Русофобская идеология, определяющая сегодняшнюю политику Запада по отношению к России, имеет длительную историю и является сложным феноменом. Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных данной теме, отдельного исследования, отражающего восприятие Западом России как части восточной ойкумены, варварского мира, не проводилось. Целью данного исследования является выявление истоков ориенталистского дискурса русофобии. В данной работе освещены религиозные и исторические факторы, послужившие основой для ориентализации образа России европейским сознанием. Последствием исключения России из единого европейского христианского мира и отнесение ее к Востоку становится трансформации ее восприятия: Россия с конца XV века начинает трактоваться не просто как Другой, а как Чужой. Полученные результаты дополняют имеющиеся исследования по русофобии и расширяют спектр исследовательских направлений данного феномена.
Идентификаторы и классификаторы
Самосознание и самоидентификация любой цивилизации строится на фундаменте сравнения себя с Иным, Другим, а познание ею себя происходит в горизонте события с другими. Изначально западноевропейское и восточноевропейское пространства принадлежали к целостному Corpus Christianum, христианскому миру, но последующая Великая схизма положила конец христианскому единству. Как верно замечает А. Джаннотти, «разделение церкви на римско-католическую на Западе и православную на Востоке предопределило два раздельных пути развития не только религиозного, но социального и правового» [Джанотти, 2021, с. 163], что в итоге способствовало разным вариантам оформления цивилизационной и аксиологической матрицы. Обусловленный этим фактом взаимный познавательный интерес и особые отношения в системе межкультурной коммуникации формируют дихотомию Европа – Россия.
Список литературы
-
Багдасарян В.Э. 2016. Антироссийские исторические мифы. СПб., Питер, 382 с. EDN: YLECPB
-
Меттан Г. 2016. Запад - Россия: тысячелетняя война. М., Паулсен, 464 с.
-
Таньшина Н.П. 2023. Страшные сказки о России. Классики европейской русофобии и не только. СПб., Питер, 256 с. EDN: CBDCIV
-
Тютчев Ф.И. 1999. Россия и Запад: книга пророчеств: Статьи, стихи. М., Правосл. Свято-Тихон. богосл. ин-т, 202 с. EDN: RUYHWT
-
Багдасарян В.Э. 2022. Россия - Запад: цивилизационная война. М., ФОРУМ: ИНФРА-М, 410 с.
-
Гуторов В.А., Ширинянц А.А. 2023. “Русофобия”: слово и смыслы. Тетради по консерватизму, 1: 231-237. DOI: 10.24030/24092517-2023-0-1-231-237 EDN: QLDDFJ
-
Джаннотти А. 2021. Россия и Евразия. Российская идентичность и предвзятость Запада. Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология, 27(2): 154-183. 10.24290/1029-3736-2021-27-2-154-183 (исправила DOI). DOI: 10.24290/1029-3736-2021-27-2-154-183( EDN: BONIXI
-
Кара-Мурза С.Г. 2015. Русофобия Запада. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 8(1): 6-14. EDN: TUHEOP
-
Маркс К. 1989. Разоблачение дипломатической истории XVIII века. Вопросы истории, 4: 3-19.
-
Напсо М.Д. 2022. Некоторые аспекты проблематики русофобии (часть I). Вестник Забайкальского государственного университета, 28(8): 57-62. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-8-57-62 EDN: AIUNKL
-
Неменский О.Б. 2013. Русофобия как идеология. Вопросы национализма, 1(13): 26-65. EDN: RVSSDH
-
Неменский О.Б. 2014. Русофобия. В кн.: Аналитические обзоры РИСИ. Вып. 5. М., РИСИ, 48с.
-
Нойманн И. 2004. Использование "Другого": Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М., Новое издательство, 336 с.
-
Раппопорт А.В. 2019. Русофобия как феномен. Евразийское научное объединение, 10-5(56): 439-443. EDN: GSBTKT
-
Саид Э. 2021. Ориентализм. М., Музей современного искусства "Гараж", 560 с.
-
Филюшкин А.И. 2013. Изобретая первую войну России и Европы: Балтийские войны второй половины XVI в. глазами современников и потомков. СПб., ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 880 с. EDN: RTAGKH
-
Шафаревич И.Р. 2005. Русофобия. М., Эксмо, 94 с.
-
Tsygankov A.P. 2009. Russophobia Anti-Russian Lobby and American Foreign Policy. New York, 240 p.
