Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуализируется проблема определения новых способов непрерывного профессионального развития учителей общеобразовательных организаций. Педагогическая поддержка современного учителя в развитии профессионального мастерства продолжает оставаться значимой задачей для дополнительного профессионального образования. В этой связи авторами статьи подчеркивается, что процесс поиска, осмысления и концептуализации оригинальных педагогических решений обеспечивает формирование уникального методического стиля учителя, совершенствование его педагогической техники и такта. Осуществление данного процесса рассматривается в качестве эффективного способа развития педагогического мастерства учителя. Цель проводимого исследования на этом основании определяется как изучение влияния деятельности по обобщению и распространению результативного опыта на активизацию протекания процесса развития педагогического мастерства учителя. В ходе анализа научной литературы выявлен устойчивый интерес исследователей к изучению феномена профессионального мастерства учителя. Установлено, что в системе дополнительного профессионального образования происходит поиск способов педагогической поддержки непрерывного профессионального роста учителя, результатом которого может стать становление педагога-мастера. Методология (материалы и методы). Методологическую основу исследования поддерживают концепции непрерывного образования педагогов, обобщения и распространения педагогического опыта. Основные результаты исследования связаны с рассмотрением ключевых компонентов педагогического мастерства учителя (педагогической техники, педагогического такта, индивидуального стиля деятельности) и определяет его теоретическую значимость. Научная новизна отражается в разработке критериально-уровневых характеристик развития педагогического мастерства учителя, определении эффективных способов его развития. На основе идеи о развитии способов неформального обмена знаниями предлагается нетрадиционный инструмент для совершенствования педагогического мастерства - обобщение и распространение учителем собственного результативного опыта. В рамках проводимого исследования разработан алгоритм обобщения и распространения педагогического опыта. Предложенный алгоритм может быть результативно применен в широкой практике дополнительного профессионального образования учителей, в том числе в условиях их внутриорганизационного обучения. Полученные результаты исследования имеют практическую значимость. Разработанные критериально-уровневые характеристики педагогического мастерства учителя могут быть использованы для совершенствования инструментария аттестации педагогических кадров, разработки оценочных материалов, применяемых в рамках профессиональных конкурсов. Описание этапов алгоритма обобщения и распространения результативного опыта учителя может служить основанием и источников для отбора содержания дополнительного профессионального образования, применяемого в работе с педагогами-новаторами и педагогами-исследователями. Дальнейшие перспективы исследования связываются с разработкой и реализацией дополнительных профессиональных программ, направленных на содействие учителям общеобразовательных организаций в развитии профессионального мастерства, в том числе с использованием способов их включения в процессы обобщения и распространения опыта.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Современный мир очень динамичен, нестабилен и изменчив. Социальноэкономические, геополитические и культурнопедагогические трансформации затрагивают все аспекты жизни людей, влияют на сознание населения и его поведение в обществе. Особенно чувствительны к таким изменениям дети, которые являются зеркалом своего исторического периода, его достижений, открытий и ценностей. Восприятие детьми происходящих в настоящий момент событий, отражение в их сознании общественных явлений зависит от воспитательных процессов, осуществляемых в семье и школе. И если в семье закладываются основы интеллектуального, нравственного, коммуникативного и физического развития ребенка, то в школе они укрепляются. Общеобразовательная организация выступает моделью общественных отношений, а учителя обеспечивают их грамотное выстраивание, помогают современным учащимся вписаться в новые реалии, социализироваться, достичь успеха в жизни.
Список литературы
1. Макаренко, А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч.: в 7 т. Т. 5 / А. С. Макаренко - Москва: АПН РСФСР, 1958. - 558 с. - Текст: непосредственный.
2. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - Москва: Междунар. гуманитар. фонд “Знание”, 1996. - 308 с. - Текст: непосредственный. EDN: YQCJKT
3. Митина, Л. В. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - Москва: Академия, 2004. - 318 с. - Текст: непосредственный.
