Цель статьи: актуализировать представление о степени удовлетворенности читателей крупнейшего за Уралом информационного учреждения – Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН) – организацией работы и качеством предоставляемых библиотечно-информационных услуг.
Сбор данных для исследования проводился в 2023 г. методом очного анкетирования. Вопросы анкеты позволяли респондентам оценивать работу библиотеки в баллах, а также выражать свое мнение более развернуто. Полученные ответы анализировались на количественном и качественном уровнях. Результаты опроса, имеющие числовое выражение, дали общую картину читательских предпочтений и степени их удовлетворенности услугами библиотеки. Качественный анализ развернутых отзывов респондентов способствовал более глубокому пониманию сути высказанных мнений. На основании полученных данных было установлено, что читатели ГПНТБ СО РАН в целом высоко оценивают ее фонд и профессиональные качества сотрудников, считают комфортными условия пребывания в библиотеке. Тем не менее претензии, высказанные респондентами относительно электронных каталогов, сайта библиотеки, системы информирования об имеющихся услугах и сервисах, требуют оперативной реакции соответствующих библиотечных подразделений. Итоги исследования позволили получить «портрет» современного читателя ГПНТБ СО РАН, обозначить сильные и слабые стороны в работе с ним и сформулировать предложения для решения ряда выявленных проблем и определить шаги по совершенствованию системы обслуживания в библиотеке.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- Префикс DOI
- 10.20913/2618-7515-2024-1-62-72
Достаточно высок процент читателей, посещающих библиотеку с целью поиска информации для учебы (63 %) и для научной работы (50 %). Поскольку для научной библиотеки посетители с такими интересами изначально являются приоритетными, рассмотрим их состав более подробно.
Список литературы
1. Чернышева Е. А. Гендерные аспекты библиотечной коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2008. № 58. С. 325-328.
2. Есина Т. А. Социальное портретирование как метод изучения читателей библиотек : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010. 23 с.
3. Ялышева В. В., Степанова А. С. Чтение и библиотечное обслуживание: исследовательская деятельность российских библиотек // Библиосфера. 2007. № 3. С. 3-11.
4. Кожевникова Л. А. Библиотека и читатели в контексте концепции устойчивого развития // Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона. Новосибирск. 1996. C. 8-14.
5. Подкорытова Н. И., Вихрева Г. М., Федотова О. П., Шевченко М. А. Новые тенденции использования фонда ГПНТБ СО РАН в системе обслуживания читателей // Труды ГПНТБ СО РАН. 2022. № 4. С. 25-35. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-25-35.
6. Вихрева Г. М., Махотина Н. В., Федотова О. П. Фонд малоиспользуемых изданий ГПНТБ СО РАН в системе обслуживания читателей // Труды ГПНТБ СО РАН. 2023. № 1. С. 38-45. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-38-45.
7. Дворкина М. Я. «Новое» как характеристика библиотечно-информационной деятельности // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 5. С. 496-502. https://doi.org/10.25281/0869-608X-2017-66-5-496-502.
8. Ахмадова Ю. А. Система менеджмента качества библиотек. Санкт-Петербург : Профессия, 2007. 264 с.
9. Столяров Ю. Н. Критерий оценки библиотечного обслуживания : учеб. пособие. Москва : МГИК, 1982. 79 с.
10. Тархова Е. В. Менеджмент качества в библиотечном обслуживании (по материалам анкетирования пользователей ТОУНБ имени А. С. Пушкина) // Библиотека: исторический аспект и современное состояние : материалы науч.-практ. конф. : (к 175-летию основания Тамбов. обл. универс. науч. б-ки им. А. С. Пушкина). Тамбов, 2005. С. 35-43.
11. Тикунова И. П. Измерение качества библиотечных услуг - актуальная проблема современности // Библиотеки и просвещение в области прав потребителей : материалы 3-го Всерос. науч.-практ. семинара, Москва, 15-16 нояб. 2007 г. Москва, 2008. С. 74-81.