-
Valle R. 2012. Genealogia della russofobia. Custine, Donoso Cortes e dispotismo russo. Roma, Lithos, 175 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В эссе реализована цель проследить истоки концепта «картина мира» и роль Л. Витгенштейна в его возникновении в связи с проблемой антропологического опыта в рациональном познании. Выявлено, что Л. Витгенштейн первым ввёл концепт «картина мира» и выдвинул идею идентичности логической структуры языка онтологической логике мира, что и позволяет нам в простых логических высказываниях рационализировать эмпирические, наблюдаемые факты, связанные с экзистенцией и опытом человека. В ряде мыслительных систем, таких как искусство, этика и метафизика, язык обнаруживает порой бессмысленность, так как касается описания ненаблюдаемых (иррациональных) фактов, поэтому здесь лучше молчать (перед самим фактом возможной «бессмысленности языка»).
Теоретическая концепция «метамодернизм», предложенная ещё в 2010 году с целью философской концептуализации современного общества и культуры после постмодернизма и обобщающая изыскания постпостмодернизма, продолжает сохранять квазиакадеми-ческий статус. Данная теория практически не используется в академических исследованиях гуманитарного профиля. Так как теория метамодернизм мало изучена научными специалис-тами, в данной статье впервые освещаются собственно причины её настоящего положения по отношению к академическим философским изысканиям. Целью исследования является выявление факторов, препятствующих вхождению метамодернизма в теоретический социально-философский инструментарий изучения современности профессиональными учёными. Анализ показывает, что квазиакадемический статус теории Вермюлена - ван ден Аккера обусловлен комплексом причин, среди которых подход, используемый авторами метамодернизма: акцентуация второстепенных черт современности, затмевающие объективную содержательную сторону положений, выдвигаемых теорией метамодернизм, обращение к предметному полю постмодернизма, антитезой которого и выступает метамодернизм, обилие неакадемических трактовок метамодернизма, порождающих скепсис по отношению к самой теории со стороны академиков, позиция научных кругов, придерживающихся постмодерноцентричного подхода касательно современного социума и культуры, неолиберальная политика в сфере высшего образования и науки в XXI веке сказавшаяся, в первую очередь на качестве, целях и задачах философского образования, результирующая в снижении качества философского образования.
В современной семье наблюдается проблема духовно-нравственного воспитания, вызванная духовным голоданием современного общества. Огромное влияние на духовно-нравственный кризис в семейном воспитании оказал наплыв навязываемых из вне пороков, а именно пропаганда феминизма, ЛГБТ-сообществ, отказа вступать в брак и заводить детей. Несмотря на многочисленность научных работ по проблеме антропологических смыслов семейного воспитания, идеи славянофилов и западников в контексте современного православного воспитания в семье в условиях духовно-нравственного кризиса до сих пор остаются без внимания исследователей. Целью данного исследования является определение актуальности позиций славянофилов и западников в вопросе семейного воспитания для современной семьи. В результате исследования было определено, что воспитание в семье, построенное на идеях славянофилов, благотворно влияет на духовно-нравственное и психическое здоровье ребенка. Результаты исследования открывают новые возможности в изучении и разработке методов противодействия морально-этическому разложению общества на основе традиционных, национальных и религиозных идей русских философов.
Специфика развития и функционирования современных буддийских российских сообществ соответствует общемировым тенденциями, сохраняя региональные особенности. Авторы отмечают изменения в структуре сообществ, их положения в обществе, связывая с трансформацией общества. Показано, что буддийские российские сообщества зависят не только от локальных, но и от глобальных социокультурных процессов, происходящих в стране и мире. В России сосуществует два типа буддийских организаций - традиционные и глобальные. Сегодня в контексте обращения к традиционным духовным ценностям, воплощаемым в частности в буддизме, эти организации стали стремиться к выстраиванию диалога. Сделан вывод о том, что сегодня усиливается трансформация буддийских сообществ, что ожидаемо в контексте изменений, происходящих в современном мире. Религиозное пространство буддийских организаций мозаично и отличается пестротой учений, но мировоззренческое ядро в них остается прежним, несмотря на модификации.
Рассмотрен вопрос служения Русской Православной Церкви в современном обществе, способствующего решению насущных общественных проблем (войны, эпидемии, социальное неравенство и др.). Авторы уделяют особое внимание нравственной составляющей категорий «благотворительность», «милосердие», «миссионерство», «подвижничество», «религиозное образование и просвещение», «материальные и духовные дела милосердия», воплощаемых в реальных делах религиозных организаций. Авторы отмечают, что перспективы развития служения связаны с его распространением в социуме, а также с развитием сотрудничества Церкви и государства. Сделан вывод о том, что современная концепция социального служения, основываясь на священных книгах, наполняет новыми смыслами такие ценности, как благотворительность, милосердие, миссионерство, подвижничество.