4. Калинина, Т. В. Психолого-педагоги-ческое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников / Т. В. Калинина, Н. В. Бусарова, Н. В. Гусева. - Текст: непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика. - 2023. - № 7 (111). - 58-64. EDN: YARTMV
5. Сайгушев, Н. Я. Преодоление внутренних затруднений учителя как условие становления педагогического мастерства / Н. Я. Сайгушев, О. А. Веденеева, С. С. Великанова. - Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-1. - С. 219-222. EDN: YFFZAL
6. Улитко, В. В. Неформальное образование учителя как условие достижения профессионального акме / В. В. Улитко. - Текст: непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8, № 1 (26). - С. 265-270. EDN: VWTUTQ
7. Громова, В. В. Концептуализация педагогического опыта как условие профессионального решения педагогических задач / В. В. Громова. - Текст: непосредственный // Человек и образование. - 2015. - № 2 (43). - С. 34-38.
8. Васильева, Л. Е. Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика / Л. Е. Васильева. - Текст: непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 3. - С. 186-190. EDN: SHAYRD
9. Владиславлев, А. П. Непрерывное образование: Пробл. и перспективы / А. П. Владиславлев. - Москва: Мол. гвардия, 1978. - 175 с. - Текст: непосредственный.
10. Теоретические основы непрерывного образования / под ред. В. Г. Онушкина. - Москва: Педагогика, 1987. - 207 с. - Текст: непосредственный.
11. Нефедова, Г. М. Специфика интеграции формального, неформального и информального образования / Г. М. Нефедова. - Текст: непосредственный // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 3 (17). - С. 127-133. EDN: ZBLZFH
12. Терегулов, Ф. Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения / Ф. Ш. Терегулов. - Москва: Педагогика, 1991. - 296 с. - Текст: непосредственный.
13. Кузьмина, В. Ф. Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю) / В. Ф. Кузьмина. - Текст: непосредственный // Управление современной школой. - 2006. - № 4. - С. 103-104.
14. Турбовской, Я. С. Изучение и обобщение педагогического опыта как методологическая проблема / Я. С. Турбовской. - Текст: непосредственный // Советская педагогика. - 1983. - № 9. - С. 50-54.
15. Боронилова, И. Г. Изучение и обобщение опыта в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования / И. Г. Боронилова, А. А. Акчулпанова. - Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2022. - 102 с. - Текст: непосредственный. EDN: NGZKCA
16. Валеев, Г. Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г. Х. Валеев. - Текст: непосредственный // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 39-44. EDN: NCMCYL
17. Игнатьева, Г. А. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике: пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности / Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова. - Нижний Новгород: Нижегородский ин-т развития образования, 2009. - 376 с. - Текст: непосредственный. EDN: QXZLUT
18. Никулина, Н. В. Педагогический опыт: формы и механизмы трансляции / Н. В. Никулина. - Текст: непосредственный // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 1. - С. 6-10. EDN: KZFLFD
19. Якушева, С. Д. Педагогическая техника основа педагогического мастерства / С. Д. Якушева. - Текст: непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2011. - № 2. - С. 182-190. EDN: NQWMSX
20. Чернявская, А. П. Педагогическая техника в работе учителя / А. П. Чернявкая. - Москва: Центр “Педагогический поиск”, 2001. - 176 с. - Текст: непосредственный. EDN: SBTDWV
21. Кириллова, Т. В. Педагогический такт как условие и средство повышения культуры профессионально-педагогического общения / Т. В. Кириллова, О. В. Кириллова. - Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 820. EDN: TGQQQV
22. Донцов, А. В. Педагогический такт в процессе образовательной деятельности / А. В. Донцов, А. А. Волков, М. В. Махринова. - Текст: непосредственный // Гуманитарные и социальные науки. - 2022. - Т. 91, № 2. - С. 145-151. EDN: PXINLE
23. Айснер, Л. Ю. Педагогический такт как основа профессионализма преподавателя / Л. Ю. Айснер. - Текст: непосредственный // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сб. статей Междунар. научно-практич. конф. - 2016. - С. 10-12. EDN: VDYLNH
24. Маркова, А. К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А. К. Маркова, А. Я. Никонова. - Текст: непосредственный // Вопросы психологии. - 1987. - Т. 5. - С. 40-48.
