Страны БРИКС неоднократно выражали приверженность целям многосторонних договоренностей в сфере климата и экологии, таким как Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Парижское соглашение, а также Повестка дня в сфере устойчивого развития ООН. Крупные развивающиеся экономики играют важную роль в глобальных усилиях в климатической сфере. Их потенциальный вклад в эти усилия будет лишь расти по мере увеличения доли этих стран в мировой экономике, структуре потребления ресурсов и выбросов парниковых газов. В статье проводится анализ повестки дня БРИКС и национальной политики пяти стран, входивших в объединение до расширения (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), в эколого-климатической сфере. Рассматривается институциональный (коллективный), а также национальный вклад каждой из стран «пятерки» в сравнении с динамикой показателей в сфере экологии и климата. Это позволило выявить как точки наибольшего прогресса, так и сферы, нуждающиеся в дополнительных усилиях, в том числе посредством расширения взаимодействия по линии БРИКС.
Идентификаторы и классификаторы
Тематика борьбы с изменением климата и смягчения антропогенного воздействия на
окружающую среду является одним из трех ключевых аспектов (опор) Повестки дня
ООН в области устойчивого развития до 2030 г. (Повестка 2030).
Крупные развивающиеся экономики БРИКС, осознавая свою важную роль в глобальных усилиях по борьбе с изменением климата, многократно выражали поддержку эколого-климатическим приоритетам Повестки 2030 и реализации ЦУР в рамках ежегодных саммитов и в других форматах. На первом саммите БРИК в Екатеринбурге, прошедшем в июне 2009 г., была выражена готовность «к конструктивному диалогу по вопросам противодействия изменению климата» [BRIC, 2009]. На саммите 2023 г. в Йоханнесбурге лидеры стран «пятерки» вновь признали «важность комплексной и целостной реализации ЦУР, в том числе путем искоренения бедности, борьбы с изменением климата, содействия устойчивому земле- и водопользованию, сохранения биологического разнообразия и устойчивого использования его компонентов…» [BRICS, 2023]
Список литературы
-
BRIC (2009) Sovmestnoe zayavlenie liderov stran BRIK [Leadersʼ Joint Statement]. Yekaterinburg, 16 June. Available at: https://www.ranepa.ru/images/media/brics/ruspresidency1/20090616_BRIC_summit.pdf (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
BRIC (2010) Sovmestnoe zayavlenie glav gosudarstv i pravitelʼstv stran - uchastnic Vtorogo sammita BRIK [Joint Statement of the Heads of State and Government of the Second BRIC Summit Countries]. Brasília, 15 April. Available at: https://www.ranepa.ru/images/News_ciir/Project/BRICS_new_downloadings/BRAZILIA_Leaders_Declaration_2010.pdf (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
BRICS (2011) Deklaraciya, prinyataya po itogam sammita BRIKS [Summit Declaration]. Sanya, 15 April. Available at: https://www.ranepa.ru/images/News_ciir/Project/G20_new_downloadings/SANYA_2011_ RUS.pdf (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
BRICS (2012) Delijskaya deklaraciya [Summit Declaration]. Delhi, 29 March. Available at: https://www.ranepa.ru/images/News_ciir/Project/BRICS_new_downloadings/Delhi_Declaration.pdf (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
BRICS (2014) Fortalezskaya deklaraciya [Summit Declaration]. Fortaleza, 15 July. Available at: https://www.ranepa.ru/images/media/brics/brazpresidency2/41d4f1dd6741763252a8.pdf (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
BRICS (2015a) Strategiya ekonomicheskogo partnerstva BRIKS [BRICS Economic Partnership Strategy]. Available at: https://www.ranepa.ru/images/media/brics/ruspresidency2/strategia%20final.pdf (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
BRICS (2015b) V ramkah BRIKS budet sozdana rabochaya gruppa po voprosam ohrany okruzhayushchej sredy [BRICS Will Set Up a Working Group on Environmental Issues]. 22 April. Available at: http://brics2015.ru/news/20150422/62231.html (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
BRICS (2020a) Strategiya ekonomicheskogo partnerstva BRIKS do 2025 goda [BRICS Economic Partnership Strategy Until 2025]. Available at: https://www.ranepa.ru/ciir/briks/predsedatelstva/briks-rossijskoe-predsedatelstvo-2020/Strategy%20for%20BRICS%20Economic%20Partnership%202025%20(rus).pdf (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
BRICS (2020b) Road Map for BRICS Energy Cooperation up to 2025. Available at: https://www.ranepa.ru/ciir/briks/predsedatelstva/briks-rossijskoe-predsedatelstvo-2020/Road%20Map%20for%20BRICS%20Energy%20Cooperation%20up%20to%202025.pdf (accessed 25 March 2024).
