Гидрополитика - это термин, широко распространившийся в XXI в. Его определения множественны и зачастую неоднозначны. Многообразие и противоречивость являются причиной повышенного внимания со стороны исследователей, поскольку формирует запрос на определенность. Цель исследования - проанализировать дефиниции и дисциплинарные претензии гидрополитики. В методологическом плане автор опирается на идеи формальной геополитики, которая позволяет рассмотреть проблемы водных ресурсов и власти в контексте возрастающего дефицита природных ресурсов. Наделение воды политическими смыслами и использование ее как символа - практика достаточно древняя. Однако мы рассматриваем это явление лишь в хронологических рамках современности, для которой характерна связь климатических изменений и политизации воды как ресурса. Это позволяет говорить о глобальном кризисе, вызванном приближающейся нехваткой пресной воды - особенностью политического дискурса в XXI в. является придание особой ценности не просто пресной, но и чистой воде. Все перечисленное влияет на межгосударственные отношения и создает новый формат дипломатии - гидрополитические отношения. Это взаимодействия государств, в основе которых вопрос о распределении пресной воды или об обеспечении доступа к ней. Большое значение в этой сфере имеют технологические и инженерные решения, позволяющие обеспечить поступления воды. Этот фактор отличает гидрополитику от геополитики и других отраслей политического знания. Гидрополитика - это наука о власти, воде и о значении гидротехнических сооружений как инструментов власти над водой в жизни различных сообществ. Все это позволяет говорить о гидрополитике как об особой дисциплине, близкой к геополитике и опирающейся на неореалистскую доктрину.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
Вода, власть и политическое — связь этих трех жизненно важных для человека категорий при вдумчивом взгляде на историю очевидна. И характер этой связи меняется от эпохи к эпохе. В XXI в. в широкий обиход вошли понятия гидрополитики и гидроконфликтов, что свидетельствует о наступивших переменах в сфере доступа к водным ресурсам. Во Всемирном докладе ООН о состоянии водных ресурсов 2024 г. подчеркивается, что напряженность в отношении водных ресурсов приводит к обострению конфликтов во всем мире, и для того, чтобы сохранить мир, государства должны укреплять международное сотрудничество и расширять трансграничные соглашения в этой сфере.
Список литературы
1. Башляр Г. Вода и грёзы. Опыт о воображении материи. Москва: АСТ, 2024.
2. Виттфогель К.А. Восточный деспотизм. Сравнительное изучение тотальной власти. Москва: Центрполиграф, 2024.
3. Казанский П.Е. Договорные реки. Очерки истории и теории международного речного права. Том 1. Казань: Типо-литография императорского университета, 1895.
4. Каширин В.В. Время гидрополитики, или Тайная власть воды. Москва: Линор, 2011. EDN: PDFGIJ
5. Латур Б. Политики природы. Как привить наукам демократию. Москва: Ад Маргинем пресс, 2018.
6. Лихачёва А.Б. Вода и мир. Почему не нужно поворачивать сибирские реки, или Что такое конкуренция за пресную воду // Россия в глобальной политике. 2016. № 4. С.180-195. EDN: WFGSKN
7. Лихачёва А.Б. “Ни воды, ни войны”: проблема пресной воды в международных отношениях первой четверти XXI века // Международная аналитика. 2023. № 4 (14). С. 21-36. ;. DOI: 10.46272/2587-8476-2023-14-4-21-36 EDN: FKSZQZ
8. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. Москва: Айрис-пресс, 2013.
9. Allouche J. Nationalism, legitimacy and hegemony in transboundary water interactions // Water Alternatives. 2020. Vol. 2, no. 13. Р. 286-301.
10. Bréthaut C., Ezbakhe F., McCracken M., Wolf A., Dalton J. Exploring discursive hydropolitics: a conceptual framework and research agenda // International Journal of Water Resources Development. 2022. Vol. 3, no. 38. P. 464-479,. DOI: 10.1080/07900627.2021.1944845 EDN: CDULNM
11. Grandi M. Hydropolitics //Oxford Research Encyclopedia of Environmental Science. London, 2020. DOI: 10.1093/acrefore/9780199389414.013.644
12. Elhance A.P. Conflict and cooperation over water in the Aral Sea basin // Studies in Conflict and Terrorism. 1997. Vol. 2, no. 20. P. 207-218. ;. DOI: 10.1080/10576109708436034 EDN: HKNQGH
13. Julien F. Hydropolitics is what societies make of it (or why we need a constructivist approach to the geopolitics of water) // International Journal of Sustainable Society. 2012. Vol. 4, no. 1/2. P. 45-71. DOI: 10.1504/IJSSOC.2012.04466
14. Meissner R.Interest Groups as Local Stakeholders involved in the Water Politics of a Transboundary River: The Case of the Proposed Epupa Dam across the Kunene River // Water, Development and Cooperation-Comparative Perspective: Euphrates-Tigris and Southern Africa. Paper 46. Bonn: Bonn International Center for Conversion (BICC), 2005.