Процесс смыслообразования в текстах культуры рассматривается в различных гуманитарных науках с разных подходов, обосновываются техники смыслообразования. Интертекстуальность в современной науке рассматривается в контексте литературоведения, в рамках когнитивной составляющей, в противовес автор разрабатывает понятие интертекстуального смыслообразования как эмоционально-ценностный компонент в структуре культуры. Предложена авторская концепция интертекстуального смыслообразования в текстах культуры, основанная на диалоге между текстами, опосредованном сознанием человека, в контексте существующих связей, исторически обусловленных или оговоренных самим автором текста. Показано, что в процессе взаимодействия текстов культуры образуются новые смысловые конструкты, смыслосферы. В результате исследования выделены принципы интертекстуального смыслообразования: диалогичности, разночтения, функциональности. Концепция интертекстуального смыслообразования основана на интерпретации (понимании) текста культуры.
Цифровая среда приводит к появлению новых механизмов формирования идентичности, созданию цифрового профиля личности. Развитие информационно-коммуникационных технологий, формирование виртуальной реальности и связанных с ней виртуальных форм коммуникации актуализировали исследования трансформации феномена идентичности. Цель статьи связана с выявлением особенностей трансформации и конструирования идентичности при переходе от общества постмодерна к цифровому обществу. В результате исследования сделан вывод о том, что цифровое общество стимулирует потребность индивида к стандартизации смыслов и ценностей, подавляет стремление к развитию индивидуальной идентичности. Определено, что развитие сети Интернет создает возможности для формирования множественных идентичностей, допускающих противоборство с реальной идентичностью личности.
Ключевой на сегодняшний день вопрос о демографической ситуации в России приковал к себе внимание как со стороны государственных органов, так и общества в целом. Много-численная сумма факторов вкупе с недостаточной социальной политикой в данном вопросе за последние три десятилетия привели к неутешительным выводам - население в стране стремительно сокращается. Рассматривая различные подходы к идеалу семейных отношений, авторы анализируют сложившиеся материалистический и православно-традиционалистский подходы к понимаю семейных отношениях. С опорой на правовые акты и научную литературу сделан вывод, что решение демографического кризиса, который является следствием разрушения института семьи, невозможно без традиционно-православного подхода в области брачно-семейных отношений.
Цель работы - анализ противоречий культуры супружеских отношений в современном обществе. Исследование выполнено в русле методологии комплексного социокультурного подхода. Супружество рассматривается как основа коммуникативного опыта семейной жизни. Масштабная задача укрепления института семьи как традиционной духовно-нравственной основы российского общества наталкивается на противоречие нормативной составляющей брачных отношений мужчины и женщины и их ценностного аспекта. Автором раскрываются причины данного противоречия. Показано, что идеалы равенства и свободы самоопределения закладываются в массовые представления о том, что составляет содержание семейной жизни и ее ядра - союза мужчины и женщины. Ценностный аспект семейности и супружества в соответствии с неолиберальным феминистским дискурсом трактуется в категориях «гендерного партнерства». Дана критическая оценка перспективы проецирования идеологии и смыслов подобного партнерства на супружество, так как в его основе лежат не критерии нравственного совершенствования семейности, а личного успеха и самоутверждения.
Важной задачей науки земельного права является выявление закономерностей возникнове-ния, функционирования и развития различных правовых явлений, охватываемых ею. В этой связи особое значение имеет анализ конституционных положений о земле, в концентриро-ванном виде отражающих суть земельной политики государства на определенном этапе своего существования. В исследованиях по земельному праву анализ советских конституций проводится в целях изучения как динамики и тенденций развития земельного законода-тельства в целом, так и эволюции правового регулирования отдельных сфер земельных отношений. Вместе с тем, такие исследования не всегда сопряжены с должным вниманием к конкретно-историческим условиям становления соответствующего законодательства. Целью настоящей работы является установление факторов, предопределивших формирова-ние и последующее развитие земельно-правовых норм советских Конституций, в контексте общей логики государственного строительства соответствующего исторического периода. Основу исследования составил историко-правовой метод, который позволил раскрыть политико-правовой смысл положений о земле в каждой из советских Конституций. В результате исследования был сделан вывод о том, что земельно-правовые нормы, закреп-ленные в советских Конституциях, являлись производными от политической обстановки и коррелировали с фазами государственного и социалистического строительства.
