Исследование условий развития современной научной библиотеки, вступающей в активный диалог с другими субъектами пространственно-временной среды, представляется актуальным. Цель статьи – рассмотреть систему взаимодействия научных библиотек с составляющими таких сложных явлений, как инфосфера и формирование в современном ментальном поле единого пространства научных знаний. Сделана попытка описания этих явлений в совокупности и цельности, выявлены особенности развития функций и практик научных библиотек в период активного внедрения компьютерных технологий в библиотечную деятельность, прослежена их связь с научно-образовательным пространством. Материал статьи основан на системном подходе и анализе публикаций, посвященных развитию информационной инфраструктуры и комплексу понятий, отражающих динамику определения таких явлений, как инфосфера, ее связи с социосферой и техносферой, единое пространство научных знаний.
Эволюция научных библиотек во многом связана с технологией воспроизведения текстов, данных и способов их организации, поэтому мониторинг документопроизводящей среды и анализ полноты и доступности открытых и лицензионных источников научной информации – одна из новых коммуникационных функций библиотеки в меняющейся информационной структуре. Современная библиотека активизирует свою деятельность, ориентируясь на коммуникации между индивидуальными и групповыми потребностями, меняющимися в зависимости от трансформаций исследовательских и ценностных приоритетов пользователей. ориентируясь на коммуникации между индивидуальными и групповыми потребностями, меняющимися в зависимости от трансформаций исследовательских и ценностных приоритетов пользователей.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Филология
- Префикс DOI
- 10.20913/2618-7515-2024-3-20-28
В 1996 г. специалисты Всероссийского института научной и технической информации использовали рассматриваемый термин как синоним «информационного общества», которое включает в себя информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе [5, с. 11]. Л. Флориди в 1999 г. в своих работах по философии информации дает широкое определение этого понятия – это «вся система услуг и документов, закодированных на любых семиотических и физических носителях, содержание которых включает в себя любые виды данных, информации и знаний» [6, с. 8].
Список литературы
1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под ред. В. В. Миронова. Москва : Гардарики, 2006. 639 с.
2. Boulding K. E. Economics as a science. New York : McGraw-Hill, 1970. VII, 157 p.
3. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2. С. 82-92.
4. Урсул А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. Москва : Луч, 1993. 274 с.
5. Арский Ю. М., Гиляревский Р. С., Туров И. С., Черный А. И. Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. Москва : ВИНИТИ РАН, 1996. 489 с.
6. Floridi L. Philosophy and computing: an introduction. London ; New York : Routledge, 1999. XIV, 242 p.
7. Taddeo M. The moral value of information and information ethics // The Routledge handbook of philosophy of information. London ; New York, 2016. P. 361-374.
8. Floridi L. Ethics after the information revolution // The Cambridge handbook of information and computer ethics. Cambridge, 2010. P. 3-19.
9. Соловьев И. В. О происхождении и содержании понятия «инфосфера». Инфосфера как объект исследования наук об информации // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-1. С. 66-71.
10. Антопольский А. Б., Ефременко Д. В. Инфосфера общественных наук России. Москва ; Берлин : ДиректМедиа, 2017. 679 с.
11. Соколов А. В. Библиосфера и инфосфера в культурном пространстве России: профессионально-мировоззренческое пособие. Москва : РШБА, 2016. 385 с.
12. Иванников А. Д., Тихонов А. Н., Соловьев И. В., Цветков В. Я. Инфосфера и инфология. Москва : Торус Пресс, 2013. 173 с.
13. Подкорытова Н. И., Лакизо И. Г., Артемьева Е. Б. Научные библиотеки в научно-образовательном комплексе Новосибирска // Научные и технические библиотеки. 2020. № 9. С. 61-77. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-9-61-77
14. Головчин М. А., Соловьева Т. С. Уровень развития научно-образовательного пространства в регионах России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 5. С. 197-205.
15. Каленов Н. Е., Соболевская И. Н., Сотников А. Н. Единое цифровое пространство научных знаний в мировом информационном пространстве // Информационное общество. 2021. № 1. С. 30-41. https://doi.org/10.52605/16059921_2021_01_30
16. Лопатина Н. В. Теоретико-методологические основания проектирования единого цифрового пространства научных знаний // Единое цифровое пространство научных знаний: проблемы и решения. Москва ; Берлин, 2021. С. 65-73.
