В последние годы формирование и накопление человеческого капитала приобретает все более важное значение в ряду конкурентных преимуществ фирмы. При этом теоретические подходы к управлению человеческим капиталом по-прежнему мало используются в практике менеджмента. Стратегический подход к формированию и накоплению человеческого капитала практически не применяется. Настоящее исследование направлено на выявление ключевых элементов, необходимых для формирования стратегии развития человеческого капитала. Базу исследования составляет синтез ряда теоретических подходов к пониманию человеческого капитала и стратегического планирования, публичные материалы, описывающие практику формирования долгосрочных установок в документах российских корпораций, и другие данные по этой тематике. Основополагающими методами исследования являются комплексный подход, сравнительный анализ и наблюдение, обобщение, также применен авторский подход к выделению формата стратегии реального предприятия. Анализ показал, что в настоящее время понятие стратегии развития человеческого капитала трактуется крупным бизнесом в подавляющем большинстве исключительно в рамках управления человеческими ресурсами, а инфраструктурная составляющая и прочие факторы часто остаются вне рамок данного понятия. При этом теоретики описывают данное понятие достаточно подробно, с выделением ряда ключевых аспектов, способствующих формированию данного нематериального актива, в том числе на длительную перспективу. В результате сформулирована и предложена структура 30а также ряд ключевых характеристик универсальной стратегии развития человеческого капитала - ее срок, степень открытость и пр. Обоснована необходимость выделения трёх направлений развития данной области в долгосрочном периоде, согласованных с прочими стратегическими решениями. Это развитие работника, а также формирование инфраструктуры знаний и социальной инфраструктуры предприятия
Идентификаторы и классификаторы
ЧК представляет собой стратегический ресурс, формирование которого требует времени и не происходит одномоментно (Жданов, 2021). В связи с этим развитие ЧК является важной составляющей стратегического планирования и должно учитываться при установке долгосрочных приоритетов развития компании (Thomas et al., 2013; Phillips, Phillips, 2015). Отметим, что большое число иностранных публикаций посвящено повышению конкурентоспособности предприятия и его устойчивости в стратегической перспективе за счет приращения ЧК (см., например, Gambardella et al., 2015; Delery, Roumpi, 2017; Boon et al., 2018; Kryscynski et al., 2021; и др.). Анализ отечественных публикаций по данной тематике показывает, что основной их массив посвящен долгосрочному развитию ЧК на макро- и мезоэкономическом уровнях; микроэкономический аспект рассматривается фрагментарно (Кельчевская, Черненко, 2015; Кондаурова, Геммерлинг, 2018). Авторы данных работ в то же самое время указывают на необходимость развития стратегических подходов к развитию ЧК на предприятиях, так как именно на предприятиях формируется базис повышения конкурентоспособности страны в текущих условиях.
Список литературы
Беккер, Г. С. (2003). Человеческое поведение: экономический подход. ГУ ВШЭ.
Гвоздева, М. А., & Казакова, М. В. (2017). Исследование понятия человеческого
капитала в экономической литературе. Социум и власть, (1), 82–87.
Глазьев, С. Ю., Воронов, А. С., Кудина, М. В., & Орлова, Л. Н. (2022). Прогноз
развития человеческого капитала в Российской Федерации в условиях изменений
в мировой экономике. Государственное управление. Электронный вестник, (91), 24–44.
https://doi.org/10.24412/2070-1381-2022-91-24-44
Гусаков, В. Г. (2018). Человеческий капитал — главный фактор повышения конкурентоспособности (интервью / записала Ж. Комарова). Наука и инновации, (1), 4–9.
Добрынин, А. И., Дятлов, С. А., & Цыренова, Е. Д. (1999). Человеческий капитал
в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. Наука.
Жданов, Д. А. (2021). Динамика человеческого капитала компании в контексте
ее развития. В кн. Клейнер, Г. Б., Константиниди, Х. А., Сорокожердьев, В. В. (ред.).
Трансформация социально-экономического пространства России и мира. ПросвещениеЮг.
