В настоящей статье речь пойдет о женских мусульманских, имперских и советских школах в Средней Азии. Хронологические рамки исследования охватывают историю региона с 1865 по 1930 год. Нижняя темпоральная граница определена началом установления русского колониального порядка в регионе, верхняя – годом ликвидации отделов по работе среди женщин (женотделов). Используя сравнительный анализ, автор производит попытку реконструировать историю развития просвещения женщин в Средней Азии. Проблематика исследования заключается в выяснении, произошел ли разрыв между администрацией Туркестанского генерал-губернаторства и правительством ТАССР и Узбекской ССР в подходах к просвещению мусульманок и европеек-переселенок. Актуальность исследования лежит в плоскости изучения новой имперской истории, а также ревизии устоявшегося взгляда на раскрепощение женщин в советской Средней Азии как успешного проекта большевиков, который изменил культурные ценности коренных жителей. Помимо введения в научный оборот малоизвестных источников советского периода, новизна статьи заключается в описании результатов изучения институциональной истории Средней Азии сквозь призму гендерного подхода. В ходе исследования автором статьи установлено, что относительные успехи были достигнуты среди европейского населения, особенно в советский период, поскольку тогда была сформулирована осмысленная гендерная политика. С другой стороны, несмотря на разность концепций управления, мусульманских женских школ стало больше при советской власти, особенно после Худжума.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
- УДК
- 93/94. История
- Префикс DOI
- 10.31162/2618-9569-2025-18-1-13-37
Европейцы, которые имели возможность наблюдать за обучением мальчиков в старометодных мактабах, недоумевали, как можно получить качественное образования в не предназначенных для этого условиях. Например, посетивший Бухарский эмират правовед М. Н. Никольский писал: «Можно встретить мактабы, помещающиеся среди кузниц.
Список литературы
1. Шашков С.С. История русской женщины. СПб.: Типография А.С. Суворина; 1879. 352 с.
2. Розанов В.В. Женское образовательное движение 60-х годов. Религия и культура: сб. статей. СПб.: Типография М. Меркушева; 1899. С. 97-108.
3. Вахромеева О.Б. Основные факторы «женского вопроса» в России на рубеже XIX-XX вв. Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2006;3:69-84.
4. Пиетров-Эннкер Б. «Новые люди» России. Развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции. Шаттона Ю.П. (пер. с нем.). М.: РГГУ; 2005. 444 c.
5. Луначарский А.В. Что такое образование? О воспитании и образовании. Арсеньев А.М., Гончарова Н.К. и др. (ред.). М.: Педагогика; 1976. С. 353-365.
6. Бендриков К.Е. Очерк по истории народного образования в Туркестане (1865-1924). М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР; 1960. 510 c.
7. Татыбекова Ж.С. Великий октябрь и женщины Киргизстана. Фрунзе: Кыргызстан; 1975. 172 с.
8. Аминова Р.Х. Октябрь и решение женского вопроса в Узбекистане. Ташкент: ФАН; 1975. 355 с.
9. Пальванова Б.П. Эмансипация мусульманки. Опыт раскрепощения женщин советского Востока. М.: Наука; 1982. 286 с.
10. Khalid A. The Politics of Muslim Cultural Reform. Jadidism in Central Asia. Los Angeles: University of California Press; 1998. 335 p.
11. Махкамова Н.Р. Развитие и деятельность национальной интеллигенции в Узбекистане XIX - начала XX века. Общественные науки в Узбекистане. 2002;3-4:62-70.
12. Балдауф И. Джадидизм в Центральной Азии: к проблеме реформизма и модернизма в мусульманском мире. Мир ислама. 2005;1(3):11-21.
13. Андреев А.А. Джадиды Средней Азии: от обновления к национальным движениям. Национальные окраины в политике Российской империи и русской общественной мысли. Урушадзе А.Т. (общ. ред.). Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН; 2020. С. 434-448.
14. Бабаджанов Б.М. «Рай у ног матерей и женщин». Советские и постсоветские дискурсы о формах эмансипации мусульманских женщин. Общество, гендер и семья в Центральной Азии. 2019;1:23-59.