17. Brembs B., Huneman P., Schönbrodt F., Nilsonne G., Susi T., Siems R., Perakakis P., Trachana V., Ma L., RodriguezCuadrado S. Replacing academic journals // Royal Society Open Science. 2023. Vol. 10, iss. 7. https://doi.org/10.1098/rsos.230206
18. Подкорытова Н. И., Лакизо И. Г. Библиотека как компонент образовательного и культурного потенциала территории // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 43. С. 305-318. https://doi.org/10.17223/22220836/43/27
19. Захарчук Т. В., Крулев А. А., Тургаев А. С. Научные коммуникации в библиотечно-информационной сфере. Санкт-Петербург : СПбГИК, 2023. 239 с.
20. Малышева А. В. «Привлеченный библиотекарь» (embedded librarian): литературный обзор // Научные и технические библиотеки. 2023. № 2. С. 132-159. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-2-132-159
21. Степанов В. К. Пользователецентричная модель работы научной библиотеки // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 2023. № 3. С. 11-16.
22. Бондаренко Н. В., Варламова Т. А., Гохберг Л. М., Зорина О. А., Кузнецова В. И., Озерова О. К., Шкалева Е. В., Шугаль Н. Б. Индикаторы образования, 2023 : стат. сб. Москва : НИУ ВШЭ, 2023. 432 с.
23. Стукалова А. А. Институциональные репозитории российских организаций: сравнительный анализ // Библиотековедение. 2023. Т. 72, № 4. С. 319-331. https://doi.org/10.25281/0869-608X-2023-72-4-319-331
24. Маркова Т. Б. Библиотека в контексте культуры: философско-культурологический анализ : автореф. дис. … д-ра филос. наук. Санкт-Петербург, 2008. 35 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 2024 г. исполняется 140 лет со дня рождения Григория Александровича Верещагина – руководителя Ленинградской военной библиотеки Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), носящей сегодня название «Информационный историко-научный центр – Военная историческая библиотека Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации».
Биография Г. А. Верещагина, возглавлявшего библиотеку с 1924 по 1934 г., фактически сохранившего ее в сложные послереволюционные годы и упрочившего ее положение как одной из центральных библиотек военного ведомства, ранее не являлась предметом специального изучения. Цель статьи – на основе результатов исследования по реконструкции жизненного и профессионального пути Г. А. Верещагина представить его вклад в становление и развитие библиотеки в советский период отечественной истории.
В результате анализа широкой источниковой базы установлены неизвестные ранее факты жизни Г. А. Верещагина, относящиеся к его учебе, военной службе, деятельности на посту руководителя Ленинградской военной библиотеки РККА, раскрыты некоторые аспекты истории возглавляемой им библиотеки: сроки и порядок проведения ее реорганизаций в 1924–1932 гг., источники пополнения фонда, важнейшими из которых стали Государственный книжный фонд и обязательный экземпляр военной литературы, поступавший в библиотеку в 1925–1930 гг.
Показано, что основными направлениями деятельности Г. А. Верещагина на посту директора библиотеки были: формирование фонда библиотеки, организация работы по созданию алфавитного и систематического каталогов, разработка классификационной схемы военного отдела библиотеки. Впервые вводятся в научный оборот архивные документы, связанные с жизнью и деятельностью, раскрывается история создания экслибриса Г. А. Верещагина.
Цель статьи – представить совместную работу Высочайше учрежденной Постоянной комиссии по устройству народных чтений и Главного штаба по рекомендации изданий, признанных соответствующими целям первоначального образования и нравственного воспитания нижних чинов. Прослежено взаимодействие этих структур от момента присылки в Военно-ученый комитет Главного штаба изданий и до отправки в Постоянную комиссию циркуляров с конкретным указанием изданий, рекомендованных и допущенных в войсках. Выявленный алгоритм взаимодействия, помимо названных начального и заключительного этапов, включал в себя последовательность действий: выбор необходимых изданий; оплата счетов; одобрение изданий Главным штабом и их рекомендация к обращению в войсках через циркуляры. Произведен подсчет рекомендованных изданий в каждом циркуляре и общего их числа. Проанализированы каталоги книг солдатских библиотек на предмет наличия в них рекомендованных циркулярами изданий. Соотнесены между собой: 1) списки изданий Постоянной комиссии и их наличие в циркулярах Главного штаба; 2) списки рекомендованных изданий и их присутствие в каталогах книг солдатских библиотек, что позволило выявить результаты совместной работы. Проведенное исследование имеет большое практическое значение, поскольку выявленный опыт взаимодействия Главного штаба и Постоянной комиссии может быть полезен и сегодня при сотрудничестве военного ведомства с учреждениями и организациями других ведомств.
