Статья: Трендовое исследование семантических и грамматических связей глаголов в ассоциативно-вербальной сети подростков (на примере глаголов думать, вспоминать) (2025)

Читать онлайн

В статье предложена методика трендового анализа семантических и грамматических связей глаголов ментальной деятельности думать, вспоминать в ассоциативно-вербальной сети невзрослых носителей русского языка. Проблематика связана с реконструкцией субъективной семантики лексем разных грамматических классов в сознании носителей русского языка разного возраста. Актуальность работы определяется ее принадлежностью к психолингвистическому направлению семантики слова как достояния индивида. Цель – выявить особенности семантических и грамматических связей глаголов в ассоциативно-вербальной сети подростков 12–14 лет и установить линии стабильности / изменчивости субъективной семантики и грамматики в трендовом аспекте. Новизна исследования обусловлена введением в научный оборот регионального ассоциативного материала, полученного от респондентов одного и того же возраста с разницей в 20 лет с помощью свободного ассоциативного эксперимента, а также предлагаемой методикой анализа состава ассоциативного поля. Результаты состоят в подтверждении предположения об изменении части связей в ассоциативно-вербальной сети подростков со временем при сохранении области стабильных отношений. Наиболее устойчивыми являются семантические связи глаголов с реакциями-глаголами определенных групп в формах инфинитива и с существительными в объектной позиции в формах косвенных падежей. Зафиксирована тенденция роста грамматикализованных реакций, выраженных существительными в косвенных падежах, на фоне понижения частотности реакций, переданных глаголами. Еще одна тенденция связана с увеличением линий пересечения в процессе реагирования на разные глаголы ментальных действий, что говорит о повышении сходства субъективных семантических областей в сознании омских школьников.

Ключевые фразы: ассоциативно-вербальная сеть, ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле, когнитивная структура поля, семантические связи глаголов, грамматические связи глаголов, грамматикализация
Автор (ы): Бутакова Лариса Олеговна
Журнал: СИБСКРИПТ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Языкознание
УДК
81. Лингвистика. Языкознание. Языки
Префикс DOI
10.21603/sibscript-2025-27-4-644-655
Для цитирования:
БУТАКОВА Л. О. ТРЕНДОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ГЛАГОЛОВ В АССОЦИАТИВНО-ВЕРБАЛЬНОЙ СЕТИ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ГЛАГОЛОВ ДУМАТЬ, ВСПОМИНАТЬ) // СИБСКРИПТ. 2025. Т. 27, № 4
Текстовый фрагмент статьи