25. Максимова, Т. В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности / Т. В. Максимова. - Текст: непосредственный // Мир психологии. - 2001. - № 2 (26). - С. 114-118. EDN: COZUJC
26. Николаева, М. В. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности учителя начальных классов как цель его профессиональной подготовки / М. В. Николаева. - Текст: непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 8 (151). - С. 64-68. EDN: OVKYMA
27. Ng, P. T. The quest for innovation and entrepreneurship in Singapore: strategies and challenges. Globalisation, Societies and Education, 2012, Vol. 10, No. 3, pp. 337-349.
28. Самойлова, В. В. Наставничество как фактор развития педагогического мастерства / В. В. Самойлова. - Текст: непосредственный // Интеграция, эволюция, модернизация: пути развития науки и образования: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Стерлитамак: ООО “АМИ”, 2023. - С. 95-97. EDN: FVHKLT
29. Агапова, С. А. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога / С. А. Агапова. - Текст: непосредственный // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 2. - С. 64-66. EDN: KZVDKP
30. Машарова, Т. В. Профессиональное развитие педагога в условиях современной образовательной среды школы / Т. В. Машарова. - Текст: непосредственный // Шамовские чтения: сборник статей XV Международной научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 1. - Москва: 5 за знания, 2023. - С. 45-50. EDN: HMEXCH
31. Афанасова, Д. Ю. Открытые уроки и конкурсы как фактор развития творческой активности и педагогического мастерства учителя / Д. Ю. Афанасова, К. В. Румянцева, Е. С. Бычкова. - Текст: непосредственный // Гносеологические основы образования: материалы V Международной конференции. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. - С. 255-259. EDN: PSUBBH
32. Милова, Н. П. Научно-исследовательская деятельность учителя как фактор развития педагогического мастерства / Н. П. Милова, Н. П. Маслов, Е. И. Быкова. - Текст: непосредственный // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. - Пенза: Наука и Просвещение, 2022. - С. 164-167. EDN: YEDTZU
33. Тимошкина, Н. А. Использование педагогических техник в процессе становления профессионального мастерства учителя (на примере авторского курса “Арт-терапия в образовательном пространстве”) / Н. А. Тимошкина. - Текст: непосредственный // Modern Science. - 2022. - № 1-1. - С. 295-300. EDN: QRHLLR
34. Богоудинова, Р. З. Трансформация системы дополнительного профессионального образования педагогов в контексте национального проекта “Образование” / Р. З. Богоудинова, Р. М. Логинова. - Текст: непосредственный // Бизнес. Образование. Право. - 2023. - № 2 (63). - С. 363-367. EDN: RGAXDS
35. Кашаев, А. А. Модель непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Рязанской области: концептуальные подходы / А. А. Кашаев. - Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1. - С. 40. EDN: JDJXRM
36. Хасанова, П. Х. Роль тьюторской поддержки в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности учителя / П. Х. Хасанова. - Текст: непосредственный // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы XXII Международной научно-практической конференции. - Челябинск: ЧИППКРО, 2023. - С. 80-86. EDN: IUHBFN
37. Шершнев, С. А. Совершенствование системы повышения квалификации учителей России. Новый вектор развития педагогического мастерства / С. А. Шершнев. - Текст: непосредственный // Проблемы современного образования. - 2021. - № 1. - С. 249-264. EDN: TIUOIU
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматривается вопрос о профессиональном становлении начинающего педагога и его закреплении в образовательных организациях. Отмечается проблема формирования педагогического коллектива и повышения профессионального уровня педагогов. Несмотря на рост требований к профессиональному мастерству педагогов, уровень их квалификации остается недостаточным. Педагогический корпус нуждается в обновлении с момента вхождения в профессию. Наблюдается низкая мотивация педагогических работников к совместной деятельности, направленной на их профессиональное развитие. Ставится цель представить результаты апробации технологии наставничества как одного из организационно-педагогических условий обеспечения качественного профессионального сопровождения молодых педагогов. Проводится обзор научных исследований, позволяющий установить значимость применения