Представленный текст даёт развернутый очерк политического аспекта 75-летних взаимоотношений КНР и КНДР, делая акцент на правлении Ким Чен Ына. Во взаимоотношениях Китая и Северной Кореи встречали и взлёты, и падения, однако после «олимпийского потепления» 2018 года они остаются на высоком уровне. Пекин и Пхеньян снова говорят об исторической дружбе, скреплённой кровью китайских добровольцев во время Корейской войны 1950-53 гг. и не зависящей от мировой политической конъюнктуры: две страны, строящие социализм, и их правящие партии вместе строят светлое будущее. Две стороны постоянно обмениваются благопожелательными посланиями и оказывают друг другу политико-дипломатическую поддержку. К нынешнему времени отношения КНР и КНДР можно описать как тактический союз, объединенный общей угрозой и обусловленный трендами глобальной турбулентности и повышением конфронтации Китая и Запада. И хотя в двусторонних отношениях есть трудности, они имеют меньший приоритет, чем вынужденная реакция на внешнее давление, которое, с учётом тренда на усиление противостояния КНР и США, останется важным фактором региональной архитектуры безопасности. Заключение Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и последующее резкое сближение Москвы и Пхеньяна вызывает в Китае некоторое раздражение, но раздражение это распространено скорее в обществе, в том числе среди некоторых экспертов. Признаков официального недовольства и релевантных мер давления - нет. В перспективе союз продолжится, так как международная обстановка будет удерживать Китай и Северную Корею «в одном окопе». Более того, весьма вероятно, что рано или поздно Китаю придётся идти на больший уровень сближения со своими союзниками.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
Заключение Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и КНДР породило на Западе серию материалов о том, что сближение Москвы и Пхеньяна вызывает резкое недовольство Пекина, и на данный момент отношения КНР и КНДР находятся «на дне».
Список литературы
1. Анализ ситуации: Граница между Китаем и Северной Кореей теперь на замке// Asia Risk Group, 02 декабря 2023/ URL: https://asiarisk.org/novosti/373-analiz-situatsii-granitsa-mezhdu-kitaem-i-severnoj-koreej-teperna-zamke (дата обращения 11.03.2024).
2. Асмолов К.В. Как и почему Китай перестает быть посредником между Пхеньяном и Сеулом // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XXVIII / В.Е. Петровский, Е.И. Сафронова, Ш. Уизарат и др. - 2023. - Гл. 12. -. DOI: 10.48647/ICCA.2023.93.49.013 EDN: WFNKGJ
3. Асмолов К. В., Захарова Л. В. Современная Северная Корея: первое десятилетие эпохи Ким Чен Ына (2012-2021). - М.: ИКСА РАН, 2022. 440 с. 10.48647/IFES.2022.83.95.009. DOI: 10.48647/IFES.2022.83.95.009ISBN ISBN: 978-5-8381-0450-2 EDN: ZRUGEF
4. История Кореи: Новое прочтение/под ред. А. В. Торкунова. - М.: РОССПЭН. 2003. ISBN: 5-8243-0436-X
5. Капица М.С.На разных параллелях: Записки дипломата. - М.: АО “Книга и бизнес”, 1996. ISBN: 5-212-00823-9
6. Кашин В. Б. Китайская картина будущего мира и место России в нем // Тетради по консерватизму. 2015. № 5. Изд. Фонда ИСЭПИ. С. 159-166. EDN: WELPQB
7. Комментарий ARRC: “Российские мечты” Пхеньяна// Asia Risk Research Center, 05.08. 2024. URL: https://asiarisk.org/novosti/449kommentarij-arrc-rossijskie-mechty-pkhenyana.
8. Ланьков А. Н. Северная Корея: вчера и сегодня. - М., 1995.
9. Ланьков, А. Н. Август 1956 год. Кризис в Северной Корее // РОССПЭН, Москва, 2009 г. Попов И. М., Лавренов С. Я., Богданов В. Н. Корея в огне войны: к 55-летию начала войны в Корее, 1950-1953 гг. Москва, Кучково поле, 2005. 543 с. Стьюк У. Корейская война. - М., 2002. 5-17-014465-2. ISBN: 5-86090-100-3
10. Ткаченко В. П. Корейский полуостров и интересы России. Москва: Восточная литература РАН, 2000. ISBN: 5-02-018174-9
11. Ткаченко В. П. Корея и ее великий сосед// Корейский полуостров: время новых вызовов. - М.: ИДВ РАН, 2009. С. 53-69.
