Механизмы общественно-политической социализации выступают инструментом включения молодёжи в общественные отношения. Религия продолжает сохранять влияние на формирование ценностно-мировоззренческих установок молодых людей, несмотря на тенденции секуляризации, а также размытость и неопределенность религиозного мировоззрения современной молодёжи. Расширение использования горизонтальных форм цифровой самоорганизации и сетевых практик затрагивает не только светские, но и религиозные институты. В рамках сетевых структур начинают формироваться свои особые субкультуры. Появляются новые формы общественного участия со значительной долей религиозных ценностей. В то же время подобные сообщества могут использоваться многими политическими и международными факторами как инструмент решения конкретных политических и идеологических задач. В условиях социальной нестабильности и аномии подобная религиозность может трансформироваться в религиозный скептицизм или радикализм, что требует адекватной реакции со стороны государства с учётом современных реалий.
Идентификаторы и классификаторы
Сегодня молодёжь как наиболее динамичная социально-демографическая группа включается в общественные отношения с учетом существующих норм и ценностей. Общепризнанными институциональными социально-культурными фак-торами, формирующими ценностно-мировоззренческие установки молодёжи, являются политика, средства массовой информации и образование, которые реализуются посредством целенаправленных действий по отношению к молодёжи как структурной единице общества [Шадже: 2013, 230].
Список литературы
Barna G. Millenials in America. 2021. Octo-ber. Cultural Research Center at Arizona Christian University. 121 p.
Cooper B. New Political Religions or an Anal-ysis of Modern Terrorism. Columbia and London: University of Missouri Press, 2004. 242 p.
Turner B.S. Talcott Parsons’s Sociology of Religion and the Expressive Revolution // Journal o f Classical Sociology. 2005. Vol. 5(3). P.303-318.
Tzafestas S.G. Energy, Information, Feed-back, Adaptation, and Self-organization: The Funda-mental Elements of Life and Society. Springer. 2018. 668 p.
Vanderstraeten R. Inclusion ideals and inclu-sion problems: Parsons and Luhmann on religion and secularization // Acta Sociologica. 2015. Vol.2. Р.173-185.
Асалыоглу А. Ближний Восток в тупике радикализма // Международная жизнь. 2016. №4. С.108-118.
Баранников В.П. Динамика религиозности в информационном обществе // Социологические исследования. 2004. №9. С.102-107.
Бронников И.А. Самоорганизация граждан в эпоху цифровых коммуникаций // Контуры гло-бальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. №13. С.269-285.
Васильчук Є.О. Релігійні джерела політико-ідеологічних доктрин правора-дикальних об’єднань в Україні // Стратегічні пріоритети. 2013. №3. С.97-102.
Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитар-ных специальностей. М.: ИНФРА-М, 2005. 348 с.
Каргина И.Г. Новые религиозности: социо-логические рефлексии // Вестник МГИМО Уни-верситета. 2012. № 2. С.186-193.
Колотов В.Н. Этнорелигиозные сообщества во Вьетнаме в контексте системы региональ-ной безопасности: история и современность // Проблемы современной Азии: история, кон-фликты, геополитика. СПб.: 2009. 251 с.
Коротаев А.В. Арабская весна как триггер глобального фазового перехода? // Полис. Поли-тические исследования. 2016. №3. С.108-122.
Моисеева В.В. Религиозность как социальный ресурс профилактики наркотизации в моло-дежной среде: автореф. дис. …канд. соц. наук. М., 2009. 30 с.
Нурсеитова Т. Религиозный процесс в Ка-захстане в “зеркале” социологии // Zakon.kz, 2021. 31 мая. URL: https://www.zakon.kz/5070671-religi-oznyy-protsess-v-kazahstane-v.html (дата обращения: 19.09.2022).
О введении в общеобразовательных орга-низациях Кыргызской Республики предмета “Ис-тория развития религий”: Указ Президента Кыр-гызской Республики от 7 июня 2022 года №177 // Централизованный банк данных правовой ин-формации Кыргызской Республики, 2022. 7 июня. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/430978 (дата обращения: 09.08.2022).
Обратная сторона религии: Казахстан в по-исках иммунитета от религиозного экстремизма // Center for Studying Regional Threats. 2021. 30 марта. URL: https://crss.uz/2021/03/30/obratnaya-storona-religii-kazaxstan-v-poiskax-immuniteta-ot-religioznogo-ekstremizma/ (дата обращения: 23.07.2022).
Отношение к РПЦ и патриарху // Фонд «Общественное мнение». 2022. 19 апреля. URL: https://fom.ru/TSennosti/14717 (дата обращения: 11.09.2022).
Федотова В.Г. Истина и правда повседневности // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М.: Политиздат, 1990. С.175-209.