технологии наставничества в работе с педагогическим корпусом. Учитывается необходимость реализации в полном объеме государственной политики в сфере образования и поиском эффективной модели управления со стороны организации. Анализируются публикации, посвященные вопросу организации формального и информального образования учителей. Методологической основой исследования выступают положения системного и компетентного подходов. В них рассматривается становление психолого-педагогической компетентности молодого педагога. Проведен анализ нормативных документов с целью определения показателей уровня профессионального мастерства педагога. Описание результатов связывается с описанием модели наставнической деятельности, которая представлена авторской Программой наставничества. Программа включает перечень мероприятий по подбору основного педагога-наставника для молодого учителя, по определению наставнических групп с целью определения профессиональной траектории развития начинающего специалиста с учетом его профессиональных возможностей. В статье описан опыт внедрения Программы наставничества. Практическая значимость представленных результатов заключается в возможности их применения при принятии управленческих решений с целью создания условий для профессионального развития педагогов-наставников и закрепления в профессии наставляемых. Обсуждается диагностический инструментарий с целью выявления профессиональных возможностей и дефицитов молодых педагогов.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Качество современного образования напрямую связывают с уровнем профессионализма педагогов. При этом активное использование новых цифровых технологий способствуют обновлению набора профессиональных компетенций современного учителя, включая навыки работы с высокотехнологичным оборудованием. Изучение мнения субъектов образовательного процесса о цифровых образовательных технологиях позволяет выявить выборку респондентов, которые положительно оценивают сформированность навыков использования современных ресурсов для организации электронного обучения, проектной и исследовательской деятельности обучающихся, построения индивидуальных образовательных маршрутов и выражают готовность использовать в дальнейшем, в том числе в процессе повышения квалификации. Обобщение опыта работы с высокотехнологичным оборудованием, использования цифровых технологий в рамках работы профессиональных сетевых сообществ является основанием для выводов о совершенствовании процесса организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов. Целью исследования является изучение мнения субъектов образовательного процесса по использованию цифровых технологий в образовательной деятельности и обобщение соответствующего опыта для корректировки содержания и подходов к организации повышения квалификации. Методология (материалы и методы). Для достижения поставленной цели авторы статьи использовали теоретический и эмпирический методы научного познания, анализ данных объективного контроля, проанализированы субъективные оценки и пожелания педагогов. Результаты. Проведенное исследование показало позитивную динамику в уровне сформированности цифровых навыков педагогов в процессе освоения существующих дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Обосновывается конструктивность объективного подхода при изучении опыта использования цифровых технологий в образовательной деятельности и формировании навыков работы с высокотехнологичным оборудованием. Таким образом, повышение цифровой компетентности педагогов, использование на уроках цифровых образовательных сервисов и контента, получение навыков работы на высокотехнологичном оборудовании способствует формированию убежденности обучающихся в необходимости развития собственных цифровых навыков, а также интереса к профессиям IT-направления.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Образовательные организации уделяют пристальное внимание росту профессионального уровня педагогических коллективов. Профессиональные обучающиеся сообщества давно рассматриваются в научных исследованиях как продуктивная форма непрерывного повышения квалификации педагогов. Для понимания роли и места данной концепции в развитии мастерства педагогов важно проанализировать и систематизировать конкретные изменения в деятельности образовательных организаций и педагогических коллективов. Цель исследования - анализ и систематизация результатов международного опыта деятельности профессиональных обучающихся сообществ в развитии условий непрерывного повышения квалификации педагогов. Методология (материалы и методы). Аналитический обзор публикаций, посвященных проблематике оценки эффективности деятельности профессиональных обучающихся сообществ, за период 1997-2023 гг. Полученные данные синтезированы с использованием нарративного подхода для выявления ключевых тем и тенденций в научных работах, посвященных оценке эффективности деятельности профессиональных обучающихся сообществ.