Целью написания научной статьи является необходимость осмысления положений УПК РФ с точки зрения наличия и качества положений, обеспечивающих безопасное участие отдельных лиц в условиях, угрожающих жизни и здоровью. В статье рассматриваются условия, угрожающие жизни, здоровью, имуществу участников уголовного процесса, предлагается классификация таких условий; описываются имеющиеся меры безопасности, предусмотренные УПК РФ, с точки зрения их системности и проработанности, делаются выводы о недостатках законодательства и направлениях его дальнейшей корректировки. Результаты такого обобщения могут быть использованы в практической деятельности органов предварительного расследования, для дальнейших теоретических исследований, подготовки научных работ и для решения практических задач в области осуществления уголовного судопроизводства в стандартных и особых условиях.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Угрозы, исходящие от последней группы факторов, представляют особый интерес. Он обусловлен их концентрацией на конкретных участниках уголовного судопроизводства, что может повлечь корректировку полученных результатов предварительного расследования и рассмотрения уголовного дела в суде. Такие угрозы смогут исходить от отдельных лиц либо их групп; могут преследовать цели противодействия органам расследования с целью, например, избегания ответственности, либо преследовать иные цели, как то: дестабилизация обстановки, потери контроля над ситуацией органами государственной власти и управления, захват власти. Так или иначе, угрозы социального характера, проявляясь в процессе производства по уголовному делу, могут создать обстоятельства, существенно затрудняющие, либо исключающие исполнение органами предварительного расследования и судом своих функций.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации / URL: // http://pravo.gov.ru (дата обращения 25.02.2023).
Constitution of the Russian Federation / URL: // http://pravo.gov.ru (accessed 06.10.2022).
2. О военном положении: федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 04.02.2002. № 5. ст. 375.
On Martial Law: Federal Constitutional Law No. 1-FKZ of January 30, 2002 (as amended on July 1, 2017) // Collection of Legislation of the Russian Federation, February 4, 2002, No. 5, Art. 375.
3. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 04.06.2001. № 23. ст. 2277.
On the State of Emergency: Federal Constitutional Law No. 3-FKZ dated May 30, 2001 (as amended on July 3, 2016) // Collection of Legislation of the Russian Federation, June 4, 2001, No. 23, Article 2277.
4. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 23.08.2004. № 34. ст. 3534.
On State Protection of Victims, Witnesses and Other Participants in Criminal Proceedings: Federal Law No. 119-FZ of August 20, 2004 (as amended on July 1, 2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation, August 23, 2004, No. 34, art. 3534.
5. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 24.04.1995. № 17. ст.1455.
On the state protection of judges, officials of law enforcement and regulatory bodies: Federal Law No. 45-FZ of April 20, 1995 // Collection of Legislation of the Russian Federation, April 24, 1995, No. 17, Art. 1455.
6. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 26.12.1994. №35. ст. 3648.
On the protection of the population and territories from natural and man-made emergencies: Federal Law No. 68-FZ of December 21, 1994 (as amended on July 14, 2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation, December 26, 1994, No. 35, art. 3648.
7. О противодействии терроризму: федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ. 13.03.2006. №11. ст. 1146.
On Counteracting Terrorism: Federal Law No. 35-FZ of March 6, 2006 (as amended on May 26, 2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation, March 13, 2006, No. 11, Article 1146.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). ст. 4921.
Code of Criminal Procedure of the Russian Federation of December 18, 2001 № 174-FZ (as amended on October 7, 2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation, December 24, 2001, No. 52 (part I), art. 4921.
9. Поручение Президента РФ от 15.11.2011 № Пр-3400 “Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года” // СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения 20.02.2023).
Order of the President of the Russian Federation of November 15, 2011 No. Pr-3400 “Fundamentals of state policy in the field of ensuring the security of the population of the Russian Federation and the protection of critically important and potentially dangerous facilities from natural, man-made threats and terrorist attacks for the period up to 2020” // ATP “ConsultantPlus” (accessed 20.02.2023).
10. Путин объявил о специальной военной операции в Донбассе // URL: //https://ria.ru/20220224/operatsiya-1774620380.html (дата обращения 24.02.2023).
Putin announced a special military operation in Donbas // URL: //https://ria.ru/20220224/operatsiya-1774620380.html (Accessed 02.24.2023).
11. Термины МЧС России / URL: https://mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii/term/1861 (дата обращения 21.02.2023).