12. Ткаченко В. П. Уроки корейского кризиса 1968 года // Проблемы Дальнего Востока. 2008. № 1. С. 82-102. Торкунов А. В., Денисов В. И., Ли В. Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. ОЛМА Медиа Групп. Москва; 2008. ISBN: 978-5-373-02096-1 EDN: ISEEKZ
13. Шин В. А. Китай и корейские государства во второй половине ХХ столетия. - М., 1998. ISBN: 5-211-04056-2
14. Breen, Michael. Kim Jong-Il: North Korea’s Dear Leader. Who He is, What He Wants, What to Do about Him. New York, 2004.
15. Chae-Jin Lee, China and Korea: Dynamic Relations, Stanford, The Hoover Institution for War, Revolution and Peace, Stanford University, 1996, pp. 99-100.
16. Chin O. Chung, Pyongyang Between Peking and Moscow: North Korea’s Involvement in the Sino-Soviet Dispute, 1958-1975, The University of Alabama Press, 1978, p. 120.
17. Cumings, Bruce. Korea’s place in the sun. A modern history. New York, 1998.
18. Henderson, Gregory. Korea. The policy of the vortex. Cambridge, London, 1978.
19. Oberdorfer, Don. The Two Koreas. A contemporary History. New York,1997.
20. Treaty of Friendship, Co-operation and Mutual Assistance Between the People’s Republic of China and the Democratic People’s Republic of Korea // Peking Review, Vol. 4, No. 28, p.5.
21. 中华人民共和国中央人民政府.全球安全倡议概念文件 全文 // Центральное народное правительство Китайской Народной Республики. “Концептуальный документ глобальной инициативы по безопасности (полный текст)”. - February 21, 2023. - URL: https://www.gov.cn/xinwen/2023-02.21.content_5742481.html - (дата обращения 14.04.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется современное состояние российско-северокорейских обменов в области культуры, отмечаются успехи, достигнутые в последнее время, а также зоны роста, работать с которыми только предстоит. В частности, конкретные результаты уже можно наблюдать по линии музыкальных творческих коллективов, циркового искусства, художественных выставок, спорта, юношеских и молодёжных обменов. Однако сферы художественной литературы, кинематографа и некоторых других ещё ждут своего полноценного развития. В статье также предложены идеи по перезагрузке образа КНДР в российском общественном мнении в соответствии с современными реалиями.
Статья посвящена реакции Республики Корея (РК) на заключение Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР. Рассматривается позиция правительства РК, а также анализируются взгляды южнокорейских исследователей на укрепление отношений между Москвой и Пхеньяном, в частности, их опасения в связи с подписанием договора, оценки перспектив российско-северокорейских отношений и рекомендации относительно действий РК в этой связи. Также представлена российская позиция относительно ситуации на Корейском полуострове и укрепления партнерства с КНДР.
Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР вызвал большой резонанс в мире, его последствия активно обсуждаются как среди политических кругов, так и среди ученых. Вместе с ним было подписано соглашение о строительстве автомобильного моста через реку Туманная. Данная статья анализирует возможные позитивные и негативные последствия от реализации данного проекта, учитывая экономическую и политическую составляющие. Автор приходит к выводу, что строительство автомобильного моста позволит расширить связи между Россией и КНДР, увеличить туристические потоки, привлечь инвестиции для регионального развития, а также снизить зависимость обеих стран от Китая. Новая логистическая артерия станет важным стратегическим объектом, который уже создает баланс сил в регионе.
В статье рассматриваются перспективы вовлечения России в хозяйственную деятельность в северокорейской торгово - экономической зоне «Расой», которые приобретают особую актуальность в контексте резкого подъема российско-северокорейского взаимодействия после подписания 19 июня 2024 г. «Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и КНДР». В 1993 г. Правительство КНДР приняло решение о создании на стыке границ с Китаем и Россией в районах порта Раджин и города Сонбон своего рода открытого торгово-финансового центра по типу Гонконга или Сингапура. Реализации проекта помешали распад СССР, разразившийся в КНДР экономический кризис и удушающие санкции, введенные международным сообществом в отношении ракетно - ядерной программы Пхеньяна. Радикальное изменение в геополитической обстановке и стремительное сближение Российской Федерации и КНДР создает предпосылки для превращения торгово-экономической зоны «Расой» в важный хаб российско- северокорейского взаимодействия. Не последнюю роль в реанимации данного проекта могло бы сыграть российско-северокорейское СП «РасонКонТранс», ставшее крупнейшей инвестицией в экономику КНДР за все годы после разрешения в стране совместного предпринимательства. При этом предполагается формирование в дельте реки Туманная новой региональной подсистемы международного разделения труда и цепочек добавленной стоимости. Проект мог бы реализовываться как в рамках специальной торгово-экономической зоны «Расой», так и в рамках активно обсуждаемого проекта создания в южной части Приморского края на территории, граничащей с КНДР и КНР, беспошлинной и безвизовой зоны с льготным налогообложением. Начало строительства в 2025 г. автомобильного моста через реку Туманная, призванного соединить российское Приморье с северокорейской торгово-экономической зоной «Расой», может стать генератором практического наполнения экономической составляющей «Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и КНДР». Создание на базе Расона российско-северокорейского кластера сотрудничества может иметь и «выход наружу». На базе этой «связки» может приобрести новое дыхание известная инициатива по созданию международного хаба в дельте реки Туманная с долгосрочными геополитическими последствиями при ведущей роли России.