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Рассматриваемая проблема касается анализа научно-исследовательских материалов и нормативного обеспечения системы повышения квалификации персонала компании «Российские железные дороги», что создает возможности построения ее структуры и актуализации значимых характеристик для организации повышения квалификации работников железнодорожных предприятий с учетом особенностей функционирования отрасли. Цель исследования. Выделить методологические основания и взаимосвязь между субъектами отраслевой системы повышения квалификации для персонала железнодорожного транспорта. Раскрыть современные особенности организации дополнительного образования, которые способствуют повышению профессиональных компетенций работников отрасли. Методология (материалы и методы). Анализ научных подходов к совершенствованию отраслевой системы повышения квалификации, нормативно-правового обеспечения и корпоративных требований, их сопоставление применительно к повышению квалификации железнодорожников; структурирование субъектов отраслевой системы повышения квалификации компании «Российские железные дороги».
Проблема исследования и обоснование ее актуальности[1]. Образование с трудом поспевает за достижениями цивилизации, а обучение постоянно требует наличия квалифицированных педагогов. Тем более это важно для сферы профессионального образования. Наработанный практический опыт не всегда является гарантией педагогических успехов профессионала, имеющего внушительный производственный стаж и впервые реализующего себя в образовательной сфере. Более того, новые государственные директивы, информационные запросы молодежи, появляющиеся новые технологии, новые педагогические техники - все это определяет потребность в индивидуальном пересмотре и переоснащении дидактического арсенала. Помочь каждому педагогу в профессиональном выборе и профессиональном росте способен персонифицированный подход, реализуемый в сетевом взаимодействии при модерации профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего дополнительное профессиональное образование. Своевременная переподготовка и повышение квалификации позволяет поддерживать компетенции педагогов на должном уровне. Однако для того, чтобы сохранялось это соответствие, необходимо удовлетворение запросов самого педагога и выполнение условий реализации образовательной программы. Отвечать на вызовы времени в опережающем ключе - задача организаторов курсов переподготовки и повышения квалификации педагогов. Создание действенной модели и, в первую очередь, поиск ее основания стали целью исследования. Цель исследования. Выявление потенциала персонифицированного подхода в проектировании модели маршрута профессионального развития педагога, генерируемого в ходе обучения на программах дополнительного профессионального образования. Методология (материалы и методы). Анализ и синтез научной литературы по проблемам персонифицированного подхода в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО). Мониторинг результатов реализации более 100 программ ДПО ежегодно в течение 5 лет. Анализ востребованности слушателями факультета дополнительного образования тематики, содержания и методов проведения курсов (порядка 6000 человек ежегодно). Проектирование моделей реализации персонифицированного подхода в рамках дополнительного профессионального образования педагогов. Включенное наблюдение за профессионально-образовательными маршрутами педагогов, прошедших программы ДПО (106 чел.). Результаты. Проведен анализ литературы и практического опыта по реализации программ дополнительного профессионального образования педагогических работников на базе факультета ДПО ЛГУ им. А. С. Пушкина. Обоснован подход к построению модели выбора персонифицированных образовательных маршрутов педагогических работников в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки в условиях цифровой трансформации. Представлен проект модели выбора персонифицированных образовательных маршрутов педагогических работников в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Заключение. Персонифицированный подход актуализирован в модели дополнительного профессионального образования педагогов и может иметь развитие в его совершенствовании и цифровизации.