12. Брофи П. Оценка деятельности библиотек: принципы и методы. Москва : Омега-Л, 2010. 357 с.
13. Есина Т. А. Элементы социального портретирования в исследовании читательской аудитории в XIX - начале XXI в. // Вестник ТГУ. 2009. Вып. 3. C. 59-66.
14. Гараева Л. А., Зайцева Т. Б. Аватар читателя городской библиотеки // Libri Magistri. 2019. № 1. С. 102-118.
15. Маурина С. В. К вопросу об определении понятия «читательское поведение» // Череповецкие научные чтения - 2014 : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (11-12 нояб. 2014 г.). Череповец, 2015. Ч. 2. С. 156-157.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Сотрудники ГПНТБ Сибирского отделения Российской академии наук скорбят со всем библиотечным сообществом России об уходе Юрия Александровича Гриханова, с которым сотрудничали много лет.
Воспоминания о Ю. Н. Столярове специалистов ГПНТБ СО РАН
Рецензия на публикацию: Смит Э. Записки библиофила: Почему книги имеют власть над нами. М.: КоЛибри, 2023. 480 с
С развитием цифровизации появляются новые сервисы, позволяющие привлекать пользователей в библиотеки, персонализировать обслуживание, автоматизировать процессы для комфортного предоставления услуг и т. д. В условиях трансформации библиотекам приходится адаптироваться под новые реалии, но при этом с каждым днем появляются новые возможности совершенствования их работы в digital-пространстве. Во многих библиотеках сегодня отсутствует четкая стратегия работы в виртуальном пространстве и не исследуется обратная связь от потребителей. В эпоху развития цифровых технологий необходимо внедрять программные и сервисные инструменты, которые позволяют позиционировать библиотеку как современное комфортное пространство для удовлетворения информационных потребностей общества. Одним из таких прорывных инструментов может стать размещение на сайте библиотек интерактивной системы Taplink, разработанной с учетом реальных возможностей библиотек, специалистов, потребностей пользователей и направленной на комфортный доступ к ресурсам библиотеки и активизацию потребителей.
Цель статьи – представить результаты исследования нового цифрового феномена Taplink, а также разработки и внедрения результатов пилотного проекта Республиканской юношеской библиотеки Татарстана для оценки эффективности использования этой цифровой платформы в ее деятельности, анализа взаимодействия библиотеки и потребителей на этой платформе, изучения статистики посещения и функционирования интерактивной системы. Предложенный проект является уникальным, поскольку не имеет аналогов в библиотеках Российской Федерации, а сама тематика Taplink представлена только в публикациях бизнес-сообщества и не освещается в научных публикациях библиотечной отрасли. Результаты исследования могут оказать существенное содействие в развитии комфортного цифрового пространства библиотек.
Рассматривается проблема распространения фейковых новостей в сфере научной информации. Социальные сети, блоги, подкасты и многие другие интернет-каналы перегружают информационное поле и способствуют распространению ложной информации. Такая ситуация отрицательно влияет на процесс взаимодействия науки и общества. Библиотека в этой связи может служить источником надежной научной информации. Целью статьи является представление результатов исследования возможностей библиотеки как источника надежной научной информации в борьбе с фейк-ньюс. Контекст современного информационного пространства предъявляет свои требования к трансляции любого сообщения. Ошибочная или ложная информация, содержащаяся в транслируемом сообщении, может быть продублирована в различных источниках. Внимание к источнику информации, ее отправителю должно быть весьма высоким. В связи с этим необходимо более ответственно подходить к выбору первоисточника. Цель статьи – на основе зарубежных источников рассмотреть проблему фейковых новостей в научном сообществе и библиотеку в качестве источника надежной научной информации. В качестве источниковой базы была использована платформа LENS. ORG. Зарубежные авторы приходят к выводу о важности работы библиотек как значимого социального института, ориентированного на развитие общества знания. Анализ документопотока по данной тематике позволил определить место библиотеки в решении проблемы распространения ложной научной информации. Сделан вывод, что деятельность библиотек, помимо сохранения и распространения знания, должна дополняться работой по борьбе с недостоверной информацией. Актуальными становятся мероприятия по повышению информационной грамотности и работа по выявлению недостоверной информации в научной сфере.
