Основной целью исследования является рассмотрение повышения туристской привлекательности российских регионов на основе использования кластерного подхода с учетом формирования персонализированных технологий сервиса. Для выполнения поставленной цели приводится определение структурных компонентов туристских кластеров региона с учетом специфики предоставления туристских, рекреационных услуг, видов и факторов интеграционных процессов системы организации туристских кластеров. Результатом исследования является определение макроэкономического туристского кластера, позволяющего путем объединения последовательно или параллельно производимых технологических процессов профильных специализированных предприятий туристской территории или трансграничных территорий осуществлять создание, продвижение и предоставление кластерного турпродукта с учетом потребительских предпочтений. Макроэкономический туристский кластер отражает экономическую парадигму туристско-рекреационного комплекса, включающую системность, синергизм и институционализм, а также другие признаки организации функционирования комплексообразующих структур в туристской индустрии. В ходе исследования были уточнены виды и факторы интеграционных процессов системы организации туристских кластеров, проведено обоснование содержания системы стратегического планирования макроэкономических туристских кластеров, приведена оценка состояния российского рынка туристских услуг с учетом формирования персонифицированных технологий сервиса в условиях кластеризации, определены научно-прикладные аспекты диагностики и мониторинга функционирования туристских кластеров в условиях ограничения использования финансовых ресурсов, предложены рекомендации по важнейшим проблемам использования ресурсного обеспечения, ориентированных на максимальное предпочтение интересов и потребностей туристов в современный период развития кластеризации в туристской индустрии, а также развития интеграционно-производственных, координационных отношений деятельности профильных предприятий туристских кластеров. Отмечаются процессы, сдерживающие динамичное развитие кластерообразования в туристской индустрии, к которым следует отнести отсутствие организации по взаимодействию органов исполнительной власти трансграничных регионов, ограниченные возможности применения адаптированной методологической базы, позволяющей использовать кластерные технологии, недостаток подготовленных управленческих кадров и специалистов по вопросам формирования и использования туристских кластеров трансграничных регионов.
Идентификаторы и классификаторы
Туристская привлекательность российских регионов во многом обеспечивается увеличением возможности формирования и продвижения туристских продуктов в рамках кластерного подхода организации туристской сферы регионов и трансграничных территорий. Процесс кластеризации, как организационная форма, становится все более распространенным инструментом развития интеграционных и кооперированных отношений туристской сферы национальной экономики, давая тем самым дополнительный стимул для развития внутреннего туризма.
Список литературы
Александрова А.Ю., Владимиров Ю.Л. Особенности создания туристских кластеров в России (на примере Вологодской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 1. С. 47–58.
Богомолова Е.С. Оценка экономического потенциала туристско-рекреационного комплекса региона: монография. М.: РУСАЙНС, 2021. 190 с.
Борщ Л.М., Польская С.И. Особенности кластерного подхода в рекреационной сфере региона в контексте цифрового развития на примере Республики Крым // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2021. № 1 (54). С. 198–211. doi 10.37279/2312-5330-2021-1-198-213
Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. Сравнительный анализ туристских кластеров в регионах Прибайкалья: роль сотрудничества как фактора развития // Экономика региона. 2014. № 2. С.115-122.
Жиленко В.Ю., Удалых С.К. Кластерный подход как инструмент развития сельского туризма в РФ // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2017. Т. 3, № 4. С. 31–34.
Зиядин С.Т. Особенности кластерного подхода построения маркетинга туристической фирмы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 7. С. 88–91.
Зобова Е.В., Морева С.Н., Косенкова Ю.Ю. Развитие туристско-рекреационных кластеров: российский и зарубежный опыт // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 6.
Костенко О.В. Методологические подходы к построению стратегии развития кластера // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 16. С. 1945–1958.
Кощеев Д.А., Исопескум Д.А. Проектирование туристских кластеров (системно- агломерационный подход): монография. М., 2022. 320 с.
Лебединская Ю.С. Региональный туристский кластер: понятие и специфические черты // Научное обозрение. 2015. № 12. С. 360–364.
Мирзеханова З.Г. Кластерный подход в развитии туризма (на примере Хабаровского края) // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2015, № 4. С. 87–95.
Молчанова В. Кластерный подход в инновационном развитии регионов рекреационно-туристской специализации // сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции «Управление инновациями: теория, методология, практика», г. Новосибирск, 30 июня, 28 июля, 29 августа 2016 г.
Нагорная М.С., Шевцова В.В. Зарубежный опыт кластерной модели управления в сфере туризма // Управление в современных системах. 2019. № 1 (21). С. 7–13.
