Статья: Взаимосвязь позиции ребенка в образовательной ситуации и развития связной речи (2025)

Читать онлайн

Вопрос о субъектности позиции ребенка в образовательном процессе является одним из дискуссионных, так как ответ на него определяет парадигму обучения. Целью данного исследования стало определение влияния степени субъектности позиции ребенка в образовательной ситуации на развитие связной речи. Был проведен слепой рандомизированный эксперимент с участием 125 дошкольников (M = 70 месяцев, SD = 3,6, 50,4% мальчиков), финальную выборку составили 87 детей. Дети были разделены на 5 групп: «Игровые миры», «Свободная игра», «Исследовательский проект», «Творческий проект» и контрольная группа. В двух игровых группах, отличавшихся степенью включения взрослого в игру, дошкольники действовали в мнимой ситуации и занимали субъектную позицию. В группах проектной деятельности создавалась творческая ситуация, но авторская позиция участников группы исследовательского проекта была значительно менее выраженной. Участники контрольной группы находились в типичной для образовательных учреждений нормативной ситуации и позиции ученика. Уровень связной речи оценивался с помощью методики MAIN. В результате в группе «Творческий проект» было зафиксировано наибольшее количество значимых или значимых на уровне тенденций положительных эффектов и различий с другими группами. Дети из группы «Игровые миры» показали значимое развитие макро- и микроструктуры нарративов по сравнению с контрольной группой. В группе «Свободная игра» зафиксирован значимый по сравнению с контрольной группой рост баллов по макроструктуре нарратива. В группе «Исследовательский проект» развитие связной речи не обнаружено. Полученные результаты свидетельствуют о влиянии степени субъектности позиции ребенка на речевое развитие и могут быть использованы для практической реализации в дошкольном образовании.

Ключевые фразы: культурно-исторический подход, СУБЪЕКТНОСТЬ, образовательная ситуация, сю- жетно-ролевая игра, проектная деятельность, речевое развитие
Автор (ы): Веракса Александр Николаевич, Веракса Николай Евгеньевич, Ощепкова Екатерина Сергеевна, Плотникова Валерия Андреевна
Журнал: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.9. Психология
Для цитирования:
ВЕРАКСА А. Н., ВЕРАКСА Н. Е., ОЩЕПКОВА Е. С., ПЛОТНИКОВА В. А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ И РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ // КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2025. № 1, ТОМ 21
Текстовый фрагмент статьи