Индия сегодня - это динамично развивающаяся страна с эффективной экономикой и стабильной политической системой, основанной на принципах представительной демократии и федерализма. Индийское общество представлено индуистами, мусульманами, христианами, сикхами и др. Индуисты разделены на множество каст и четыре варны. Конституция объявила дискриминацию на основе касты незаконной. Разобщенность индийского общества воздействует на общественное развитие. В основу единого федерального государственного устройства положен национально-территориальный принцип. Британские колониальные чиновники были убеждены в том, что после их ухода Индия распадется на десятки самостоятельных государств. Однако Конституция заложила основы единства страны, формирования республиканского строя и утверждения парламентской демократии. Она предусматривает сильный центр и автономные штаты, полномочия которых четко разграничены. В состав Индии вошли княжества; Джамму и Кашмир получил особый статус в соответствии со статьей 370 Конституции Индии. В 2019 г. эта статья была отменена и образованы две союзных территории - Джамму и Кашмир и Ладакх с целью большей интеграции их в состав Индии. В 1962 г. был создан Совет национальной интеграции для обсуждения проблем общинности, кастовой системы, терроризма, поликонфессиональности и языковой разобщенности. После прихода к власти БДП Совет фактически перестал существовать. Главным для индийского государства остается сохранение территориальной целостности и единства страны.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
« Индия представляет собой географическое и экономическое целое, культурное единство в многообразии, груду противоречий, связанных воедино крепкими невидимыми нитями», – так Джавахарлал Неру характеризовал свою страну [Неру, Открытие Индии. 1955. С. 187].
Список литературы
1. Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н., Шаумян Т.Л. Южная Азия в мировой политике. - Международные отношения, 2003. 368 стр.
2. Ванина Е.Ю. Шаумян Т.Л. Территория // Кузык Б.Н., Шаумян Т.Л. Индия - Россия: стратегия партнерства в ХХI веке. - Институт экономических стратегий, 2009.
3. Выступление Премьер-Министра Индии Нарендры Моди по случаю 73-го Дня независимости Индии // Посольство Индии. Москва, Россия. 15 января 2025 г. https://www.facebook.com/IndEmbMoscow.
4. Ганди И. Внешняя политика Индии. Избранные речи и выступления 1980-1982. - М.: Прогресс, 1982.
5. Ганди И. Статьи, речи, интервью. - М.: Главная редакция восточной литратуры, издатльство “Наука”, 1975. С. 432.
6. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. - М.: 1977.
7. Датт В.П. Внешняя политика Индии. Прогресс, 1988. 440 стр. Демократия в Индии / ред. Ф.Н. Юрлов. - М.: Институт востоковедения РАН, 2002.
8. Индия 1980. Ежегодник. Главная редакция восточной литературы, “Наука”, 1982. 334 стр.
9. Индия сегодня. Справочно-аналитическое издание. - М.: Институт востоковедения РАН, Ариаварта-Пресс, 2005. 592 с.
10. Индия - Россия: стратегия партнерства в ХХI веке. - Институт экономических стратегий, 2009. 1222 стр.
11. Картхиль А. Потерянная империя. Почему англичане потеряли Индию. - Л., 1925.
12. Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. - М.: ИВ РАН, 2002.
13. Конституция Индии (с изменениями на 1 мая 1956 г.). - М., 1956. Куценков А.А. Эволюция индийской касты. - М., 1983.
14. Куценков А.А. Каста и кастовая система // Индия сегодня. Справочно-аналитическое издание / под. ред. Т.Л. Шаумян. - М.: ИВ РАН, Ариаварта-Пресс, 2005. С. 358-365.
15. Куценков А.А. Политическая функция индийской касты // Народы Азии и Африки. - М.: 1974. № 1.
16. Неру Джавахарлал. Автобиография. - М., 1955. 654 стр.
17. Неру Джавахарлал. Взгляд на всемирную историю. 1981, тт. 1-3. Неру Джавахарлал. Открытие Индии. - М., 1955. 652 стр.
18. Парламентаризм в странах Востока // “Власть”. Специальный выпуск.
19. Празаускас А.А. ИНДИЯ: слагаемые национального единства // Обозреватель - Информационно-аналитический журнал. 1996, № 10/12, Ганди И. Статьи, речи, интервью (81-83).
20. Раджа Мохан. Индия и политическое равновесие // Россия в глобальной политике. № 4, июль-август 2006.
21. Румянцев В. Индия: единство в разнообразии // Историческая география // 21.05.2023.
22. Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма. - М., 1981. 184 стр. Синха Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии. - М., 1954, с. 21-24.
23. Шаумян Т.Л. Индуизм // Религия в современном мире. Учебное пособие для бакалавров. Издательство МГУ, 2023. С. 363-398.
24. Шаумян Т.Л. Кто и почему воюет в Кашмире? - М.: Центр стратегических и политических исследований, 1999. 64 стр.
25. Шаумян Т.Л. Политические системы стран Южной Азии. - М.: КРАСАНД, 2014. 175 стр.
26. Этничность и религия в современных конфликтах. Отв. Ред. В.А. Тишков, В.А. Шнирельман. - М.: Наука. 2012. 653 стр.
27. Южная Азия: конфликты и компромиссы. Материалы научной конференции. - М.: Институт востоковедения РАН. 2004. 358 стр.
28. Южная Азия: конфликты и геополитика. Отв. ред. д.и.н. В.Я. Белокреницкий. - М.: Институт востоковедения РАН. 1999. 173 стр.
29. Юрлов Ф.Н., Юрлова Е.С. История Индии. ХХ век. - М.: Институт востоковедения РАН, 2010. 910 стр.
30. Юрлова Е.С. От неприкасаемых к далитам. Очерки истории, идеологии и политики. - М.: ИВРАН, 2003. 394 стр.
31. Юрлова Е.С. Роль каст в современной Индии // “Азия и Африка сегодня”. № 4, 2018. EDN: YVNENY
32. Aiyar S.P., Srinivasan A. (Eds.). Studies in Indian Democracy. Bombay, 1965 Chopra P.N. Religious and Communities of India. Delhi. 1982.
33. Frazer-Tytler W.K. Afghanistan. A Study of Political Development in Central and Southern Asia. London, 1962.
34. Gandhi M.K. Thoughts on National Languagе. Ahmadabad, 1958.
35. Lamb A. Birth of a Tragedy. Kashmir 1947. Hertingfordbury, 1994. 177 стр.
36. Tharoor Shashi. India from Midnight to tye Millennium and Beyond. Penguin Book India, 2007. 389 p.
37. Wadia A.R. The Future of English in India. Bombey, 1954.
38. Тhe Times of India, Delhi The Hindustan Times, Delhi The Hindu, Madras.
39. The Indian Express, Delhi The Statesman. Calcatta India Today, Delhi.
40. The Sunday, Delhi.
41. The National Herald Swarajya, Madras The Telegraph, Calcatta.
42. The Illustrated Weekly of India, Bombay The Patriot, Delhi.
43. The Seminar, Mumbai.
44. The Economic and Political Weekly, Mumbai.
45. Jha P.Sh. Kashmir 1947. Rival Versions of History. Delhi, 1996.
46. Lamb A. Kashmir. A Disputed Legacy. 1846-1990. Hertingfordbury, 1991 Nehru’ Speeches, 1957-1963. Vol. 4. New Delhi, 1964.
47. Ульциферов О.Г. Единство в многообразии: взаимодействие основных мифологических и философских систем Индии // с. 117-123.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуются вопросы взаимодействия между национальной политикой и религиозными практиками в странах Юго-Восточной Азии, акцентируя внимание на репрезентации исламской и буддийской политико-правовых культур. Рассматриваются коллизионные проблемы законодательства, обычных практик и международных стандартов прав человека. Анализ демонстрирует необходимость усиления сотрудничества между государственными структурами, гражданским обществом и международными организациями, что в перспективе является ключом к достижению инклюзивности и справедливости в регионе.
Южная Корея является многоконфессиональной страной и официально заявляет о стремлении к достижению межрелигиозного мира и гармонии. Однако в южнокорейском обществе отмечается рост антимусульманских настроений. Их можно разбить на несколько волн: 2016, 2018, 2021 годы, обусловленные, прежде всего, событиями в мире, а также внутренними конфликтами. Корни исламофобии кроются в негативном образе мусульман в новостной повестке и антимусульманской деятельности протестантских объединений.
Статья посвящена проблемам межэтнических отношений в крупнейшей стране Юго-Восточной Азии - Индонезии, имеющей один из наиболее полиэтнических составов населения в мире и непростой характер отношений между населяющими ее этносами, который складывался на протяжении веков их сосуществования на островах Малайского архипелага. Особое внимание уделено роли пришлого китайского этноса в современной этнической структуре Индонезии и причинам сложных отношений с коренными этносами Индонезии. Проанализированы основные межэтнические конфликты в современной Индонезии, их причины и последствия.