-
BRICS (2022) Pekinskaya deklaraciya XIV sammita BRIKS [Summit Declaration]. Beijing, 23 June. Available at: https://www.ranepa.ru/images/media/brics/2022/XIV-BRICS-Summit-Beijing-Declaration-RUS.pdf (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
BRICS (2023) BRIKS i Afrika: partnerstvo v interesah sovmestnogo uskorennogo rosta, ustojchivogo razvitiya i inklyuzivnoj mnogostoronnosti. Johannesburgskaya deklaraciya-II [BRICS and Africa: Partnership for Accelerated Growth, Sustainable Development, and Inclusive Mulilateralism. Johannesburg Declaration II]. Sandton, 23 August. Available at: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ls471x8ogLBhjRQx05ufVB2uzMFo1kWs.pdf (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
China Meteorological Administration (2020) Xinhua Headlines-Xi Focus: Chinaʼs Further Commitments Inject Impetus for Global Climate Actions. Available at: http://www.cma.gov.cn/en2014/news/News/202012/t20201214_568424.html (accessed 25 March 2024).
-
Gazprom (2021) "Gazpromˮ i Pravitelʼstvo RF podpisali soglashenie o namereniyah v oblasti vodorodnoj energetiki [Gazprom and the Russian Government Signed an Agreement of Intent in the Field of Hydrogen Energy]. 13 October. Available at: https://www.gazprom.ru/press/news/2021/october/article539806/ (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
Government of Brazil (n.d.) RenovaBio. National Agency for Petroleum, Natural Gas and Biofuels. Available at: https://www.gov.br/anp/pt-br/assuntos/renovabio (accessed 25 March 2024). (in Portuguese).
-
Government of Brazil (2015) Plano Plurianual (PPA) [Multiyear Plan (PPA)] 2016-2019. Ministry of Economy. Available at: https://www.gov.br/economia/pt-br/assuntos/planejamento-e-orcamento/plano-plurianual-ppa/arquivos/ppas-anteriores/ppa-2016-2019/ppa-2016-2019 (accessed 25 March 2024). (in Portuguese).
-
Government of Brazil (2021) Programa Nacional de Crescimento Verde [National Green Growth Programme]. Ministry of the Environment and Climate. Available at: https://www.gov.br/mma/pt-br/acesso-a-informacao/acoes-e-programas/acoes-e-programas1/programa-nacional-de-crescimento-verde-2-1 (accessed 25 March 2024). (in Portuguese).
-
Government of Brazil (2022) Governo Federal lança medidas de incentivo à produção e ao uso sustentável do biometano [Federal Government Launches Measures to Encourage Production and Sustainable Use of Biomethane]. Ministry of the Environment and Climate. Available at: https://www.gov.br/mma/pt-br/noticias/governo-federal-lanca-medidas-de-incentivo-a-producao-e-ao-uso-sustentavel-do-biometano (accessed 25 March 2024). (in Portuguese).
-
Government of India (n.d.a) Climate Change Programme. Available at: https://dst.gov.in/climate-changeprogramme#:~:text=The%20Government%20of%20India%20launched,Mission%20for%20Enhanced%20Energy%20Efficiency (accessed 25 March 2024).
-
Government of India (n.d.b) Green Energy Corridor. Ministry of Power. Available at: https://powermin.gov.in/en/content/green-energy-corridor#:~:text=GEC%20comprises%20of%20both%20Inter,compensation%2C%20storage%20systems%2C%20etc (accessed 25 March 2024).
-
Government of India (2001) The Energy Conservation Act 2001. Available at: https://www.indiacode.nic.in/handle/123456789/2003?sam_handle=123456789/1362 (accessed 25 March 2024).
-
Government of India (2022) Budget 2022-2023 Speech of Nirmala Sitharaman Minister of Finance. Available at: https://www.indiabudget.gov.in/doc/bspeech/bs202223.pdf (accessed 25 March 2024).
-
Government of India (2023a) Renewable Generation Obligation as per Revised Tariff Policy. Ministry of Power Resolution, 27 February. Available at: https://powermin.gov.in/sites/default/files/webform/notices/Renewable_Generation_Obligation_as_per_Revised_Tariff_Policy_2016.pdf (accessed 25 March 2024).
-
Government of India (2023b) Government Have Approved 7 Solar Parks With a Cumulative Capacity of 3730 MW: Union Power & NRE Minister Shri R.K. Singh. Press Information Bureau, 28 March. Available at: https://www.pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1911476 (accessed 25 March 2024).