15. Халид А. Создание Узбекистана. Нация, империя и революция в раннесоветский период. пер. с англ. К. Тверьянович, А. Рудаковой. СПб.: Academic Studies Press; 2022. 623 c.
16. Kamp M. The New Woman in Uzbekistan. Islam, Modernity, and Unveiling under Communism. Washington: University of Washington Press; 2006. 320 p.
17. История общественно-культурного реформаторства на Кавказе и Центральной Азии (XIX - начало XX века). Алимова Д.А., Багирова И. (ред.). Самарканд: МИЦАИ; 2012. 335 с.
18. Халид А. Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии. Боганова А.Б. (пер. с англ.). М.: Новое литературное обозрение; 2010. 304 c.
19. Халид А. Центральная Азия: от века империй до наших дней. Попов А. (пер. с англ.). М.: Альпина нон-фикшн; 2024. 560 с.
20. Остроумов Н.П. Колебания во взглядах на образование туземцев в Туркестанском крае. Кауфманский сборник, изданный в память 25 лет, истекших со дня смерти покорителя и устроителя Туркестанского края генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана. М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерева; 1910. С. 140-160.
21. Пашино П.И. Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки. СПб.: Типография Тиблена и Ко; 1868. 176 c.
22. Крестовский В.В. В гостях у бухарского эмира. СПб.: Издание А.С. Суворина; 1887. 431 с.
23. Lansdell H. Russian Central Asia Including Kuldja, Bokhara, Khiva and Merv. Boston: Houghton, Mifflin, and Company; 1885. 732 p.
24. Добросмыслов А.И. Ташкент в прошлом и настоящем. Исторический очерк. Ташкент: Типо-литография О.А. Порцева; 1912. 520 с.
25. Никольский М.Н. Благородная Бухара. Странички из скитаний по Востоку. СПб.: Издание П.П. Сойкина; 1903. 47 c.
26. Meakin A. In Russian Turkestan. A Garden of Aisa and its People. London: Ballantyne, Hanson & Co; 1903. 316 p.
27. Смирнов Е. Сырдарьинская область. Описание, составленное по официальным источникам. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича; 1887. 351 c.
28. Букин И-М. Физическое и умственное воспитание у киргиз. Ташкент: Типография О.В. Базилевского; 1883. 19 c.
29. К истории народного образования в Туркестанском крае. Константин Петрович фон Кауфман - устроитель Туркестанского края. Из личных воспоминаний Н. П. Остроумова (1877-1881 гг.). Ташкент: Типо-литография торг. дома Ф. и Г. Бр. Каменские; 1899. 286 c.
30. Сборник материалов для статистики Сырдарьинской области: Т. 5. Гейер И.И. (ред.). Ташкент: Типо-литография торг. дома Ф. и Г. Бр. Каменские; 1896. 278 с.
31. Curtis W.E. Turkestan: The Heart of Asia. New York: Hodder & Stoughton; 1911. 344 p.
32. Остроумов Н.П. Сарты. Этнографические материалы. Ташкент: Типо-литография торг. дома Ф. и Г. Бр. Каменские; 1896. 272 c.
33. Аничков И. Очерк народной жизни Северного Туркестана. Ташкент: Типо-литография торг. дома Ф. и Г. Бр. Каменские; 1899. 169 с.
34. Наливкин В.П. Туземцы раньше и теперь. Ташкент: Типо-литография Турк. т-ва Печатного дела; 1913. 144 c.
35. Лыкошин Н.С. Полжизни в Туркестане. Очерк быта туземного населения. Петроград: Типография Б. Д. Брукера; 1916. 415 c.
36. Бобровников Н.А. Русско-туземные училища, мектебы и медресы Средней Азии. Путевые заметки. СПб.: Сенатская типография; 1913. 90 c.
37. Бабаджанов Б. Андижанское восстание 1898 года и «мусульманский вопрос» в Туркестане (взгляды «колонизаторов» и «колонизированных»). Мусульмане в новой имперской истории: сб. статей. Бобровников В.О., Герасимов И. и др. (отв. ред. и сост.). М.: Садра; 2017. С. 104-155.
