Преодоление духовного кризиса современного российского общества возможно через усвоение традиционных духовно-нравственных ценностей в процессе обучения подрастающего поколения в средних образовательных учреждениях. Успех этой работы зависит от понимания необходимости этих ценностей самими учащимися. Цель исследования дать объективную оценку потенциалу системы среднего образования для формирования у молодого поколения традиционных духовно-нравственных ценностей. Оценка дается на примере среднего учебного заведения в обучении и воспитательной работе которого присутствует православный компонент, которое расположено в г. Астрахани, в регионе со сложным конфессиональным составом. Проведенное исследование опирается на опыт научной работы в этом направлении отечественных ученых, нормативно-правовые документы, а также на результаты собственного социологического опроса. Авторы пришли к выводу о том, что проверка готовности к принятию учащимися традиционных духовно-нравственных ценностей, должна рассматриваться как составная часть подготовительного этапа создания благоприятных условий для успешного их усвоение в процессе обучения и воспитания. Успешность этой работы в православном учебном заведении в значительной мере обеспечивает семейное воспитание обучающихся на основе христианских принципов. Если смотреть шире, то в средних учебных заведениях, где присутствует религиозный компонент как в обучении, так и в воспитании, усвоение школьниками традиционных духовно-нравственных ценностей будет успешным.
Идентификаторы и классификаторы
Причины многих проблем, с которыми сталкивается современное российское общество, лежат в духовно-нравственной сфере, которая пронизывает все области его жизни. Неблагополучие в этой сфере ведёт к разрушению социальных устоев. Потребительское отношение к жизни, рост отчуждения, разрушение института семьи, достаточно высокий уровень наркомании, алкоголизма, агрессии – это далеко не полный перечень симптомов духовного расстройства общества.
Список литературы
- Бондаревская, Е. В. Миссия и смыслы воспитания в кризисном обществе / Е. В. Бон-даревская // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гуманит. ун-т профсоюзов, 2007. – С. 328–329.
- Глазков, А. П. Государственно-конфессиональные отношения в российском обществе / А. П. Глазков, А. А. Лагунов, С. А. Храпов. – Астрахань : Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2022. – 160 с.
- Гусакова, В. О. Педагогический потенциал традиций православной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников : дис. … д-ра пед. наук / В. О. Гусакова. – Санкт-Петербург, 2023. – 539 с.
- Комогорцева, Т. В. Духовно-нравственное воспитание школьников в православно-ориентированной образовательной среде муниципальной школы : дис. … канд. пед. наук / Т. В. Комогорцева. – Великий Новгород, 2019. – 172 с.
- Котова, С. А. Философский анализ трансформации традиционных ценностей в пост-индустриальном обществе : автореф. дис. … канд. филос. наук / С. А. Котова. – Москва, 2014. – 22 с.
- Кравцов рекомендовал государственным школам изучить опыт воспитания право-славных гимназий. – URL: https://www.vremyan.ru/news/519995 (дата обращения: 12.02.2024).
- Крат, А. В. Историко-педагогические предпосылки, условия и факторы открытия православных общеобразовательных школ в новейшей истории России / А. В. Крат // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. – 2022. – Вып. 64. – С. 52–64. – doi: 10.15382/sturIV202264.52-64.
- Лыхина, Ю. В. Преодоление кризиса духовности в эпоху постмодерна / Ю. В. Лыхина // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Сер.: Со-циология. Педагогика. Психология. – 2016. – № 2, т. 2 (68). – С. 22–30.
- Миронов, А. В. Ценности технократизма / А. В. Миронов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. – 2009. – № 2. – С. 5–12.
- Тарасенко, Г. С. Особенности социализации учащихся в современных православ-ных общеобразовательных школах (на материале Санкт-Петербурга) : автореф. дис. … канд. соц. наук / Г. С. Тарасенко. – Санкт-Петербург, 2004. – 19 с.
- Степанов, П. В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях / П. В. Степанов // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 2. – С. 121–129.
- Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государ-ственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения: 04.12.2023).
- Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о рели-гиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями). – URL: https://www. https://base.garant.ru/171640/ (дата обращения: 02.02.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена памяти Убушаева Владимира Бадахаевича
В статье анализируется монография В. П. Иванова, В. Н. Пальцева и С. В. Шипулина «Рыбные ресурсы Каспийского моря», выпущенная издательством «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» в 2023 г. Авторы исследования считают, что, несмотря на наличие многочисленных научных публикаций по разным аспектам проблем Каспийского моря, возникла потребность подготовки цельной работы, компактно объединяющей эти разрозненные сведения, представляющей динамику использования и воспроизводства рыбных ресурсов и определяющей основные направления сохранения и восстановления промысловых запасов бассейна. Вместе с тем помимо основной, биологической части, первые разделы монографии посвящены истории исследований рыбных ресурсов Каспийского моря, с 1897 г. концентрировавшихся вокруг первого научного рыбохозяйственного учреждения в России – Ихтиологической лаборатории при Управлении Каспийскими рыбными промыслами, ставшей родоначальницей Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (КаспНИРХ), а также развитию рыбного промысла в Волго-Каспийском рыболовном районе, который, по определению авторов, являлся
с XVΙ до середины XX в. «главной рыбницей России», обеспечивая половину рыбного улова страны. Немалый интерес для специалистов, занимающихся историей рыбной промышленности, представляет раздел монографии, озаглавленный «Их имена забыть нельзя. Руководители, внёсшие особо значимый вклад в развитие рыбного хозяйства Каспийского бассейна», где даются краткие ёмкие сведения биографии и трудовой деятельности выдающихся организаторов рыбной промышленности региона второй половины ХХ в. Особую ценность историческим монографии придаёт то, что авторы монографии являлись свидетелями и участниками перестройки рыбной отрасли во второй половине ХХ – начале XXI в. Их личные оценки и впечатления о событиях этого периода, имеющие отношение к развитию Каспийского региона, представляют несомненный интерес для специалистов и всех тех, кто интересуется историей.
Вестиментарная мода, создающая художественные образы человека, руководствуется эстетической значимостью организованности костюма. Однако костюм как наиболее близкая к телу человека оболочка требует обеспечения комфортности существования его обладателя. В этом отношении важны тактильные ощущения, т. е. ощущения прикосновения и давления, возникающие на поверхности кожи. Развитие тактильной эстетики, сущность которой заключается в сочетании красоты и пользы, не происходило на протяжении долгого исторического времени, поскольку существовало пренебрежительное отношение к осязанию как низшему из чувств. Тактильности как элементу осязательности принадлежит особая роль в области вестиментарной моды, где чувство собственного Я возникает из нашего чувственного бытия в мире, т. е. осязание, наряду с визуальностью, определяет степень эстетического. Искусство ХХ в. в практическом опыте обращалось к тактильности, наибольший вклад в «подчинение глаз контролю осязания» внесён художниками-конструктивистами Советской России в 1920-х гг. во главе с В. Е. Татлиным. В настоящее время осязательная эстетика, фундируемая эстетико-философскими концепциями ХХ в., в полной мере обогащает современную художественную практику.
Творчество Ф. М. Достоевского традиционно привлекало и продолжает привлекать к себе внимание мыслителей разного толка. Существует большое количество литературно-критических, психоаналитических и, наконец, философских работ, посвящённых осмыслению его наследия. В данной статье мы сосредоточимся на анализе одного из первых его произведений – повести под названием «Двойник». Именно с ней началась темы двойственности природы человека в творчестве Ф. М. Достоевского. Также мы проанализируем многочисленные интерпретации и выявим основные проблемы их осмысления. Попытки осмыслять «Двойника» были предприняты уже при жизни писателя. Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, В. Н. Майков в своих работах обращали внимание на социальную проблематику повести. Они видели в произведении попытку со стороны Ф. М. Достоевского продолжить развивать тип «маленького человека», который ранее встречался в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Среди существующих философских интерпретаций можно уверенно выделить несколько основных линий рассуждения. Мыслители, принадлежащие к первой (Н. А. Бердяев, И. И. Евлампиев), считают, что «Двойник» был первой попыткой со стороны Ф. М. Достоевского показать глубокую антиномичность, присущую человеческой личности как таковой. Другие (Г. Померанц, А. А. Ухтомский, Д. С. Мережковский, Э. Я. Голосовкер, С. И. Фудель) обращались прежде всего к христианской трактовке двойственности человеческой природы. Она основывалась на идее внутреннего человека. И наконец в качестве последней линии осмысления мы можем выделить такую, согласно которой двойник – не кто иной, как Другой для меня (М. М. Бахтин, В. А Подорога). Психоаналитические интерпретации (И. Нейфельд, З. Фрейд, О. Ранк, Р. Жирар, А. Грин, Л. Монне Дао, Р. Лефор, М. Кадо, Ж. Катто) сосредотачивались на том, чтобы найти у Достоевского всё то, что потом стало ядром психоаналитики как научного знания. Данная статья сосредоточена на попытке осмыслить и систематизировать уже существующие в пространстве интеллектуального дискурса трактовки проблемы двойственности природы человека в повести Ф. М. Достоевского «Двойник» и творчестве писателя в целом, а также на формулировании новой философско-антропологической интерпретации раздвоения человека