Шадже А.Ю. Влияние сетевых практик на идентификационные процессы в молодежной среде в условиях социокультурных рисков // Тео-рия и практика общественного развития. 2013. №6. С.230-233.
Эйзенштадт Ш. Новые религиозные констелляции в структурах современной глобализации и цивилизационная трансформация // Госу-дарство. Религия. Церковь. 2012. №1. С.33-56.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 21 веке движения в защиту окружающей среды, прав животных и сексуальных меньшинств выглядят автономными друг от друга, но на самом деле являются эле-ментами новой религии – планетаризма. Эта зелёная религия под лозунгом «Спаси Планету!» переросла секуляризацию и неоязычество. В планетаризме есть свои пророки, догмы, соборы, концепция времени (четыре стадии: благой исток, появление зла, появление истины, воссоединение с благом), апологетика и другие религиозные характеристики. Внедрение ценностей и этики планетаризма, которые несовместимы с традиционными религиями, порождает конфликты.
Известный немецкий социолог, автор концепции ускорения и резонанса Хартмут Роза разработал оригинальную версию «Социологии отношения к миру», или, как он её также называет, «Социология резонанса» или «Новая критическая теория». В своих публичных выступлениях на социально-политические, теологические темы, с критикой условий жизни, ускорения, «глухого мира», кризисов современности (демократии, экологии, психологии), в социально-педагогических и социально-фи-лософских исследованиях он постоянно обращается к необходимости резонансного отношения к миру в условиях отчужденного и безмолвного мира. При этом автор концепции подвергается критике за «мессианский», «метафизический» и «теологический» характер концепции. Данная статья посвящена рассмотрению ключевых аспектов социологии отношения к миру Хартмута Розы, таких как концепция уско-рения, социология отношения к миру, отчуждения и критика позднего модерна. С другой стороны, предпринимается попытка проанализировать критику данной кон-цепции с позиций социологической теории.
В статье представлены результаты специально проведённого эмпирического исследования особенностей ценностно-смыслового самоопределения работающих сту-дентов в период дистанционного обучения. Показано, что в условиях существую-щей практики обучения в вузе ценностно-смысловое самоопределение студентов характеризуется конфликтной двухвершинной мотивационной направленностью личности без явного преобладания духовно-нравственных (гуманистических) и эгоистически-престижных (прагматических) ценностей.
В статье рассматривается проблема религиозности молодёжи и факторов, оказывающих влияние на её формирование. Актуальность данной темы связана с возраста-нием роли религии среди населения России, в том числе, среди молодёжи. В то же время характерная для религиозности молодёжи хаотичность и неопредёленность требует социологического изучения. В статье представлены результаты социологического исследования по выявлению факторов, оказывающих влияние на религиозность студентов г. Москвы. Исследование показало, что более значимыми для со-временной молодёжи являются факторы, связанные с институтом семьи и СМИ. Взаимодействие в семье путем обсуждения религиозных практик, совместное про-ведение религиозных праздников и т.д. оказывают решающее воздействие на уро-вень религиозности молодых людей, их отношение к церкви и поведенческие рели-гиозные практики повседневности. При этом СМИ являются для молодёжи основ-ным источником информации о религии, в том числе о молитвах. В то же время выявлено, что факторы, связанные с институтами образования и религиозными организациями, оказывают меньшее влияние на религиозность современной молодёжи.
В статье исследуется внешний вид христианина на примере молодёжи пятидесятнической и баптистской церквей. В ходе данного исследования была выбрана и применена качественная методология в целях детального рассмотрения проблемы. Применяется следующий инструментарий: методы кейс-стадис, полуструктурированное интервью, метод включенного наблюдения. Данные инструменты предоставили возможность не только детализированного изучения проблематики, но также позволили познакомиться с мировоззрением прихожан, их включённостью в современный мир, изобилующий множественностью феноменов и факторов, противоречащих как личной нравственности воцерковлённой молодежи, так и тому, что транслирует Священное Писание. В результате делается вывод о том, что внешний вид современного христианина имеет некоторые отличия от внешнего вида свет-ского человека, хоть и не всегда явно выраженные. Внешний облик прихожан регламентируется не довлеющими правилами извне, а скорее их внутренней нрав-ственностью, благочестием и Священным Писанием.
В статье на основании обобщения данных качественных социологических исследований – открытой групповой дискуссии и включённого наблюдения – выявляются основные социальные технологии и функции православного молодежного акти-визма в аспекте воздействия на личность его участников и социальную среду их деятельности. Объектом исследования служит православный молодежный клуб «Феникс» (Республика Мордовия) в качестве инновационного социального про-екта, преследующего одновременно цели вовлечения молодежи в общественную деятельность за счет формирования кругов единомышленников и её воцерковления в форме социального обмена. Основной социальный эффект участия его деятельности характеризуется как возможность получить уникальные знания и навыки в обмен на индоктринацию и дисциплину. Взаимоотношения православных моло-дежных активистов в своем кругу и со священнослужителями на уровне прихода и благочиния в основном характеризуются взаимопониманием, установкой на со-трудничество и общением на равных вне богослужения.