-
Government of India (2023c) Government Declares Plan to Add 50 GW of Renewable Energy Capacity Annually for Next 5 Years to Achieve the Target of 500 GW by 2030. Press Information Bureau, 5 April. Available at: https://www.pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1913789 (accessed 25 March 2024).
-
Government of India (2023d) MNRE Announces Major Reforms in the Approved List of Models and Manufactures for Solar Photovoltaic Modules. Press Information Bureau, 15 May. Available at: https://www.pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1924175 (accessed 25 March 2024).
-
Government of India (2023e) National Green Hydrogen Mission Targets a Production Capacity of 5 Million Metric Tonnes (MMT) per Annum by 2030. Press Information Bureau, 7 February. Available at: https://www.pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1897043 (accessed 25 March 2024).
-
Government of Russia (2014) Gosudarstvennaya programma "Ohrana okruzhayushchej sredy" [State Programme "Environmental Protection"]. Available at: http://government.ru/docs/all/91504/ (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
Government of Russia (2020) Nacionalʼnyj plan meropriyatij pervogo etapa adaptacii k izmeneniyam klimata na period do 2022 goda [The National Action Plan of the First Phase of Adaptation to Climate Change for the Period Until 2022 Was Approved]. 4 January. Available at: http://government.ru/docs/38739/ (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
Government of Russia (2021a) Strategy: Socio-Economic Development of the Russian Federation with Low Greenhouse Gas Emissions Until 2050. Available at: https://www.economy.gov.ru/material/file/4b6c367086da34a704bc808f0615ed02/Strategy_development_%20of_the%20Russian_Federation_with_low_greenhouse_gas_emissions_until_2050.pdf (accessed 25 March 2024).
-
Government of Russia (2021b) Rasporyazheniye No 3052 [Order No 3052]. 29 October. Available at: http://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
Government of Russia (2021c) Rasporyazheniye No 2162 [Order No 2162]. 5 August. Available at: http://static.government.ru/media/files/5JFns1CDAKqYKzZ0mnRADAw2NqcVsexl.pdf (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
Government of Russia (2023) Rasporyazheniye No 559 [Order No 559]. 11 March. Available at: http://static.government.ru/media/files/DzVPGlI7JgT7QYRoogphpW69KKQREGTB.pdf (accessed 12 April 2024). (in Russian).
-
Government of South Africa (n.d.) Independent Power Producer Procurement Programme. Department of Mineral Resources and Energy. Available at: https://www.ipp-projects.co.za/Home/About (accessed 25 March 2024).
-
Government of South Africa (2020a) Cabinet Approves Climate Change, Emissions Reduction and Waste Management Plans. Department of Forestry, Fisheries and the Environment Press Release, 13 September. Available at: https://www.dffe.gov.za/cabinet-approves-climate-change-emissions-reduction-and-wastemanagement-plans (accessed 12 April 2024).
-
Government of South Africa (2020b) South Africa Will Not Shrink From Its Responsibility to Address Climate Change. Department of Forestry, Fisheries and the Environment Press Release, 18 February. Available at: https://www.dffe.gov.za/south-africa-will-not-shrink-its-responsibility-address-climate-change (accessed 12 April 2024).
-
Government of South Africa (2022a) Minister Enoch Godongwana: 2022 Budget Speech. Speeches, 23 February. Available at: https://www.gov.za/speeches/minister-enoch-godonwana-2022-budget-speech23-feb-2022-0000 (accessed 25 March 2024).
-
Government of South Africa (2022b) Electricity Regulation Amendment Bill. Available at: https://cer.org.za/wp-content/uploads/2022/02/ELECTRICITY-REGULATION-AMENDMENT-BILL-10.02.2022-DMRE.pdf (accessed 25 March 2024).
-
Government of South Africa (2022c) National Energy Crisis Committee of Ministers Briefs Media on National Energy Crisis. Media Statement, 1 August. Available at: https://www.gov.za/speeches/media-briefing-national-energy-crisis-committee-ministers-1-aug-2022-0000 (accessed 25 March 2024).
-
Government of South Africa (2022d) Minister Barbara Creecy: Launch of National Waste Management Fleet. Speeches, 23 May. Available at: https://www.gov.za/speeches/minister-barbara-creecy-launch-nationalwaste-management-fleet-23-may-2022-0000 (accessed 25 March 2024).
-
Government of South Africa (2022e) Minister Barbara Creecy Publishes the Revised National List of Ecosystems That Are Threatened and in Need of Protection. Speeches, 21 November. Available at: https://www.gov.za/speeches/minister-barbara-creecy-publishes-revised-national-list-ecosystems-are-threatened-and-need (accessed 25 March 2024).
