women and men sample. Only the cohesion indicators have a significant difference and sufficient force of effect. Conclusion. Families of women entrepreneurs tend to be more chaotic, with roles unbalanced. The ideal family system of entrepreneurs implies a rise in cohesion that correspond to entrepreneurs’ desire of greater emotional bond between family members.

Ключевые фразы: семейные отношения, семейная сплоченность, семейная адаптация, женщины-предприниматели
Автор (ы): Murzina Julia

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.9.07. Психологические исследования
Префикс DOI
https://doi.org/10.17759/sps.2025160305

Библиографическая запись

Мурзина, Ю.С., Русяева, И.А., Зарубко, Е.Ю. (2025). Особенности семейных отношений женщин-предпринимателей сферы малого семейного бизнеса. Социальная психология и общество,
16(3), 79—98. https://doi.org/10.17759/sps.2025160305

Мурзина, Ю.С., Русяева, И.А., Зарубко, Е.Ю. (2025). Особенности семейных отношений женщин-предпринимателей сферы малого семейного бизнеса. Социальная психология и общество,
16(3), 79—98. https://doi.org/10.17759/sps.2025160305

Мурзина, Ю.С., Русяева, И.А., Зарубко, Е.Ю. (2025). Особенности семейных отношений женщин-предпринимателей сферы малого семейного бизнеса. Социальная психология и общество,
16(3), 79—98. https://doi.org/10.17759/sps.2025160305