Жданов, Д. А. (2023). Онтогенез человеческого капитала предприятия. Управленческие науки, 13(1), 54–70. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2023-13-1-54-70
Жданов, Д. А. (2020). Человеческий капитал предприятия в контексте системной экономики. Экономическая наука современной России, (4), 24–38. https://doi.
org/10.33293/1609-1442-2020-4(91)-25-38
Завьялова, Е. А., & Кобылко, А. А. (2019). Формат стратегии: практика крупнейших российских предприятий. Стратегические решения и риск-менеджмент, 10(3),
210–219. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-3-210-219
Капелюшников, Р. И. (2013). Сколько стоит человеческий капитал России?
Часть I. Вопросы экономики, (1), 27–47. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-1-
27-47
Кельчевская, Н. Р., & Черненко, И. М. (2015). Человеческий капитал как элемент
стратегического потенциала предприятия. Экономика промышленности/Russian Journal
of Industrial Economics, (2), 10–23. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2014-2-10-23
Клейнер, Г. Б. (2008). Стратегия предприятия. Дело.
Кобылко, А. А. (2022). Стратегия, устойчивая к кризисам: уроки пандемии. Вестник СПбГУ. Менеджмент, (1), 3–18. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2022.105
Козловская, Э. А., & Радионова, Ю. В. (2012). Концепция формирования корпоративной стратегии инновационного развития. Научно-технический ведомости СПБГПУ.
Экономические науки, 2(1), 77–83.
Колмыков, В. А., & Горшенин, В. П. (2022). О разработке долгосрочной стратегии
развития АО «НПО Лавочкина» на период до 2025 г. и перспективу до 2030 г. Экономическая наука современной России, (3), 72–82. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2022-
3(98)-72-82
Кондаурова, И. А., & Геммерлинг, В. А. (2018). Формирование конкурентных преимуществ предприятия на основе стратегии развития человеческого капитала. Друкеровский вестник, (4), 210–220. https://doi.org/10.17213/2312-6469-2018-4-189-199
Крамин, Т. В., Григорьев, Р. А., Тимирясова, А. В., & Воронцова Л. В. (2016).
Вклад интеллектуального и социального капиталов в экономический рост регионов
Российской Федерации. Актуальные проблемы экономики и права, (4), 66–76. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2012-7-114-13276
Мау, В. А. (2012). Человеческий капитал: вызовы для России. Вопросы экономики,
(7), 114–132. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2012-7-114-132
Мильская, Е. А. (2012). Управление стратегией инновационно активных предприятий в различных фазах экономического цикла. Инновации, (1), 88–94.
Новикова, И. В. (2019). Стратегическое управление трудовыми ресурсами предприятия в Индустрии 4.0. Экономическое возрождение России, 61(3), 181–184.
Трачук, А. В., & Саяпин, А. В. (2014). Практика формирования инновационной
стратегии в российских компаниях. Опыт вовлечения сотрудников. Стратегические
решения и риск-менеджмент, (1), 64–73. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2014-1-
64-73
Флек, М. Б., & Угнич, Е. А. (2022). Индексный подход к оценке формирования человеческого капитала предприятия. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 13 (4),
645–661. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2022.13.4.645-661
Becker, G. (1962). Investment in Human Capital: A. Theoretical Analysis. Journal
of Political Economy, 70(5), 9–49. https://doi.org/10.1086/258724
Begg, D., Fischer, S., & Dornbusch R. (1994). Economics. McGraw-Hill.
Boon, C., Eckardt, R., Lepak, D. P., & Boselie, P. (2018). Integrating strategic human
capital and strategic human resource management. The International Journal of Human
Resource Management, 29(1), 34–67. https://doi.org/10.1080/09585192.2017.1380063
Delery, J., & Roumpi, D. (2017). Strategic human resource management, human capital
and competitive advantage: is the fi eld going in circles? Human Resource Management Journal,
27(1), 1–21. https://doi.org/10.1111/1748-8583.12137
Dirlik, O., & Aydin-Unal, D. (2014). Re-reading the Term “Strategy”. International
Journal of Business and Social Research (IJBSR), 4(4), 111–119.
Eisner, R. (1985). The Total Incomes System of Accounts. Survey of Current Business,
65(1), 24–48.