-
Government of South Africa (2022f) Climate Change Bill. Department of Forestry, Fisheries and the Environment. Available at: https://www.parliament.gov.za/storage/app/media/Bills/2022/B9_2022_Climate_Change_Bill/B9_2022_Climate_Change_Bill.pdf (accessed 25 March 2024).
-
Government of South Africa (2023a) National Energy Crisis Committee Releases Six Month Progress Update on Implementation of Energy Action Plan. Speeches, 21 January. Available at: https://www.gov.za/speeches/national-energy-crisis-committee-releases-six-month-progress-update-implementation-energy (accessed 25 March 2024).
-
Government of South Africa (2023b) Forestry, Fisheries and the Environment on Cabinet Approving White Paper on Conservation and Sustainable Use of South Africaʼs Biodiversity. Speeches, 6 April. Available at: https://www.gov.za/speeches/forestry-fisheries-and-environment-cabinet-approving-white-paper-conservation-and (accessed 25 March 2024).
-
International Energy Agency (IEA) (n.d.) Energy Statistics Data Browser. Available at: https://www.iea.org/data-and-statistics/data-tools/energy-statistics-data-browser?country=WORLD&fuel=Energy%20supply&indicator=TESbySource (accessed 25 March 2024).
-
International Monetary Fund (IMF) (2022) World Economic Outlook Database: October 2022. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2022/October/weo-report?c=223,&s=NGDP_RPCH,NGDPD,PPPGDP,NGDPDPC,PPPPC,PCPIPCH,LUR,GGXWDG_NGDP,&sy=1980&ey=2027&ssm=0&scsm=1&scc=0&ssd=1&ssc=0&sic=0&sort=country&ds=.&br=1 (accessed 25 March 2024).
-
Kovalev Y. Y., Porshneva O. S. (2021) Strany BRIKS v mezhdunarodnoj klimaticheskoj politike [BRICS Countries in International Climate Policy]. Vestnik RUDN. Series: International Relations, vol. 21, no 1, pp. 64-78. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/strany-briks-v-mezhdunarodnoy-klimaticheskoy-politike (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
Larionova M. V. (2018) G20, BRICS and APEC in the System of International Institutions: Some Good News for Global Governance. International Organisations Research Journal, vol. 13, no 1, pp. 7-33. Available at: 10.17323/1996-7845-2018-01-01 (in English and Russian). DOI: 10.17323/1996-7845-2018-01-01(inEnglishandRussian) EDN: UKZPUO
-
Nova Economics (2020) Estimating the Economic Cost of Load Shedding in South Africa. Available at: https://www.nersa.org.za/wp-content/uploads/2021/09/Appendix-C_Estimating-the-Economic-Cost-ofLoad-Shedding-in-South-Africa-Report.pdf (accessed 25 March 2024).
-
Popova I. M. (2018) Brazilʼs 2019 BRICS Presidency: What to Expect from the Start of a New Decade of Cooperation and the J. Bolsonaroʼs Administration. Vestnik RUDN. Series: International Relations, vol. 18, no 4, pp. 925-41. Available at:. DOI: 10.22363/2313-0660-2018-18-4-925-941
-
Presidency of the Republic of Brazil (2019) Anexo I Programas Finalisticos [Annex 1: Final Programmes]. Available at: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/Projetos/PLN/2019/Anexo/MSG396-19-Anexo%20I.pdf (accessed 25 March 2024) (in Portuguese).
-
Presidency of the Republic of Brazil (2020) Decreto № 10.221, de 5 de Fevereiro [Decree No 10.221, 5 February]. Available at: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/_Ato2019-2022/2020/Decreto/D10221.htm (accessed 25 March 2024) (in Portuguese).
-
Russian Ministry of the Environment (n.d.) Nacionalʼnyj proekt "Ekologiyaˮ [National Project "Ecology"]. Available at: https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/ (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
Russian Ministry of the Environment (2020) Meropriyatij, napravlennyh na sohranenie unikalʼnyh vodnyh obʼektov, stanet bolʼshe [There Will Be More Activities Aimed at Preserving Unique Water Bodies]. 05 August. Available at: https://www.mnr.gov.ru/press/news/meropriyatiy_napravlennykh_na_sokhranenie_unikalnykh_vodnykh_obektov_stanet_bolshe/ (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
Ryazanova M. O. (2014) Energy Interaction Within BRICS. MGIMO Newsletter, no 6(39). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskoe-vzaimodeystvie-v-ramkah-briks (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
Sakharov A. G., Andronova I. V. (2021) BRICS Contribution to the Global Efforts to Transition to Sustainable Consumption and Production Patterns. International Organisations Research Journal, vol. 16, no 1, pp. 7-28. Available at: 10.17323/1996-7845-2021-01-01 (in English and Russian). DOI: 10.17323/1996-7845-2021-01-01(inEnglishandRussian) EDN: ATZFAF
-
United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC) (2020) Chinaʼs Mid-Century LongTerm Low Greenhouse Gas Emission Development Strategy. Available at: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/China%E2%80%99s%20Mid-Century%20Long-Term%20Low%20Greenhouse%20Gas%20Emission%20Development%20Strategy.pdf (accessed 25 March 2024).