В статье рассмотрены основные теоретические подходы к исследованию религиозности, сложившиеся как в западной социологии, так и в отечественной. В качестве базиса социологического исследования уровня и глубины религиозности современной молодежи была использована трёхстадийная модель. На первой стадии при ре-ализации данной модели был выявлен сдвиг в сторону значительного увеличения числа равнодушных к религии, неверующих и воинствующих атеистов среди пред-ставителей поколения Z. Преобладает выбор двух самых массовых для Бурятии конфессий, православия и буддизма. Соотношение конфессионального выбора /его отсутствия с обозначенной мировоззренческой позицией показывает непоследовательность и эклектичность представлений молодежи. На втором этапе были рас-смотрены данные о соотношении религиозной, конфессиональной самоидентификации и реальной культовой практики на примере двух параметров: соблюдение религиозных праздников и участие в религиозных обрядах. Данные опроса пока-зали, что число не соблюдающих религиозные праздники меньше, чем число неве-рующих и атеистов, однако многие отмечают их без религиозной мотивации. Около половины всех опрошенных, вне зависимости от уровня подготовки, не участвуют ни в каких обрядах. Очень противоречивые суждения в целом у молодежи о роли религии в современном обществе. На третьем этапе исследования в целях выявления меры влияния мировоззренческих позиций, религиозной и конфессиональной самоидентификации на повседневную жизнь было рассмотрено отношение к про-блеме безнадзорных животных. Распределение ответов подтвердило гипотезу о преобладании внеконфессиональных респондентов в негуманных стратегиях («усыплять» и «убивать»). В то же время данный этап требует своего дальнейшего развертывания, углубления через использование качественных методов. Получен-ные результаты были осмыслены с позиций психологических особенностей воз-растной категории, а также общих характеристик для поколения Z.
В статье рассматриваются отдельные воззрения на проблему возрастного фактора религиозного обращения российских мыслителей и исследователей: Феофана (Говорова), М. А. Олесницкого, Д. М. Угриновича, А.Г. Петровой, В. Г. Безрогова, Л. П. Ипатовой, Т. А. Фолиевой. Представлена научная рефлексия таких аспектов возрастного фактора религиозного обращения, как: возрастные границы религиозного обращения; значимость детского и подростково-юношеского периодов в про-цессе религиозного обращения; влияние особенностей подростково-юношеского периода на процесс религиозного обращения. Подчёркивается кризисное и амбивалентное влияние подростково-юношеского периода на процесс религиозного обращения. Описываются возможные траектории личностного религиозного выбора в подростково-юношеский период: утрата детской религиозности, переход в другую конфессию или религию, обретение религиозной веры и интенсификация религиозной преданности. Рассматриваются духовно-нравственные риски и ресурсы под-ростково-юношеского периода религиозного обращения в православие. Указывается необходимость эмпирических исследований социально-психологических и со-циокультурных факторов личностного религиозного выбора в подростково-юно-шеский период.
Понятие и формы благотворительности изменялись на протяжении истории. Ав-торы выделили и классифицировали определения благотворительности в бытовом и научном контекстах, рассмотрели формы благотворительности на разных стадиях жизненного цикла общества, акцентировали исторические связи благотворительно-сти и религиозности. Для анкеты благотворительность определена как безвозмездные занятия (в том числе трудовые), направленные на общественную пользу или оказание материальной помощи неимущим. Эти занятия могут иметь неорганизованную или организованную форму.
Религиозная благотворительность – это логическая сумма благотворительности, осуществляемой религиозной организацией, с благотворительностью, осуществляемой религиозно мотивированным индивидуумом. Применение логической суммы необходимо для преодоления возможного разрыва между наличием религиозной мотивации у лиц, не идентифицирующих себя как членов религиозной организации, и отсутствием религиозной мотивации у не-которых членов религиозной организации. Формы религиозной благотворительно-сти классифицируются по основанию вероучения на авраамические, дхармические и т.д. с дальнейшим делением этого понятия вплоть до православной формы.
В статье формулируется концептуальный замысел тематического номера издания, обосновывается укрупнённая проблематика связки «религия – молодёжь» в мире Современности и даётся обзор вошедших в номер исследовательских статей.
Издательство
- Издательство
- БелГУ
- Регион
- Россия, Белгород
- Почтовый адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- Юр. адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- ФИО
- Полухин Олег Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- Info@bsu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (472) 2559809
- Сайт
- https:/bsuedu.ru