В статье рассматривается художественное содержание и композиционные особенности антивоенных сочинений А. Шнитке и Г. Жубановой, посвященных взрывам атомных бомб в Японии. В результате анализа оратории«Нагасаки» А. Шнитке и балета «Хиросима» Г. Жубановой, были выявлены характерные для них общие черты, такие как расширение средств выразительности и новаторство в области музыкального языка.
Идентификаторы и классификаторы
С давних времен разные исторические события, так или иначе повлиявшие на жизнь людей, мотивировали композиторов и деятелей искусства откликаться на них. Наиболее драматичные изменения всегда вызывали военные конфликты, однако музыка войны и о войне не всегда обладала пафосом борьбы за мир. В ХХ веке сокрушительная сила мировых войн достигла крайности – способности уничтожения всего живого. Взгляд на войну полностью изменился, когда её разрушительная сила становилась все более ужасной и приводила к гибели небывалого количества мирных людей. Как отмечает Т. Йоргасон [11], уже во время Второй мировой войны было написано более 200 крупных произведений соответствующего содержания. В послевоенное время подобных опусов появилось значительно больше. Среди них значительное место занимают сочинения на тему протеста против ядерных бомбардировок. Трагедия японских городов Хиросимы и Нагасаки, уничтоженных в результате американских атомных бомбардировок 6 и 9 августа 1945 года (первые в истории человечества случаи боевого применения самой мощной разрушительной техники), ставших причиной гибели более 70 тысяч человек, на протяжении многих десятилетий привлекает к себе внимание композиторов разных национальных культур, создавших множество произведений в разных жанрах. Среди неяпонских композиций можно назвать наиболее часто исполняемые: «Плач по жертвам Хиросимы» К. Пендерецкого (Польша), оратория «Нагасаки» А. Шнитке (СССР), кантата «Хиросимские пятистишия» М. Вайнберга (СССР), симфония «Хиросима» Э. Аалтонена (Финляндия), и другие. К этой тематике обратилась и казахский композитор Г. Жубанова, воплотив её в жанре балета. Среди сочинений японских авторов широко известны симфония «Хиросима» М. Оки, реквием «Хиросима» К. Томико, симфония «Хиросима» И. Дана. В этих произведениях обнаруживаются общие и отличительные черты: с одной стороны, у них один источник вдохновения, с другой, у каждого композитора свой подход и способ выражения мыслей.
Список литературы
- Альшванг A.A. Оперные жанры “Kармен” // Альшванг А.А, Избранные статьи, M.: Музгиз, 1959. - С. 92.
- Альшванг А.А. Проблемы жанрового реализма (к 70-летию со дня смерти А. С. Даргомыжского) [Текст] / А. А. Альшванг // Избранные статьи / А.Альшванг. - М.: Советский композитор, 1959. - С. 85-90.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Музыка.: 1971. - 376 с.
- Еременко Г.А. Музыкальный театр Запада в первой половине ХХ века. Аналитические очерки. - Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2008. - 280 с.
- Котлова Г.К. Традиции и современность в ранних балетах Г. Жубановой [Текст] // Жизнь в искусстве. Композитор Газиза Жубанова / Ред. - сост. Кетегенова. - Алма-Ата, 2003. - С. 244-253.
- Сарынова Л.П. Балетное искусство Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1976. - 176 с.
- Трайнина Е. Дьёрдь Лигети: своеобразие эстетического сообщения // Вестник Российской Академии музыки имени Гнесиных., 2007, №1. - С.
- Холопова В.Н., Чигарева E.И. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. М.: Советский композитор, 1990. - 346 с.
- Шапилов В., Сабитова Д. О литературной основе оратории Газизы Жубановой “Возлюби человек человека” // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность. 2023. №1. - С. 35-45. EDN: JHHWTV
-
Шульгин Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором. - М.: Деловая лига, 1993. - 110 с.
-
Yorgason T. Music and War Throughout the Ages: Dissertation. - Utah State Univercity, 1997. - p. 24.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена исследованию проблемы взаимодействия композиторского творчества с ашыгской музыкой на примере камерно-инструментальных произведений У.Гаджибейли, Ф.Амирова и Э.Дадашевой. Как показал сравнительный анализ, использование выразительных средств ашыгской стилевой модели связано с передачей приемов игры на сазе. Композиторы применяют кварто-квинтовые созвучия, длительные органные пункты, упругие четкие ритмы, переменную метрическую организацию, повторность звуков на одной высоте, вариантность мотивных ячеек. Рассмотренные произведения позволяют сделать вывод о том, что в азербайджанском композиторском творчестве создана национальная жанровая разновидность миниатюры- ашыгсаягы - с присущими ей особенностями образного содержания и музыкального языка.
Статья посвящена изучению истории создания и исполнительским интерпретациям вокальных циклов Бенджамина Бриттена, написанных для сопрано и струнного оркестра - «Озарения», «Серенада», «Ноктюрн», «Спит алый лепесток». В исследовании раскрываются и уточняются факты об истории создания указанных произведений, конкретизируется круг образов и содержание. В результате изучения сценической истории данных опусов делаются выводы о том, что вокальные циклы композитора для высокого голоса и струнного оркестра в первой трети XXI века заново открываются отечественному слушателю и вводятся в концертную практику ведущих музыкальных коллективов России. Данный факт способствует формированию исследовательского интереса к перечисленным произведениям, в том числе и с точки зрения особенностей и задач исполнительской интерпретации.
Впервые в русскоязычной литературе представлена целостная картина исторического развития и современного состояния баянного и аккордеонного искусства в Китае. В статье охарактеризовано творчество наиболее видных исполнителей и их творческих достижений.
Статья посвящена обзору международной научной конференции«Китайская музыкальная культура и Россия», проходившей в сентябре 2023 года в Московской консерватории. На конференции обсуждались вопросы китайско-российских связей и обменов в области музыкальной культуры и образования, проблемы воплощения образов китайской культуры в русской и советской музыке, современное состояние и перспективы взаимных исследований в области музыки. В ходе конференции состоялась презентация новой книги Цзо Чжэньгуаня «Музыкальная культура Китая», вышедшей в России в сентябре 2023 года.
Издательство
- Издательство
- УГК
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620014, Уральский федеральный округ, Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, дом 26
- Юр. адрес
- 620014, Уральский федеральный округ, Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, дом 26
- ФИО
- Шкарупа Валерий Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@uscon.sco.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3712180