-
United Nations (UN) (2017) Sistema globalʼnyh pokazatelej dostizheniya celej v oblasti ustojchivogo razvitiya i vypolneniya zadach Povestki dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda [Global Indicator Framework for the Sustainable Development Goals and Targets of the 2030 Agenda for Sustainable Development]. Available at: https://unstats.un.org/sdgs/indicators/Global%20Indicator%20Framework%20after%202020%20review_Rus.pdf (accessed 25 March 2024). (in Russian).
-
United Nations (n.d.) SDG Indicators Database. Available at: https://unstats.un.org/sdgs/dataportal/countryprofiles/BRA#goal-7 (accessed 25 March 2024).
-
World Bank (n.d.) Access to Clean Fuels and Technologies for Cooking (% of Population). Available at: https://data.worldbank.org/indicator/EG.CFT.ACCS.ZS (accessed 25 March 2024).
-
Xinhua (2022a) China Promotes Green Consumption Amid Decarbonization Drive, 21 January. Available at: http://english.www.gov.cn/statecouncil/ministries/202201/21/content_WS61eaae93c6d09c94e48a411b.html (accessed 25 March 2024).
-
Xinhua (2022b) 5-year Plan Spotlights Green Development. 24 January. Available at: http://english.www.gov.cn/policies/latestreleases/202201/24/content_WS61ee88b6c6d09c94e48a4301.html (accessed 25 March 2024).
-
Xinhua (2022c) China to Develop High-Quality New Energy in New Era. 30 May. Available at: http://english.www.gov.cn/policies/latestreleases/202205/30/content_WS62946dc4c6d02e533532b7e5.html (accessed 25 March 2024).
-
Xinhua (2022d) China Issues White Paper on Green Development. 20 January. Available at: http://english.www.gov.cn/statecouncil/ministries/202301/20/content_WS63c9eef2c6d0a757729e5e80.html (accessed 25 March 2024).
-
Xinhua (2022e) Chinaʼs Civil Aviation Sets Out Roadmap for Green Development. 29 January. Available at: http://english.www.gov.cn/statecouncil/ministries/202201/29/content_WS61f4ecefc6d09c94e48a4879.html (accessed 25 March 2024).
-
Xinhua (2022f) China Maps 2021-2035 Plan on Hydrogen Energy Development. 23 March. Available at: http://english.www.gov.cn/statecouncil/ministries/202203/23/content_WS623ac568c6d02e53353282a4.html (accessed 25 March 2024).
-
Xinhua (2022g) Platform Installs Wind Power Offshore. 30 September. Available at: http://english.www.gov.cn/news/topnews/202209/30/content_WS63363f3ac6d0a757729e0b9a.html (accessed 25 March 2024).
-
Xinhua (2023a) Chinaʼs Renewable Energy Capacity Expands in Jan - Feb. 21 March. Available at: http://english.www.gov.cn/archive/statistics/202303/21/content_WS6419a1acc6d0f528699db768.html (accessed 25 March 2024).
-
Xinhua (2023b) Chinaʼs Newly Installed Capacity of Wind, Photovoltaic Power Rises. 25 May. Available at: http://english.www.gov.cn/news/202305/25/content_WS646f1a21c6d03ffcca6ed610.html (accessed 25 March 2024).
-
Xinhua (2023c) China to Implement Demonstration Projects Featuring Green, Low-Carbon Technologies. 22 August. Available at: http://english.www.gov.cn/news/202308/22/content_WS64e4aae9c6d0868f4e8dec1d.html (accessed 25 March 2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Авторы представляют обзор учебного пособия «Евразийская экономическая интеграция: теория и практика», подготовленного коллективом авторов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Пособие содержит анализ различных аспектов евразийской экономический интеграции и нацелено на формирование комплексного представления у читателей о ключевых институтах и направлениях деятельности ЕАЭС.
