На рубеже XIX и XX веков в европейском музыкальном театре актуализируется романтическая идея одинокого и непонятого творца, противопоставленного современному ему обществу. Оперы, принадлежащие композиторам самых разных стилевых направлений (Х. Пфицнеру, А. Шёнбергу, Ф. Шрекеру, П. Хиндемиту, Э. Кшенеку) и посвящённые данной проблеме, объединены в зарубежном музыкознании термином Künstleroper («опера о художнике»). В статье формулируются черты жанра с опорой на его исторические взаимосвязи с литературными аналогами (Künstlerroman и Künstlerdrama), в своё время достаточно глубоко изученными. На основании сравнения точек зрения исследователей жанра Künstleroper прослеживаются общие закономерности драматургии стилистически различных оперных произведений, связанных, однако, единой концепцией, репрезентирующей жанр, - романтическим конфликтом между художником и суетным, враждебным ему миром.
Идентификаторы и классификаторы
Künstleroper, европейская «опера о художнике», в которой на первый план выступает проблема роли творца и его искусства, становится в первой трети XX века особым жанром музыкального театра. Тема творчества и его создателя, широко представленная в литературе ещё с Античности2, была и остаётся актуальной и для музыкального искусства. Достаточно вспомнить множество интерпретаций мифа об Орфее (К. Монтеверди, К. В. Глюка, Е. И. Фомина), оперы XVIII века («Директор театра» В. А. Моцарта и «Сначала музыка, а потом слова» А. Сальери). Кульминацией можно назвать опусы XIX столетия, в которых на первый план выходит конфликт между обществом и непонятым, неоценённым, тонко рефлексирующим творцом.
Список литературы
- Дегтярева Н. И. Оперы Франца Шрекера и модерн в музыкальном театре Австрии и Германии. Санкт-Петербург: Изд-во Политех. ун-та, 2010. 368 с. EDN: QSFOVP
- Меньщикова М. К. “Künstlerdrama” в немецкой литературе 30-70-х годов XIX века // Ученые записки Петрозаводского Государственного университета. 2019. № 1(178). С. 30-34. DOI: 10.15393/uchz.art.2019.266 EDN: YWMPOP
- Мешкова А. С. Позднеромантический Шёнберг: закат эпохи или рождение новой? // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. 2021. Вып. 26. С. 17-22. EDN: KUYPWO
- Нордау М. Вырождение; Современные французы: [пер. с нем.] / [предисл. Р. И. Сементковского; послесл. В. М. Толмачева]. Москва: Республика, 1995. 400 с.
- Шпенглер О. Закат Европы: Образ и действительность. Т. 1 / пер. Н. Ф. Гарелина. Новосибирск: Наука, 1993. 592 с.
- Badiou C. Entre Kino-Oper et Künstleroper - Enjeux du devenir de l’opéra au début du XXe siècle // Germanica. 2005. № 36. P. 31-44. DOI: 10.4000/germanica.1511
- Bokina J. Resignation, Retreat, and Impotence: The Aesthetics and Politics of the Modern German Artist-Opera // Cultural Critique. 1988. № 9 (Spring). P. 157-195. DOI: 10.2307/1354237
- Daub A. Künstleroper, säkularisierte Bewunderung und die Geburt des modernen Publikum // Provozierte Bewunderung. München: Brill Fink, 2021. S. 57-75.
- Hall S. K. The Personal Tragedy in Paul Hindemith’s Mathis der Maler // Musical Offerings. 2018. Vol. 9, № 1, art. 1. P. 1-14. DOI: 10.15385/jmo.2018.9.1.1
-
Ignácz Á. Zeneszerző a színpadon. A művész ábrázolásának problémája Szkrjabin, Schönberg és Pfitzner: A doktori disszertáció. Budapest, 2012. 254 s.
-
Kytzler B. Moses und Mathis, Aaron und Palestrina. Zur Krise des kreativen Künstler im mythischen Spiegel der Moderne // Antike Mythen im Musiktheater des 20. Jahrhunderts: gesammelte Vortrage des Salzburger Symposions 1989. Salzburg, 1990. S. 195-207.
-
Panagl О. Künstleroper // Oesterreichisches Musiklexikon online / begr. von Rudolf Flotzinger, hg. von Barbara Boisits. URL: http://www.musiklexikon.ac.at/ml/musik_K/Kuenstleroper.xml (дата обращения: 23.10.2023). DOI: 10.1553/0x0001d619
-
Pfitzner H. Der zweite Akt Palestrina: Ein Vermächtnis und eine Abwehr // Mitteilungen der Hans Pfitzner-Gesellschaft 19. München, 1967. S. 5-10.
-
Taylor-Jay C. The Artist-Operas of Pfitzner, Krenek and Hindemith: Politics and the Ideology of the Artist. London: Routledge, 2017. 234 p.
