В статье рассматривается развитие в истории градостроительства компактных городов с круглой формой плана. Показаны истоки возникновения круглой формы от неолитических графем и протоградостроительных структур. Компактная круглая форма градостроительных объектов развивалась и усложнялась, став в современном градостроительстве радиально-кольцевой. Компактные круглые города постоянно присутствуют в градостроительной практике с древнейших времен до настоящего времени. Это самая ранняя форма
пространственной организации города.
Идентификаторы и классификаторы
Концепция компактного города относится к числу современных. Д.П. Фролов и И.А. Соловьева пишут: «Теоретически она была обоснована в 1978 г., но активное обсуждение
и практическое применение (выделено нами. — Г. М.) получила только в 1990‑х гг. Впослед‑
ствии данная концепция была реализована, в 2009–2012 гг. она обсуждалась на уровне
международных организаций и была рекомендована национальным правительствам как методологическая основа политики урбанистического развития». Такого же мнения
придерживаются Н.А. Орлова, Д.Н. Орлов, Е.А. Маслова, называя и конкретных авторов
концепции: «Впервые термин “компактный город” был предложен в 1973 г. американскими
математиками Джорджем Данцигом и Томасом Саати в работе “Компактный город: проект городской среды”». Однако найти в их книге общее определение «компактного города» нельзя: его различные аспекты «растворены» в тексте и охватывают не только
планировочные, но и множество социальных вопросов, вплоть до времени работы школ в компактном городе. Это скорее некий современный вариант утопических городов Т. Мора,
И.Р. Оуэна, чем теория компактных городов. Но присваивать кому‑либо авторств концепции «компактного города» бессмысленно — компактные города существовали всю
историю градостроительства и даже раньше, в «доградостроительный» период существо‑
вали компактные протоградостроительные формы. Компактный город — это самая ранняя
и самая распространенная форма организации поселений и городов, основанная на наиболее компактной форме плана — круглой.
Список литературы
[1] Голан А. Миф и символ. — М.: Русслит, 1993. — 375 с.
[2] Данциг Дж., Саати Т. Компактный город: проект организации городской среды: пер. с англ. — М.: Стройиздат, 1977. — 199 с.
[3] Желева Д. Топогенезис города: семантика мифа о происхождении // Семиотика
пространства. — Екатеринбург: Архитектон: УралГАХУ. — C. 443–454.
[4] Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим: историкоградостроительное исследование. — М.: Троица, 2008. — 287 с.
[5] Мазаев Г.В. Градостроительное наследие плана Петербурга Леблона для русского градостроительства // Академия. — 2021. — №2. — C. 48–54.
[6] Мокеев Г.Я. Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства / под ред. проф. А.А. Барабанова. — М.: Ин-т русской цивилизации, 2012. — 480 с.
[7] Орлова Н.А., Орлов Д.Н., Маслова Е.А. Проблема компактного города провинциальной России XXI века // Градостроительство и архитектура. — 2019. — Т. 9. — №1. — С. 101–108.
[8] Тверской Л.М. Русское градостроительство до конца XVII века: Планировка и застройка русских городов / под ред. Н.Б. Бакланова. — Л.; М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1953. — 215 с.
[9] Фролов Д.П., Соловьева И.А. Современные модели городского развития: от противопоставления — к комбинированию // Пространственная экономика. — 2016. — №3. — С. 151–171.
[10] Хазанова В.Э. Советская архитектура первой пятилетки. Проблемы города будущего. — М.: Наука, 1980. — 367 с.
[11] Планы древних городов Багдада, Самаль. — URL:
http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000021/pic/000030.jpg (дата обращения: 20.01.2023).
[12] Гозекский круг. — URL: https://content-1.foto.my.mail.ru/mail/teja1/_blogs/i-49914.jpg (дата обращения: 20.01.2023).
[13] Колесо гигантов. — URL: https://img.huffingtonpost.
com/asset/564430e8180000a700304837.jpeg?cache=sAOOq3NmLQ&ops=1200_630 (дата обращения: 20.01.2023).