Глобальное изменение климата - один из главных вызовов современности. Рост температур угрожает стабильности экологических, социально-экономических и политических систем государств мира. Страны Глобального Юга несут наибольшие материальные потери от изменения климата, не оказывая при этом существенного влияния на него. Высокая уязвимость группы наименее развитых стран (НРС) для климатических изменений вкупе с социальной и экономической отсталостью, бедностью населения, отсутствием средств для адаптации определяют ее особый ранг и статус в международной климатической политике. В ней группа НРС выступает единым актором. На протяжении более 30 лет существования климатической политики НРС инициировали принятие ряда важнейших документов и создание фундаментальных для международной климатической политики структур. Одновременно происходили заметные преобразования по адаптации и декарбонизации национальных структур НРС. Цель данной статьи - показать роль группы НРС в формировании климатической повестки ООН, институциональных структур и международных механизмов, их усилия по восстановлению глобальной климатической справедливости, а также охарактеризовать современную национальную климатическую политику по принятым в НРС нормативно-правовым документам. Методологическую основу образуют исторический, сравнительный подходы. Основной задачей статьи стало изучение траекторий климатической политики группы НРС, выделение этапов ее эволюции, демонстрация центр-периферических отношений по восстановлению климатической справедливости и внутренней политики государств НРС. Политические инициативы НРС сыграли непосредственную роль в формировании климатических финансовых фондов, группы экспертов по наименее развитым странам (ГЭН), национальных программ и планов по адаптации государств к климатическим изменениям. В заключительном разделе представлен вывод о наличии двух этапов развития климатической политики НРС, делается предположение, что использование международных механизмов по адаптации и декарбонизации может стать инструментом экономической и технологической модернизации НРС, достижения ими целей устойчивого развития - 2030. Главными препятствиями для этого являются недостаточное финансирование имеющихся фондов из стран Глобального Севера, высокие процентные ставки по кредитам и задолженность НРС.
За три десятилетия Китай ликвидировал абсолютную бедность и вышел на средний уровень развития. На этом пути он пересек границы ряда кластеров и обогнал такие страны, как ЮАР и Бразилия. Достижения Китая базировались на развитии рыночных институтов, возможностей мирового рынка и поддержании исключительно высокой нормы накопления в ВВП. Высокий темп изменений, демографическая политика, решение инфраструктурных задач создали определенные проблемы. Отметим значительное социальное неравенство, экологические проблемы, рост закредитованности семей, финансовые трудности в сфере недвижимости, которые в значительной мере представляют собой последствия огромной социальной программы. Переход к «новой нормальности» с пониженными (но высокими) темпами роста во многом напоминает известный эффект ловушки среднего уровня развития. Страна проходит ожидаемые этапы, но быстрее и по-своему. На горизонте 2035 г. Китай планирует войти в категорию развитых стран - достичь современного уровня стран Южной и Восточной Европы.
Введение западными странами экономических санкций в отношении России стимулировало процесс переориентации российских экономических связей на рынки партнеров, занявших нейтральную позицию, в частности в направлении Турции и Китая. Цель данного исследования состоит в том, чтобы оценить, насколько российско-турецкое сотрудничество становится более весомым фактором нейтрализации влияния санкций на российскую экономику, а также сравнить относительную значимость Турции и Китая как торговых партнеров для России в санкционный период. В статье раскрыт сравнительный потенциал российско-турецкого и российско-китайского сотрудничества. Китай и Турция играют роль ключевых партнеров России по преодолению негативных последствий санкций. Авторы пришли к выводу, что в начале периода применения жестких санкций в 2022-2023 гг. роль Турции во внешнеэкономических связях России росла более быстрыми темпами, чем роль Китая по целому ряду областей экономического взаимодействия. Это подтверждалось и более быстрыми темпами роста торгового оборота, и более активным сотрудничеством в области энергетики и туризма, и выходом Турции на сопоставимые с Китаем объемы прямых инвестиций. Несмотря на это, Китай продолжает оставаться наиболее значимой страной внешнего контура экономических связей для России. К тому же давление Запада на Китай в рамках политики санкций в области торговли в течение 2023-2024 гг. ощущалось в меньшей степени, чем в отношении Турции. Это привело к тому, что по итогам 2023 г. темпы прироста торговли Китая с Россией опять стали опережать соответствующие темпы роста торговли России с Турцией. В целом же выстроенную антисанкционную конструкцию внешних связей, в которой торговля с указанными странами играет более важную роль, чем инвестиции, можно характеризовать как относительно хрупкую, так как вероятность сворачивания связей под давлением стран Запада остается высокой, что частично подтверждается изменением динамики торгового оборота России с Турцией в 2023-2024 гг.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная более двух десятилетий назад, на данный момент может считаться одной из важнейших международных организаций незападного мира. Притягивая интерес многих игроков в регионе, ШОС все же находится в постоянном поиске направления своей деятельности, создавая новые форматы и подписывая новые документы. Особенно этот процесс стал актуален в текущей стремительно меняющейся геополитической обстановке, требующей все более осмысленных ответов на ключевые вопросы безопасности, экономики, развития научной и социальной сферы и т.д. В данной статье авторы попытались выявить ключевые направления развития ШОС, к которым они относят трек обеспечения безопасности, блок развития экономики, проекты по укреплению сотрудничества в сфере энергетических ресурсов, сотрудничество в области культуры и образования, а также ряд направлений по общественному обеспечению деятельности организации, прежде всего в научно-экспертной сфере. В статье также анализируется роль ШОС в становлении Большой Евразии. На основе анализа деятельности ШОС авторы приходят к выводу о том, что ШОС обладает значительным потенциалом на рассматриваемых направлениях, а на некоторых из них, прежде всего в области обеспечения безопасности, достигла определенных успехов. В то же время ШОС не хватает качественного воплощения принятых ею документов и определенной слаженности в совместном исполнении решений. Несмотря на это, по мнению авторов, ШОС уже смогла стать важным инструментом не только взаимодействия между государствами-членами, но и поддержания безопасности в Евразии в целом.