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Наставничество в России, как правило, относят к сфере методической поддержки молодых педагогов и их адаптации. Анализ международного и отечественного опыта развития наставничества в организациях показал, что условием их максимально инновационного развития выступает вовлечение как можно большего числа работников в наставническую деятельность. При этом один наставляемый может взаимодействовать сразу с несколькими наставниками: классическим наставником, тьютором, коучем, ментором, куратором. Один и тот же работник может для одного коллеги выступать в роли наставника, а по отношению к другому - в роли наставляемого. Такая разветвленная система наставничества приобретает характер многофункциональной, комплексной. В Самарской области разработана региональная программа многофункционального наставничества, в которой наставничество предлагается всем педагогам, ориентированным на преодоление своих профессиональных затруднений. При этом предусмотрена возможность иметь несколько наставников для решения разных задач (подготовки к конкурсам, сопровождения индивидуального образовательного маршрута и т. д.), но и у наставника может быть несколько наставляемых (двое, трое, подгруппа). Цель исследования: выявить особенности и обобщить региональные практики наставничества в образовательных организациях Самарской области. Методология (материалы и методы). Для достижения цели исследования применялся комплекс методов: контент-анализ, анкетирование и «изучение и обобщение передового педагогического опыта». Результаты. На основе теоретического анализа научной литературы, анализа документов по организации наставничества и анкетирования в автоматизированной информационной системе «Кадры в образовании. Самарская область» выявлены особенности региональных практик наставничества в системе образования Самарской области.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Принятая в ХМАО - Югре Концепция развития комплексной системы реабилитации, абилитации и комплексного сопровождения инвалидов, детей-инвалидов в ХМАО - Югре среди перспектив развития выделяет создание служб ранней помощи, детям и их семьям, позволяющих своевременно оказывать поддержку семьям в осуществлении индивидуального образовательного маршрута. Среди задач, обеспечивающих развитие региональной системы ранней помощи в ХМАО - Югре, обеспечение подготовки квалифицированных специалистов, предоставляющих реабилитационные (абилитационные) услуги лицам с инвалидностью и детям-инвалидам и их семьям. По данным мониторинга ситуации по ранней помощи в ХМАО - Югре в области образования выявлено, что большая часть таких детей получают раннюю помощь в дошкольных образовательных организациях. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются центры ранней помощи, усложняются задачи по реализации целевых ориентиров, связанных с достижением результатов по уходу и присмотру детей-инвалидов раннего возраста. При этом остро встает вопрос готовности педагогов к решению задач оказания квалифицированной помощи таким детям, повышения квалификации руководителей и специалистов по ранней помощи детям и их семьям. В рамках создания условий для обеспечения подготовки специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи семьям и их детям, получающим дошкольное образование на региональном уровне запланированы разработка и реализация программ повышения квалификации специалистов по освоению технологий ранней помощи. Цель исследования. Исследование готовности педагогов дошкольных организаций к оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, выявление профессиональных дефицитов в вопросах предоставления ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Методология (материалы и методы). Для достижения поставленной цели использовался метод анкетирования и сравнительного анализа полученных результатов. Был проведен опрос среди 50 слушателей курса повышения квалификации «Организация и предоставление ранней помощи детям дошкольного возраста».