[14] Аркаим. — URL: https://arkaim-center.ru/sites/default/files/inline-images/MMris1%‑
5B1%5D.jpg (дата обращения: 20.01.2023).
[15] Цитадель города Эрбиль. — URL: https://gas-kvas.com/uploads/posts/2022–07/1659295106_1‑gaskvas-com-p-krasivie-foto-goroda-erbil-sverkhu-1.jpg (дата обращения: 20.01.2023).
[16] Планы идеальных городов. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forma-plana
gorodaevolyutsiya-predstavleniy (дата обращения: 20.01.2023).
[17] Город Эгисхайм. — URL: https://okdiario.com/img/viajes/2016/08/14/eguisheim-portada.
jpg (дата обращения: 20.01.2023).
[18] Город Брам. — URL: https://upload.wikimedia.org/
wikipedia/commons/thumb/6/63/Circulade_de_Bram.jpg/1600px-Circulade_de_Bram.jpg (дата обращения: 20.01.2023).
[19] Город Нердлинген. — URL: https://avatars.dzeninfra.ru/get
zen_doc/5130440/pub_60e36448315ad43a97d3c67b_60e3667b3f7cf726c39d187e/scale_1200 (дата обращения: 20.01.2023).
[20] Город Садов. — URL: https://i.pinimg.com/originals/4a/98/ab/4a98abac7de8eb381ce75a
79fbeb7add.jpg (дата обращения: 20.01.2023).
[21] Город Сан-Сити. — URL: https://img-fotki.yandex.ru/
get/5626/137106206.2e3/0_bac16_db0f00d9_orig.jpg (дата обращения: 20.01.2023).
[22] Город Нахалаль. — URL: https://img-fotki.yandex.ru/get/4117/137106206.2f1/0_bc24f_be0f1860_orig.jpg (дата обращения:
20.01.2023).
[23] План города Канберра. — URL: https://econet.ru/up
loads/pictures/357743/content_401__econet_ru.jpg (дата обращения: 20.01.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последнее время все большее число художников осознает ограниченность цифровых технологий и стремится преодолеть этот барьер. Важность компьютерных игр связана с появлением двух новых ресурсов: Animal Crossing: New Horizons от Nintendo. Каждая из игр предполагает различные режимы вовлеченности, без учета глубоких и захватывающих передышек. Хотя нынешний исход из реального в виртуальное может показаться временным решением как для художественных учреждений, так и для практиков, тем не менее он также ускоряет появление дискурсов и реалий через распространение жизненного опыта и цифрового авторства. Статья исследует аффективные измерения игр и других художественных практик построения виртуального мира, содержит рассуждения о постцифровых возможностях искусства.
В работе выполнен анализ известных изобретательских методик, на основе ранжирования определены три наиболее значимые из них. В зависимости от сложности решаемых отрас-левых задач для каждой значимой методики оценен ее «уровень работоспособности», позво-ляющий применять ее на практике. Показано, что возможности значимых изобретательских методик неравноценны, но все они обладают необходимым потенциалом для эффективного использования в процессе разработки патентоспособных решений в архитектуре и строи-тельстве. Сформулированы рекомендации по формированию профессиональной компе-тентности для изобретательской деятельности в архитектурно-строительной сфере.
Высоким потенциалом для экспертной оценки объекта и проекта в дизайне среды обладает концептуальное моделирование как важный компонент проектной деятельности. Однако высокая системная сложность среды как объекта дизайна, изменчивость потребностей целе-вой аудитории, а также недостаточная укорененность методики моделирования в обще-научную методологию приводят зачастую к его низкой эффективности. Анализ ценностных установок, места и технологии включения концептуального моделирования в дизайн среды позволят полнее раскрыть потенциал исследуемого явления, а также систематизировать его сущностные характеристики.
