В статье анализируются вопросы взаимообусловленности двух взаимосвязанных сфер современных культурных индустрий – культурного туризма и музейных индустрий. Раскрывается трансформация современных музейных индустрий в условиях развития процессов цифровизации, превращения музеев в многопрофильные центры хранения артефактов прошлого, образования, просветительства и организации досуговых практик и пространств, которые являются важным системообразующим элементом современного культурного туризма, значимым ресурсом развития человеческого капитала и городского развития малых городов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Актуальность исследования. Современные музеи из хранилища артефактов истории и культуры превратились в важные центры социально-коммуникативного взаимодействия, организации и реализации досуговых программ, дополнительного образования, а также в системообразующие локации формирования, поддержания и развития исторической памяти и цивилизационной идентичности, объекты культурного туризма, реальные центры локального и регионального развития
Список литературы
1. Мастеница Е.Н. Предисловие // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 212: Музей в мире культуры. Мир культуры в музее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры музеологии и культурного наследия 5-6 декабря 2013 г., Санкт-Петербург. С. 9-10. EDN: VHOTCL
2. Museum Definition // ICOM. URL: https://https://icom.museum/en/resources/standards-guidelines/museum-definition/(дата обращения: 30.08.2023).
3. ICOM announces the alternative museum definition that will be subject to a vote // ICOM. URL: https://icom.museum/en/news/icom-announces-the-alternative-museum-definition-that-will-be-subject-to-a-vote/(дата обращения: 30.08.2023).
4. Малинова О.Ю. Актуальность прошлого: история, память и политика идентичности // Дискурсология: методология, теория, практика. 2016. Т. 1. № 10. С. 156-166. EDN: WYXUEL
5. Эшворт Г.Дж. От истории к наследию - от наследия к идентичности: в поисках понятий и моделей // Неприкосновенный запас. 2017. № 4. С. 154-171. EDN: FOHYNP
6. Фелькер А.В. Исследования наследия и политики памяти - в поисках общих подходов // Политическая наука. 2018. № 3. С. 32-52. EDN: YPENLF
7. Полякова Е.А. Музей в контексте актуализационно-адаптационных процессов // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 388. С. 86-93. EDN: TALBXP
8. Мастеница Е.Н. История в музее: методология познания и репрезентации // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей. Вып. 1. М.: Этерна, 2015. C. 102-117.
9. Иванова Е.В. Смыслогенерирующая репрезентация // Омский научный вестник. 2008. № 1 (63). С. 148-151. EDN: KNWTUF
10. Hooper-Creenhill A. Museums and the Shaping of Knowledge. London; New York, 1992. 232 p.
11. Комлев Ю.В. Музей как социально-культурный центр региона // Аналитика культурологии. 2011. № 2 (20). URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/701-the-museum-as-a-cultural-center-social.html/ (дата обращения: 30.08.2023).
12. Кулиева М.М. Музей как особый социально-культурный институт // Концепт. 2016. Т. 2. С. 476-480. URL: http://e-koncept.ru/2016/46114.htm/ (дата обращения: 30.08.2023). EDN: VSDMNH
13. Сапанжа О. Больше, чем музей // Музей. 2016. № 10. С. 54-57. EDN: UGUZHI
14. 7 причин поехать в Мышкин // Портал “Отдых в России”. Проект “Комсомольской правды”. URL: https://www.kp.ru/russia/myshkin/(дата обращения: 30.08.2023).
15. Гордин В.Э., Сизова И.А., Кудельникова А.Н., Воронина А.А. Музеи и посетители: как взаимодействовать в посткарантинный период // Музей. 2020. № 7. С. 10-30. EDN: RVFFHD
16. Richards G. Cultural Tourism in Europe. London; New York: CAB International, 2001. 270 p.
17. Прентис Р. Опыт становления и развития культурного туризма. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2001. 231 с.
18. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2007. 152 с. EDN: UHIJOB
19. Харитон В.В. К вопросу определения понятия “культурный туризм” и его классификация на современном этапе развития туризма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 28. С. 169-176. EDN: ZVZFDZ
20. Александрова А.Ю., Аигина Е.В. Туристский вектор в актуализации культурного наследия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 2. Т. 10. С. 19-28. EDN: VXVNXX
21. Richards G. Cultural Tourism: A review of recent research and trends // Journal of Hospitality and Tourism Management. 2018. Vol. 36. Р. 12-21.
22. Блэкуэлл Р., Миннард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 10-е изд. М.; СПб.: Питер, 2007. 944 с.