Flores, E., Xu, X., & Lu, Y. (2020). Human Capital 4.0: a Workforce Competence
Typology for Industry 4.0. Journal of Manufacturing Technology Management, (4), 687–703.
https://doi.org/10.1108/JMTM-08-2019-0309
Gambardella, A., Panico, C., & Valentini, G. (2015). Strategic incentives to human
capital. Strategic management journal, 36(1), 37–52. https://doi.org/10.1002/smj.2200
Goldin, C., & Katz, L. F. (2008). The Race Between Education and Technology. Cambridge,
MA: The Belknap Press of Harvard University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctvjf9x5x
Handel, M. J. (2003). Skills mismatch in the labor market. Annual Review of Sociology,
29(1), 135–165. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.29.010202.100030
Hossain, U., & Roy, I. (2016). Human Capital Management: The New Competitive
Approach. International Journal of Commerce and Management, IV(5), 1020–1034.
Kendrick, J. (1976). The Formation and Stocks of Total Capital. Columbia University
Press.
Kryscynski, D., Coff , R., & Campbell, B. (2021). Charting a path between fi rm-specifi c
incentives and human capital-based competitive advantage. Strategic Management Journal,
42(2), 386–412. https://doi.org/10.1002/smj.3226
Phillips, J., & Phillips, P. (2015). High-Impact Human Capital Strategy: Addressing the 12
Major Challenges Today’s Organizations Face. AMACOM.
Ployhart, R. E., Nyberg, A. J., Reilly G., & Maltarich M. A. (2014). Human Capital
Is Dead; Long Live Human Capital Resources! Journal of Management, (40), 371–398.
https://doi.org/10.1177/0149206313512152
Samson, K., & Bhanugopan, R. (2022). Strategic human capital analytics and organisation
performance: The mediating eff ects of managerial decision-making. Journal of Business
Research, 144, 637–649. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2022.01.044
Schultz, T. (1961). Investment in Human Capital. The American Economic Review, 51(1),
1–17.
Steiner, G. A. (1979). Strategic Planning: What Every Manager Must Know. Free Press.
Thomas, H., Smith, R., & Diez, F. (2013). Human Capital and Global Business Strategy.
Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9781139519380
Thompson, A., & Strickland, A. (2001). Strategic Management: Concept and Cases.
McGraw-Hill/Irvin.
Townsend, K., Caff erkey, K., McDermott, A., & Dundon, T. (2019). Elgar Introduction
to Theories of Human Resources and Employment Relations. Edward Elgar Publishing.
Wright, P., Coff , R., & Moliterno, T. (2003). Strategic Human Capital. Journal
of Management, 40(2), 353–370. https://doi.org/10.1177/0149206313518437
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена обзору научных публикаций по противодействию отмыванию денег (ПОД). Предметом исследования является систематизация экономических явлений и процессов, раскрывающих роль финансового сектора в противодействии отмыванию преступных доходов (ОД). Основная цель статьи состоит в установлении научных аргументов за и против обременения финансовых организаций антиотмывочными мерами, выявлении малоисследованных аспектов в тематике публикаций и акцентировании внимания на их решении. В базах электронных библиотек e-library, ResearchGate, Academia проведен систематический обзор публикаций по ПОД с акцентом на специфические особенности различных финансовых и нефинансовых институтов. После изучения публикаций были определены их основные темы: деньги как главный ресурс теневой экономики, схемы отмывания денег, среда ОД, роль банков в ОД. Затем роль банков была изучена углубленно путем контентного анализа публикаций, указанных в ссылках отобранных источников. Установлены основные направления, в которых движутся ученые, работающие над этой темой, а также пробелы в исследованиях, которые могут быть устранены в будущих научных работах. Отмывание денег осуществляется в банковском секторе, иные секторы финансовой системы и нефинансовые виды деятельности используются преступниками для подготовки документов, скрывающих незаконное происхождение активов. Статья раскрывает перспективное направление исследований, обусловленное недостаточностью научных публикаций по проблеме установления адекватных мер воздействия со стороны регулирующих органов к физическим лицам и банкам за несоблюдение антиотмывочных норм, позволяющих соблюдать баланс между строгостью наказания (в целях профилактики будущих нарушений) и сохранением стабильности бизнес-процессов в банках (в целях укрепления репутации банковской системы).
