Статья посвящена исследованию особенностей управления инновационным предприятием в условиях цифровой трансформации с ориентацией на запросы рынка и определением степени воздействия внешней среды. Авторами определена в контексте исследования особенностей процесса управления инновационными предприятиями важность включения в данный процесс маркетингового подхода. При этом одной из ключевых задач при управлении инновационными предприятиями является формирование перечня факторов макросреды, оказывающих существенное влияние на предприятие. Обосновано применение маркетингового подхода в деятельности инновационных предприятий, позволяющего выстроить эффективные взаимоотношения с клиентами, заказчиками и партнерами, повысить конкурентоспособность предприятия на рынке инновационной продукции. В исследовании сформирован перечень критериев выбора CRM-систем и обоснована важность их внедрения в деятельность инновационных предприятиях в условиях цифровизации.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
В современных условиях развития экономики, с одной стороны, антироссийских санкций, с другой – различного рода поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на рынок выходят предприятия, производящие инновационную продукцию и составляющие серьезную конкуренцию зарубежным аналогам.
Список литературы
1. Авченкова И.В. Управление маркетинговой деятельностью: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 256 с.
2. Алексеева Н. В., Казакова Н. В., Сазонова М. В. Методы повышения эффективности продаж на основе аналитических компонентов интернет-маркетинга // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019. № 1. С. 7-13. EDN: ZZKDKK
3. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. М.: КНОРУС, 2005. 672 с. EDN: QQIODH
4. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: пер. с англ. М. Экономика. 1991. 271с.
5. Гершун А. М. Анализ внешней среды бизнеса. URL: https://www.cfin.ru/management/strategy/plan/t_e_m_p_l_e_s.shtml (дата обращения: 25.12.2023).
6. Голубков Е. П. Основы маркетинга: учебник. М.: Финпресс, 1999. 656 с.
7. Губина А. Маркетинг пустили в расход: траты на него в западных компаниях продолжают снижаться, растут только медиабюджеты // ADPASS. URL: https://adpass.ru/marketing-pustili-v-rashod-traty-na-nego-v-zapadnyh-kompaniyah-prodolzhayut-snizhatsya-rastut-tolko-mediabyudzhety/(дата обращения 01.05.2025).
8. Зозулёв А. В. Промышленный маркетинг: рыночная стратегия: учеб. пособие. Киев: Изд. дом “Профессионал”, 2009. 576 с.
9. Индикаторы инновационной деятельности: 2023: статистический сборник / В.В. Власова, Л. М. Гохберг, Г.А. Грачева и др.; Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 292 с.
10. Исследование TAdviser: Подходы к внедрению CRM-систем в России. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/(дата обращения 05.12.2024).
11. Кирпичников Н. М. Эволюция и развитие маркетинга предприятия // Синергия Наук. 2018. № 30. С. 495-505. EDN: VQSUDQ
12. Ковалев А. И. Промышленный маркетинг. Ч. I и II. М.: ООО Фирма “Благовест-В”, 2002. 304 и 312 с.
13. Комаров А. С. Особенности и методы B2B маркетинга // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2016. № 26. С. 60-63. EDN: THEZLB
14. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива. М.: Наука, 1996. 589 с.
15. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для бакалавров / А. Л. Абаев, В. А. Алексунин, М. Т. Гуриева [и др.]. 3-е изд., перераб. М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2021. 433 с. EDN: UBOJVF
16. Маркетинг России. Научно-педагогическая школа “Маркетинг взаимодействия”: Коллективная монография / Г. Л. Багиев, В. Г. Шубаева, О. У. Юлдашева [и др.]; под науч. ред. Г.Л. Багиева, В.Г. Шубаевой, О.У Юлдашевой. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2022. 275 с. EDN: SWXQZO
17. Мечикова М. Н. Маркетинговая деятельность промышленных предприятий России в условиях импортозамещения // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 1(21). С. 45-51. EDN: YJBCZN
18. Отставнова Л. А. Развитие инновационной деятельности российских предприятий как важнейший фактор импортозамещения // Инновационная деятельность. 2023. № 3 (66). С. 41- 54. EDN: CFZMZH
19. Панкрухин А. П. Маркетинг: учебник. М.: ИКФ “Омега-Л”, 2002. 656 с.
