В статье рассматриваются ключевые особенности российско-китайского сотрудничества в области безопасности в условиях становления полицентричного мирового порядка. На фоне усиления международной нестабильности и роста глобальных угроз взаимодействие между Россией и Китаем приобретает всё большее значение, становясь основным фактором обеспечения устойчивости и безопасности как на региональном, так и на глобальном уровнях. Особое внимание уделяется политическому взаимному доверию как основе стабильности и безопасности, а также многоаспектному взаимодействию в таких сферах, как экономическая, энергетическая, продовольственная и военная безопасность. Российско-китайское сотрудничество сталкивается с рядом вызовов, включая международное давление, вызванное гегемонистскими устремлениями ряда западных стран, ухудшение глобальной безопасности и экономическое неравенство между Россией и Китаем. Кроме того, различия в региональных интересах двух стран в таких регионах, как Центральная Азия, Восточная Азия и Южная Азия, могут осложнить совместные усилия по решению ключевых глобальных и региональных вопросов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
- Префикс DOI
- 10.24975/2313-8920-2025-12-2-151-164
Военно-политическое сотрудничество уже стало неотъемлемой частью регулярных встреч глав государств. Россия и Китай наладили механизм встреч министров обороны и стратегических консультаций генеральных штабов, создали рабочую группу по противодействию терроризму.
Список литературы
1. Путин и Си Цзиньпин подписали заявление о всеобъемлющем партнерстве. 21.03.2023. URL: https://ria.ru/20230321/soglashenie-1859576519.html?ysclid=m3igqb9124911270 (дата обращения: 12.11.2024).
2. Путин и Си Цзиньпин пообщались в формате видеоконференции. ТАСС. 21.01.2025. URL: https://news.mail.ru/politics/64527376 (дата обращения: 21.01.2025).
3. Сунь Дэган. От следования тенденциям к созданию тенденций: концепция безопасности Китая в отношении Ближнего Востока. Вестник Фуданьского университета (Социальные науки). 2020; 62(05): 179-187.
4. Савин Л.В. Многополярность и внешняя политика России. Постсоветские исследования. 2020;1:9-18.
5. Совместного заявления лидеров пяти ядерных держав о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений. 3 января 2022. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67551 (дата обращения: 12.11.2024).
6. «Мирная миссия-2021»: несём мирную миссию, вместе охраняем корабль дружбы. 26.09.2021. URL: http://www.81.cn/2021zt/2021-09/26/content_10093433.htm (дата обращения: 12.11.2024).
7. «Сила Сибири» компании «Газпром» показала новый рекорд отгрузок в Китай. 29.07.2024. URL: https://eadaily.com/ru/news/2024/07/29/sila-sibiri-kompaniigazprom-pokazala-novyy-rekord-otgruzok-vkitay (дата обращения: 26.01.2025).
8. Заявления для прессы по итогам российско-китайских переговоров. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/74049 (дата обращения: 26.01.2025).
9. Казанская декларация саммита БРИКС. URL: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202410/content_6982689.htm (дата обращения: 12.11.2024).
10. Лавров заявил, что РФ и КНР почти полностью перевели расчеты в нацвалюты. URL: https://tass.ru/ekonomika/22028239 (дата обращения: 12.11.2024).
11. Герейханова А. Путин заявил о работе над независимым платежно-расчетным контуром в БРИКС. 26.09.2024. URL: https://rg.ru/2024/09/26/putin-zaiavil-o-rabotenad-nezavisimym-platezhno-raschetnymkonturom-v-briks.html?ysclid=m45l0ueau3379710279 (дата обращения: 01.12.2024).
12. Пекинское представительство Китайской ассоциации содействия международной торговле. США, ЕС и Великобритания наложили санкции на несколько китайских компаний под предлогом «связей с Россией». 22.02.2024. URL: https://www.ccpitbj.org/web/static/articles/catalog_40fcc0367c729df20181af782c2307f1/article_ff8080818abfb00a018dcf1d89220b65/ff8080818abfb00a018dcf1d89220b65.html (дата обращения: 01.12.2024).