Рассматривается опыт формирования компетентности дизайнеров среды. Цель статьи
заключается в апробации системы концептуальных моделей, полученной на предыдущих этапах исследования. Предполагается, что баланс уникальных и универсальных качеств в проектах комфортной среды для жизни может быть обеспечен с помощью учета профиля компетентности дизайнера среды. Использованы категориально-системные методы, эмпирическое исследование, сравнительный анализ. Получены моде- ли формирования компетентности как эволюционного процесса, система тестирования на их основе и экспериментальное подтверждение результативности этой системы для выявления индивидуального профиля компетентности дизайнера. Представлены положительные отзывы участников эксперимента.
Статья посвящена рассмотрению деятельности живописной мастерской Хелены Вольфсон — одного из дрезденских предприятий второй половины XIX века по росписи фарфора, яркого представителя эпохи историзма в европейской художественной промышленности. Впервые на русском языке приводятся сведения о деятельности мастерской, анализируется вводимое в научный оборот произведение фирмы, представленное в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Приводимые данные позволяют сделать вывод об историзме как одном из важных факторов, способствовавших расширению спектра художе-ственно-промышленных предприятий в Европе.
Статья посвящена попытке сформулировать основные критерии анализа современного искусства, включающие сакральное изображение Будды, с позиций искусствоведческой науки. Выработка экспертного подхода в данной области является необходимым шагом, поскольку в основном произведения современного искусства, содержащие в себе различные религиозные или сакральные образы, большинством исследователей либо художественно описываются, либо анализируются исключительно из общекультуроло-гических позиций. В качестве критериев авторы предлагают несколько вопросов, ответы на которые помогут сформировать искусствоведу свою позицию при анализе подобных произведений: какова цель создания изображения? какую роль в формировании художественного образа играет выбранный мастером новый материал? проявляется ли бытийная многомерность смыслов в художественном образе произведения? существует ли в произведении феномен «non-finite»? В ходе раскрытия этих вопросов в статье анализируются работы Пема Намдол Тхае, Климента Брие, Нам Джун Пайка, Еше Гомбо и др.
В статье рассматриваются стилевые трансформации в работах Юрия Грачёва (1937– 2000), русского художника третьей волны эмиграции. Автор сравнивает особенности советского и американского периодов творчества Грачёва, характеризует его контакты и художественную среду в Нью-Йорке, а также оценивает степень их влияния на развитие и сдвиги в стилевых предпочтениях художника. Биография и творческая стратегия Юрия Грачёва, вписанные в общий контекст третьей волны русской эмиграции в Нью-Йорке, раскрывают не только механизмы адаптации художника к новым условиям, но и особенности советско- американского межкультурного диалога.
В статье рассмотрены проблемы, возникшие при определении качества возводимого бортового экрана карьерной выемки в связи с отсутствием специально изготовленных при торкретировании конструкции контрольных участков бетона. Рассмотрена возможность определения ориентировочной прочности торкрет-бетона в конструкции бортового экрана неразрушающими методами и определение прочности торкрет-бетона на образцах малого размера, отобранных из конструкции. Определена возможность сделать заключение о качестве торкрет-бетонного экрана, о его гидроизоляционных свойствах, при получении
показателей прочности бетона на отдельных участках.
В статье рассматривается комплекс социокультурных факторов и художественных тенденций второй половины XVI века, повлиявших на формирование архитектурного
окружения Эскориала — монастыря, дворца и резиденции короля Испании Филиппа II.
Архитекторами Хуаном де Эррера (1527–1598) и Франсиско де Мора (1552–1610), были
привнесены элементы, послужившие основой для планировочной структуры ансамбля, завершенного во второй половине XVIII века представителем классицизма Хуаном
де Вильянуэва (1739–1811).
В статье рассмотрена проблема развития территорий и объектов бывшей индустриальной территории промышленного и специального назначения в малых городах, а именно, неэксплуатируемого по назначению здания автоматической телефонной станции (АТС). Обоснована необходимость учета этой проблемы при определении направлений и решения вопросов развития комфортной и безопасной городской среды. Изучен и представлен для трансформации и модификации лучший отечественный опыт редевелопмента бывших промышленных зданий с прилегающей территорией в больших и крупных городах.