Эволютивное толкование со временем привело к постепенному расширению прав, предусмотренных Конвенцией. В этой связи изучение пределов такого толкования позволяет установить законность соответствующих эволютивных постановлений. Автором предпринята попытка анализа трех элементов, влияющих на пределы эволютивного толкования: государственного суверенитета, легитимности эволютивных постановлений и их эффективности. Основное внимание уделено прецедентной практике и правовым позициям Европейского суда по правам человека, раскрывающим пределы подобного толкования, а также доктринальным мнениям в части критики эволютивного толкования. В частности, выделены мнения ученых о том, что подобное толкование создает обязательства, которые превышают изначально взятые государствами - участниками Конвенции, и что Страсбургский суд рискует стать судом «четвертой инстанции». Автор указывает, что прослеживается тенденция усиления роли национальных подходов к толкованию прав человека и снижения значимости эволютивного толкования. Сочетание европейского консенсуса и свободы усмотрения способствует повышению легитимности эволютивных постановлений. Подчёркнуто, что при поиске консенсуса Суд должен стремиться вовлечь в этот процесс как можно больше государств - членов Совета Европы, чтобы способствовать более тесной идентификации с Конвенцией. В заключение отмечено, что использование консенсусного подхода и доктрины свободы усмотрения на сегодняшний день позволяют Европейскому суду по правам человека сохранить пределы эволютивного толкования и защититься от чрезмерного судейского активизма.
Одним из направлений конституционного реформирования публичной власти современной России является упразднение конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и приход им на смену соответствующих квазисудебных структур. Между тем подобное реформирование федерального законодательства не повлекло за собой оперативной корректировки регионального законодательства и реального формирования конституционных (уставных) советов. Эти процессы идут неравномерно и достаточно медленно. Автор предполагает, что причиной, тормозящей эти процессы, является законодательная конструкция, наделяющая на федеральном уровне субъекты Федерации правом, а не возлагающая обязанность по созданию конституционных советов. Цель исследования состоит в сравнении подходов к регламентации полномочий конституцион-ных советов республик в составе Российской Федерации. Сопоставление норм регионального законодательства показывает, что объем полномочий исследуемых органов разнится. Исторический экскурс позволил также рассмотреть полномочия конституционных советов в сравнительном аспекте с полномочиями конституционных (уставных) судов. Сделаны выводы о том, что при имеющемся сходстве нормоконтрольных полномочий судебных и квазисудебных органов имеется определенная специфика, обусловленная особенностями конкретного субъекта Федерации.
Неотъемлемая задача государства по формированию духовно-нравственных ценностей состоит в создании ориентиров и упорядочивании приоритетов для прогрессивного развития человека и общества. В современных реалиях наблюдается тенденция к искажению и утрате традиционных ценностей, что влечёт за собой негативные последствия для общества и государства. Целью исследования является выявление роли закрепления духовно-нравственных основ воспитания в конституциях России. Сравнительно-правовой анализ конституций РСФСР, СССР и Российской Федерации позволил сделать вывод об эволюции укрепления нравственных основ, с подменой «духовного» аспекта на «коммунистическую» составляющую до распада СССР. В работе отмечено, что духовно-нравственное воспитание в РСФСР охватывало не только детей, но и взрослых, а вопросы воспитания ребёнка входили в область интересов не только родителей, но и всего общества. Сделан вывод о том, что после распада СССР сохранилась преемственность мировоззрен-ческих ориентиров, однако изменилась их содержательная часть. Полученные результаты дополняют доктринальные подходы к интерпретации развития конституционно-правовых основ духовно-нравственного воспитания в России, а также и могут быть использованы при подготовке предложений по совершенствованию российского законодательства в заявленной сфере.