Terms of the Ministry of Emergency Situations of Russia / URL: https://mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii/term/1861 (accessed 21.02.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью данного исследования является изучение потенциала специальной физической подготовки в процессе обучения слушателей образовательных организаций МВД России навыкам применения боевых приемов борьбы, развития специальных двигательных и физических качеств. Специальная физическая подготовка представляет собой комплекс упражнений и тренировок, направленный на развитие специфических физических качеств, необходимых для успешного выполнения конкретного вида спорта. Это может включать в себя работу над силой, скоростью, выносливостью, гибкостью, координацией движений и другими аспектами. Она проводится в обычной физической подготовке человека после достижения достаточно высокого уровня ее общих вариантов. Однако специальная физическая подготовка может быть проводима также и на профессиональном уровне, для подготовки слушателей для эффективного несения будущей службы. Она помогает слушателям повысить свою технику, улучшить физические показатели, приобрести уверенность в своих силах и достичь наивысших результатов. Установлено, что специальная физическая подготовка направлена на формирование специальных двигательных навыков. Слушатели должны быть сильными, быстрыми, гибкими, выносливыми и ловкими. Однако, очень важен баланс между всеми этими показателями. Обучение специальным приемам борьбы в образовательных организациях МВД России как правило проходят на практических занятиях, на которых слушатели обучаются технике выполнения приемов, отрабатывают их применение в различных ситуациях. Сделан вывод о том, что сложность специальной физической подготовки заключается в том, что классические методики, используемые для поднятия общей физической подготовки, не подходят и в результате преподаватели сталкиваются с рядом сложностей. Во-первых, если речь идет о подготовке слушателя в рамках специальной физической подготовки, то нельзя игнорировать индивидуальность каждого человека, а значит преподавателям необходимо применить в арсенале разнообразнейшие методики, системы и в том числе упражнения. Только индивидуальный подход позволит им добиться требуемых результатов.
В современной сложной геополитической обстановке, когда сотрудникам правоохранительных органов необходимо быть подготовленными к выполнению служебно-боевых задач в особых условиях, специальная подготовка сотрудников, в том числе топографическая подготовка, является важной составляющей профессионального обучения слушателей, обучающихся в образовательных организациях МВД России. В соответствии со статьей 25 федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [2] подготовка сотрудников войск национальной гвардии может осуществляться как в подведомственных учебных воинских частях (центрах), так и на основе договора, заключенного с образовательными организациями (учебными центрами) других федеральных органов исполнительной власти. Северо-Кавказским институтом повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России реализуется основная программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка сотрудников подразделений специального назначения территориальных органов Росгвардии по должности служащего «Полицейский» на договорной основе (Соглашение о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации [3] и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам подготовки кадров от 07.10.2016 № 1/10252, 1/1930; дополнительное соглашение от 11.06.2019 № 1/6226, 1/6-МВС). Реализуемая образовательная программа предполагает приобретение слушателями общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности в соответствии с их должностными регламентами (инструкциями)., в том числе в условиях, связанных с применением специальных средств, огнестрельного оружия и физической силы. При этом необходимо отметить, что из 514 академических часов, составляющих общую трудоемкость программы 396 академических часов (72 процента от общего времени обучения) отведено на изучение дисциплин профессионального цикла, включающего такие дисциплины, как «Тактико-специальная подготовка», «Огневая подготовка», «Высотная подготовка (фасадный альпинизм)», «Специальная физическая подготовка», «Военная топография» и других дисциплин данного цикла. Именно от уровня и эффективности освоения данных дисциплин зависит успешность выполнения будущими сотрудниками войск национальной гвардии своих служебно-боевых задач, в том числе в особых условиях. Целью представленного исследования выступает наиболее оптимальная реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины «Военная топография», предусматривающая широкое использование в образовательной деятельности Института различных активных форм обучения, способствующих эффективному формированию и развитию специальных (индивидуальных, групповых, технических) навыков сотрудников подразделений специального назначения.
Значение института мер пресечения в реализации стоящих перед уголовно-процессуальным законодательством целей и задач сложно переоценить. Сочетая в себе одновременно несколько функций, применение мер процессуального воздействия на лицо преследует цели, направленные на защиту интересов общества и государства, выраженные в необходимости профилактики, предупреждения и противодействия преступности. Отсутствие легального толкования мер пресечения обуславливает наличие множества дефиниций в доктрине, при этом единство мнений ученых сводится к тому, что меры пресечения является разновидностью мер процессуального воздействия и связаны с психологическим, физическим и иным воздействием на подозреваемого и обвиняемого, а в некоторых случаях ограничением основополагающих прав и свобод человека. В этой связи автором обосновывается целесообразность введения легального определения меры пресечения либо конкретизации его в дефиниции конкретной меры. Статья посвящена рассмотрению специфики применения мер пресечения в уголовно-процессуальных правоотношениях. Автором анализируется цель применения указанных мер, выполняемые указанными мерами функции, выделяются признаки мер пресечения в уголовном процессе, а также некоторые проблемные аспекты их применения в процессе расследования уголовных дел.