15. Menga F. Reconceptualizing hegemony: the circle of hydrohegemony // Water Policy. 2016. Vol. 18, no. 2. P. 401-418. DOI: 10.2166/wp.2015.063
16. McCaffrey S.C. The Law of International Watercourses: Non-Navigational Uses. London: Oxford University Press, 2001.
17. Mikhalev A.V., Rakhimov K.K. Central Asia in Search of Water Cooperation // Russia in Global Affairs. 2024. No. 3 (22). P. 179-184. ;. DOI: 10.31278/1810-6374-2024-22-3-179-184 EDN: DEOBHK
18. Neubert S., Scheumann W. Water stress - but no water wars // Transatlantic Internationale Politik. 2003. No. 4 (4). P. 11-17.
19. Sehring J., Wolf A.T. Affective Hydropolitics: Introduction to the Themed Section // Water Alternatives. 2023. Issue 3 (16). P. 900-911.
20. Solomon S. Water: The Epic Struggle for Wealth, Power, and Civilization. New York, NY: Harper Perennial, 2010.
21. Trottier J. Hydropolitics in the West Bank and Gaza Strip. Jerusalem: PASSIA - Palestinian Academic Society for the Study of International Affairs, 1999.
22. Waterbury J. Hydropolitics of the Nile Valley. Syracuse: Syracuse University Press, 1979.
23. Wheeler K.G., Hussein H. Water research and nationalism in the post-truth era // Water International. 2021. Vol. 46, no. 7-8. Р. 1216-1223. ;. DOI: 10.1080/02508060.2021.1986942 EDN: GVZISD
24. Zeitoun M., Warner J. Hydro-hegemony - A framework for analysis of trans-boundary water conflicts // Water Policy. 2006. Vol. 8, no. 5. P. 435-460. DOI: 10.2166/wp.2006.054
Выпуск
Другие статьи выпуска
Глобальное потепление вследствие климатических изменений производит неравные эффекты для различных государств международного сообщества. На основе кейс-стади опыта микрогосударства Тувалу в Океании, которое оказалось перед угрозой полного затопления, показано, как, совмещая меры по физической миграции населения в соседние страны и цифровой миграции государственности в метавселенную, решается вопрос о будущности государственности в новых условиях. Гипотеза исследования состоит в том, что опыт создания первого в истории цифрового государства представляет собой как модельный образец для стран, столкнувшихся с подобными вызовами, так и в качестве примера становления при поддержке международного сообщества платформы для реализации будущих инициатив человечества, связанных с цифровизацией общественной и политической жизни, создания цифровых двойников государств, а также переходом в метавселенные, которые сейчас находятся лишь на стадии формирования. Ключевые выводы заключаются в том, что в социальных науках цифровизация подразумевает ситуацию удвоения: наряду с физическим пространством предполагается переход в цифровое, однако кейс государства Тувалу может продемонстрировать в перспективе исключительно цифровое существование государства, социума и его культуры.
Политико-правовые основы реализации проекта Куш-Тепа подразумевают строительство канала и увеличение стока воды трансграничной реки Амударья на территорию северных провинций Афганистана. Историко-политологический анализ позволил охарактеризовать исторические предпосылки дефицита водных ресурсов в регионе, провоцирующий напряженность в межгосударственных отношениях Афганистана и центральноазиатских республик. Выявлена правовая база разграничения советско-афганской границы в XX в. и выделения доли водостоков трансграничной реки Амударья для Афганистана и центральноазиатских республик. В результате анализа социально-экономического положения населения трех афганских провинций на севере Балх, Джаузджан, Фарьяб было выявлено, что 30-40 % населения проживает в условиях тяжелого продовольственного кризиса. Доказано, что реализация проекта Куш-Тепа, завершение строительства которого планируется в 2028 г., для Афганистана решает важнейшие национальные и региональные задачи. Выявлено, что странам нижнего бассейна Амударьи - Узбекистану и Туркменистану придется существенно снижать объемы водостока из реки после завершения строительства канала Куш-Тепа. На примере Узбекистана показаны механизмы «мягкого» включения узбекской стороной Афганистана в переговорный процесс. Автором сделан вывод, что Узбекистану в обозримом будущем придется ускоренными темпами переходить к модернизации водного хозяйства и экономичным методам полива сельскохозяйственных угодий.
Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время водно-энергетический кризис в Центральной Азии (ЦА) стал одной из наиболее острых проблем региона, затрагивающей как внутренние процессы, так и международные отношения. Дефицит электроэнергии, который уже существует в республиках ЦА, в скором времени может стать причиной замедления экономического развития, роста социальной напряженности и возникновения конфликтов. Осознание важности вопроса толкает республики на поиски путей решения как внутри региона, так и с привлечением партнеров извне. Западные внерегиональные акторы, присутствующие в Центральной Азии, предлагают свои проекты решения проблем водопользования и производства энергии. Авторами проанализированы проекты Соединенных Штатов и Европейского Союза, направленные на разрешение водно-энергетического кризиса. Сделан вывод, что в большинстве своем они являются частью стратегии по отделению региона от России (и Китая) и не приносят реальных результатов. Очевидно, что на данный момент только РФ обладает необходимыми компетенциями и предлагает проекты, в том числе в гидроэнергетические, реализация которых может кардинально изменить ситуацию.
Проблема политизации водных отношений по-прежнему остро стоит для стран Центральной Азии. Несмотря на усилия, рост дефицита водных ресурсов провоцирует повышенное внимание к проблеме стран региона и внерегиональных государств. Водная политика стран Центральной Азии стала формироваться после распада СССР, когда кардинально изменилась геополитическая ситуация. Получение независимости центральноазиатские государства расценили в качестве возможности упрочить свои позиции в регионе, прежде всего, за счет проведения самостоятельной и национально ориентированной водной политики. Внешнеполитический курс в сфере гидроэнергетики формировался под влиянием внутриполитических процессов, которые получили развитие на момент распада СССР. Несмотря на нарастание проблем в водной сфере, страны региона продолжали проводить курс, который игнорировал интересы соседних государств и не предполагал развитие многостороннего сотрудничества в водной сфере. Большая часть вопросов, касающихся использования ресурсов трансграничных водотоков, находилась под мощным прессингом политических факторов. Сказывалось геополитическое соперничество между центральноазиатскими государствами. Перспективные проекты гидротехнических сооружений рассматривались в контексте исключительно национальной политики, направленной на укрепление своего влияния в регионе и получение геоэкономических преимуществ. Лишь в последние годы, в связи с внутриполитическими изменениями и нарастанием дефицита водных ресурсов, страны Центральной Азии стали менять свои позиции, выступая за развитие диалога. Используя метод сравнительного и системного анализа, выявлено влияние политических факторов на водную сферу стран Центральной Азии. Автором сделан вывод, что, несмотря на смягчение центральноазиатскими странами риторики при обсуждении проблем, связанных с использованием ресурсов трансграничных водотоков, и расширением двустороннего и многостороннего взаимодействия, политические аспекты по-прежнему будут влиять на водный курс стран Центральной Азии.
Современная ситуация с водными ресурсами республик Центральной Азии характеризуется возрастающим дефицитом воды в регионе, вызванном глобальным изменением климата, увеличением численности населения, ростом экономической деятельности, износом ирригационных систем и другими причинами. Все вышеуказанное актуализирует вопросы активизации региональной интеграции, которая невозможна без наличия взаимного политического доверия, именуемого авторами «гидродоверием». Цель исследования - определение уровня гидродоверия в регионе, а также разработка механизмов, способствующих его укреплению. В сложившихся условиях государствам региона авторами предлагается проводить более скоординированную гидрополитику, направленную на решение проблемы нехватки воды. Осуществить задуманное удастся лишь в случае достижения доверия по данному вопросу между всеми участниками региональной гидрополитики, которое возможно лишь в атмосфере взаимопонимания и обоюдной поддержки. В институциональном плане для решения водных вопросов предлагается рассмотреть региональные надгосударственные структуры, к которым относится Шанхайская организация сотрудничества. В практическом плане делается упор на привлечении финансовых средств для модернизации существующих и возведения новых объектов водной инфраструктуры; цифровизации мониторинга водных ресурсов; использовании имеющегося опыта и обмене практиками решения аналогичных проблем между непосредственными донорами и потребителями водных ресурсов региона. Подчеркивается, что на данный момент Центральная Азия не может представить общий для всех пяти республик проект по развитию водно-энергетического комплекса, однако существующая кооперация, выстраиваемая между государствами региона, пусть и преимущественно в двустороннем формате, все же дает надежду на изменение ситуации в лучшую сторону. Методология исследования представлена анализом совместных проектов и интеграционных процессов в сфере водного хозяйства в регионе.