13. В Китае заявили о рекордных объемах торговли с Россией в 2023 году. 12.01.2024. URL: https://tass.ru/ekonomika/19713193?ysclid=m3eu7auo4x578950234 (дата обращения: 12.11.2024).
14. Гончаров С.Н. «Судьба человечества» и украинский кризис. Россия в глобальной политике. 2024;3:128-145.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) принимают участие Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Созданию интеграционного объединения предшествовали различные документы, в которых были определены подходы отдельных стран постсоветского пространства к взаимодействию с соседями. Документы закладывали фундамент последующего взаимодействия бывших советских республик. После подписания договора о формировании ЕАЭС в каждом из государств приняты документы – двусторонние и многосторонние соглашения, которые определяют их стратегии сотрудничества в рамках интеграционного объединения, формируя общее правовое поле дальнейшего сближения. Особое внимание обращено к ключевым документам, в которых отражены позиции государств-членов ЕАЭС. В каждой из стран ЕАЭС было принято достаточное количество документов, которые дают представление о политике отдельных стран по вопросу интеграции, а также о характере сотрудничества между странами постсоветского пространства. В статье исследовано видение странами-партнерами России по ЕАЭС целей и задач интеграционных процессов в Евразии, а также выявлены перспективы их дальнейшего сотрудничества между собой и другими акторами, которые находятся вне рамок постсоветского пространства. Это отдельная группа государств, которые прямо или опосредованно оказывают влияние на евразийскую интеграцию. Основное внимание уделено эволюции положений в документах каждого из государств-членов ЕАЭС, определяющих их позицию в рамках объединения, проведен их анализ.
В статье анализируются политические проблемы, обусловленные перспективами политической системы Украины в условиях глобальных геополитических трансформаций. Автор рассматривает геополитические предпосылки украинского кризиса, характеризует новые геополитические реалии и «европейский фактор», оценивает состояние и перспективы украинской политической системы на современном этапе. Важной составляющей новых геополитических реалий стало провозглашение курса на мирное урегулирование «украинского конфликта» с учетом интересов России, начало двусторонних консультаций в формате Россия - США. Опираясь на междисциплинарный метод бинарных оппозиций, автор отмечает, что глобальные геополитические трансформации с новой остротой актуализировали дихотомию «Россия и Европа», еще в XIX столетии осмысленную Н. Я. Данилевским. Сегодня высокопоставленные чиновники Европейского союза выступают с недвусмысленными заявлениями о том, что мирное урегулирование кризиса вокруг Украины якобы несет угрозу «европейским интересам». На этом фоне углубляется стагнация украинской политической системы, в которой безраздельно господствуют националистические идеологемы. Автор приходит к выводу, что такое положение дел является прямым следствием консервации на протяжении всех лет так называемой «независимости Украины» унитарного административно-территориального устройства, жесткого навязывания западноукраинской региональной и ментальной идентичности жителям остальных регионов
Статья посвящена анализу проекта Цифровой взаимосвязанности Европейского союза (ЕС) для Центральной Азии как механизма инициативы «Глобальные ворота» по противодействию влиянию Китая и других геополитических акторов в регионе. Рассматриваются цели и особенности стратегии ЕС, направленной на минимизацию влияния Китая через продвижение собственных цифровых стандартов и европейских ценностей. В работе использован комплексный подход, включающий анализ ключевых документов ЕС, сравнительный анализ проектов ЕС и Китая в Центральной Азии, а также изучение геополитических и экономических факторов, влияющих на реализацию цифровых проектов. Анализ показал, что проект Цифровой взаимосвязанности ЕС в рамках инициативы «Глобальные ворота» ориентирован на развитие цифровых технологий, европейских стандартов и нормативно-правовых реформ в Центральной Азии. Одновременно, предлагаемые проекты должны реализоваться в соответствии с приоритетами европейских ценностей устойчивости, закрепленных в основных документах Союза. Несмотря на заявленные цели инновационности и устойчивости, проекты ЕС сталкиваются с проблемами, связанными с медленной реализацией, ограниченными ресурсами и противоречиями между геополитическими интересами Евросоюза и продвигаемыми ценностями. В то же время китайские проекты демонстрируют более высокие темпы реализации и масштаб, что представляет вызов для ЕС. Успех цифрового взаимодействия ЕС со странами Центральной Азии будет зависеть от способности Евросоюза интегрировать региональные особенности, повысить координацию между странами-членами и предложить конкурентоспособные инициативы. Быстрая цифровизация остается актуальной задачей для стран Центральной Азии, стремящихся сократить цифровой разрыв. Однако без учета местных интересов и более прагматичного подхода к реализации проектов ЕС рискует потерять влияние в регионе.