38. Остроумов Н.П. Мадрасы в Туркестанском крае. Журнал Министерства народного просвещения. 1907; Ч.7:1-58.
39. Наливкин В.П. Что дает среднеазиатская мусульманская школа в образовательном и воспитательном отношениях? Туркестанский литературный сборник в пользу прокаженных. СПб.: Типография А. Бенке; 1900. С. 215-278.
40. Котюкова Т.В. Окраина на особом положении… Туркестан в преддверии драмы. М.: Научно-политическая книга; 2016. 391 c.
41. Логофет Д.И. Страна бесправия. Бухарское ханство и его современное состояние. СПб.: В. Березовский; 1909. 239 c.
42. Беккер С. Россия в Центральной Азии. Бухарский эмират и Хивинское ханство при власти императоров и большевиков, 1865-1924. Гонсалес-Менендес Е.А. (пер. с англ.). М.: Центрполиграф; 2024. 351 c.
43. Логофет Д.И. Бухарское ханство под русским протекторатом. Т. 2. СПб.: В. Березовский; 1911. 357 c.
44. Остроумов Н.П. Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае. Журнал Министерства народного просвещения. 1906; Ч.1:113-166.
45. Юкина И. От дам-патронесс до женотделовок: история женского движения в России. М.: Новое литературное обозрение; 2024. 680 c.
46. Мелентьев Д.В. Раскрепощение «европеек» Средней Азии в 1920-е гг. Восточный архив. 2024;1:75-83.
47. Мустафаева Ж. Традиционализм и модернизм в народном образовании в первые годы советской власти: противостояние и адаптация. Социальная жизнь народов Центральной Азии в первой четверти XX века: традиции и инновации. Материалы международной конференции (Ташкент, 12-13 сентября 2008 г.). Ташкент: б.и.; 2009. С. 112-116.
48. Christie E.R. Through Khiva to Golden Samarkand. The Remarkable Story of a Woman’s Adventurous Journey Anlone Through the Deserts of Central Asia to the Herat of Turkestan. Philadelphia: J. B. Lippincott Company; 1925. 280 p.
49. Любимова С.Т. Восток. Коммунистка. 1923;11:28-30.
50. Мелентьев Д.В. Роль Главного Вакуфного Управления в советизации мусульманского образования и становлении советской сети школ в Туркестане. Islamology. 2018;1:57-77.
51. Рачинская. Женское образование в Туркестане. За пять лет. Сборник по вопросам работы коммунистической партии среди женщин Средней Азии. Женотдел Средазбюро ЦК РКП (ред.). М.: Центральное издательство народов СССР; 1925. С. 66-74.
52. Шура-мактабе. Правда Востока. 25 июля 1927 г. № 166. С. 2.
53. Рачинская. Чем должны быть инпросы? Правда Востока. 4 января 1927 г. № 3. С. 5.
54. Алпарова. Среди девчат татинпроса. За пять лет. Сборник по вопросам работы коммунистической партии среди женщин Средней Азии. Женотдел Средазбюро ЦК РКП (ред.). М.: Центральное издательство народов СССР; 1925. С. 81-83.
55. Рачинская. Туземно-европейский инпрос. За пять лет. Сборник по вопросам работы коммунистической партии среди женщин Средней Азии. Женотдел Средазбюро ЦК РКП (ред.). М.: Центральное издательство народов СССР; 1925. С. 80-81.
56. Мадрахимова Р.М. Из истории ликвидации неграмотности среди женщин Узбекистана. Общественные науки в Узбекистане. 1965;11:48-51.