Портер М.Э. Конкуренция: обновленное и расширенное издание. М., 2010. 591 с.
Прохоров А.Ю., Ергунова О.Т. Маркетинговый механизм привлечения инвестиций в кластеры // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 7. С. 22–25.
Рудченко В.Н. Кластеры в туризме: особенности классификации, процесс формирования и методы оценки // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 4 (41). С. 12–18.
Чернецова Г.М., Гомзиков Н.В. Опыт формирования туристских кластеров в регионах Российской Федерации // Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы: сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2019. С. 351–355.
Шепелев И.Г., Маркова Ю.А. Туристско-рекреационные кластеры — механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развитием регионов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 3 (11).
Benner M. Towards a policy to promote tourism clusters, MPRA Paper 43924, University Library of Munich, Germany. 2013. Р. 43–58
Cavalheiro M., Joia L., Mayer В. Smart tourism destinations: (Mis) aligning touristic destinations and smart city initiatives. 2021. https://doi.org/10.1590/1807-7692bar2021190132
Chhetri A., Arrowsmith C., Chhetri P., Corcoran J. Mapping Spatial Tourism and Hospitality Employment Clusters: An Application of Spatial Autocorrelation // Tourism Analysis. 2013. Vol. 18. no. 5. Р. 559–573. http://dx.doi.org/10.3727/108354213X13782245307830
Da Cunha S.K., Da Cunha J.C. Tourism cluster competitiveness and sustainability: Proposal for a systemic model to measure the impact of tourism on local development. 2005. https://doi.org/10.1590/S1807-76922005000200005
Naramski M., Herman K. The transformation process of a former industrial plant into an industrial heritage tourist site as open innovation. 2022. Vol. 8. Р. 1–14, https://doi.org/10.3390/joitmc8020074
Porter M.E. Clusters and the New Economics of Competition. 1998. Р. 1–32
Perles-Ribes J.F., Rodríguez-Sánchez I., Ramón-Rodríguez A.B. Is a cluster a necessary condition for success? The case of Benidorm. 2015. https://doi.org/10.1080/13683500.2015.1043247
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность вопросов международной интеграции вытекает из тенденции схожих экономических систем к объединению с целью достижения взаимовыгодного эффекта на фоне деглобализационных процессов, ставших неотъемлемой частью капиталистического мира в последние десятилетия. Напряженная геополитическая обстановка, затронувшая весь мир на фоне кризиса международной торговли, ставит под сомнение дальнейшую гегемонию западного мира в контексте неэквивалентного обмена капитала. Одним из подходов для анализа эффективности сложившегося общемирового способа ведения хозяйства является мир-система. В данной статье Евразийский экономический союз рассматривается сквозь призму мир-системного подхода. Целью исследования является выявление проблем и возможных перспектив для развития интеграции в контексте мир-системы. Кроме того, рассмотрены вопросы взаимных инвестиций и трудовой миграции в государствах — членах ЕАЭС, раскрыта специфика экономики Союза, указаны имеющиеся проблемы, стоящие перед ним, и возможные пути решения данных проблем с целью дальнейшего развития интеграционных процессов между странами-участницами.
Появление и активное развитие цифровых экосистем определяет новый объект изучения менеджмента, интегрирующий в себе управление знаниями, управление инновациями, управление операциями, цепями поставок и организационных изменений. В условиях конкуренции и рыночных барьеров экономические субъекты активно используют цифровые экосистемы как ключевой фактор успеха. Сами цифровые экосистемы являются особым, сложным объектом управления, свойства которого меняются по мере прохождения им различных этапов жизненного цикла. При этом жизненные циклы цифровых экосистем находятся под влиянием функционирующих в их контуре объектов и субъектов и связанных с ними экономических систем. На основании наблюдения за экономическими системами и влиянием на них различных факторов авторами были определены этапы жизненного цикла цифровых экосистем. Базируясь на результатах анализа специфики поведения цифровых экосистем на этапах их жизненных циклов, авторами были сделаны выводы о наиболее значимых особенностях управления ими.