Цель статьи – представить в историческом аспекте результаты изучения вопросов о строительстве зданий библиотек, охарактеризовать их современное состояние (площадь, материально-технические характеристики, здания – объекты культурного наследия и пр.) для выработки рекомендаций по совершенствованию библиотечного пространства и его органичного использования. Проанализированы концептуальные работы по строительству библиотек, определяющие исторические этапы их проектирования и постройки в СССР и современной России. Традиция рассмотрения вопросов организации библиотечных зданий в структуре библиотековедения сложилась еще в начале XX в. Анализ библиотековедческих публикаций показал, что комплексное рассмотрение проблемы организации библиотечных зданий не проводилось. Исторически сложилось, что многие центральные библиотеки занимают строения XVIII–XIX вв., и одна из актуальных задач библиотечного дела – сохранение зданий, представляющих культурную ценность, создание условий для органичного использования пространства с учетом применения новых информационных технологий, развития библиотеки как современного полифункционального культурного и информационного социального института. Библиотечное архитектурное наследие центральных библиотек субъектов страны нуждается в реконструкции и реставрации ради сохранения того информационного потенциала, который содержат их фонды. Сектором организации библиотечного дела научно-методического отдела Российской национальной библиотеки был проведен анализ базы данных визитных карточек центральных универсальных библиотек России для выявления количественных характеристик зданий центральных библиотек субъектов РФ, получения информации об их состоянии в настоящее время и выработки дальнейших рекомендаций по совершенствованию библиотечного пространства.
Цель работы – определить механизмы формирования социокультурных ценностей и ментальных характеристик учащихся под влиянием образов литературных героев произведений художественной литературы. В качестве метода исследования использован контент-анализ литературных источников по следующим параметрам: положительные и отрицательные качества героя; отношение к учебе, труду, семье, Родине; представления о добре и зле; ценности и приоритеты; нормы поведения в обществе и коллективе. Выделенные критерии позволили структурировать содержание текстов по предметным областям, из которых складывается мировоззрение: восприятие себя и своей роли в мире; этические и идеологические представления; нормы и образцы поведения; ценности. В качестве источников отобраны 1) литературные произведения, которые чаще всего декларировались на громких чтениях в училищах трудовых резервах Свердловской области, 2) самые популярные книги по статистическим данным библиотек училищ и школ трудовых резервов, а также городов и сел. Исследование отчетов училищ и школ, результатов опроса учащихся трудовых резервов – посетителей библиотек Москвы и сельской местности – позволило выделить популярные художественные произведения того времени, а анализ их содержания помог выявить факторы, влиявшие на формирование мировоззрения учащихся, их систему ценностей, определить культовые образы литературных героев.