20. Пичурин И.И. Особенности промышленного маркетинга в России на этапе импортозамещения. Екатеринбург: Из-во УМЦ УПИ, 2015. 182 с. EDN: UKLEZT
21. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата: практическое пособие; ред. О. Нижельская; пер. с англ. Е. Калининой. 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2016. 716 с.
22. Рабаданова Р. М., Шамхалова А.Э., Саидов С. К. Роль системы CRM (customer relationship management) в маркетинге организации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т.6. № 12. С. 71-79. EDN: RHSVJA
23. Скуматова О. А. План маркетинга предприятия: сущность, виды, подходы к разработке // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. D. Экономические и юридические науки. 2012. № 5. С. 36-40.
24. Сметанин А. С. Управление бизнесом в контексте цифровой трансформации с опорой на искусственный интеллект и большие данные: международный опыт и перспектива для менеджмента России // Информатизация в цифровой экономике. 2024. Т. 5. № 4. С. 523-534. DOI: 10.18334/ide.5.4.121810 EDN: APEVUV
25. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг. 2-е изд., перераб. и доп. СПб: Питер, 2002. 448 с.
26. Котлер Ф. Основы маркетинга. Изд. дом “Вильямс”, 2007. Prentice-Hall, Inc., 1984.
27. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Агромаркетинг и консалтинг: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 637 с. EDN: RCNRCN
28. Чурлей Э.Г. Применение TEMPLES+I-анализа для проведения комплексной оценки в международном маркетинге // Журнал международного права и экономических отношений. 2011. № 4. С. 87-93.
29. Шевченко И. В., Хоружин В. И. Применение технологий искусственного интеллекта в маркетинге предприятий малого и среднего бизнеса // Информатизация в цифровой экономике. 2024. Т. 5. № 3. С. 445-458. DOI: 10.18334/ide.5.3.121736 EDN: ZPPLEE
30. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: сокр. пер. с англ. / авт. предисл. и науч. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1990. 350 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В рамках обоснования теоретико- методического инструментария проектного менеджмента при разработке стратегии развития вуза в условиях цифровизации высшего образования Российской Федерации в статье обоснованы актуальность проектного менеджмента в контексте стратегического управления вузом и выявлены предпосылки его внедрения на основе анализа государственных инициатив по реализации федеральных стратегических проектов в вузах за период 2006-2025 г. г. Исследованы вопросы теоретико-методической проработки методологии проектного менеджмента для стратегического проектирования с целью формирования целевой модели университета; сформулировано авторское определение «стратегического проекта развития университета». Разработаны концептуальные положения стратегического управления вузом с целью реализация цифровой трансформации вуза в уникальную образовательную экосистему на основе стратегического проекта развития университета.
Статья посвящена исследованию роли бизнес-системы в управлении эффективностью капиталоёмких предприятий, где высокая ресурсоёмкость и сложность производственных циклов обусловливают необходимость переосмысления организационных подходов. Авторская концепция понятия, разработанная на основе критического анализа существующих научных трактовок, позиционирует бизнес-систему как целостную динамическую структуру, интегрирующую функциональные блоки (процессы, ресурсы, стратегические цели) и обеспечивающую их синергию через механизмы адаптивного управления. В работе акцентируется системная природа бизнес-системы, сочетающая принципы теории организации и синергетики, что позволяет рассматривать предприятие как саморегулируемый организм, способный к трансформации в условиях нестабильной внешней среды. Ключевым результатом является разработка авторского определения бизнес-системы как динамической, саморегулируемой структуры, обеспечивающей синергию функциональных блоков и непрерывное развитие в условиях изменяющейся среды. Практическая значимость исследования заключается в формировании авторского подхода к понятию бизнес-системы.