Развитие интеллектуальных систем сделало популярным одно из современных направлений неклассической эстетики: алгоритмическую эстетику. Алгоритмизация приводит к формированию новых ценностей в алгоритмической культуре. Математические измерения, заложенные в алгоритмы, пытаются найти индивидуальные особенности эстетических ценностей человека. Алгоритмы, созданные для конкретных индивидуальных задач, собирают большое количество данных и выводят общезначимые ценности, которые начинают формировать контент, например сериалы, музыку, образовательные курсы. Отличие влияния алгоритмов на культуру от общечеловеческой предзаданности в том, что они не обладают ограниченностью. Такие программные алгоритмы воспринимаются уже объективно и обладают своей эстетической ценностью. В статье исследуется то, как в алгоритмической эстетике происходит трансформация эстетических ценностей. Такие ценности имеют алгоритмический характер и связаны не только с художественными ценностями, но также создают новые эстетические
ценности. В алгоритмической эстетике можно выделить следующие эстетические ценности: красота (соразмерность, целостность и гармония), эстетизация цифрового кода, галлюцинация в цифровом коде, самодизайн, аффект, алгоритмическая интерактивность, алгоритмическое зрелище. Такое преобразование также связано с переходом от эмоциональной оценки прекрасного к интеллектуальной алгоритмической интерактивности и зрелищности.
Статья посвящена философскому осмыслению образования с точки зрения антропоонтологической методологии как способа бытия человека, актуализируется ценность такой оптики для современной ситуации. Целью статьи является выявление ключевых концептов для прояснения содержания экзистенциально-антропологической вертикали образовательного пространства. В статье современный человек концептуализируется как ускользающий от определивания и тоскующий по образованию своего Я, но в то же время уязвимый, хрупкий и готовый отказаться от риска образования себя и своего непрерывного становления как человека. Указывается на влияние «терапевтического поворота» в трансформации образа человека на социальных горизонталях образования: взгляд человека замыкается на самом себе и человек теряет способность трансцендировать. Утверждается, что в противоположность этому экзистенциальная вертикаль образовательного пространства – это у-топическое пространство, где человек «сбывается» как человек, это вертикаль онтологического риска, негарантированности, неопределённости. Выход в «перпендикулярное» измерение образовательного пространства для современного человека становится возможен через «мужество вопреки», которое опирается на «метафизику сердца» в противовес «управляемому сердцу». Содержательно экзистенциальная вертикаль образовательного пространства оказывается связана с духовной антропологией: сегодня это то, что противостоит постмодернистскому «расщеплению» образования и человека в нём.
Феноменологический подход к изучению видов искусств имеет свои особенности, которые складываются с момента появления данного направления. Феноменология интересуется музыкой в большей степени в силу её абстрактности, ведь несмотря на то, что она не имеет материальной формы, как скульптура, живопись или архитектура, музыка так или иначе крайне сильно способна влиять на психоэмоциональное состояние человека. Может показаться, что именно физиология, психология и физика должны быть основой подобных исследований, однако, как показывает А. Ф. Лосев в работе «Музыка как предмет логики», данная база не может в полной мере объяснить феномен подлинной музыки. Чтобы постигнуть или как минимум прикоснуться к настоящему феномену музыки, мыслитель вводит понятие «чистое музыкальное бытие», которое имеет свои основные положения. Целью статьи является рассмотреть и проанализировать предложенный А. Ф. Лосевым концепт чистого музыкального бытия в своей специфике и структурности. Исследуя основоположения по А. Ф. Лосеву, формируется вывод, что чистое музыкальное бытие есть бытие гилетическое, проявляющееся в хаотичной форме; музыка представляет собой борьбу с самостью, но имеет в себе жизнь чисел, отсюда и становится очевидной опора философа на античную идею связи математики с музыкой, однако мыслитель наделяет первое логичностью, а второе – алогичностью.