57. Зеленский И.А. За раскрепощение! Мы должны дать лозунг в нашей работе: идти в наступление! Правда Востока. 22 октября 1926 г. № 244. С. 2.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена вопросу о соответствии деятельности конфессиональных диссертационных советов правилам и практике работы государственной системы научной аттестации в ее современном состоянии. Основное внимание сфокусировано на изучении российских православных, исламских и протестантских систем богословской научной аттестации, в рамках которых создаются и функционируют конфессиональные диссертационные советы, присуждаются и признаются богословские степени. В обширную источниковую базу были включены отечественные и зарубежные нормативные и правовые акты, внутренние установления религиозных организаций, документы и материалы о работе диссертационных советов и о присуждении богословских степеней. Исследование показало, что конфессиональная и светская научная аттестация проводятся по схожим принципам, в соответствии с сопоставимыми требованиям. Это проявляется как в организационных аспектах, так и в вопросах оценки качества кандидатских и докторских диссертаций. Подобное положение дел связано с общей установкой конфессиональных систем на сближение с актуальными государственными образцами. Наибольшее сходство обнаруживается при сравнении с работой диссоветов, созданных на базе ведущих образовательных и научных организаций, получивших право самостоятельно присуждать ученые степени в рамках государственной системы научной аттестации.
Статья посвящена анализу коллективистических и индивидуалистических аспектов в исламской традиции самопознания: как они сочетаются и взаимодействуют в рамках исламского вероисповедания. Коллективистическая тенденция в виде стремления быть связанным с единоверцами и состоять с ними в добрых отношениях является одной из центральных в рамках исламского мировоззрения, а осознание человеком собственной самости через социальное самоопределение, через поиск своего места в умме является важнейшим онтологическим аспектом самопознания в исламе. Одновременно с этим в исламе главной, онтологически заложенной привязанностью человека является его связь с Аллахом, и вся динамика индивидуации человека в рамках исламского мировоззрения направлена в одну стороны – к Творцу. Только через установление личных отношений со Всевышним человеку доступно познание себя, окружающих и мира в целом.
В исламе как «религии срединности» коллективистическое и индивидуалистическое находятся в уравновешенном состоянии. В человеке как творении с двойственной натурой заложено одновременное стремление к самоактуализации и тяга к социуму. Такая антропология объясняет и стратегии религиозного самопознания человека в рамках исламского вероисповедания, которые сочетают персональный поиск знаний о бытии, истинность религиозной веры через «самость», уникальность религиозного опыта каждого с опытом коллективным, что способствует включению человека, выбравшего путь познания себя через сферу религиозного, в диалектическую систему индивидуального и социального.
Актуальность темы данного исследования определяется взаимообусловленным увеличением интереса к современным психологическим подходам и практикам со стороны исламских психологов, а также ростом спроса на квалифицированную религиозно ориентированную психологическую помощь со стороны клиентов-мусульман. Для значимой части исламского клиентского сектора принципиальную роль играет не только религиозная погруженность помогающего практика, но и религиозная супервизия используемого им подхода. Поэтому целью данного исследования является выявление потенциала нарративной практики в психологическом консультировании клиентов-мусульман и ее соответствия основополагающим ценностям, идеям и принципам исламской религии. К материалам и методам относится анализ теоретических трудов ученых постмодернистского и конструктивистского направлений, а также практико-ориентированных трудов нарративных психологов, описывающих принципы и методы работы в нарративном подходе, клиентские кейсы, сущность, цели и оценку эффективности нарративных бесед разных типов. Кроме того, анализу подвергается также личный консультативный опыт автора, работа в составе интервизорской группы нарративных практиков и супервизия нарративного подхода специалистом в области шариатских наук. Среди наиболее значимых выводов – утверждения о принципиальной совместимости нарративного подхода с идеями, принципами и концепциями исламской доктрины, об эффективности применения основных видов нарративных бесед в работе с запросами религиозных клиентов. Также выводы содержат положения об особенностях применения нарративной практики для оказания помощи разным категориям клиентов-мусульман.
В статье представлен специфический терминологический (понятийный) аппарат, используемый М.-Са‘идом М.-Рамаданом аль-Буты в книге «ас-Саляфиййа», с подробным рассмотрением понятий «арабские весы», «научно-идейный щит» и «компас», определяемых шейхом в качестве опоры методологической стези познания (манхадж), установленной праведными предшественниками, обладающими искренностью исповедания и первозданной арабской речью. На основании систематизации информации, встречающейся более чем в половине разделов книги, дается краткая характеристика исследователей, придерживающихся весов здравомыслия и отступивших от них, а также результаты их деятельности. В ходе выявления позиции Рамадана аль-Буты по поводу вопроса о границах вопрошания рассматривается его отношение к сформулированному представителями крайнего консервативного подхода кораническому запрету задавать вопросы, а также к пределам свободы авторского суждения, отстаиваемой сторонниками либерального подхода в религии. На примере классификации знаний, представленных Рамаданом аль-Буты, а также гибкости его языка и способности к деликатному подбору слов показывается, как с помощью предложенной методологии шейху удается сбалансировать крайние точки зрения, тем самым предложив умеренную позицию исламского методологического подхода.