Незаконный оборот наркотиков, совершаемый с использованием сети Интернета, становится все более распространённым видом преступных деяний. Средства противодействия раскрытию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых с использованием сети Интернет должны отвечать современным требованиям. Необходимо выработать новые методы противодействия распространению данного вида преступления. Правоохранительным органам все сложнее осуществлять борьбу с незаконным оборотом наркотиков, совершаемых с применением глобальной сети. Сложность противодействия заключается в необходимости применения специальных знаний и привлечения профильных специалистов. Складывающаяся негативная тенденция в Российской Федерации требует особого внимания со стороны государственных органов в лице правоохранительных структур. Следует отметить, что использование глобальной сети Интернет способствует росту количества наркотиков в обороте. Использование интернета позволяет привлекать к употреблению наркотических препаратов все большее количество людей, особенно молодежи, которая является наиболее активной категорией, использующей интернет. Одна из проблем - это снижение возраста людей, употребляющих наркотические препараты, чему также способствует использование возможностей глобальной сети. Указанные выше обстоятельства значительно осложняют раскрытие преступлений по незаконному обороту наркотических веществ в глобальной сети. Также следует отметить, что торговцы наркотики совершенствуют свои методы продажи через глобальную сеть, используя все больше ресурсов, и повышают свои знания в сфере информационных технологий. Довольно часто, именно используя глобальную сеть, распространению наркотиков привлекают несовершеннолетних лиц. В целом это является угрозой для здоровья, социального и экономического развития общества. В сложившихся условиях необходимо на постоянной основе совершенствовать систему противодействия распространению наркотиков в сети Интернет.
Целью данной статьи является рассмотрение особенностей сбыта наркотических средств посредством сети Интернет. Сегодня в тренде - бесконтактные. В статье рассмотрены популярные мессенджеры распространителей запрещенных веществ, а также сложности расследований категории данных дел. Выводы: основными проблемами при расследовании преступлений, связанных со сбытом наркотических средств посредством сети Интернет, являются электронные средства связи и расчетов. Как правило, такие бесконтактные способы взаимодействия минимизируют личностное общение, имен нет, лишь никнеймы, под которыми регистрируются в сети. Развитие цифровых технологий способствует тому, что платежи сегодня можно осуществить множеством способов: это и электронные кошельки, и биткоины, и кредитные карты. Большое количество иностранных систем позволяют проводить электронные денежные перевод без открытия банковского счета, к ним относятся «Anelik», «Uniastrum» и др. «Отбор» обслуживающего персонала также осуществляется посредством сети, поскольку для наркотиков нужна предпродажная подготовка, расфасовка, упаковка, закладка. Данные лица, также практически не пересекаются. Производители так называемых «дизайнерских» наркотиков предлагают огромное их количество на различных закрытых форумах. Сложность состоит в ом, что государство просто не успевает их отслеживать и регистрировать, поэтому до тех пор, пока они не попали в перечень запрещенных веществ, они абсолютно свободно распространяются, по сути не нарушая законодательства. Все эти аспекты существенно затрудняют расследование, поэтому практически единственной зацепкой являются технические составляющие деятельности преступников, а именно компьютеры, телефоны, платежные карты и т. п., по которым можно провести экспертизу и, хотя бы подтвердить факт поступления денег с подозрительных счетов, обнаружить тайные переписки, фотографии мест «закладок».
Безопасность государства обеспечивается посредством использования целого комплекса инструментов. Активное развитие всего общества, усилившиеся темпы цифровизации и глобализации способствуют и возникновению новых угроз для государства, его национальной безопасности в целом. Одна из таких угроз, которая появилась в 21 веке информационной терроризм, который получил и другое название «кибертерроризм». На смену традиционным формам терроризма и экстремизма, которые распространились в 20 веке, пришел кибертерроризм. Киберртерроризм является одной из глобальных проблем, нарушающих стабильность, целостность и безопасность современного государства. Одна из проблем, связанных с информационным терроризмом, заключается в стремительных темпах его распространения и отсутствии географических границ. Это в свою очередь осложняет борьбу с новой угрозой национальной безопасности, что требует разработки новых подходов, методов, инструментов противодействия на государственном уровне. В Российской Федерации в складывающихся условиях уделяется повышенное внимание вопросам обеспечения национальной безопасности, а в частности именно обеспечению информационной безопасности. Современные войны носят характер информационных, так как информация выступает одним из самых ценных ресурсов. Происходящие события в мире, напряжение международных отношений, возникновение противоречий в обществе спровоцировали усиление информационной борьбы. Информационная пропаганда становится одним из инструментов нарушения национальной безопасности государства. Кибертерроризм распространяется в складывающихся условиях очень быстрыми темпами. В истории известны случаи, когда именно терроризм приводил к дестабилизации ситуации в государстве, смене политической власти. В целом данные события позволяют рассматривать кибертерроризм как одну из основных угроз национальной безопасности государства.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ЮР-ВАК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119607, г. Москва, ул. Раменки, 21 / 282
- Юр. адрес
- 121069, г Москва, р-н Арбат, ул Поварская, д 23А, кв 21
- ФИО
- Ястребова Елена Владимировна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______