Значимая роль науки в развитии всех сфер общества неоспорима, она обеспечивает прогресс и улучшение качества жизни, способствует внедрению инновационных технологий во все области человеческой деятельности. Сегодня на повестке дня стоит вопрос популяризации научных достижений, а также развития информационных каналов, которые позволят обществу лучше понимать значимость научных открытий и их влияние на культуру, идентичность, ценности и поведение человека. Цель статьи – оценить, насколько читатели библиотеки информированы о последних научных достижениях и какова в этом роль библиотеки. В работе рассматривается место библиотеки в системе взаимоотношений между учеными и широкой общественностью. Фиксируется, что эффективным средством популяризации науки являются журналы, регулярно публикующие свежие актуальные материалы. Анализируется информированность читателей публичных библиотек о научных достижениях и изучается спрос на научно-популярные журналы, имеющиеся в фонде Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН). Авторы статьи делают следующие выводы: 1) научно-популярные журналы для пользователей библиотек не служат основным источником получения знаний о развитии науки и техники, но на них есть устойчивый спрос, а также наблюдается тенденция к расширению наименований спрашиваемых журналов, сопровождающаяся одновременным увеличением выдачи их экземпляров; 2) запросы на научно-популярные журналы, за небольшим исключением, не зависят от гендерных показателей; 3) самыми читающими научно-популярную периодику являются люди старше 60 лет; 4) чаще всего научно-популярные журналы из фонда ГПНТБ СО РАН запрашивают специалисты с высшим образованием. Отмечается, что уровень образования пользователей библиотек становится одним из основных факторов, определяющих спрос на научно-популярные журналы. Определен перечень периодических изданий из фонда ГПНТБ СО РАН, пользующихся наибольшим спросом. Таким образом, библиотека, не будучи непосредственным научным коммуникатором, но имея в своем фонде научно-популярные журналы, выполняет важную посредническую функцию в направлении популяризации науки.
Статья посвящена юбилею профессионального журнала «Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). Журнал, созданный в 2003 г., стал профессиональной площадкой для библиотечного сообщества Якутии. Анализируются этапы создания, содержание журнала и его региональная специфика. Определена главная цель Вестника – публикация современных передовых практик библиотечно-информационной деятельности, вопросов развития библиотековедения, библиографии, книговедения, а также смежных наук, содействие развитию научной и информационной базы библиотек региона, укрепление имиджа и представительства в научном, академическом и профессиональном сообществе в России и за рубежом.
Тувинская Народная Республика (ТНР) как суверенное государство социалистической ориентации просуществовала совсем недолго: с 1921 по 1944 г. За двадцать три года на ее территории было выпущено чуть более 500 книг, брошюр, газет и журналов на монгольском, тувинском и русском языках. Они публиковались разными ведомствами, а также Комитетом печати, Тувинским объединенным государственным издательством. К настоящему времени на территории Республики Тыва сохранилось свыше 150 изданий ТНР, большая часть которых – по одному экземпляру. Основными держателями этих книг стали Национальная библиотека им. А. С. Пушкина, Национальный музей им. Алдан-Маадыр, Национальный архив и Тувинский институт гуманитарных, прикладных и социально-экономических исследований. Например, в фонде сектора книжных памятников Национальной библиотеки содержатся более 60 печатных работ из всех изданных в Тувинской Народной Республике. Объектом исследования является «Сборник законов и основных постановлений Правительства Тувинской Народной Республики», хранящийся сейчас в научном архиве Тувинского института гуманитарных, прикладных и социально-экономических исследований. Цель статьи – охарактеризовать особенности периода подготовки и выпуска сборника, его структуру и содержание. Результаты исследования позволят расширить представление о книжной культуре Тывы и в целом о культурном наследии республики в современных условиях.
Библиотека стремится сохранять свидетельства прошлого, создавая, классифицируя и систематизируя, в том числе, и цифровые копии культурно-исторических объектов. Цель статьи – представить модель цифрового архива отсканированных документов, организованного Гомельской областной универсальной библиотекой. Архив электронных образов документов предлагается создавать в соответствии с концепцией государственного архивного учреждения, а цифровые копии документов – музеефицировать, причем дескрипция такого документа должна содержать символы, указывающие на его цифровую природу. Предложенная модель цифрового архива может стать инструментом учета и хранения документов; поисковой системой, ориентированной на удовлетворение информационных запросов специалистов; возможной моделью платформы для создания регионального репозитория историко-культурного наследия.
В 2019 году крупнейшая региональная книжница Гомельщины стала обладателем уникального архива И. Ф. и В. С. Бурлака. Подаренные материалы сканировались. Исключительно в электронной форме было передано свыше 50 % экспонатов. Поэтому возникла необходимость в создании Цифрового архива, при организации которого автором данной статьи было принято решение опираться на практику государственного архивного учреждения.