На современном этапе развития и функционирования права Русской Православной Церкви, регулирующего ее каноническую деятельность и общение с государством, определение понятия «церковное право» представляет особую значимость. Связано это с переосмысле-нием в современных условиях правовых, политических, культурных явлений и традицион-ных духовно-нравственных ценностей. Усиливающаяся роль норм церковного права в жизни российского общества обусловила возрастающий интерес к нему как к социальному регулятору, имеющему многовековой исторический опыт применения в этом качестве. Несмотря на многочисленные научные работы по различным аспектам церковного и канонического права, малоисследованной остается проблема критической оценки действующих подходов к определению понятия «церковное право» и их систематизации. Цель исследования - уточнить, конкретизировать существующие определения понятия церковного права в правовой и церковно-правовой науке и усовершенствовать его дефиницию. В ходе исследования проанализированы различные точки зрения отечествен-ных ученых по данному вопросу, что позволяет говорить о нескольких научных подходах к определению понятия «церковное право». Рассмотрены труды дореволюционных российских учёных-канонистов, посвященных проблеме соотношения церковного и канонического права. Полученные результаты способствуют развитию теории современного церковного права и теории права в целом. Предложен авторский вариант дефиниции «церковное право».
Общественные отношения в своей сути не являются стабильным явлением. Зачастую в государстве может сложиться обстановка, когда трансформация общественных отношений приводит к изменению правовой системы государства, вследствие чего государство на определённом историческом отрезке времени находится в переходном периоде. Совокупность правовых явлений общества в таком государстве можно назвать правовой системой переходного периода. На сегодняшний день понятие правовой системы переходного периода - малоизученная тема, требующая новых подходов. Цель данной работы - сформулировать понятие правовой системы переходного периода. Полученное в результате исследования определение отражает особый тип взаимосвязанных правовых явлений общества, обладающий специфическими признаками, характеризующийся относительной непродолжительностью существования.
«Долгий XVI век», обычно отождествляемый с временным промежутком между серединой XV и серединой XVII столетий, традиционно принято считать временем формирования так называемых централизованных государств. Эти политические образования понимаются как некое качественно новое явление в истории государства и права по сравнению с их средневековыми предшественниками, и это новое качество заключается в централизации политической власти, создании единого правового поля и монополизации насилия в руках верховной власти, воплощенной в образе монарха. Однако сегодня этот образ сильного государства подвергается пересмотру и корректировке. Автор обращает внимание на современные тенденции рассмотрения политических и юридических процессов в раннее Новое время. При этом автор указывает на противоречивость процессов формирования и развития политических и правовых структур и институтов в рассматриваемое время, которые строились на взаимодействии и противостоянии бинарных категорий -централизация /децентрализация, закон/обычай и т. п. Эта противоречивость связана была, по мнению автора, с институциональной слабостью раннемодерных государств. Ограничен-ность административного ресурса, которым обладала власть, и необходимость в силу этого учитывать мнение общества обусловили главную характеристику развития политических образований и структуру Раннего Нового времени - эволюционность.
В отечественной правовой теории актуальным является вопрос совершенствования методологии и модернизации позитивистской доктрины. В данном контексте большое значение приобретает анализ положений догмы права конкурирующих правовых систем, в частности англо-американского правового позитивизма, его предметной области и истории формирования. Автор указывает, что основы данного направления сформулированы в научных трудах Герберта Харта, который определил актуальные вопросы современной теории. Распространенной является точка зрения, что именно с его правовой теории берет начало современный этап развития данного направления. В свою очередь более предметное рассмотрения вопроса демонстрирует определенную степень неточности данного вывода. Названные обстоятельства обусловили необходимость определения хронологических и предметных рамок современного англо-американского позитивизма как направления в правопонимании для последующей перспективы компаративистских исследований. В результате автор определяет следующие актуальные темы современного англо-американского позитивизма: понимание права как социального факта, конвенцио-нальная природа правовой нормативности, ограничение формального выражения норм в законодательстве, рациональная обусловленность следования правовым нормам, аксиологическая открытость. В исследовании установлено, что разногласия среди представителей направления по последнему вопросу определили формирование двух векторов развития англо-американского правового позитивизма в наши дни. Именно их возникновение определяет хронологические и предметные рамки современного англо-американского правового позитивизма.
В настоящий момент рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые должны быть профессионалами интегративного типа, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны. Существующий сегодня дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда является причиной невостребованности молодых людей на рынке труда. При этом, несмотря на многочисленные исследования по вопросам профориентации, до сих пор отсутствует единая концепция системы подготовки молодежи к профессиональному самоопределению с учетом запроса государства на определенные профессии. Цель данного исследования - определить структуру, факторы и условия профессиональной ориентации российской молодежи. В процессе исследования проведен анализ статистических данных, вторичный анализ результатов социологических исследований по проблеме профессиональ-ной ориентации молодежи. Представлена авторская модель концепта «Профессиональная ориентация молодежи», включающая структурную и факторную составляющие; описан мотивационный механизм по выбору будущей профессии; акцентировано внимание на том, что для эффективного функционирования системы профориентирования молодежи необхо-дима институциональная поддержка и создание соответствующих условий.