Данная статья посвящена описанию характерных особенностей развития исламской уммы в Казахской ССР в период перестройки 1985–1991 гг. Автор проводит краткий анализ специфики распространения мусульманской религии среди казахов. В статье рассмотрены особенности исламского возрождения в Казахской ССР с сравнении с особенностями данного процесса в других республиках советской Средней Азии. Автор анализирует роль казахского национального самосознания в процессе исламского возрождения в Казахстане в 1985–1991 гг. В статье описаны особенности формирования и развития Духовного управления мусульман Казахской ССР, установления партнерских связей с мусульманским миром, а также противодействия радикальному конфессиональному движению «Алаш» и проникновению в республику экстремистских идей с Ближнего Востока.
Статья посвящена дискурсу межрелигиозного диалога в исламе, его инструментализации и интерпретации современными богословами. Говоря о прецедентах межрелигиозного диалога в исламе, ученые обычно обращаются к двум примерам – Наджранскому и Мединскому договорам мусульман с христианами и иудеями, чем подтверждают изначально плюралистическую и толерантную традицию мусульманской религии. В работе рассматривается интерпретация этих договоров и использование дискурсов межрелигиозного диалога современными политиками и богословами в мусульманских обществах Тунисской Республики и Объединенных Арабских Эмиратов. В работе также показано, как внутренние ресурсы мусульманской религии могут служить средством для конструирования и формирования дискурсов межрелигиозного диалога.
Статья посвящена выявлению внутренних богословских причин утраты понимания как высшей цели межрелигиозного диалога. Богословие иудаизма и ислама как тесно связанное мировой историей и каузальностью своего происхождения сталкивается с вызовом, обусловленным социально-политическим измерением современного мира. Проблема взаимопонимания в данном контексте становится ключевой и рассматривается в философском и богословском срезах.
Понимание выступает одновременно и феноменом теологии (понимание Бога, Священного Текста), и целью экзегетики, что разворачивается в контексте противостояния всеобщему злу. На когнитивном уровне это зло непонимания, связанное с искажениями естественного языка, который отвращает от истины. На уровне ценностей – это причина необходимости межрелигиозного диалога для преодоления разрозненности в идейной борьбе с инфернальной информационной силой, провоцирующей разъединение и войны.
Целью данной работы является прояснение внутренних причин непонимания в контексте иудео-мусульманского взаимодействия на богословском, теоретическом и историко-практическом уровнях, а также поиск способов их преодоления.
Духовно-просветительской работе как внерелигиозной социально ориентированной деятельности религиозных организаций в современных исследованиях уделяется недостаточное внимание, хотя духовные просветители испытывают высокую потребность в освоении компетенций в этой сфере. Учитывая актуальность вопроса, в работе представлены результаты научного исследования представлений о духовно-нравственном просвещении у служителей религиозных организаций Республики Башкортостан. Исследование проведено в рамках проекта «Центр компетенций «Мы просвещаем»: комплексная поддержка и развитие духовно-нравственного просвещения» при содействии Фонда Президентских грантов. Опрос по актуальным вопросам духовно-нравственного просвещения показал, что для башкортостанского духовенства приоритетным в просветительской работе является нравственное направление. Просвещение, в отличие от образования и миссионерства, направлено на достижение уникальной цели и имеет своеобразное содержание. Одна категория респондентов характеризует духовно-нравственное просвещение со светской точки зрения, другая – с религиозной. В этом вопросе у духовенства пока нет единого мнения. Служители религиозных организаций Республики Башкортостан (персонал и волонтеры) испытывают потребность в освоении духовно-просветительских компетенций.