Статья посвящена анализу роли искусственного интеллекта (ИИ) и больших данных в контексте цифровых международных отношений. Рассматриваются исторические этапы развития ИИ, ключевые технологические направления, такие как машинное обучение и нейронные сети, а также их влияние на экономику, политику и общество. Особое внимание уделяется стратегическому значению больших данных как основного ресурса для развития ИИ, их роли в формировании цифрового суверенитета и глобальной технологической конкуренции. Автор исследует современные вызовы, связанные с этическими и правовыми аспектами применения ИИ, включая вопросы регулирования, безопасности и международного сотрудничества. Анализируются национальные стратегии ведущих стран (США, Китай, ЕС, Россия) в области ИИ, их подходы к обеспечению технологического лидерства и защиты данных. Подчеркивается необходимость выработки универсальных международных норм для предотвращения фрагментации цифрового пространства и обеспечения равноправного доступа к технологиям. Статья акцентирует внимание на трансформации международных отношений под влиянием ИИ, где технологическая гонка становится новой «Большой игрой» XXI века. В заключении предлагаются рекомендации по формированию сбалансированной системы глобального управления ИИ, основанной на принципах многосторонности, справедливости и учета интересов всех государств.
В статье рассматриваются особенности стратегического курса США в отношении России в условиях обострения отношений. Актуальность исследования обусловлена масштабными проявлениями русофобских тенденций, ставших производными реализации американской геостратегии, обусловив вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Цель статьи – охарактеризовать основные тенденции русофобских проявлений в стратегических подходах Соединённых Штатов в годы первого президентского срока Д. Трампа и президентства Дж. Байдена. В качестве источников исследования были использованы: Стратегия национальной безопасности США 2017 г.; Стратегия национальной безопасности США 2022 г., Стратегия национальной обороны США 2022 г.; официальные заявления Государственного департамента Соединённых Штатов; данные средств массовой информации. В процессе исследования была обозначена проблема наличия русофобских установок в современных геостратегических подходах Вашингтона на доктринальном и практическом уровнях. Методология исследования базируется на синтезе геополитического и системного подходов в контексте парадигмы неореализма, что предопределило применение метода анализа документов, дискурс-анализа и контент-анализа. В результате исследования было обосновано, что современная гибридная война и вызванные ею масштабные проявления русофобии представляются следствием спланированных действий ведомого Соединёнными Штатами коллективного Запада, являясь инструментом геополитического сдерживания России, а в дальнейшем – её ослабления и разрушения. Обозначены примеры русофобской риторики в базовых документах, определяющих подходы в области внешней политики и национальной безопасности США. Охарактеризованы основные вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации, ставшие производными русофобского курса коллективного Запада.
Издательство
- Издательство
- АНО ЦЕНТР РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127576, Г. МОСКВА, УЛ. АБРАМЦЕВСКАЯ, Д. 8А, ЭТАЖ 1 ПОМ/КОМН 3/45
- Юр. адрес
- 127576, Г.МОСКВА, УЛ. АБРАМЦЕВСКАЯ, Д. 8А, ЭТАЖ 1 ПОМ/КОМН 3/45
- ФИО
- Жильцов Сергей Сергеевич (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______