В статье описаны некоторые аспекты работы библиотек по продвижению отечественного книжного наследия. Книжная культура исследуется как особый феномен, который обеспечивает сохранение интеллектуальных и духовных традиций прошлого и обусловливает их адаптацию к системе современных коммуникаций, поскольку книга всегда высоко ценилась у всех народов как памятник духовной и материальной культуры. Представлены перспективные направления инновационных методик продвижения книжного наследия, в том числе с помощью цифровых технологий, которые в настоящее время относятся к числу приоритетных направлений деятельности многих социальных институтов и учреждений культуры.
Цель статьи – обзор некоторых библиотечных практик по организации работы с книжными памятниками, описание формы и представление перспективных направлений продвижения книжного наследия в отечественных библиотеках, в том числе с применением цифровых технологий, которые в настоящее время относятся к числу приоритетных видов деятельности многих социальных институтов и учреждений культуры. Статья написана на основе материалов, предоставленных Национальной библиотекой Республики Татарстан (НБ РТ). В структуру НБ РТ входит отдел рукописей и редких книг, включающий сектор татарской и восточной литературы с группой сводного каталога татарской книги (1722–1917) и сектор русской и мировой литературы. Этот специализированный отдел осуществляет научную обработку изданий, проводит работы по обеспечению сохранности редких и особо ценных документов, среди которых рукописные и старопечатные татарские и восточные книги на арабском шрифте, древнерусские книги, издания национальной и краеведческой литературы.
В целях продвижения уникального книжного наследия отдел рукописей и редких книг формирует специальные коллекции рукописей, редких книг, периодических изданий, альбомов и других письменных и печатных документов, проводит научные исследования в области истории национальной книги, осуществляет научно-методическую и издательскую деятельность.
Цель статьи – представить результаты работы Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки (ЦНСХБ) по созданию навигатора по сетевым интернетресурсам по сельскому хозяйству, пищевой промышленности, рыбному и лесному хозяйству, ветеринарии.
Сформированный в 2009 г. по специально разработанной методике «Навигатор по удаленным сетевым ресурсам по проблематике АПК» регулярно актуализуется и пополняется. В нем представлена общая информация о сайтах, на которых размещены сведения по сельскому хозяйству, пищевой и перерабатывающей промышленности и интерактивная ссылка на сайт ресурса. В процессе актуализации удаляются переставшие работать сайты, дополняется и/или обновляется информация о сайтах; проводится ежегодный мониторинг отраслевого интернет-пространства для выявления новых сайтов по аграрной тематике. Отобранные для включения в Навигатор российские и зарубежные сайты описываются. Расположение материала в навигаторе систематическое, в соответствии с Отраслевым рубрикатором по сельскому хозяйству и продовольствию. Это позволяет пользователю легко находить информацию и интернет-ресурсы по отдельным отраслям агропромышленного комплекса (АПК) и темам.
Ресурс представлен на сайте ЦНСХБ в свободном и открытом доступе в формате базы данных, что позволяет проводить быстрый и разнообразный поиск.
Цель статьи – представить опыт работы отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета по выбору платформы для виртуальных выставок и их созданию. Дан обзор ранее созданных при участии сотрудников отдела виртуальных выставок и обозначен рабочий алгоритм их подготовки. Выбранный сотрудниками библиотеки инструментарий (конструктор сайтов Tilda) и формат лонгрида дает возможность создавать электронный ресурс, имеющий в основе текстовое повествование (биография, нарратив о событии и т. п.), с включенными в него визуальными материалами, медиа, справочной информацией, ссылками на дополнительные источники. Все это позволяет авторам виртуальных выставок подробно рассказать об актуализируемом предмете, а также о различных оцифрованных или цифровых ресурсах, размещенных в Электронной библиотеке Томского государственного университета или на платформе «PRO Сибирь».
Рекомендательный библиографический ресурс (РБР) – один из надежных способов передачи опыта, знаний и умений от поколения к поколению. Вопрос о библиографических ресурсах, удовлетворяющих потребности в образовательном и самообразовательном чтении, разрабатывается давно, но до сих пор не решен окончательно. Представляется, что любая целенаправленная познавательная деятельность посредством книг, выходящая за рамки образовательных учреждений, составляет суть самообразовательной деятельности, и опорой для нее служат РБР. Особую роль должны играть РБР, предназначенные для информального образования читателей.