В данной статье анализируется, каким образом Шихаб-ад-дин Марджани, татарский историк и богослов, критиковал высказывания и мнения крупного мекканского ханафитского ученого ‘Али аль-Кари. Он опирался на информацию из книги имама аль-Мухибби, который критиковал аль-Кари за мазхабический фанатизм и заявления, считающиеся у некоторых богословов оскорбительными в отношении Пророка Мухаммада и его родителей. Марджани обсуждал вопрос об авторстве книги «аль-Фикх аль-акбар», приписываемой имаму Абу-Ханифе, и высказывал сомнения в ее подлинности, утверждая, что она могла быть написана позже на основе взглядов Абу-Ханифы и частично искажена. Также Марджани критиковал версию аль-Кари о том, что родители Пророка умерли в неверии. Он утверждал, что это мнение ошибочно и не аргументируется достоверными хадисами. В статье также упоминается, что разногласия по этому вопросу связаны с идейным противостоянием между суннитами и шиитами, а также с разными подходами двух суннитских толков по вопросу необходимости принятия ислама через разум или призыв.
В публикации рассматриваются взгляды известного политического деятеля Мирсаида Султан-Галиева с точки зрения его влияния на религиозную политику советской власти в 1920-е годы. Проделана попытка проследить связь между взглядом Султан-Галиева на общественно-политическую основу ислама, его рекомендациями по корректировке религиозной политики Советского государства и предписаниями партийных органов того времени. Установлено, что в первое десятилетие советская власть в основном полагалась на идеологический задел Султан-Галиева и в соответствии с этим проводила свою религиозную политику. Определено, что Султан-Галиев был лоббистом достаточно мягкой политики по отношению к мусульманским институтам. Также выявлено, что он выступал защитником интересов всех мусульманских народов СССР.
Статья посвящена рассмотрению наследия арабско-мусульманской культуры, а именно анализу научного вклада Абдуллы Куиллиама, выдающейся личности, которая имеет звание первого европейца, в XIX веке принявшего ислам в Британии. Абдулла Куиллиам использовал возможность для распространения учений ислама среди европейцев. В статье подчеркивается глубокое влияние научных работ Куиллиама, в частности периодических изданий «The Crescent» и «The Islamic World». Эти знаковые исследовательские работы значительно укрепили знания об арабо-мусульманской культуре в Британии, вызвав всплеск интереса к исламской вере. Помимо вклада Куиллиама, в статье также анализируются работы других исследователей, которые занимались аналогичными академическими поисками. Этот сравнительный анализ обогащает дискурс о влиянии ислама в Европе. Статья представляет собой всеобъемлющее рассмотрение пересечения арабо-мусульманской культуры и ценностей европейского общества, в ней уделяется особое внимание на трансформационную роль Абдуллы Куиллиама и его выдающийся вклад в распространение ислама в Британии, а также в установление взаимопонимания и уважения между представителями различных культур.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена слабой изученностью в отечественной историографии деятельности татар-мусульман в Казахской степи, включенных в состав потомственного и титулованного дворянства. Статья посвящена рассмотрению формулярных списков татарских переводчиков и толмачей как источника, раскрывающего специфику социального статуса и выполняемых функций татарских чиновников в Казахской степи. Ведущим подходом к исследованию данного объекта стал принцип историзма, позволяющий рассмотреть изучаемую проблему во всей ее многогранности и допустимой полноте. В ходе исследования было выявлено, что татарские чиновники в конце ХVIII – первой половине XIX века могли занимать гражданские чины с 8 по 14 разряд «Табели о рангах», однако были установлены две персоны, которые дослужились до более высоких чинов. Основная функция татарских чиновников в Казахской степи была военно-разведывательная: добытая ими информация носила конфиденциальный характер и была необходима российским властям для выстраивания отношений со среднеазиатскими элитами. Формулярные списки – достаточно репрезентативный источник для изучения социального и имущественного статуса татарских чиновников, их корпоративных связей на уровне деловых и матримониальных отношений.
Издательство
- Издательство
- ИВ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- Юр. адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- ФИО
- Аликберов Аликбер Калабекович (Директор)
- E-mail адрес
- inf@ivran.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6254262
- Сайт
- https:/www.ivran.ru