После распада Советского Союза с одномоментным появлением на мировой карте сразу пяти независимых и предоставленных самих себе республик в Центральной Азии турецкое руководство, уверовавшее в собственное политическое призвание объединить тюркоязычные народы под своей эгидой, развернуло широкую деятельность по насаждению в данном регионе своего влияния. Убедившись в неэффективности слишком настойчивого политического патронажа над центральноазиатскими республиками, претендующая на роль знаменосца пантюркистской идеологии и политического ислама Турецкая Республика выстроила влиятельную сеть образовательных учреждений и международных организаций, представляющих арсенал её «мягкой силы» и призванных превратить Турцию в ориентир для развития государств Центральной Азии.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- Префикс DOI
- 10.24975/2313-8920-2024-11-2-126-137
Приход к власти в 2002 году «Партии справедливости и развития» во главе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом стал знаменательным событием не только в новейшей истории Турции, но и в её отношениях с Центральной Азией.
Список литературы
1. Матюхин А.В., Давыдова Ю.А., Каргаполова Е.В. Казахстан: векторы внешней политики. Социально-гуманитарные знания. 2022;2:283-796.
2. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН; 2003. С. 18.
3. Надеин-Раевский В.А. Пантюркизм: идеология, история, политика. Экспансионистская доктрина: от Османской империи до наших дней и судьбы Турции, России и Армении. Москва: Издательство «Русская панорама»; 2017. С. 48-248.
4. Роган Ю. Падение Османской империи. Первая мировая война на Ближнем Востоке, 1914-1920 гг. Москва: Альпина нонфикшн. 2018. С. 143-463.
5. Айрапетов О.Р. Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914-1917): 1916 год. Сверхнапряжение. Москва: Кучково поле; Военная книга; 2015. С. 111.
6. Киреев Н.Г. История Турции XX век. Москва: ИВ РАН: Крафт+; 2007. С. 110.
7. Иванова И.И. Эволюция ближневосточной политики Турецкой Республики в XX-XXI вв. Москва: Издатель Воробьёв А.В.; 2019. С. 8-161.
8. Аршаруни А., Габидуллин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. Казань: Издательство «Иман»; 2002. С. 23-175.
9. Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. Москва: Издательство «АСТ»; 2004. С. 229-232.
10. Марковчин В.В. В судорожных поисках союзников: Гитлер и Турция. Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2019; №3(18):108-109.
11. Еремеев Д.Е. История Турецкой Республики с 1918 года до наших дней. Москва: Квадринга; 2017. С. 199.
12. Кандакчян Р.П. Внутренняя политика Турции в годы Второй мировой войны. Ереван: издательство Академии наук Армянской ССР; 1978. С. 173
13. Fernandes D., Özden İ. United States and NATO inspired ‘psychological warfare operations’ against the ‘Kurdish communist threat’ in Turkey. Variant. 2001;2(12):10-12.
14. Троицкий Е.Ф. Политика Турции в Центральной Азии (1992-2000 гг.). Вестник Томского Государственного университета. 2009; 328:84-87.
15. Киреев Н.Г. Исламо-турецкий синтез в государственной идеологии Турции. Россия и мусульманский мир. 2016;12(294):71-114.
16. Аватков В.А. Внешняя политика Турции. 2002-2018. Москва: Издательство «Юрайт»; 2019. С. 1357
17. Грозин А.В. Политика Турции в постсоветской Азии: походы, институты, перспективы. Постсоветский материк. 2021;2(30)109-110.
18. Gümüş B. Diyanet işleri başkanlığı’nın Orta Asya faaliyetleri. Sosyal ve beşeri bilimleri dergisi. 2010;2(1):30-37.
19. Излученко Т.В. Богословие Саида Нурси как идеологическая основа российского исламизма. Философия права. 2015; 4(71):5.
20. Цыбенко В.В. Основные особенности деятельности последователей Саида Нурси (Нурджулар). Сектоведение. 2014; 4:108-115.
21. Хасанов А. Турецкие лицеи в Таджикистане. Евразийский Союз Учёных. 2014; 8:107-108.
22. Васильева С.А. Пантюркизм на современном этапе: теоретическая база и практическая деятельность. Социум и власть. 2011;3(31):76-77.