События исторического измерения, связанные со специальной военной операцией России на Украине, подвели человечество к своеобразной смене вех исторического времени. Философски-методологически значима разработка стратегических подходов развития современного мира в условиях культурного многообразия. Автор статьи считает её главной
целью выдвинуть рабочую гипотезу о содержании и структуре обновления отечественного философского образования. На основе наблюдений за практически-политическим ходом человеческой истории, конкретными событиями в России и опираясь на разработки коллегфилософов, политологов и культурологов в статье осуществляет анализ духовного состояния эпохи, её культурных контуров и детерминированного ими обновляемого отечественного мировоззрения. Автор приходит к следующим основным выводам. Россия – это государство-цивилизация, потому её идентичность и идеология концептуально зиждятся на масштабной геополитической концепции евразийства. Содержательными и структурными особенностями евразийства детерминированы контуры обновляемой или реформируемой философии. Она должна состоять из марксистской идеологии как раздела и пронизывающего всё мировоззрение принципа. В методологическом плане новая философия должна синтезировать идеи диалектики, синергетики, антропного принципа и принципа универсального эволюционизма, продуктивные принципы постмодернизма и постнеклассической науки. Иррационализация мирового духа обязывает современную философию на культивирование воображения, эзотерики, экстаза, мистической интуиции и многих других разнообразных архаических форм осмысления действительности, расширения диапазона философского мышления за счёт нерационального и иррационального. Реформа философии должна учесть евразийские истоки идентичности народов – философские идеи православных мусульманских мыслителей и теоретизацию субстратных компонентов огромного геополитического пространства этносов. Значительный блок философских знаний должен быть отведён наследию философов о достойной жизни, благородном гражданине, свободе и ответственности, моральном и физическом здоровье.
Работа посвящена философскому анализу феномена традиции Родины в аспекте смены исторических этапов российского общества ХХ в. В период интенсивного поиска пути обновления общества, анализа причин сложных, порою тупиковых проблем социального развития, общественное сознание вызывает, несомненно, теоретический и практический интерес. Целью статьи является исследование основания традиции Родины: её ценностно-смысловых параметров, динамики её бытия в массовом сознании. Массовое сознание анализируется сквозь призму социокультурной эволюции, что позволяет по-новому увидеть традиционные способы его реагирования на вызовы времени. Такой подход даёт интересные возможности для исследования механизма массового сознания, его стереотипов, идеологем, характерных запросов к образу Родины. В работе показана многоаспектность проблематизации темы Родины в картине мира массового сознания. Диалектический подход позволил раскрыть двойственность модели Родины. Одна её сторона является консервативно-ценностной: сохраняя себя как традицию, образ Родины обеспечивает преемственность культуры. С другой стороны, образ Родины не может быть сохранён в неизменном виде в условиях коренной ломки общественных
отношений. Предложена логика развития конфликта традиции Родины и традиционного образа Родины, обозначены пути его преодоления, выявлены причины изменения традиционного образа Родины. Динамика массового сознания важна для становления идентичности людей по фактору гражданской принадлежности с учётом культурных особенностей и традиций.
Данная научная работа посвящена проблеме построения идентичности в контексте межкультурных взаимодействий. Идентичность является актуальной сферой исследования в социальной философии, и взаимодействие между различными культурами может существенно влиять на формирование и переосмысление личностной и коллективной идентичности. Автором исследованы основные подходы, влияющие на построение идентичности в межкультурной среде. Цель – изучение процесса построения идентичности в контексте межкультурных взаимодействий с позиций этих подходов. В статье представлены и сопоставлены постструктуралистский и гуманистический подходы к исследованию идентичности в межкультурной коммуникации, используемые исследователями. Показано, на каком основании люди конструируют идентичность других и как люди реагируют на несоответствие между тем, как они себя идентифицируют, и тем, как их воспринимают. Согласно постструктуралистской традиции, предлагается модель межкультурной коммуникации, применимая в полиэтнических обществах. Модель рассматривает процесс коммуникации с позиции человека. Согласно гуманистическому подходу, показано, насколько актуально конструировать идентичность другого человека в соответствии с его самоидентификацией в конкретный момент.