Введение экономических санкций против России привело к массовому уходу западных компаний с российского рынка, что создало благоприятные возможности для расширения деятельности китайских автомобильных компаний. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности деятельности китайских автопроизводителей как давно присутствующих на российском рынке, так и впервые выходящих на него. По оценкам авторов, на конец 2022 г. на российском рынке присутствовали 38 китайских компаний, что составило около 60 % от всех функционирующих китайских автопроизводителей. В результате проведенного исследования была предложена авторская классификация китайских компаний на российском рынке по способу выхода на рынок, которая включает в себя «серый» экспорт, косвенный экспорт через дилеров и дистрибьюторов, собственный сбытовой филиал, прямые инвестиции, портфельные инвестиции. Авторы приходят к выводу, что косвенный экспорт, наряду с собственными сбытовыми филиалами, является наиболее распространенным способом выхода китайских автомобильных компаний на российский рынок. При этом прямые иностранные инвестиции выступают важнейшим методом закрепления китайских компаний на российском автомобильном рынке. Такие компании, как Chery, Great Wall, Geely, являются лидерами среди китайских компаний по продажам в Р россии: их совокупная доля составляет около 93 %, что означает высокую концентрацию продаж. К ключевым особенностям деятельности китайских компаний с прямыми иностранными инвестициями относятся наличие мощной дилерской сети, а также производство автомобилей китайских марок на совместных предприятиях (инвестиции brownfield), где ведущую роль играет российское предприятие «Автотор». Единственным исключением является компания Great Wall Motor, которая построила завод Haval в Т туле «с нуля» (инвестиции greenfield). Авторы высказывают предположение, что малые объемы китайских инвестиций в российскую автомобильную промышленность объясняются в том числе превалированием brownfield инвестиций над инвестициями greenfield. На основе проведенного исследования авторы полагают, что важнейшими факторами продвижения китайских автомобильных компаний в Р россии выступят разворачивающиеся процессы цифровизации, а также растущий спрос на электромобили. При этом китайским автопроизводителям придется столкнуться с серьезной конкуренцией как со стороны российских, так и корейских компаний.
Остаточные выбросы от потребления ископаемого топлива свидетельствуют о долгосрочном воздействии прошлых выбросов углекислого газа (CO2) на современные объемы. Учитывая, что текущие уровни выбросов остаются на высоком уровне, необходимо обращать внимание на накопительный характер данного процесса. Представленное исследование направлено на изучение влияния потребления газа и остаточных выбросов CO2 на выбросы углекислого газа в Южной Африке с использованием модифицированной идентификации IPAT, а также скрытой модели Маркова. Внедрение дополнительных переменных в модифицированную идентификацию IPAT выявило доказательства влияния потребления газа на окружающую среду в энергетическом секторе Южной Африки. В модели динамической регрессии Маркова (MSDRM) использованы ежегодные данные из энергетического сектора Южной Африки с 1966 по 2020 г., собранные из различных источников. Результаты показывают, что вероятность модели (0,8475) будет сохраняться в состояниях с высокими выбросами с течением времени. Результаты MSDRM показали, что потребление газа указывает на статистически значимую отрицательную связь между потреблением газа (–0,0461) и выбросами CO2, означающую, что, несмотря на снижение выбросов CO2 при использовании газа, это не влечет за собой мгновенных обратных изменений в атмосфере. Вероятно, такие изменения вызваны другими источниками выбросов. Результаты MSDRM показали, что остаточные выбросы CO2 положительно влияют (I) на нынешние выбросы CO2 и что декаплинг (T) приводит к увеличению выбросов CO2. Полученные результаты подчеркивают необходимость разработки приоритетных «зеленых» стратегий, направленных на борьбу с источниками с устойчивыми высокими выбросами.
Представлен всесторонний анализ роли России на мировом рынке строительных услуг, освещены исторические и современные аспекты рынка, выявлены ключевые факторы, влияющие на текущее положение России, и обозначены основные вызовы и перспективы отрасли. Проведенное исследование основывается на анализе статистических данных, обзорах научных публикаций, отчетах правительственных и международных организаций, а также экспертных мнениях. Подробно рассмотрены экономическое значение строительного сектора для России, его интеграция в мировую экономику и влияние глобализации. Обсуждаются также важность строительства для создания инфраструктуры, жилья, занятости и поддержки смежных отраслей. Оценивается влияние экономических, политических и технологических факторов на строительную индустрию России, включая экономическую политику, курс национальной валюты, законодательные изменения и инновационные технологии в строительстве. Проанализированы проблемы и вызовы отрасли, в том числе воздействие международных санкций и политической обстановки, ключевые препятствия на пути развития, предложены возможные пути их преодоления. Особое внимание уделяется стратегиям и рекомендациям, направленным на улучшение позиций России на мировом рынке строительных услуг. В заключении подчеркивается, что позиция России на мировом рынке строительных услуг зависит от комплексного взаимодействия экономических, политических и технологических факторов. Эффективное управление этими аспектами требует глубокого понимания глобальных экономических тенденций и стратегического планирования на национальном уровне.