Цель статьи – представить результаты исследования по разработке и оценке эффективности РБР, созданного по новой модели. Кратко охарактеризованы модели коммуникации науки и общества, повлиявшие на разработку современных РБР, и предложена двусторонняя модель их создания. Проведен сравнительный анализ действующей (односторонней) и новой моделей создания РБР. Приведены результаты педагогического эксперимента по оценке эффективности РБР, созданного по двусторонней модели и затрагивающего сложившиеся направления коммуникации науки и общества (просвещение, понимание, участие). В ходе эксперимента, проведенного методом анкетирования, установлено, что обращение к РБР для распространения научных знаний, созданному по двусторонней модели, способствует повышению уровня информированности читателей.
Цель статьи – представить историю деятельности и условия формирования депозитарного фонда Центральной научно-технической библиотеки (ЦНТБ) Института научно-технической информации (ИНТИ) Донецкой Народной Республики, обосновать необходимость исследования фонда по тематическому направлению «Угольная промышленность Донбасса» и разработать методический подход к его мониторингу и научно-тематическому структурированию.
ЦНТБ является старейшей и единственной специализированной научно-технической библиотекой Донбасса, имеющей фонд, связанный с отраслевой спецификой региона. Деятельность библиотеки в период военного конфликта начиная с 2014 г. была практически прекращена и возобновилась только в 2022 г. с переходом Донецкой Народной Республики в состав Российской Федерации. В связи с необходимостью интеграции ЦНТБ в библиотечное пространство России и повышения эффективности работы библиотеки с пользователями требуется проведение комплекса работ по учету, сохранности и научно-тематическому структурированию фондов, а также по цифровизации ресурсов библиотеки.
В статье описана история формирования депозитарного фонда ЦНТБ и особенности деятельности библиотеки. Предложен методический подход к мониторингу и научно-тематическому структурированию фонда по направлению «Угольная промышленность Донбасса» и представлены результаты проведенной работы.
Статья посвящена памяти известного казахстанского историка профессора В. З. Галиева (25.02.1938–22.06.2017), автора многочисленных работ по различным аспектам истории Казахстана конца ХVII – начала ХХ в. Цель статьи – осветить вклад ученого в изучение проблем книжной и библиотечной культуры Казахстана. Первоначальное ядро его научных интересов составили исследования по российской политической ссылке в Казахстан в ХIХ в. Особое место в его творчестве занимал исследовательский интерес к библиографии, библиотековедению, книговедению, истории библиотечного дела Казахстана. Труды В. З. Галиева способствовали опровержению тезиса об отсутствии книжной и библиотечной культуры в Казахстане в дореволюционный период и имеют важное методологическое значение для современных исследователей библиотечного дела.
Цель статьи: на основе результатов изучения опыта взаимодействия научных библиотек Сибири и Дальнего Востока в XX – первых десятилетиях XXI в. определить тенденции развития библиотек, цель и задачи Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) при разработке проекта по развитию многоотраслевых научных библиотек, библиотек учреждений науки и вузов региона в 2025– 2030 гг. в соответствии с приоритетными направлениями государственной научно-технологической, социально-культурной политики Российской Федерации.
Представлены краткая история и динамика формирования сети библиотек учреждений науки и вузов, отраслевых и многоотраслевых библиотек в регионе – важной составной части информационного обеспечения специалистов научно-образовательного и производственного комплексов. Рассмотрена роль ГПНТБ Сибирского отделения Академии наук (СО АН) СССР – и позднее СО РАН – ведущей многоотраслевой научно-технической библиотеки, информационно-методического центра для академических библиотек, в 1960–1990-е гг. являвшейся также координационным центром для библиотек учреждений науки, крупнейших вузов, отраслевых и центральных научных библиотек областей, краев и республик региона.
В связи с принятием ряда законодательных актов в 2013–2024 гг., трансформацией деятельности научных библиотек обосновывается необходимость разработки и реализации проекта по развитию многоотраслевых научных библиотек, библиотек учреждений науки и вузов Сибири и Дальнего Востока.
Издательство
- Издательство
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- Юр. адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- ФИО
- Лизунова Ирина Владимировна (Руководитель)
- E-mail адрес
- office@spsl.nsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2662585