23. Жумакунова Г. Сходства и различия между тюркскими языками и сопоставительные методы в обучении. Новые исследования Тувы. 2018; 1:108.
24. Кабазиев М.Ш. Идея евразийства в контексте конструирования политической идентичности современного Казахстана и её институциональное воплощение. Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2023;1(74):70.
25. Бяуров Д.В. Некоторые аспекты политической деятельности Рабии Кадыр - видного деятеля уйгурского национального движения. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015;7(7):40-44.
26. Сулейманов Р.Р. Мигранты и их роль в распространении радикальных течений ислама в России: причины, проявления и последствия. Мусульманский мир. 2014; 2:89.
27. Цзяньган В. Современная демографическая политика Китая на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района. Социология. 2017; 2:556.
28. Вавилов Н.Н. Китайская власть. Москва: Товарищество научных изданий КМК; 2021. С. 25
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются особенности системного подхода к изучению истории международных отношений и мировой политики. Международные отношения исследуются как единый сложный организм, свойства которого не сводимы к сумме свойств его частей. Свобода действий государств ограничивается рамками системы международных отношений, частью которой они являются. Каждая из систем имеет свои временные и пространственные характеристики. В период раннего Нового времени происходит процесс формирования национальных государств. В XVII веке крупнейшим событием международной жизни стала Тридцатилетняя война, по итогам которой формируется Вестфальская система международных отношений. В XIX в. после победы над Наполеоном складывается Венская система международных отношений. Вестфальская и Венская системы являются европейскими региональными системами. По итогам Первой Мировой войны складывается Версальско-Вашингтонская система, которая представляет собой первую в истории попытку формирования глобальной системы международных отношений. После победы антигитлеровской коалиции во Второй Мировой войне складывается глобальная биполярная Ялтинско-Потсдамская система, просуществовавшая вплоть до распада СССР. В настоящее время формируется новая система международных отношений, характерными чертами которой являются полицентричность и многообразие акторов.
Целью настоящей статьи является выяснение роли русофобии в структуре украинской политической идентичности. Рассмотрены генезис и трансформации русофобских нормативно-ценностных установок в географических пределах современной Украины. Проанализированы основные способы проявления русофобии в социально-политичеcких практиках. Выявлена стержневая роль русофобии, без которой нежизнеспособна вся конструкция национально-государственной идентичности Украинского государства. Делается вывод о необходимости системных усилий российской политической науки по выработке целостного проекта политической реинтеграции Украины в состав России и «Русского мира».
Текущие геополитические реалии оказывают значительное влияние на перераспределение энергоресурсов на мировых рынках и требуют от российских компаний гибкости при формировании стратегий международного развития и механизмов сотрудничества с новыми партнерами. При этом особое внимание следует уделить сектору газовой электрогенерации, который позволяет обеспечить иностранных потребителей конечным продуктом, а компаниям-экспортерам природного газа — создать продукт с добавленной стоимостью и обеспечить синергию от поставок природного газа и электроэнергии. В статье рассмотрены перспективы выхода российских электрогенерирующих компаний на новые рынки. Дана краткая характеристика особенностей электроэнергетических рынков двух стран — Ирана, крупнейшей региональной энергосистемы, и Пакистана — активно растущего рынка, испытывающего энергодефицит и проблемы с обеспечением надежности энергоснабжения. При этом энергетический сектор Ирана примечателен опытом развития, в том числе создания отрасли энергетического машиностроения на базе локализованных технологий, в условиях санкционного режима. Пакистан, в свою очередь — одно из самых привлекательных направлений поставок СПГ из портфеля российских компаний, перед которыми стоит задача нарастить объем поставок иностранным потребителям до 20% мирового рынка к 2030 году.