Наряду с высокими требованиями «удержания» рынка и обеспечения эффективного функционирования ввиду сложившейся геополитической и экономической ситуации, сегодня перед промышленными предприятиями России поставлена задача формирования собственной технико-технологической базы как основы суверенитета государства. Это определяет необходимость их трансформации, фундаментом которой выступает организационный дизайн, обеспечивающий взаимосвязь стратегических целей и системы управления, способной поддержать и обеспечить инициируемые изменения. Исследование показало, что сегодня промышленные предприятия активно используют цифровые технологии для решения проблем в «производственной» сфере, превалирующим значением среди которых выступает искусственный интеллект, однако в сфере организационного дизайна его применение «недостаточно», что существенно ограничивает существующие возможности. Для интенсификации внедрения искусственного интеллекта в процессы организационного дизайна предложены возможные направления и технологии его применения, что будет способствовать формированию эффективных систем управления промышленных предприятий и их развитию. новения корпоративных конфликтов в них.
В эпоху четвертой промышленной революции цифровые инновации становятся не только инструментом повышения конкурентоспособности частных компаний, но и средством решения общественных проблем устойчивого природопользования и энергосбережения. Установлено, что потенциал цифровых технологий заключается в росте эффективности использования энергетических ресурсов, результативности мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды, расширенной аналитики и обработки данных. Получены следующие научные результаты исследования: уточнено понятие устойчивого природопользования; обоснованы возможности, предоставляемые цифровыми инструментами в области устойчивого природопользования и энергосбережения; выявлены основные составляющие экологической устойчивости, на которых внедрение цифровых инноваций дало наибольший эффект; обобщены основные риски с разделением на риски работника, общие экономические и социальные риски. В порядке дискуссии сформулированы детерминанты эффективности процесса цифровизации. положительных и минимизации отрицательных эффектов внедрения цифровых инноваций.
Статья посвящена проблеме выявления резервов повышения качества продукции на промышленных предприятиях, оценке и дальнейшей их реализации. Применение механизма выявления резервов повышения качества продукции способствует повышению операционной устойчивости предприятия и повышению экономических показателей производства. Применение уточненной классификации резервов повышения качества продукции, а также предложенной последовательности по выявлению резервов позволит повысить качество продукции для удовлетворения требований и ожиданий потребителей.
В статье рассматриваются вопросы анализа инновационной деятельности малых предприятий, с фокусом на выборе оптимального подхода для оценки инновационного индекса малого предприятия. Исследование направлено на разработку модели, которая позволяет сопоставить инновационный индекс предприятия с базовыми показателями по региону его расположения, используя данные, доступные в открытом доступе. В качестве исходных данных для расчета инновационного индекса используются показатели деятельности инновационных предприятий в России, которые берутся из статистики Росстата. Оценка позволяет определить, какое место занимает предприятие в контексте региональной инновационной активности. Особое внимание уделено выбору метода для многокритериальной оценки, и в качестве основного метода выбран метод Topsis, выбор которого будет обоснован в статье. Также приводится обзор альтернативных методов мультикритериальной оценки, таких как метод анализа иерархий (AHP), метод взвешенных сумм, метод ФУЗЗИ и другие. Проводится оценка их преимуществ и недостатков в контексте применения к инновационной деятельности предприятий. В статье также рассматривается опыт западных стран в использовании методов мультикритериальной оценки для оценки инновационных индексов. Показаны отличия в подходах, которые применяются в странах ЕС и США, и проведен сравнительный анализ с российскими методами. Результаты исследования могут быть полезны для разработчиков национальных и региональных инновационных стратегий, кредитных организаций, НКО и венчурных инвесторов, финансирующих МИП, а также для менеджмента предприятий, стремящегося оптимизировать стратегию инновационной деятельности.
Издательство
- Издательство
- СГТУ им. Гагарина Ю.А.
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410054, г. Саратов, ул.Политехническая, 77
- Юр. адрес
- 410054, Саратовская обл, г Саратов, Октябрьский р-н, ул Политехническая, д 77
- ФИО
- Наумов Сергей Юрьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@sstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2998811
- Сайт
- https://www.sstu.ru/