Производственный сектор находится на пороге цифровой революции, которая обещает коренным образом изменить его операционный ландшафт. Исследование посвящено цифровой интеграции в сфере производства и освещает процесс цифровой трансформации и его последствия. Дискуссия начинается с анализа текущего состояния цифровой трансформации в производственном секторе, с особым акцентом на технологиях Интернета вещей (IoT), искусственного интеллекта (AI), цифрового двойника (DT) и робототехники, которые находятся на переднем крае повышения эффективности и стимулирования инноваций. Значительное внимание уделено опыту Китая в цифровой трансформации производства и вызовам, с которыми могут столкнуться производители, включая культурную инертность и недостаток навыков. Описаны пути преодоления этих препятствий. Рассматриваются варианты выхода на перспективные траектории и инновации в цифровизации производства, прогнозируются последствия появления таких технологий, как передовая робототехника, связь 5G, устойчивые производственные практики и тенденции кастомизации. Акцентируется стратегическая важность цифровой трансформации производства и конкурентные преимущества, которые она предоставляет.
В исследовании очерчены стратегические рамки проблематики цифровой трансформации в производственном секторе, оно представляет интерес как для работников науки и образования, так и для практиков, задействованных в сфере цифровизации.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью внедрения информационных технологий в различные сферы деятельности и их влиянием на развитие финансов домохозяйств. Цель исследования — выявление мер, повышающих влияние цифровизации на финансы домохозяйств, и разработка показателей, характеризующих эффективность доходов населения от использования цифровых технологий. Ведущим методом исследования данной проблемы выступает регрессивный анализ в качестве предлагаемого инструмента тестирования модели использования современных технологий в экономической и финансовой сферах. Используемый метод позволяет рассмотреть проблему как процесс изменения индикаторов, непосредственно влияющих на финансы домохозяйств. Cделан вывод о том, что доходы домохозяйств могут изменяться под воздействием различных переменных факторов, таких как информационно-коммуникационные технологии. Определено, что для оценки уровня ИКТ (Индекс развития информационно-коммуникационных технологий) используются показатели: индекс инновационного развития, индекс расходов правительства на инновации, индекс работоспособности технологических изобретений. Выявлена тенденция совершенствования показателей ИКТ и их позитивное влияние на развитие рынка труда и информационной среды. Определено, что на результативный показатель глобального инновационного индекса оказывают воздействие переменные факторы, характеризующие политическую, экономическую, социальную и информационную сферы деятельности. Сделан вывод о том, что цифровые технологии оказывают влияние на формирование финансов домохозяйств и могут способствовать повышению уровня доходов населения.
Человеческий капитал признается фундаментальной движущей силой экономического роста, по крайней мере, в инновационной, основанной на знаниях экономике. Этот тезис многократно обосновывается в работах ведущих экономистов, посвященных экономическому росту. Однако эмпирические исследования, связывающие человеческий капитал с экономическими результатами, не дают безусловного подтверждения этого тезиса как на макроэкономическом, так и микроэкономическом уровнях. В исследовании рассматривается вопрос о вкладе человеческого капитала в вероятность ухудшения экономических результатов домохозяйств на фоне кризисных явлений. Оценки, полученные на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS, НИУ ВШЭ), показывают, что условная вероятность ухудшения финансового положения для людей с высшим образованием значительно увеличилась в 2020 и 2022 гг. по сравнению с 2019 г. С помощью логит-анализа мы рассчитали отношения шансов ухудшения финансового положения для трех групп: работающие в настоящее время и неработающие, сообщившие о плохом здоровье по сравнению с группой респондентов с хорошим здоровьем, группа респондентов с высшим образованием по сравнению с тем, у кого нет диплома о высшем образовании. Люди с плохим здоровьем имеют на 20 % больше шансов снижения доходов, чем люди с хорошим здоровьем, что является негативным, но ожидаемым результатом. Однако вызывает тревогу то, что после 2020 г. для людей с высшим образованием шанс ухудшения финансового положения семьи также в 1,2 раза выше, чем у людей, не имеющих высшего образования. Эти оценки не ставят под сомнение положительное влияние человеческого капитала на экономику, основанную на знаниях. Но возникает вопрос, в какой степени черты экономики, основанной на знаниях, сохраняются во время кризисов. Возникает и другой вопрос, в какой степени высшее образование сегодня соответствует ожиданиям рынка труда и способна ли система образования обеспечить высокую отдачу от инвестиций в человеческий капитал.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/