В данной работе подтверждается информационная ценность отложенных налогов для оценки текущих начислений по налогу на прибыль и соответствующих им денежных потоков. В настоящее время многие эксперты указывают на то, что регистрация налоговых эффектов искажает восприятие финансовой действительности и не приводит к принятию оптимальных деловых решений, а современные исследования вовсе отрицают связь балансовых отложенных налоговых с будущими денежными потоками. Указанные аспекты были рассмотрены и проверены для российских организаций за период 2012-2018 гг. с помощью стандартной техники эконометрического анализа. Включение факторов отложенного налогообложения существенно повышает волатильность как налоговых начислений, так и налоговых денежных потоков в зависимости от того, какой чистой отложенной налоговой позиции придерживаетсяэкономический субъект. Было выявлено, что при активных позициях национальные организации начисляют почти на 7,8-10,0% больше и одновременно уплачивают в бюджет на 8,1-8,7% меньше налога на прибыль относительно прочих ситуаций. На основе подтвержденных гипотез была разработана концептуальная схема связиналоговых начислений с отложенными налоговыми позициями, что позволяет анализировать текущее корпоративное налоговое поведение компании и ее потенциальные налоговые возможности. Результаты показывают, что изменение налоговых начислений в структуре финансовой прибыли до налогообложения в среднем увеличивают налоговые денежные потоки в 1,28-1,41 раза, в то время как налоговые начисления увеличиваются в 0,46-0,54 раза с приростом на 1% денежных потоков, связанных с уплатой налога на прибыль. Устанавливается также статистическая значимость факторов дивидендной (выплаты доходов собственникам бизнеса) и инвестиционной политики (приобретение внеоборотных активов) для оценки налоговых начислений и денежных потоков. Выводы работы дают широкий инструментарий для будущих исследований в области анализа устойчивости прибыли, признаков банкротства и платежеспособности российских организаций
С 2020 г. внутренний туризм рассматривается некоторыми российскими регионами как один из возможных драйверов экономического роста. При этом не до концапонятно, за счет чего туристический сектор растет в регионах, считающимися неблагоприятными для ведения в них бизнеса. Цель данной статьи - описать факторы, которые способствуют становлению туристических фирм в новых туристических регионах, и те препятствия, что стоят перед развитием индустрии гостеприимства. В статье представлены результаты полевого исследования, проведенного среди представителей туристической отрасли Дагестана. Были проведены глубинные полуструктурированные интервью с 24 предпринимателями, представляющими разные рыночные сегменты и этапы создания туристического продукта: организаторами экскурсионных туров, владельцами гостиниц, гостевых домов и ресторанов, а также с представителями органов власти. Результаты полевого исследования показали, что основными ресурсами, используемыми для выстраивания туристического бизнеса в Дагестане, оказались человеческий и социальный капитал, а также наличие клиентской базы; роль физического капитала оказалась важна лишь для открытиямест размещения туристов. При этом по мере развития отрасли для входа на рынок необходимо все больше ресурсов. Основными барьерами для развития туризма являются недостаток кадров и инфраструктуры, а также потеря в 2022 г. части каналов продаж. Текущая политика по стимулированию развития туризма на Северном Кавказе не достигает своих целей, представители отрасли воспринимают оказываемую поддержку как недостаточную. Результаты исследования показали, что новые туристические регионы, в которых массовый туристический поток появился лишь с началом пандемии, могут столкнуться с недостаточной транспортной и санитарной инфраструктурой, а также системы подготовки персонала, и меры государственной политики, направленные на устранение этих проблем, могли бы быть особенно эффективны
В качестве предмета исследования выступил рынок крупяных товаров Республики Крым. Проблема исследования заключалась в отсутствии апробации научных подходов к оценке регионального рынка с позиции влияния на спрос товаров-заменителей, характеризующихся выраженной сезонностью продаж. Исследовательская задача заключалась в попытке проведения анализа аспектов формирования и развития рынка крупяных товаров под влиянием рынков товаров-заменителей. Методология исследования базировалась на экономико-статистических методах с применением инструментов корреляционно-регрессионного анализа. В статье определено состояние крымского рынка товаров исследуемой группы, основанное на данных официальной статистики. Отражена динамика изменения объемов производства зерновых культур в республике и их переработки в крупу, дана оценка состояния цен на товары исследуемой группы, представленные в розничной торговой сети. Оценены показатели, характеризующие региональный рынок крупяных товаров. Выявлены основные крымские производители, продукция которых представлена в торговой сети. Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на развитие регионального рынка крупяных товаров. По итогам исследования определены группы товаров-заменителей, формирующих структуру покупательского спроса, в качестве которых отмечены макаронные изделия и свежие овощи. На основании результатов корреляционного анализа установлена зависимость объемов продаж крупяных товаров от цен на товары-заменители, По представленным прогнозным трендовым моделям развития рынков товаров-заменителей на будущий период установлено продолжение роста рынка крупяных товаров за счет сокращения сбыта свежих овощей. При помощи регрессионного анализа составлен прогноз дальнейшего развития регионального рынка крупяных товаров. Новизна исследования заключается в определении степени зависимости покупательского спроса при приобретении крупяных товаров от цен на сезонные товары-заменители. В качестве выводов отмечено наличие прямой зависимости спроса на крупяные товары от цен на свежие овощи, тенденция роста продаж в будущие периоды будет положительной, экономическая и политическая ситуация в регионе повлияют на стабилизацию цен на социально-значимые продукты питания.
Данная статья посвящена вопросу оценки экономической эффективности комплексных инвестиционных проектов. В инвестиционных программах современных нефтегазовых компаний (например, ПАО «НК «Лукойл», ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк») все больший вес приобретают комплексные проекты, и эффективность для инвестора в такой ситуации следует оценивать в точки зрения совокупной эффективности проектов. В качестве объекта исследования авторы рассматривают комплекс проектов видов деятельности добыча и транспорт газа. Ставится вопрос о нахождении ставки дисконтирования для комплексного проекта с учетом особенностей нефтегазовой отрасли. Актуальность выбранной темы обусловливается необходимостью нахождения сбалансированной нормы прибыли комплексного инвестиционного проекта для включения в инвестиционный портфель нефтегазовой компании. При оценке экономической эффективности комплексных проектов, включающих подпроекты различных видов, такие как добыча или транспортировка, ставка дисконтирования всего проекта должна сбалансировать нормативные ставки по видам деятельности, представленным в проекте. В своей работе авторы на основании анализа формул математического аппарата для расчета комплексной ставки дисконтирования предлагают вариант расчета внутренней нормы доходности (ВНД) для группы проектов, для которых существует сформированный уровень нормативных значений ВНД. Статья выдержана в рамках экономических методов исследования. Анализ научной литературы и сравнительный подход сочетаются с применением методов экономико-математического моделирования. Теоретическая значимость исследования состоит в описании основных постулатов, связанных с анализом доходности инвестиционных проектов нефтегазовой отрасли. Практическая значимость заключается в выработке подходов к определению ставки дисконтирования при оценке экономической эффективности комплексных высокорискованных проектов на примере газовой отрасли и возможности применения данных подходов в инвестиционном и стратегическом анализе нефтегазовых компаний
Целью настоящей работы является разработка методологии выявления дефицитных индустрий на основе системы таблиц «Затраты - Выпуск». Теоретической базой исследования стали основные положения и принципы макроэкономики и экономической теории. В условиях тесной взаимосвязи всех сфер экономики отрасли, находящиеся в состоянии дефицита, могут оказывать негативное влияние на прочие элементы системы, в том числе являющиеся стратегически важными для государства. Причиной состояния дефицита является неспособность обеспечения полного покрытия потребительского спроса отраслями, испытывающими явную недостаточность производственных мощностей. Таким образом, своевременное выявление таких отраслей является критической задачей для государственных органов в целях оперативной разработки комплекса предупредительных мер. В работе предложена методика определения оптимальной цены, отклонение от которой сигнализирует о сокращении или наращивании дефицитности. Расчет оптимальной цены осуществляется путем нахождения точки максимума добавленной стоимости отрасли при заданной функции спроса. Модель учитывает такие факторы, как его эластичность и изменение уровня экономических издержек производства. На модельных экспериментах демонстрируется влияние изменения коэффициента наклона указанной функции на динамику дефицитности отраслей. Проведен анализ среднегодовой и кумулятивной дефицитности в целом по России, а также исследованы особенности поведения каждого из секторов, представленных в системе таблиц «Затраты - Выпуск». В результате оценена степень влияния мировых финансовых потрясений, таких как кризис 2008 г.,на отрасли с эластичным и неэластичным спросом. Данная модель может быть применена государственным сектором для анализа текущей экономической ситуации и разработки стратегии финансового развития.