-
Weisstein U. Selected Essays on Opera. Amsterdam; New York: Editions Rodopi B.V, 2006. 401 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Психоакустические исследования показывают, что при восприятии речи активируются как участки коры головного мозга, так и подкорковые структуры мозга. При восприятии музыкальных звуков в психоакустике основное внимание уделяется слуховому спектроана-лизатору, обрабатывающему звуки до 20 кГц, который обеспечивает восприятие высоты звука и который находится в нейросетях слуховой зоны коры головного мозга, а нейросети подкорковых структур мозга рассматриваются как обеспечение пространственной ориентации по звукам. Если в нейросетях подкорковых структур мозга анализируется не частотный спектр звуков, а изменение звукового давления во времени, то эта обработка имеет важное значение при восприятии атаки музыкальных звуков, делает необходимым подробное изучение связи стадии атаки музыкального звука и его выразительности, эквивалентно восприятию звуков с полосой частот, превышающей порог в 20 кГц.
В 2024 году Уральской государственной консерватории (УГК) исполняется 90 лет. В статье на основе документальных материалов УГК и Государственного архива Свердловской области (ГАСО) реконструируется процесс становления научной работы в вузе. Одной из первых кафедр, заложивших основы исследовательской деятельности, является кафедра сольного пения. На материале архивных источников, большая часть которых впервые вводится в научный обиход, выявлены основные тенденции и научные направления, сложившиеся на начальном этапе её функционирования и обозначившие дальнейшие перспективы её развития.
В статье рассматривается сеть народных школ музыкального просвещения Петрограда, появившихся после Октябрьской революции 1917 года. Поднимается вопрос о причинах объединения общего и специального музыкального образования на начальной ступени обучения музыке. Анализируются документы Наркомпроса 1919-1920-х годов, а также труды исследователей советского и постсоветского времени, посвящённые истории отечественного музыкального образования указанного периода. На основании этих источников делается вывод, что причинами своего рода диффузного характера взаимодействия общего и специального музыкального образования на его начальной ступени стали: 1) совпадение интересов новой власти в сфере культуры (государственный социальный заказ на всеобщее музыкальное просвещение) и потребностей народа в музыкальном просвещении; 2) прочные связи обновляющегося музыкального образования с дореволюционной системой обучения, обеспечивавшие их преемственность; 3) высокий уровень профессионализма музыкантов дореволюционной консерваторской выучки, включившихся в строительство новой системы музыкального образования.
В статье рассмотрена одна из сюжетных линий сценария и либретто ненаписанной оперы Прокофьева «Хан Бузай» (1942-1946), связанная с образом и обликом Александра Македонского. Как известно, великий полководец является главным персонажем обширного героического эпоса, некогда послужившего материалом для разного рода фольклорных источников, в том числе для восточных сказок. Почётное прозвище Александра - «Искандер двурогий» - во многих из них стало основанием для истинно сказочных превращений в духе пародии и фарса. Такого рода перверсию использовал в своих текстах и Прокофьев, наделив глупого и злобного хана Бузая парой рогов, доставшихся якобы от «предка»-Македонского и в финале сочинения банально отрезанных бритвой цирюльника. Неожиданность и оригинальность этой интерпретации закономерно связаны с отсутствием сведений о том, откуда композитор взял свой сюжет. И тем более удивительно, что в воспоминаниях М. А. Мендельсон-Прокофьевой, обычно отличающихся высокой информативностью, в данном случае нет указаний на источники некоторых имеющихся в либретто «Бузая» сюжетных поворотов. В процессе поиска причин к известным архивным материалам по опере добавился ещё один - обнаруженный в РГАЛИ ранний вариант сценария (1942). Эта рукопись, названная «Брадобрей» и почти полностью записанная Мендельсон-Прокофьевой, публикуется в Приложении к настоящей статье. Источник позволяет расширить период работы над замыслом на восемь месяцев и дополнить его первоначальным названием сведения справочной литературы.
Цель предлагаемой публикации - познакомить отечественных читателей с мыслями выдающегося музыканта Ферруччо Бузони (1866-1924) о фортепианном искусстве, представленными в его заметках «Уважайте фортепиано», «“Учебная книга” Гальстона» (1910) и «Гений фортепиано» (1912). В тексте «Уважайте фортепиано» определяется место инструмента в музыкальной иерархии и его возможности. В анонсе книги Гальстона замечания Бузони касаются не только деталей, но и наиболее общих проблем эстетики исполнительства. Последняя из публикуемых заметок поднимает актуальную тему прогресса в исполнительском искусстве, в котором ведущую роль играют композиторы-пианисты. В комментариях приводятся фрагменты писем Бузони, до сих пор не переводившиеся на русский язык.
Статья посвящена рассмотрению сцены безумия Мелинды из малоизвестной для русского слушателя оперы Ференца Эркеля «Банк Бан» (1861). Эркель, основоположник венгерской национальной оперы, в этом сочинении отдал дань сюжетному мотиву женского сумасшествия, популярному в итальянской и французской опере XIX века. В статье освещаются следующие вопросы: краткая история создания оперы; роль сюжетного мотива безумия в драматургии произведения; претворение европейских и национальных традиций; особенности формообразования и музыкального языка сцены безумия Мелинды. Приложения включают нотные примеры и таблицу с указанием разделов сцены сумасшествия Мелинды.
Издательство
- Издательство
- УГК
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620014, Уральский федеральный округ, Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, дом 26
- Юр. адрес
- 620014, Уральский федеральный округ, Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, дом 26
- ФИО
- Шкарупа Валерий Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@uscon.sco.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3712180