И в национальных целях по сокращению выбросов парниковых газов, и в рамках международного климатического режима учитываются выбросы по производству (или территориальные выбросы). Такой подход к учету возлагает основную ответственность за глобальные выбросы на ведущие страны с развивающейся экономикой, где размещено большинство углеродоемких производств. Он также провоцирует утечку углерода: жесткая климатическая политика в одной юрисдикции может привести к переносу производства и соответствующих выбросов в другие страны, где компании несут меньшие издержки от климатического регулирования. Как следствие, возникает асимметрия: большинство развитых стран постепенно сокращают свои выбросы, а в развивающихся странах они растут, при этом существенного прогресса в снижении глобальных выбросов не наблюдается. В данной статье рассматривается альтернативный способ учета выбросов - по потреблению. Так, выбросы соотносятся с потребителем готовой продукции, независимо от того, где именно географически эти выбросы были осуществлены. Такой способ учета предполагает, что выбросы крупных развивающихся экономик - это не их собственный выбор, а результат международного разделения труда и спроса на углеродоемкие товары, возникающего в крупных центрах потребления в развитых странах. Регулярный подсчет и раскрытие информации о выбросах по потреблению (наряду с выбросами по производству) и их постепенное включение в процесс установления целей по сокращению эмиссии (1) позволит по-новому взглянуть на разделение ответственности за выбросы; (2) предотвратит утечку углерода и наглядно продемонстрирует необходимость международного климатического сотрудничества между экспортерами и импортерами углеродоемких товаров; (3) расширит охват выбросов, подпадающих под углеродное регулирование; (4) предоставит странам возможность использовать более широкий спектр инструментов декарбонизации. В частности, возникает возможность вовлечения домохозяйств в усилия по сокращению выбросов, а также использования таких инструментов, которые лучше увязывают цену на углерод с уровнем потребления домохозяйств, что важно для преодоления углеродного неравенства и обеспечения климатической справедливости.
Около десяти лет назад мировое сообщество осознало, что прогресс в обеспечении устойчивого развития во многом зависит от мобилизации ресурсов частного сектора. Однако бизнес пока не готов взять на себя основную роль - особенно в проблемных юрисдикциях - в том числе из-за повышенных политических рисков. Цель статьи - выявить константы и переменные в восприятии деловыми кругами политических рисков в 2010-2020-е годы с опорой на материалы серийных докладов, обобщающих результаты ежегодных опросов представителей бизнес-сообщества. В роли ключевых источников выступают прошедшие строгий отбор доклады «Барометр рисков» от страховой компании Allianz и доклады «Как ведущие компании управляют актуальными политическими рисками», которые консалтинговое агентство Oxford Analytica готовит по заказу страховой компании Willis, Tower & Watson (WTW).Статья состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен выявлению долговременных паттернов и трендов, проявивших себя в 2010-е годы, второй и третий - анализу воздействия на них пандемии COVID-19 и ускорения глобальной турбулентности на фоне начала Россией специальной военной операции на Украине в феврале 2022 г. В ходе исследования подтверждена гипотеза о наличии определенных констант в восприятии бизнесом политических рисков, несмотря на постоянные изменения в их географии. В качестве устойчивых и одновременно парадоксальных особенностей восприятия определены: 1) явная недооценка политических рисков в сравнении с другими категориями; 2) деприоритизация рисков «экстралегального» происхождения и межгосударственных конфликтов по отношению к «легально-правительственным» рискам, не связанным с применением вооруженного насилия; 3) слабая способность бизнеса предугадывать наиболее значимые политические риски любого типа. К слому этих паттернов не привели ни пандемия COVID-19, ни эскалация конфликта вокруг Украины и ее последствия. Объяснение этому можно искать как в сохраняющемся дефиците внутрикорпоративных компетенций в области политических рисков и недостаточном привлечении внешней экспертизы, так и в преобладании в пуле респондентов представителей развитых стран. Повышение качества управления политическими рисками и востребованности специализированных инструментов страхования со временем может повысить эффективность мобилизации частного капитала на цели развития. В то же время в условиях обострения межгосударственного соперничества межгосударственного соперничества более выраженная склонность компаний из конкурирующих держав к инвестициям в высокорисковые юрисдикции будет создавать дополнительные узлы напряженности в странах Глобального Юга - так же как и увеличение объемов официального финансирования международного развития. Отдельно обозначены варианты масштабирования фундаментальных и прикладных исследований политических рисков (в том числе в их взаимосвязи с политикой содействия международному развитию) с использованием опросов представителей бизнеса для получения значимых для российской внешней и внешнеэкономической политики результатов.