Публикация нефинансовых отчетов за последние 20 лет обрела широкую популярность среди транснациональных корпораций и крупнейших национальных компаний. По мнению исследователей, компаниям, стремящимся занимать и удерживать лидирующие позиции, важно демонстрировать, помимо финансовых результатов своей деятельности, активную социальную, экологическую и просветительскую позиции, раскрывая информацию о нефинансовых аспектах своей деятельности в соответствующих отчетных формах. Все больше публикаций ориентировано на изучение влияния нефинансовых факторов на эффективность деятельности компаний, укрепление их конкурентоспособности. Однако далеко не все закономерности выявлены, недостаточно изучены отраслевые аспекты вопроса, небольшое количество публикаций направлено на изучение ESG-трансформации российских компаний. Цель статьи - выявить, существует ли влияние объема публикуемой нефинансовой отчётности и количества языков, на которых данная отчетность составлена, на рыночную капитализацию российских и зарубежных компаний. В статье также ставится вопрос: есть ли различия между российскими и зарубежными компаниями в плане влияния объема нефинансовой отчетности и количества языков ее представления на финансовую эффективность компании? Предмет исследования - форма представления нефинансовой информации и ее влияние на рыночную капитализацию российских и зарубежных компаний. Методологическую основу работы составляет регрессионный анализ влияния нефинансовых факторов на рыночную капитализацию российских и зарубежных компаний. Результаты работы демонстрируют наличие взаимосвязи между формой представления нефинансовой информации и таким финансовым показателем результативности компании, как рыночная капитализация. Более лаконичное представление результатов деятельности, стратегии развития, а также степени воздействия на окружающую среду и общество положительно влияет на рыночную капитализацию компаний. Авторами также доказано, что компании с наибольшей рыночной капитализацией формируют нефинансовые отчеты только на английском языке. Исследование показало наличие одинаковых закономерностей для российских и зарубежных компаний
Старение населения - серьезный вызов экономическому развитию - быстрыми темпами развивается в Китае в XXI в. Задачи настоящей работы включают: 1) выявление степени старения и вклада демографических факторов в старение населения в различных провинциях Китая; 2) установление связи между возрастной структурой населения и темпами роста ВРП на душу населения в провинциях КНР в 2002-2021 гг.; 3) оценка динамики демографического дивиденда в Китае в последние десятилетия. Для решения поставленных задач авторы используют методы демографического и регрессионного анализа с использованием данных официального статистического органа КНР. В работе выявлены существенные различия в уровне старения населения разных провинций Китая. Отличаются и основные демографические факторы старения. В одних провинциях важный вклад в рассматриваемый период вносят изменения в рождаемости, в других - в смертности. Подтверждена статистически значимая отрицательная связь между темпами прироста реального ВРП на душу населения и коэффициентом демографической нагрузки на современном этапе развития Китая, рассчитан вклад демографического дивиденда в экономический рост страны
В работе рассмотрен процесс перехода в ведущих странах мира от режима низкой инфляции и процентных ставок в 2012-2019 гг. к режиму высокой инфляции и даже стагфляции в 2020-2023 гг. Для анализа выбрано 11 стран: страны БРИКС, США, Великобритания и четыре ведущие страны Евросоюза: Германия, Испания, Италия Франция. Рассмотренные тенденции в первом периоде показывают (на месячной статистике) трудность выделения роли классических факторов, определяющих инфляционные процессы (по индексу потребительских цен), таких как денежная политика(М2) и безработица. Уже в этом периоде заметно влияние лаговых факторов цен на продовольствие и энергию. Не слишком энергичный подъем при ужесточении Базельских стандартов создал относительно комфортную - предсказуемую обстановку низкой инфляции. В условиях шоковой рецессии 2020 г. и последующего перехода к режиму быстрой инфляции среднемесячный темп прироста цен в развитых странах увеличился округленно в три раза. Общий темп инфляции разгонялся энергетическими (и продовольственными) ценами и закреплялся так быстро, что такие факторы, как безработица и рост денежной массы, не успевали сыграть самостоятельную роль. Дjстигнув высоких текущих значений, инфляция подтянула за собой заработную плату и закрепила как уровень (односторонняя эластичность) инфляции, так и динамику. Показатель базовой инфляции (промышленные товары) вырос параллельно с показателем номинальных расходов по труду на физическую единицу продукции (ЮЛК),а последнее создавало эффект “cost-push”. Увеличение процентных ставок было призвано затормозить инфляцию через сжатие экономической активности, но это далеко не просто в отношении ЮЛК в краткосрочном плане. Можно сказать, что мы видим «кривую Филлипса» в микроэкономических действиях участников процесса.