Статья раскрывает актуальную тему, связанную с перспективами установления мира и восстановления национального единства в Республике Союз Мьянма. В ней кратко освещаются истоки национальной политики Нейпьидо, обобщаются и систематизируются факторы, влияющие на процесс становления мьянманской государственности после обретения независимости, рассматриваются различия в подходах ведущих политических сил страны к проблеме федерализации и нациестроительства. Проводятся структурно- исторические параллели между российской и мьянманской политической традицией, подчёркивается важность российского опыта для постепенной трансформации политической системы Мьянмы в сторону её большей открытости и демократичности.
В статье рассматриваются особенности становления идеологии и политики национализма в постсоветских государствах. Обращение к национализму в них было связано с тем, что на смену коммунистической идеологии после распада СССР нужно было поставить новую, которая бы определяла ориентиры строительства национального государства, его миссию в мировой истории, место в системе региональных и международных отношений. Она как нельзя лучше подходила для решения этих задач. Идеология национализма оказалась востребованной и под влиянием глобализации, охватившей весь мир, и в том числе постсоветское пространство. Под его воздействием проходила унификация развития, размывалась идентичность национальных государств и проживавших в≈них народов, ограничивался их суверенитет. Ответом на эти процессы явился национализм, который возводил в абсолют интересы национального государства и нации. Обращение к национализму в постсоветских государствах было связано также и с тем, что к восприятию идеологии либерализма они оказались не готовы. Традиционалисткие общества с присущей им системой взглядов отвергали основные постулаты либерализма. Поэтому идеология национализма стала доминирующей во всех постсоветских государствах. В статье подчеркивается, что национализм представляет собой легитимизирующий принцип политики строительства национального государства, т. к. никакой другой принцип не пользуется безоговорочной поддержкой людей. Задачей идеологии и политики национализма в постсоветских государствах является воссоздание ощущения целостности и исторической непрерывности жизни народа, укрепление связи со своим прошлым, преодоление отчужденности между человеком и меняющимся обществом, которое несет новый общественный порядок. Автор выделяет в идеологии и политике национализма в постсоветских государствах несколько присущей ей общих черт. В них стремятся доказать историческую непрерывность существования постсоветских государств, которая якобы была искусственно прервана колонизаторской политикой сначала царской, а затем Советской России. Их прошлое героизируется и мифологизируется. Во многих постсоветских государства ставятся под сомнение оправданность и легитимность тех государственных границ, которые они получили после распада СССР. Необходимость их пересмотра оправдывается ссылками на историческое право. Во многих постсоветских странах широкое распространение получила концепция создания национальных государств в этнических границах, что означает пересмотр межгосударственных границ, ранее бывших межреспубликанскими. По мнению автора, образование независимых национальных государств на постсоветском пространстве является составной частью общеевропейского процесса возникновения таких государств, который оформился в Европе в 19 веке и продолжается по сей день. Рост влияния национализма является закономерным и неизбежным явлением в ходе государственного строительства на постсоветском пространстве. Строительство независимых национальных государств в этом регионе растянется на длительную историческую перспективу и поэтому идеология и политика национализма будут господствовать здесь очень долго.
Международное право всегда развивалось и будет развиваться. Созданный в послевоенный период международный правопорядок с центральной ролью ООН и универсальными международно-правовыми инструментами фактически приостановил свое действие в условиях системной конфронтации между Западом и Россией. Основные многосторонние договоры и соглашения, направленные на предотвращение ядерных испытаний, поддержание ядерного паритета, ограничение вооружений и опасной военной деятельности, практически прекратили свое действие вследствие выхода из них в одностороннем порядке США или приостановки действия в ответ на это с российской стороны. Следует ожидать резкого возрастания интереса и соперничества за ресурсы малоосвоенных регионов, в первую очередь Арктики. Следующими шагами станут «зашельфовые» пространства Мирового океана. Вместе с тем достижения в области технологий, особенно в таких областях, как искусственный интеллект, биотехнологии и возобновляемые источники энергии, будут продолжать формировать новую политэкономию глобального развития. В связи с этим в международном сообществе приходит понимание необходимости создания норм международного права, регулирующих международные отношения на новом этапе их развития.
Сингапур, будучи многонациональным государством, представляет собой уникальный пример успешной этнической и национальной политики. С момента обретения независимости в 1965 г., Сингапур стремился к созданию гармоничного общества. Одной из ключевых особенностей этнической политики Сингапура является принцип мультикультурализма. Этот подход не только способствует социальной гармонии, но и формирует уникальную идентичность Сингапура как многонационального государства. Одной из ключевых особенностей мультикультурализма в Сингапуре является его официальная поддержка на уровне государственной политики. Правительство внедрило ряд законов и инициатив, направленных на обеспечение равных прав для всех этнических групп.