Цель исследования - анализ способов совместного осмысления понятий суверенитета и воды как политической сущности (речь о самом широком спектре ее проявлений, от предмета конкретных соглашений, регулирующих отношения на границах национальных государств, до места в современной политической философии). Работа опирается на теорию суверенитета, поэтому ее методологическая основа - сравнительный анализ концепций. Политическая рефлексия по поводу воды связана с понятием суверенитета. Так, вода истолковывается как нечто, неразрывно связанное с национальными границами, разделяющими или, напротив, преодолеваемыми. Использование теории суверенитета дает возможность говорить о реках, протекающих на территории разных государств, об их бассейнах, о доступе к Мировому океану, о климате, питьевой воде, ставить вопросы о локальности и глобальности, об угрозах и безопасности, о сотрудничестве и конфликтах, о прошлом и будущем, о реальном и о потенциальном. Это напрямую влияет на создание общей и понятной всем нормативной системы управления водой (в смысле политической категории), которая активно формируется в последние десятилетия. Для того чтобы определить то, какую связь имеют вопросы воды и суверенитета, был собран и проанализирован большой объем текстов. Каждый из них оценивался с точки зрения значения для создания интерпретационных моделей, лежащих в основе конкретных политических действий: от разработки международных соглашений до описания в медиапространстве предвыборных программ. Основные результаты исследования показали, что суверенитет стал не просто неотъемлемой характеристикой политического осмысления воды, но и инструментом решения конкретных задач. Он создает язык, на котором можно говорить о воде как о ресурсе, который ограничен, требует справедливого распределения, внешнего вмешательства, стоит под угрозой исчезновения, обладает первостепенной важностью для человека и человечества вообще. При этом размытые границы понятия «суверенитет» и споры о его значении лишь способствуют его востребованности, он встраивается в настолько широкий спектр тем, что их может объединять лишь отсылка к воде.
Современные тенденции к многополярности и фрагментации международного сотрудничества ставят вопрос о необходимости формирования нового подхода к решению проблемы климатических изменений. В качестве ключевого аспекта выступает проблема управления водными ресурсами как инструмента достижения целей по адаптации и нейтрализации климатических изменений в пределах локальных климатических зон. Автором сделан вывод, что существующие доктрины справедливого распределения водных ресурсов, как основного фактора локальных климатических изменений, в условиях многополярности демонстрируют свою несостоятельность. В этой связи предложено рассмотреть возможность формирования новой доктрины управления водными ресурсами, основанной на единстве климатических целей. Использован метод политико-правового анализа при работе с нормативно-правовыми материалами, касающимися климатической политики в России. Метод нарративного анализа (речь идёт о тематическом и структурном нарративном анализе) применялся при изучении различных доктрин справедливости использования водных ресурсов. Не менее важное место в исследовании занимает анализ ситуаций (case study). В частности, анализ ситуаций, относящийся к качественным методам, необходим при рассмотрении кейсов, связанных с локальными конфликтными ситуациями распределения и управления водными ресурсами.
В последние десятилетия в мире наблюдается значительный рост числа экологических конфликтов, среди которых выделяются экологические конфликты водопользования, имеющие свои специфические характеристики, причины и трудности урегулирования. На основе ряда примеров из зарубежной (западноевропейской и североамериканской) практики конфликторазрешения и экологической медиации предлагаются принципы оптимальной модели успешного урегулирования и разрешения связанных с водопользованием экологических конфликтов посредством прямых переговоров и посредничества (медиации) на основе учета интересов всех сторон конфликта и поиска консенсуса (делиберативной демократии). Предотвращению и успешному урегулированию экологических конфликтов водопользования способствует ясная и последовательная государственная экономическая и экологическая политика, сочетающая эффективную межведомственную координацию, обоснованное распределение издержек, широкий диалог государства, бизнеса и гражданского общества. Наиболее эффективное управление подобными конфликтами обеспечивается при участии всех заинтересованных сторон конфликта в переговорах (или медиации) на условиях равенства; признании всеми сторонами конфликта преимуществ переговоров (медиации) по сравнению с дальнейшей эскалацией конфликта или судебным разбирательством; наличии квалифицированного и заслуживающего доверие всех участников конфликта медиатора (посредника); готовности участников переговоров в полной мере выполнять в долгосрочной перспективе принятые на себя по итогам переговоров и закрепленные в достигнутом соглашении обязательства; наличии действенной системы контроля выполнения сторонами взятых на себя обязательств.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/