Статья: Практики дополнительного профессионального обучения российских работников (2025)

Читать онлайн

Развитая система дополнительного профессионального образования (ДПО) является важным фактором устойчивого экономического роста. Ее значение повышается в условиях технологических и структурных изменений российской экономики, кадрового дефицита, дисбаланса предложения и спроса на труд. В статье на основе данных Обследования рабочей силы Росстата анализируются различные практики ДПО, в которые включены российские работники. Показано, что хотя в среднем доля работников, прошедших ДПО (27,1% в 2023 году), сопоставима с аналогичным показателем европейских стран, однако в большинстве случаев оно ограничивается обучением технике безопасности и охране труда. Другие практики, такие как краткосрочные курсы и тренинги, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, освоение новой техники и технологий, представлены в России значительно реже. Они охватывают не более 11% занятых. Доля участвующих в ДПО и его практики в значительной степени различаются в отраслевых и профессионально-должностных группах работников. Обучение технике безопасности и охране труда является практически единственной практикой ДПО в производственных отраслях для квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Остальные практики ДПО в наибольшей степени распространены в отраслях с высокой долей нефизических интеллектуальных работ (образовании, здравоохранении, финансах и страховании, информации и связи, профессиональной и научной деятельности) и среди квалифицированного персонала. Оценки логит-регрессий показали, что основными детерминантами участия в различных практиках ДПО являются профессионально-отраслевые факторы и характеристики трудовых отношений. Концентрация ДПО на обучении технике безопасности и охране труда (особенно среди рабочего персонала), недостаточная распространенность практик, непосредственно связанных с обновлением навыков и формированием новых компетенций, могут стать препятствием для решения задач, связанных с технической и технологической модернизацией российской экономики, преодолением дефицита кадров, повышением производительности труда, и требуют реформирования системы непрерывного образования работников.

Ключевые фразы: дополнительное профессиональное образование, обучение персонала, человеческий капитал, спрос на труд
Автор (ы): Ляшок Виктор Юрьевич, Варшавская Елена Яковлевна
Журнал: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Экономика
УДК
33. Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
Префикс DOI
10.18288/1994-5124-2025-4-118-141
Для цитирования:
ЛЯШОК В. Ю., ВАРШАВСКАЯ Е. Я. ПРАКТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ РАБОТНИКОВ // ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 2025. ТОМ 20, № 4
Текстовый фрагмент статьи