Задачи экономической интеграции предполагают общность подходов к их реализации. В частности, посткризисное восстановление продемонстрировало безальтернативность стандартов и рекомендаций «Базеля III» для защиты от внешних шоков и укрепления стрессоустойчивости банков. Кроме того, в межгосударственных объединениях интеграционного типа (например, в Европейском союзе (ЕС)) «Базель III» фактически стал основой унификации регулятивной политики. В ЕАЭС же интеграционные процессы пока еще не сопровождаются сближением в финансовой сфере. При этом разнорежимность оказывает давление на потенциал интеграции и тормозит процесс формирования наднациональной регулятивной архитектуры, угрожая обострением системных рисков и в конечном итоге - эрозией стратегических ориентиров как в рамках формирования единого финансового рынка ЕАЭС, так и интеграции в целом. В статье предпринимается попытка сформулировать перспективы регулятивного сближения в ЕАЭС на основе «Базеля III» и достижения консенсуса в формате «мини-Базель III», который способствовал бы дальнейшему укреплению экономического базиса интеграционных процессов, включая минимизацию системных рисков и финансовую стабильность. На основе анализа стандартов банковского надзора в государствах - членах ЕАЭС и их количественных значений в 2015-2024 гг. (то есть с момента поэтапного внедрения «Базеля III» в ЕАЭС) мы пришли к выводу о разнорежимности как основном источнике системных рисков, в то время как сближение способствует их минимизации при условии перехода к формату «мини-Базель III». Кроме того, с учетом возрастающей неопределенности и рискогенности на евразийском финансовом рынке нами сформулированы сценарии интеграционных процессов, основанных на «мини-Базеле III» и без него. В то же время превалирование неявных и зачастую мнимых преимуществ разнорежимности над «мини-Базелем III», а также санкционные ограничения в отношении России и угроза вторичных санкций в отношении остальных государств - членов ЕАЭС будут и впредь препятствовать переходу к «мини-Базелю III». Предложенная концепция «мини-Базеля III» может быть использована регуляторами для формирования наднационального механизма банковского регулирования в ЕАЭС, в том числе с целью регулирования будущего регионального банковского союза.
По мере распространения глобализации и технологических инноваций растущая комплексность глобальных вызовов получила более широкий пространственно-временной размах. В сфере международных отношений наблюдается усиление влияния негосударственных акторов, создающих запрос на эффективные и своевременные меры противодействия глобальным кризисам. Трансправительственное сетевое управление, в осуществлении которого принимают участие негосударственные акторы, действующие в условиях децентрализации и устойчивых центробежных тенденций, сформировалось как разноплановая и гибкая модель управления, функционирующая за рамками сложившихся схем взаимодействия государств. Наблюдается процесс формирования международных режимов, фактором чего является усиление сотрудничества на уровне субъединиц. Несмотря на то что в некоторых сферах сохраняются управленческие лакуны, крупные международные игроки активно участвуют в формировании структур трансправительственного сетевого управления, утверждая свое положение в качестве ключевых акторов. Проведенное исследование указывает на то, что в тех областях, в которых функционирует несколько трансправительственных сетей управления, характер взаимодействия по вопросам управления может балансировать между сотрудничеством и конкуренцией, что представляет собой сущность модели соконкуренции в трансправительственном сетевом управлении. На многих уровнях анализа подобные характеристики указывают на значительный потенциал для роста, экспансии и трансформации.
Издательство
- Издательство
- ВШЭ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- Юр. адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- ФИО
- Анисимов Никита Юрьевич (Ректор)
- E-mail адрес
- hse@hse.ru
- Сайт
- https://www.hse.ru/