Предлагаемая статья посвящена методам корпоративного управления сложными ситуациями, в которых планирование невозможно. Авторы статьи более пяти лет используют и развивают метод Cynefin для работы со сложными ситуациями в российских компаниях. В статье вводятся понятия управленческой ситуации и ее различных видов: очевидной, усложненной, сложной и хаотической. Излагается разработанный нами метод Cynefin, основанный на фреймворке Cynefin (автор Дэвид Сноуден), для поддержки принятия решений в сложных ситуациях. Описаны пять шагов его исполнения, его особенности, возможности и ограничения. В статье также представлен пример практики применения метода Cynefin в части осмысления ситуации импортозамещения в области программного обеспечения на российском рынке.В статье также рассматривается применение метода Cynefin в принятии управленческих решений в разных ситуациях. В статье показано, что метод хорошо работает в сложных и хаотических управленческих ситуациях, в которых цикл управления больше похож на цикл Бойда OODA (Observe - наблюдение, Orient - ориентация, Decide - решение, Act - действие). В очевидных и усложненных ситуациях, в которых цикл управления больше похож на цикл Деминга PDCA (Plan - планирование, Do - выполнение, Check - проверка, Act - воздействие и корректировка) использование метода Cynefin избыточно. В заключении авторы выдвигают гипотезу о возрастании значимости метода Cynefin с ростом масштаба и сложности корпоративных проектов, например, связанных с импортозамещением и цифровой трансформацией, особенно в условиях роста неопределенности рыночной среды.
Большинство из многочисленных публикаций и материалов по корпоративному управлению (КУ) в современной России посвящено анализу развития модели такого управления за последние три десятилетия и отдельным его аспектам. Однако практически отсутствуют работы, в которых проводилось бы обобщение того, как развивались взгляды российских исследователей по этим вопросам, как формировались, изменялись и анализировались идеология и культура КУ, его диалектика. В статье предлагается авторская периодизация изучения проблем КУ в России, которая не совпадает, но идет параллельно с периодизацией истории развития самой системы такого управления. Так, с 1992 г. по настоящее время выделяются и анализируются три исследовательских этапа - классический, эмпирический (или аналитический),и ситуационный - и пять стадий развития системы КУ. На основе сравнительного анализа и обобщения накопленного за эти годы эмпирического материала определяются характерные черты и проблемные вопросы каждого исследовательского этапа. Изменение фокуса, содержания и культуры как собственно КУ, так и его изучения является важнейшим результатом чуть более 30-летней истории развития современного российского бизнеса. Это очевидно прослеживается, если сравнить проблемы КУ и их научный анализ в каждом из прошедших десятилетий - от описания системы, основных механизмов и создания институциональной основы КУ к более глубокому пониманию задач повышения его эффективности в новой реальности, от преимущественно теоретических и концептуальных исследований до аналитических и практикоориентированных. Статья является первым шагом на пути более углубленного изучения вопросов эволюции управленческой мысли в этом направлении.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/