В статье исследуется внешнеполитический курс Турецкой Республики в Центральной Азии, который активизировался в последние годы. Анализируются амбициозные энергетические проекты Турции, которая стремится стать энергетическим «хабом». В статье большое внимание уделяется исследованию институциональной основы и ключевых инструментов «мягкой силы» Турции, которая проводит активную политику в отношении тюркоязычных стран Центральной Азии. Это позволило Турции значительно расширить свое влияние в странах региона, конкурируя с российским и китайским влиянием. В статье исследуется роль «Организации тюркских государств» (ОТГ), деятельности которой Анкара уделяет повышенное внимание. Турецкая политика направлена на использование потенциала этой организации в реализации собственных интересов. В статье делается вывод, что ОТГ играет значительную роль в качестве одного из важных субъектов между Турцией и государствами региона. Также в заключении отмечается, что политика Турции в Центральной Азии направлена на решение долгосрочных задач, связанных с расширением политического, экономического и культурного влияния.
Проблемное поле политического взаимодействия стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) конструируется под воздействием актуализирующихся национальных приоритетов внешних политических игроков с учетом стратегического и ресурсного значения постсоветского пространства в целом. Акцентируется внимание на вкладе внерегиональных и транснациональных субъектов в развитие политического и экономического пространства ЕАЭС. Усиливается политическое присутствие США, а также западных и европейских государств в данном регионе. В данном контексте речь идет о пересечении и конкуренции геостратегических, политических, экономических и иных целей действующих политических участников в рамках межгосударственного обмена. С одной стороны, это создает некоторые дополнительные факторы и механизмы проявления и расширения конфликтогенных прецедентов, с другой стороны, это обусловливает появление качественно новых возможностей для раскрытия специального политического потенциала, упрочения статусно-ролевых позиций, налаживания двусторонних и многосторонних связей и т. д. В конечном итоге создаются реальные предпосылки для трансформации символической природы и деятельностного значения ЕАЭС в контексте внутриполитических и наднациональных процессов. В этом смысле интересны концептуальная основа и инструментарий американских медийных изданий в направлении актуализации политической повестки США в отношении стран ЕАЭС. Проанализированы идейно-смысловые и технологические особенности публикаций The Washington Post на тему политических отношений США и других внешнеполитических акторов с Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизией и Арменией. В результате определено, что политическое участие США в данном регионе выстраивается в фокусе создания сдерживающих факторов стабилизации политико-экономического партнерства стран-участниц ЕАЭС в рамках концепта «большой Евразии». Имеющийся институциональный и функциональный потенциал постсоветских государств используется с целью негативизации политико-региональной роли и усиления геополитического противодействия Российской Федерации и КНР. В частности, наиболее часто публикуемыми темами применительно к политической проблематике ЕАЭС являются российское участие в специальной военной операции на украинской территории и внешнеполитическое участие зарубежных государств в основных процессах евразийской интеграции.
В статье исследуется современная политика Великобритании в Центральной Азии. В последние годы официальный Лондон усилил интерес к Центральной Азии, которая рассматривается в качестве важного направления английской внешней политики. Курс Великобритании реализуется в контексте политики коллективного Запада в отношении центральноазиатских государств. В ее основе ослабление политических и торгово-экономических отношений России со странами Центральной Азии, оказание на них давления с целью изменения внешнеполитического курса. Для Лондона важно добиться переориентации политических и экономических связей Центральной Азии с Москвой и Пекином на интересы коллективного Запада. Вовлеченность Лондона в Центральную Азию определяется наличием в регионе энергетических ресурсов, а также долгосрочными планами получения доступа к месторождениям редкоземельных металлов. В статье рассматриваются основные итоги английской политики в Центральной Азии. В статье делается вывод, что можно проводить лишь условные сравнения с «Большой игрой», которая разворачивалась между Российской империей и Великобританией в середине XIX века на просторах среднеазиатских ханств. Кардинально изменились геополитические условия и кроме того, Лондон следует в русле общей политики Запада. Тем не менее, цели Лондона в Центральной Азии практически не претерпели изменений — борьба за ресурсы и ограничение влияния России.
Издательство
- Издательство
- АНО ЦЕНТР РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127576, Г. МОСКВА, УЛ. АБРАМЦЕВСКАЯ, Д. 8А, ЭТАЖ 1 ПОМ/КОМН 3/45
- Юр. адрес
- 127576, Г.МОСКВА, УЛ. АБРАМЦЕВСКАЯ, Д. 8А, ЭТАЖ 1 ПОМ/КОМН 3/45
- ФИО
- Жильцов Сергей Сергеевич (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______