В статье анализируются состояние и перспективы американо-северокорейских отношений в период второго президентского срока Д. Трампа в контексте его неоднократных высказываний как в ходе президентской избирательной кампании 2024 г., так и после возвращения в Белый дом в январе 2025 года, об умении лучше других «ладить» с северокорейским лидером Ким Чен Ыном. Показывается, что практические действия Трампа после возвращения к власти фактически продолжают линию предыдущей администрации Дж. Байдена и самого Д. Трампа в период его первого президентского срока (2016-2929 гг.) по оказанию максимального военно-политического давления КНДР. Однако в условиях радикальных перемен в геополитической обстановке, закрепления КНДР своего статуса как ядерной державы в конституции страны продолжать добиваться денуклеаризации этой страны, по мнению все большего числа американских экспертов, нереалистично. Администрации Трампа советуют вместо этого перейти к контролю над вооружениями и снижению рисков развязывания ядерного конфликта на Корейском полуострове. Сделан вывод о маловероятности достижения до конца срока второй администрации Д. Трампа договоренностей с КНДР по ядерной проблеме и другим ключевым вопросам двусторонних отношений.
Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, подписанный между РФ в КНДР 19 июня 2024 г., заложил прочную основу для дальнейшего укрепления сотрудничества между нашими странами во всех областях, в том числе и в торгово-экономической. В результате растет объем товарооборота, постепенно расширяется товарная номенклатура, увеличивается количество совместных проектов и мероприятий, в том числе дан старт значимому логистическому проекту по строительству моста через реку Туманная, подписан ряд стратегически важных документов по расширению партнёрства в разных сферах, в том числе в инновационной. В статье анализируется современная ситуация в двустороннем экономическом сотрудничестве, возможности для расширения партнерства между РФ и КНДР в этой сфере, рассматриваются проблемы и предлагаются пути для их решения.
Подписанный 19 июня 2024 г. Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и КНДР поднял отношения между РФ и КНДР на новый уровень, вернул их к естественному состоянию, которые основаны на принципах международной справедливости и многополярного мира, мира и равной безопасности. Договор отражает совпадение коренных интересов наших двух стран. Совпадение коренных интересов одного из крупнейших капиталистических государств мира и небольшой социалистической страны представляет собой феномен, требующий теоретического и практического обоснования. Настоящая статья посвящена исследованию данного феномена.
Новый договор между Россией и КНДР открывает возможности, на которые мы обращали внимание много лет. Отношения между нашими странами не вопрос политической конъюнктуры, а исторический выбор наших народов. Поэтому приоритет нашего сотрудничества - взаимная помощь, а не поиск моментальной выгоды.
Сегодня мы возобновляем то партнерство, которое между нашими странами существовало после Второй мировой войны, после нашей общей Победы, в 40-е, 50-е, 60-е годы. Это не только возвращение к тому уровню отношений, но и совершенно новый уровень и новое содержание отношений между Россией и Северной Кореей, поскольку сегодня они развиваются по целому ряду новейших направлений, в числе которых, прежде всего, военное и военно-техническое партнерство, сотрудничество в экономике, научной и гуманитарной сфере.
Год назад в Пхеньяне Председатель государственных дел КНДР товарищ Ким Чен Ын и уважаемый Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин провели историческую встречу, в результате которой подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. И это стало политическим событием, которое мы, как оцениваем, дало двум нашим народам 100-летний план на развитие наших отношений и светлое будущее.
Исполнился год с момента подписания Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой лидерами наших стран - Владимиром Путиным и Ким Чен Ыном. Он стал продолжением и развитием соглашений между нашими странами от 1961 и 2000 годов и явился правовой основой участия северокорейского контингента в освобождении Курской области. Теперь фактор нашей военной взаимопомощи вынуждены будут учитывать США и их союзники, которые десятилетиями пытались навязывать силой свою волю независимым государствам.
Издательство
- Издательство
- РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ВЛАСТЬ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121108, город Москва, ул. Пивченкова, д. 5, кв. 38
- Юр. адрес
- 121108, г. Москва, р-н Фили-Давыдково, ул. Пивченкова, д. 5, кв. 38
- ФИО
- Цыпляев Сергей Алексеевич (ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 1255491