В работе исследуются значимые работы в изучении управления в китайской социологии первой половины XX века. Автор анализирует влияние социально-политических событий этого периода на формирование социологической науки в Китае, используя системно-исторический подход, сопоставительный и типологический анализ. В работе выявлено разделение социологии первой половины XX века на марксистскую и немарксистскую. В рамках первой показана значимость интеграции марксистских идей с китайскими управленческими традициями, критика немарксистских управленческих концепций и влияния западных держав на процессы управления в Китае. В рамках немарксистской социологии отмечается роль американских миссионеров и китайских ученых, обучавшихся за рубежом, в распространении социологии и начале её институционализации в Китае. Выделяются три типа социологических исследований управления: работы, поднимающие дискуссию об отнесенности проблем управления к социологии; комплексные социологи-ческие работы, частично посвященные управлению; и специализированные исследования управления. Автор приходит к выводу, что ключевыми тенденциями эпохи в изучении управления были сочетание социологии и марксизма, китаецентризм, проявившийся в поисках регион-специфичных научных подходов, и научный прагматизм, способствовавший активному заимствованию западных концепций. Несмотря на долгий период застоя, связанный с запретом социологии (1953-1979 гг.), современная китайская социологическая наука продолжает опираться на опыт, приобретенный ею в первой половине XX века.
Проблема изучения неформальной нормативной регуляции коммуникаций в Интернете приобретает актуальность по мере увеличения роли виртуальных взаимодействий, однако все еще остается на периферии научных исследований. Целью исследования, проведенного методом анкетного опроса, стало выявление представлений студентов о соблюдении конкретных норм этики и правил этикета при обмене интернет-мемами ими самими, их близкими друзьями, студенческой средой, подростками, людьми старшего поколения. В частности, установлено, что, по их мнению, базовые этические нормы соблюдаются в «мемосфере» чаще, чем правила этикета. Получены свидетельства того, что рассматри-ваемые регуляторы поведения еще не получили единообразного оформления в сознании молодежи. Представляется перспективным дальнейшее изучение неформальных коммуникаций в Интернете при сопоставлении соблюдений императивов этики и этикета.
В настоящее время, когда увеличивается влияние науки на мировые события, усиливается борьба за умственную элиту и повышается роль научной молодежи, особое значение приобретают вопросы формирования нового типа ученого с высоким уровнем профессио-нальной этики. Профессиональная культура учёного любого профиля выступает в качестве единой системы установленных норм, принципов, взглядов, установок, запретов и законов научной деятельности, общения и поведенческих характеристик научных работни-ков. Основными структурными компонентами профессиональной культуры исследователя являются профессиональное мышление, профессиональная компетентность, профессио-нальное мастерство. Изучение профессиональных компетенций ученого является важной задачей современного общества. Данное исследование фокусируется на персонализации исследовательской культуры. Здесь выявляются профессиональные навыки и подходы к развитию качеств и навыков современного ученого, необходимых для успешного занятия наукой в наше время. Это увеличивает уровень ответственности ученого перед академи-ческим сообществом и наукой.
Цель исследования заключается в определении места интеллигенции в современном российском обществе в контексте диапазона позитивных и негативных оценок, сложившихся среди современных исследователей. Представлен анализ проблемы онтологического статуса российской интеллигенции. Рассмотрено соотношение понятий «интеллигенция» и «интеллектуалы», «духовно-нравственная элита». Обосновано, что термин «интеллигенция» характеризует социокультурную специфику российского интеллектуального сословия. Определены критерии и параметры социокультурной идентичности российской интеллигенции. Сопоставлены исторические типы российских интеллигентов. Особое внимание уделено социокультурным трансформациям советской интеллигенции в условиях либерально-рыночных реформ на рубеже тысячелетий. Представлен критический анализ основных типов социокультурного портрета российской интеллигенции, описанных в современном отечественном дискурсе. Сделан вывод о том, что, несмотря на неоднозначность трансформаций интеллигенции в современном российском обществе, социальная роль интеллигенции существенно возросла.
Издательство
- Издательство
- БелГУ
- Регион
- Россия, Белгород
- Почтовый адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- Юр. адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- ФИО
- Полухин Олег Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- Info@bsu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (472) 2559809
- Сайт
- https:/bsuedu.ru