23. Флиер А.Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. URL: https://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/ Flier_Cultural-Industries/(дата обращения: 01.09.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье на историческом материале рассматриваются музыкальные традиции Южного Урала в разрезе общего и особенного. Исходя из методики «регион через города», автор рассматривает Магнитогорск как характерный для региона тип индустриального моногорода. В статье показано, что для южноуральского ареала характерно отсутствие исторически сложившихся музыкальных традиций, “Актуальные проблемы искусствоведения” но наличествует ускоренный характер их формирования. Постулируется одновременность строительства города в материальном и художественном смыслах, сформировавшая специфические взаимоотношения городского социума и искусства. Автор обнаруживает корреляцию между моноспецификой города и его музыкальной культурой, показывает сопряженность и автономность традиций любительского и профессионального творчества, подчеркивает особую роль музыкально-образовательных учреждений в развитии музыкального пространства региона. В заключение делается вывод о том, что активно формирующиеся в настоящее время музыкальные традиции обеспечивают Южному Уралу потенциал развития на основе современных культурных стратегий
Данная статья посвящена опере «Лю Ху-лань», написанной в 1950 году композиторами Вэй Фэн и Лю Ляньчи. Практически неизвестная европейскому и российскому музыкознанию, она вызывает большой исследовательский интерес. В центре оперы, являющейся образцом историко-героического жанра, находится один из главных образов китайской культуры середины XX века, актуальных времени мощного революционного подъема китайского народа: девочки-революционерки Лю Ху-лань, подвиг которой сыграл важную роль в развитии идей патриотизма и гражданственности в общественном сознании Китая 1950-х годов
В статье освещается история возрождения оперы на библейские сюжеты в музыкальном театре Франции XIX века. Особое внимание в работе уделяется историко-культурному контексту периода Великой французской буржуазной революции, погрузившей страну в атеистические воззрения, а также деятельности Наполеона Бонапарта, восстановившего в правах католицизм. Автором раскрывается отношение императора к постановке опер на сюжеты Священного Писания и дается краткая характеристика сочинений, созданных в период его правления, – опер «Иосиф в Египте» Э. Мегюля, «Смерть Адама» Ж. Лесюэра, «Смерть Авеля» Р. Крейцера и «Клятва Иеффая» Дж. Мейербера. В заключении сделаны выводы об особенностях данных произведений и предвосхищении ими принципов жанра французской лирической оперы.
Аксиологический аспект ретрансляции культурного кода в креативных индустриях рассмотрен в исторической ретроспективе. Трактуя креативные индустрии как естественное продолжение развития массовой культуры индустриального общества, авторы статьи отмечают, что, получив первоначальное институциональное оформление в Англии конца 1990-х годов, данная модель социокультурного развития сфокусировала в себе ценности общества потребления, которые в глобализированной форме продвигались коллективным Западом в мировом сообществе. При таком подходе ретрансляция культурного кода предстает не более, чем игровая стилизация, являющаяся инструментом продвижения региональной идентичности, формально имеющей признаки этнографической атрибутики, вуалирующей глубинные характеристики ценностей коллективного Запада. В условиях построения многополярно мира, когда признается суверенитет и значимость национальных государств, ретрансляция культурного кода в креативных индустриях основывается на традиционных культурных ценностях, что подтверждает китайский и российский опыт построения и развития креативных индустрий, охарактеризованный авторами статьи
В данной статье авторы рассматривают эволюцию коммуникации и, в первую очередь, ее культурологические аспекты в ситуации постмодерна. Проблематика и актуальность данной статьи видится авторам прежде всего в том, что классические модели культурологического, семиотического и философского осмысления феномена коммуникации подвергаются детеоретизации в парадигме постмодернизма. Обращение к эволюции самого понятия коммуникации, культурологический подход к данному процессу, представляет научную новизну, поскольку позволяет расширить возможные направления исследований в данной сфере на поле отечественного культурологического знания. Исследование построено на методе сравнительного анализа, что позволяет читателю аргументированно сопоставить классические теории коммуникации с широкой палитрой навязываемых социуму постмодернистских концепций, в которых сама человеческая коммуникативная бытность выступает в качестве симулякра
В статье впервые рассматривается семантика детских рисунков ленинградцев 1940-х гг., включающих христианские символы. В рамках исследования применяются методы искусствоведческого анализа и исторический подход. В результате исследования сделаны выводы, что христианские символы в детских рисунках подвергались заметной трансформации, что было обусловлено историческим контекстом, в котором религиозная тема была под запретом. Однако представленные примеры детских рисунков являются свидетельством преемственности художественных традиций, формой освоения и передачи культурного опыта.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с соотношением культуры и мифологии в культурологических исследованиях. Через символическую концепцию культурогенеза показывается формирование смыслообразующих мифологем, влияющих на стереотипы смыслообразования. Механика восприятия действительности человеком культуры рассматривается в ее связи с динамикой мифологии. Рассматриваются концептуальные построения исследователей, связывающих темы мифологии и мифологизации с основами мировоззрения и сознательной рефлексии. Делается вывод о том, что при исследованиях в области внутренней стороны культуры необходимо учитывать схематику концептуализации реальности человеком
Историческая память – это способность сохранять и передавать образы прошлого, информацию о ключевых событиях и наиболее значимых исторических деятелях. Она включает в себя не только сами события и пережитый опыт, но и их эмоциональную окраску, оценки. Такая коллективная память о прошлом своего народа является основой формирования национальной идентичности, позволяющей сохранить и приумножить уникальность и богатство российской цивилизации
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/