В статье рассмотрены стилевые решения в архитектуре современных православных храмов, построенных на территории Москвы за последние 30 лет. Приведено количественное распределение столичных храмов по применяемым в их архитектуре стилевым направлениям и показано их соотношение между собой. Проведен сравнительный анализ с анало-гичным распределением в региональном храмостроительстве. Определено, что господст-вующим в Москве является тенденция преобладания группы стилевых направлений на основе русских национальных стилей, тогда как в регионах пре обладает эклектичное направление. Выявлено, что особенности стилевого развития в архитектуре современных православных храмов в столице России также заключаются в применении «типовых» проектов, в частности в рамках разработанной программы «200 храмов».
В статье на основе обширного фактического материала и с привлечением большого числа проектов и построек рассматривается деятельность приглашенных в Россию при Петре I архитекторов из Италии. Описывается их участие в строительстве Москвы и Подмосковья, С.‑Петербурга и его пригородов. Анализируются художественно-стилевые особенности ими созданного в контексте различных направлений петровского зодчества, роль для развития русского барокко.
Статья посвящена определению авторства инженера-архитектора Н.А. Потураева, строителя промышленного комплекса фабрики фаянсовых изделий в селе Кузнецово, Тверской губернии (современный город Конаково), принадлежавшей М.С. Кузнецову, характеристике творческого стиля, проявившегося в таких его постройках, как доходный дом, гараж и здание училища в Москве, и здания Электротеатра — «Потураевского замка» в Конаково. В статье рассматриваются отдельные проблемы методики проведения атрибуции промышленных предприятий второй половины XIX века.
В статье выведены основные принципы реновации на основе выявленных проблем северной части соцгорода Уралмаш (г. Екатеринбург). На базе проведенного анализа мирового опыта трансформации промышленных территорий определены социально-культурные проблемы депрессивных и мало востребованных территорий Уралмаша для формирования общего представления о существующих проблемах и возможных путях их решения. В качестве результата исследования предложено пять принципов разработки социально-ориентированной концепции реновации городской инфраструктуры, среди которых: достаточное количество зеленых зон, подробное предварительное изучение территории для выявления существующих проблем, сохранение историчности территории и др.
Статья исследует возможные методики промышленного редевелопмента чугунолитейного завода в городе Сысерть. Опираясь на идеи Е.С. Шапиной и команды «FLACON-X», автор выбирает варианты развития чугунолитейного завода, являющегося памятником
федерального значения. На примере города Свердловской области сделаны выводы о наиболее оптимальных методиках, учитывающих признаки креативного кластера.
В статье рассмотрен отечественный и мировой опыт определения границ городских
агломераций, т.е. структур нижнего уровня в составе территориальной системы расселения. Показана важность такой задачи для теории и практики современного градостроительства. Рассмотрены основные подходы к этому вопросу, сформировавшиеся в различных странах, включая их научно-методическую базу. С привлечением зарубежного опыта обоснована необходимость включения понятия «городская агломерация» в современную правовую систему Российской Федерации и связь этой задачи с проблемой установления границ агломераций.
В первой части статьи, предваряемой аннотацией Н. Салингароса, был представлен ряд паттернов организации дружелюбного городского пространства. В данной, второй, части город рассмотрен как сетевое образование, качество организации и связей которого влияет на состояние человека, находящегося в нем. Особое внимание Н. Салингарос обращает на наличие разных масштабов и деталей, препятствующих информационной монотонности и минималистичности городской ткани. В тексте даны рекомендации по созданию
дружелюбных городских сред и упоминания авторов, более подробно разрабатывающих эти вопросы.
Издательство
- Издательство
- УРАЛНИИПРОЕКТ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620075, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 50а
- Юр. адрес
- 119331, г. Москва, проспект Вернадского, дом 29
- ФИО
- Козьмодемьянский Вадим Германович (Директор)
- E-mail адрес
- mail@uniip.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 2148099
- Сайт
- https://uniip.ru