В статье анализируются особенности межтюркского диалога как феномена в современных международных отношениях. Автор рассматривает концепцию межтюркского диалога как геополитический проект, основанный на общности тюркских народов, крупнейший из которых является государствообразующим этносом Турецкой Республики. Целью работы является выявление особенностей межтюркского диалога как феномена современных международных отношений, основанный на цивилизационном подходе и критической геополитике. Межтюркский диалог рассматривается в контексте конструирования образа «братских народов», который объединяет язык, культура, история, ценности, мировоззрение, религия и формирует наднациональную идентичность, создающую основу для межгосударственной интеграции. Турция как ведущая политическая и экономическая сила межтюркского диалога претендует на лидерство в этом проекте. Концепция «тюркского мира» выступает в качестве важного компонента внешнеполитической стратегии Анкары, формирующей собственное геополитическое видение себя в качестве независимого центра силы в формирующемся новом мировом порядке. Важную роль в этом процессе играет роль личности: Р. Т. Эрдоган во многом ассоциируется с активизацией и развитием межтюркского диалога и его становлением как фактора современных международных отношений. В то же время другие участники имеют собственные взгляды и представления на становление межтюркского диалога.
В данной статье рассматриваются особенности применения в современных формах гибридных войн негосударственных факторов, к которым относятся террористические организации, криминальные группировки, повстанцы и наёмники. Цель работы состоит в том, чтобы показать особенности применения негосударственных факторов в современных гибридных войнах. Для этого поставлены две задачи. Первая задача состоит в том, чтобы показать, почему делается основная ставка на использование негосударственных факторов в ряде форм кинетических гибридных войн. Вторая задача ‒ показать применение негосударственных факторов на примере гибридных войн, развязанных против Сирии и Ливии. В исследовании применялись общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция. Помимо общенаучных методов применялись системный и сравнительный подходы. Методологической основой исследования является неореализм. Выявлено, что в некоторых современных кинетических гибридных войнах делается акцент на использование иррегулярных формирований в качестве основного инструмента достижения военно-политических целей. Показано, что апробация современных форм кинетических гибридных войн осуществлялась в Сирии и Ливии. Современные организационные и информационные технологии позволили использовать негосударственные факторы против государств и на их территориях создавать зоны по взращиванию боевиков. Эти боевики впоследствии задействуются в других конфликтах. Гибридные войны могут осуществляться в отсутствие уже существующего военно-политического движения, используемого против правительства государства-мишени. Вместо этого применяются организованные в сетевые формирования различные негосударственные факторы. Применение подобных сетей способно нанести ущерб государству, который сопоставим с ущербом от традиционной войны.
Целью настоящей статьи является рассмотрение милитаризации космоса как непрерывно происходящего процесса от «первой космической гонки» до настоящего времени и возможных путей ограничения международной военно-политической напряжённости в области освоения космоса. Большое внимание в статье уделяется военным космическим программам и типам космического оружия, развиваемым в разных странах, в первую очередь в США и России. Применение хронологического метода и метода системного анализа позволяет установить преемственную связь развивающихся в настоящее время космических систем военного назначения, в том числе систем, испытываемых новыми участниками процесса освоения космического пространства (Китай, Индия). В статье рассматривается связь между нормативно-правовыми документами по космосу времён холодной войны и международными договорами по ограничению ядерного вооружения, анализируются основные подходы по ограничению развёртывания военной деятельности в космическом пространстве и даётся оценка возможному их применению. По мнению автора, на основании проведения испытаний Россией ракеты «Сармат» и объявления моратория США на испытание противоспутникового оружия идея воплощения в жизнь «Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве» представляется заслуживающей внимания. При этом одно лишь создание системы космической ситуационной осведомлённости, по мнению автора, является недостаточным. Вместе с тем американский мораторий 2022 г. на испытание противоспутникового оружия представляется одним из элементов американской политики, нацеленной не только на демонстрацию собственных технических возможностей, но и на установление ограничительных линий для военной деятельности в космосе.
Издательство
- Издательство
- АГУ им. В. Н. Татищева
- Регион
- Россия, Астрахань
- Почтовый адрес
- 414056, Южный федеральный округ, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
- Юр. адрес
- 414056, Южный федеральный округ, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
- ФИО
- Алексеев Игорь Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- asu@asu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (851) 2246800
- Сайт
- https://asu.edu.ru/