Документы в электронном виде, принадлежащие музейным, архивным фондам, предлагается музеефицировать для дифференциации бумажного оригинала и его цифровой копии и более точной идентификация электронного образа документа. Для этого при дескрипции документа в электронном виде используются элементы, которые указывают на его цифровую природу.
Цифровой архив становится инструментом учёта, хранения, использования, оптимальной поисковой системой, платформой для создания регионального репозитария. Следовательно, практика документоведения, архивного и музейного дела в отношении документов в электронном виде будет способствовать как синтезу библиотечной, архивной, музейной деятельности, так и интеграции библиотеки с сервисными IT-компаниями, что расширит возможности библиотеки
Рассматривается деловая переписка чиновников Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа как источник изучения книжной культуры середины XIX в. На основе документов Государственного архива Алтайского края раскрываются подробности комплектования и использования фондов Барнаульской казенной библиотеки в 1830–1850 гг. Цель статьи – выявить и проанализировать информационный потенциал служебной документации чиновников Алтайского горного округа для изучения истории книжной культуры Сибири. Особое внимание уделяется сопроводительной документации к книгам, поступавшим на Колывано-Воскресенские заводы. Она позволяет выявить основные тематические направления комплектуемой литературы, охарактеризовать источники пополнения и возможности использования фондов Барнаульской казенной библиотеки. Работа библиотеки в первую очередь была направлена на нужды и цели горнозаводской промышленности Алтая. В 1830–1850 гг. она продолжала участвовать в подготовке специалистов по горному делу, что влияло на особенности формирования ее фондов. Книги могли приобретаться не только по инициативе Штаба Корпуса горных инженеров, но и по запросам служащих Алтайского горного округа. Помимо узконаправленных изданий на заводы доставлялись опубликованные труды специалистов, которые работали здесь же в течение многих лет. Результаты анализа архивных документов наглядно демонстрируют, что поступавшие книги распределялись по усмотрению горного начальника между Барнаульской казенной библиотекой, учебной частью, горными конторами и другими учреждениями в структуре Алтайского горного округа. В документах есть сведения о наименованиях полученных экземпляров, их количестве и в некоторых случаях стоимости. Исследование показывает, что делопроизводственные документы Алтайского горного округа могут использоваться для реконструкции состава книжного собрания Колывано-Воскресенских заводов и атрибуции отдельных книг из этой коллекции.
Статья содержит краткую историю становления и плодотворной деятельности одной из крупных библиотек учреждений науки Сибири – Института ядерной физики им. Г. И. Будкера (с 1959 г.). Представлен большой вклад сотрудников библиотеки в обширную и успешную научно-исследовательскую и образовательную деятельность около тысячи пользователей библиотеки: научных сотрудников института, аспирантов и студентов высших учебных заведений Новосибирска.
В статье рассказывается о конференции, организованной Институтом научной информации по общественным наукам РАН и посвященной 105-летию его Фундаментальной библиотеки.
Цель статьи – представить краткий биобиблиографический и историографический очерк научно-исследовательской деятельности ученого-книговеда, историка, педагога и библиофила Д. А. Эльяшевича в контексте эволюции отечественного теоретического книговедения. Охарактеризованы основные этапы научного и профессионального становления исследователя, выделены ключевые направления его разработок: еврейская печать и труды по иудаике, проблемы цензуры и цензурных учреждений в Российской империи, теория и методология книговедения. Медиалогический подход к книговедческой теории и образовательной практике представлен в качестве одного из фундаментальных достижений Д. А. Эльяшевича.
Издательство
- Издательство
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- Юр. адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- ФИО
- Лизунова Ирина Владимировна (Руководитель)
- E-mail адрес
- office@spsl.nsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2662585