В современном Иране насчитывается около 60 народов и национальных групп, и представлены все монотеистические религии, а также множество конфессий этих религий. Официальные данные показывают абсолютное преобладание мусульман, хотя фактически среди части молодого поколения наблюдается определенный отход от ислама и рост популярности христианства и зороастризма. Во время династии Пехлеви практиковалась силовая ассимиляция национальных меньшинств. После исламской революции от этой практики отошли, контроль над меньшинствами был ослаблен, но они по-прежнему добиваются реализации своих национальных и культурных прав. С избранием президента Масуда Пезешкиана в 2024 г. ситуация в сфере прав национальных меньшинств значительно улучшается.
В статье приведена характеристика межнациональных отношений во Вьетнаме и политики государства в этой сфере. Показаны его этнический состав, гарантии равноправия, межнационального мира и согласия через развитие языков, письменности, культуры, свободу вероисповедания и участия в органах власти. Дана оценка проблемы национальной автономии и самоопределения. Раскрыты противоречивые тенденции, специфика межнациональных конфликтов, особенно их рост на антикитайской почве. Выявлены особенности реакции властей на попытки внешних сил внести раскол в общество по национальному и религиозному признаку.
В науке и информационном пространстве идёт дискуссия о причинах распада Югославии (СФРЮ). Большинство учёных и политиков разных стран придерживаются версии о большой роли внутренннего фактора, в том числе о вине сербов за возникновение конфликтной ситуации в СФРЮ в конце 80-х годов. Автор статьи приходит к выводу, что международный фактор играл определяющую роль в развале федерации. Именно он поддерживал выход республик из состава федерации, вёл информационную войну, подтасовывал решения международных организаций, принуждал к антисербским действиям, разжигал националистические настроения.
Китайская Народная Республика создавалась как единое многонациональное государство, в котором проживает 56 национальностей с подавляющим численным большинством ханьцев (китайцев). Вместе с другими национальностями ханьцы образуют «китайскую нацию», которая весьма разнообразна, а территория расселения неханьских национальностей охватывает не менее 60% всей площади республики. При создании новой китайской государственности лидеры КПК отказались от ленинского принципа права наций на самоопределение. Вместо него неханьским национальностям предоставлено право на создание автономных единиц различных ступеней с наделением их широкими правомочиями и правом на развитие своего языка, обычаев, традиций, религии. Все это позволило Китаю сохранить свою государственность от распада по примеру СССР, обеспечить мирное и гармоничное существование разных национальностей в рамках одного унитарного государства.
Теракт в «Крокус Сити Холле» стимулировал активную законодательную деятельность, направленную на ужесточение российской миграционной политики. При помощи анализа статистических данных и нормативно-правовой литературы, результатов социологических опросов, институционального и структурно-функционального подходов авторы показывают, что исключительно ограничительные инициативы в долгосрочной перспективе недостаточно эффективны, поскольку несут такие риски, как а) снижение темпов экономического роста; б) этническая анклавизация; в) усиление социальной и межнациональной напряженности. Избежать указанных рисков и интенсифицировать включение иммигрантов в российское общество позволят меры стимулирующего характера, в т. ч. домиграционная подготовка, организованный набор иностранной рабочей силы и адаптационные классы для детей-мигрантов.
Формула межнационального мира в нашей стране - результат многовековых усилий поколений наших соотечественников. Это величайшее наследие, которое мы обязаны сохранить и передать нашим потомкам. Российский народ формировался естественным путем, интегрируя и консолидируя многочисленные этносы, населявшие нашу страну, которая и сегодня остается самой большой по территории в мире. Многие страны Востока, с которыми у нас сложились прочные и взаимовыгодные партнерские отношения, имеют богатый позитивный опыт в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. Этот гармонизирующий опыт очень важен в условиях нынешнего международного кризиса и роста напряженности. Знакомство с этой сферой государственного устройства стран-партнеров будет способствовать развитию наших отношений как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних институтов многополярного и справедливого мира.
Издательство
- Издательство
- РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ВЛАСТЬ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121108, город Москва, ул. Пивченкова, д. 5, кв. 38
- Юр. адрес
- 121108, г. Москва, р-н Фили-Давыдково, ул. Пивченкова, д. 5, кв. 38
- ФИО
- Цыпляев Сергей Алексеевич (ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 1255491