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматриваются нейротехнологии как целевое направление повышения квалификации педагогов. Они перспективны и в обучении взрослых, и в педагогической практике общеобразовательных организаций. Опыт использования нейротехнологий в зарубежных и отечественных школах показывает хорошие результаты. Исследователи отмечают их влияние на когнитивные функции обучающихся - память, внимание, восприятие и так далее. Учебный процесс становится более мотивированным, индивидуализированным, визуализированным. Целью исследования является конструирование целенаправленного повышения квалификации педагогических кадров в сфере нейронауки и нейротехнологий. Методология (материалы и методы). В основу исследования положены следующие теоретико-методические основания: работы педагогов в области различных форм обучения, труды ученых в сфере нейродидактики, материалы по применению нейротехнологий в общеобразовательных организациях. Использовались следующие методы исследования: анализ педагогической, научно-методической и специальной литературы, а также педагогические практики по изучаемой проблеме; обобщение, систематизация, конструирование, моделирование; педагогическое наблюдение, онлайн-опрос, тестирование, анализ входного и выходного контроля слушателей, статистическая обработка и интерпретация данных.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Качество профессиональной деятельности педагогов, в том числе сферы дополнительного образования, во многом зависит от условий, которые создаются для развития их профессионализма внутри организации и за ее пределами. Одним из актуальных направлений современной теории и практики повышения квалификации педагогических работников является изучение роли профессиональных сообществ и общностей в развитии профессионализма педагогов. В исследовании авторы уделили внимание принципам и механизмам формирования временных событийных профессиональных общностей, условиям, способствующим развитию профессионализма педагогов дополнительного образования. Педагогическая деятельность педагога дополнительного образования, требует от него проявления знаний и умений как предметного и метапредметного характера, а творчество и индивидуальный стиль деятельности является атрибутом его профессионализма. Педагог сферы дополнительного образования четко понимает мотивационную основу выбора ребенком занятий в детском объединении, где его активность напрямую связана с созданием ситуации успеха в достижении результатов при освоении содержания дополнительной общеобразовательной программы. Именно поэтому исследование потенциала временных событийных профессиональных общностей в развитии профессионализма педагогов дополнительного образования имеет синергийный характер, учитывая специфику как педагогической деятельности педагога сферы дополнительного образования, так и характер формирования и развития данных общностей. Целью нашего исследования является выявление и обоснование условий развития профессионализма педагогов дополнительного образования, включенных в деятельность временных событийных профессиональных общностей. Методологическими основаниями проведенного исследования являются событийный и андрагогический подходы, теоретические основы формального и неформального образования. В исследовании были использованы следующие методы: анализ теоретических и эмпирических исследований, анализ и обобщение педагогического опыта, в том числе собственного опыта научно-методического сопровождения формального и неформального образования педагогов дополнительного образования. Результаты. В исследовании на основе теоретического анализа современных исследований и обобщения личного опыта повышения квалификации педагогических работников определены особенности развития профессионального мастерства педагогов дополнительного образования, включенных в деятельность временных событийных профессиональных общностей: ценностно-смысловое содержание совместной деятельности, субъектность в самоопределении и самореализации, сотворчество в деятельности, коммуникативная кооперация, рефлексивность проживания, эмоциональная и интеллектуальная насыщенность. Дано описание особенностей реализации этих условий на четырех этапах обучения на курсах повышения квалификации: вовлечение, целеполагание, проектирование действий, анализ результатов. В завершение статьи авторы определяют личностно-профессиональные значимые результаты, достигаемые педагогами дополнительного образования в процессе участия во временных событийных общностях. К таким результатам авторы относят стремление к осознанному и целенаправленному созданию событий в своей профессиональной деятельности, приобретение опыта инициирования и поддержания процессов самости, умение выстраивать событийную общность, овладение умениями выстраивать позиционное взаимодействие для достижения общих коллективных целей, умение презентовать себя в профессиональном сообществе, овладение различными формами и способами организации рефлексии.