Статья: Восприятие исторических фейков: экспериментальный подход и фреймовый анализ (2025)

Читать онлайн

Представлены результаты междисциплинарного исследования по проблемам противостояния исторической дезинформации. Проанализированы собранные за 2019—2021 годы данные о восприятии студентами неисторических специальностей фейковой информации по истории России, публикуемой в зарубежных СМИ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью сбора реальных данных о процессах распространения западными СМИ ложных сведений об истории России в связи с высокой опасностью внедрения этих сведений в сознание людей и негативного влияния их на когнитивную безопасность социума. Методами традиционного филологического анализа, а также когнитивной лингвистики и фреймовой семантики были описаны механизмы внедрения в объективное историческое знание недостоверных смыслов, которые включают в себя ложные маркеры достоверности и эмоционально окрашенную лексику. Анализ показал, что респонденты часто опираются на лингвистические особенности текста, а именно эмоционально маркированные единицы и негативную риторику, что не всегда позволяет идентифицировать правдивость полученной исторической информации. Установлено, что в случае узкопрофильных, дискуссионных или малоизвестных исторических фактов применение фейка в сэндвич-конструкции (правда-ложь) может привести к замене реального знания искаженной перцепцией, что размывает основы объективного личностного восприятия.

Ключевые фразы: репрезентация исторического знания, ФЕЙК, сэндвич-структура, историческая правда, когнитивная безопасность
Автор (ы): Меркулова Анастасия Михайловна, Шарапкова Анастасия Андреевна
Журнал: НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Языкознание
УДК
81. Лингвистика. Языкознание. Языки
Префикс DOI
10.24224/2227-1295-2025-14-3-123-155
Для цитирования:
МЕРКУЛОВА А. М., ШАРАПКОВА А. А. ВОСПРИЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФЕЙКОВ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ФРЕЙМОВЫЙ АНАЛИЗ // НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ. 2025. ТОМ 14, № 3
Текстовый фрагмент статьи