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье актуализируется проблема качества методической подготовки учителя начальных классов. Акцентируется внимание на необходимости адаптации дополнительного профессионального образования к новым вызовам, которые связаны с реализацией федерльного государственного образовательного стандарта начального общего образования 2021 года и федеральной образовательной программы начального общего образования. Совершенствование профессионального потенциала педагогических работников невозможно без формирования их образовательной активности. Сегодня современный учитель должен самостоятельно овладевать широким спектром профессиональных знаний и умений в рамках индивидуальной стратегии профессионального роста. Ставится цель сформировать представление о методическом проекте как условии совершенствования методической подготовки учителей начальных классов в рамках постдипломного образования. Методологическими основами исследования стали системный и деятельностный подходы. В рамках системного подхода были изучены теоретические основы методической подготовки учителя, были обозначены подходы к ее совершенствованию в системе дополнительного профессионального образования. Анализ и обобщение ключевых положений работ ученых по проблеме исследования позволили обоснованно прийти к определению ресурсов методических проектов в совершенствовании методической подготовки учителя начальных классов в рамках курсового повышения квалификации. Описание результатов связано с определением составляющих процесса выполнения методических проектов слушателями, технологии педагогического сопровождения методического проекта. Практическая значимость исследования определяется описанием этапов работы над методическим проектом и технологии его педагогического сопровождения на этапе формального повышения квалификации педагогов, представлением характеристик уровней для оценки методического проекта слушателей. Статья представляет интерес для практических работников системы общего образования, дополнительного профессионального образования и исследователей.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Недостаточная разработанность основных технологических этапов освоения алгоритма разработки дополнительных профессиональных программ определяет снижение качества дополнительного профессионального образования в целом. Качество дополнительного профессионального образования педагогов обеспечивается, в первую очередь, качеством программ повышения квалификации, которые должны соответствовать требованиям экспертизы. Однако экспертным советом по дополнительному профессиональному образованию в городе Москве ежегодно отклоняются до 25% программ за несоответствие требованиям, что требует продолжения работы в данном направлении. Цель исследования: проектирование основных технологических этапов освоения алгоритма разработки дополнительных профессиональных программ для повышения эффективности обучения разработчиков программ и региональных экспертов. Методология (материалы и методы). При проведении исследования основополагающими являлись следующие подходы: системно-деятельностный, компетентностный, квалификационный. Исследование было проведено на базе Корпоративного университета московского образования и включало сравнительный анализ дополнительных профессиональных программ и экспертных заключений, интервьюирование авторов программ, экспертов. Было проанализировано 68 программ повышения квалификации, 204 экспертных заключения на программы повышения квалификации, опрошено более 50 разработчиков программ и экспертов.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье анализируется роль и значение мотивации педагога в образовательном процессе для уровня общего среднего образования[1], а также устанавливается степень этого влияния в сравнении с другими факторами. Тема является актуальной ввиду постоянно растущих требований к развитию и самосовершенствованию педагога на протяжении всей жизни ввиду динамично меняющейся технико-экономической составляющей современного развития. Ставится цель определения роли мотивации в профессиональной самореализации педагога и обоснование данного подхода, также анализируется содержательный аспект данного процесса. В статье проводится обзор научных исследований, позволяющий обнаружить значимость мотивации как основной составляющей профессиональной самореализации педагога. Методология (материалы и методы). Методологической основой исследования выступают анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также анкетирование педагогов с целью выявления роли мотивации в процессе их профессиональной деятельности. Обработка полученных результатов проводится с помощью статистических методов анализа, применяемых в психологии (использование критерия Колмогорова-Смирнова и применение линейной регрессии в случае адекватности модели). Описание результатов связывается с отражением содержательных аспектов и определением роли мотивации в процессе профессиональной самореализации педагога. Научная новизна заключается в определении значения мотивации в профессиональном развитии педагогов и обозначении актуальных подходов к стимулированию их мотивации с отражением ее составляющих. Практическая значимость представленных результатов заключается в возможности их применения в повышении квалификации учителей и размещении методических материалов для использования в образовательной среде профессионального развития педагогов, с целью их практического применения. Также практическая реализация подразумевает использование выявленных инструментов мотивации педагогов в процессе управления и координации профессионального развития учителей.
Издательство
- Издательство
- ГБУ ДПО ЧИРО
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454111, Челябинская область, город Челябинск, Комсомольская ул, д. 20а
- Юр. адрес
- 454111, Челябинская обл, г Челябинск, Советский р-н, ул Комсомольская, д 20А
- ФИО
- Барабас Андрей Александрович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______