В статье предпринята попытка воссоздать теоретические предпосылки формирования практики живых картин во Франции конца XVIII века. Основу исследования составляет корпус текстов западноевропейских теоретиков и практиков изобразительного искусства и театра, в которых развиваются идеи о взаимодействии театра и живописи — от античных трактатов до трудов эпохи Просвещения. Особое внимание уделено трудам французских авторов XVII–XVIII веков, благодаря которым сформировался новый язык описания
искусства. Методология, примененная в исследовании, включает подходы искусствоведения и театроведения, что позволяет комплексно рассмотреть проблему, находящуюся на стыке двух видов искусств. Новизна определяется работой с малоизученными в российской науке материалами и источниками по теории и истории живых картин, работой с периодическими изданиями, а также попыткой изучить происхождение и выстроить причинно-следственные связи между театром и живописью через призму феномена живых картин.
Идентификаторы и классификаторы
Живые картины (франц. — tableaux vivants) на протяжении XIX века были распространенной художественной практикой в Европе: они появлялись на сценах придворных и бульварных театров, в частных антрепризах, в салонах, на домашних вечерах и светских мероприятиях. Живые картины ставились не только профессионалами театрального дела, но по большей части любителями, что делало их модным и доступным развлечением для детей и взрослых. Описания таких постановок сохранились на страницах произведений И. В. Гёте, В. Гюго, Т. Готье; выходили целые сборники с инструкциями и рекомендациями по постановке живых картин. Как правило, живые картины воспроизводили живописное полотно, которое было хорошо знакомо зрителям, популярную библейскую иконографию, исторические эпизоды или сцены из растиражированных литературных произведений [4]. Иногда постановщики проявляли интерес к поиску художественных образов и воплощали собственные композиции.
Список литературы
- Картина живая // Пави П. Словарь театра / под ред. К. Разлогова. М.: Прогресс,
- С. 139.
- Harrison C. Theatricals and Tableauex Vivants for Amateurs. London: L. Upcott Gill,
- 126 p.
- Живые картины // Баженов А. Н. Сочинения и переводы: в 2 т. М.: Типография
Косогорова, 1869. Т. 1. С. 271−276. - Hibberd S. Belshazzar’s Feast and the operatic imagination // Hibberd S., Wrigley R.
Art, Theatre, and Opera in Paris, 1750-1850: Exchanges and Tensions. Surrey: Ashgate
Publishing, 2014. P. 107. - Lano P. de. Les Bals Travestis et les Tableaux Vivants sous le Second Empire. Paris: H.
Simonis Empis, 1893. 133 p. - Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории.
От истоков до середины XVIII века. СПб.: Лань; Планета Музыки, 2008. 320 с. - Шмитт Ж.-К. Историк и изображения // Слово и образ в средневековой
культуре / под ред. А. Я. Гуревича. М.: Наука, 2002. С. 9−29. - Mâle E. L’art religieux de la fin du moyen âge en France: en 2 parties. Paris: Librairie
A. Colin, 1908. P. 1. 584 p. - Хёйзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм
мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах: в 3 т. / пер. и сост.
Д. В. Сильвестров. М.: Прогресс; Культура, 1995. Т. 1 416 с. - Eck C. van, Bussels S. The Visual Arts and the Theatre in the Early Modern Europe //
Theatrality in Early Modern Art and Architecture. Chichester: Wiley-Blackwell, 2011.
195 p. - Bussels S. Making the Most of Theatre and Painting: The Power of Tableaux Vivants
in Joyous Entries from the Southern Netherlands (1458-1635) // Association of Art
Historians. 2010. April. P. 236−247. - Tammen B. R. A Feast of the Arts: Joanna of Castile in Brussels, 1496 // Early Music
History. 2011. Vol. 30. P. 213−248. - Elsner J. Art History as Ekphrasis // Art History. 2010. February. P. 10–27.
- Thayer H. S. Plato’s Quarrel with Poetry: Simonides // Journal of the History of Ideas.
- № 1. P. 3−26.
- Гассенди П. Сочинения: В 2 т. / Пер. с лат. А. Гутермана. М.: Мысль, 1966. Т. 2.
836 с. - Дьяков А. В. Философская традиция во Франции: классический век и его
самосознание. М.: Политическая энциклопедия, 2021. 263 с. - Нефёдова Л. К. Философско-антропологический смысл требования триединства в
классицизме // Гуманитарные исследования. 2017. № 2 (15). С. 32−36. - Литературные манифесты западноевропейских классицистов / Собр. текстов,
вступ. ст. и общ. ред. Н. П. Козловой. М.: Изд-во МГУ, 1980. 624 с. - Lee W. R. Ut Picturа Poesis: The Humanistic Theory of Painting // The Art Bulletin.
- № 4. P. 197−269.
- Винчи Л. да. Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором // Винчи
Л. да. 1452–1519. Избранные произведения: в 2 т. / Пер., вступ. ст., коммент.
А. А. Губера, А. К. Дживилегова, В. П. Зубова; ред. А. К. Дживелегова, А. М. Эфроса.
М., Л.: Академия, 1935. Т. 2. С. 53−84. - Мастера искусства об искусстве: избранные отрывки из писем, дневников, речей
и трактатов: в 4 т. / Под общ. ред. А. Аркина, Б. Терновца. М.; Л.: ОГИЗ, 1938.
Т. 1. 626 с. - Кизор Г. Никола Пуссен / Пер. Е. И. Ильиной. М.: Арт-Родник, Taschen, 2008. 96 с.
- Гвоздев А. А., Пиотровский А. И. История европейского театра: Античный театр.
Театр эпохи феодализма. М.: ГИТИС, 2013. 438 с. - Coypel A. L’excellence de la peinture // Jouin H. Conférences de l’Académie Royale de
peinture et de sculpture: recueillies, annotèes et prècèdèes d’une ètude sur les artistes
écrivains. Paris : Quantin, Imprimeur-éditeur, 1883. 415 p. - Новерр Ж.-Ж. Письма о танце / Пер. и ред. А. А. Гвоздева. СПб.: Лань; Планета
Музыки, 2007. 384 с. - Корндорф А. Фантом и ремесло. Театральная сценография Нового времени:
от законов архитектуры к принципам живописи // Искусствознание. 2016. № 1–2.
С. 378−425. - Дидро Д. Собрание сочинений: в 10 т. / Пер. Р.И. Линцер; под общ. ред.
И. К. Луппола. М.; Л.: Академия, 1936. Т. 5: Театр и драматургия 658 с. - Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской
культуры / Пер. С. Кулланда, Т.В. Доброницкая. М.: Новое литературное
обозрение, 2023. 384 с. - Сулимова А. В. Дени Дидро и Жан-Батист Грёз: по страницам «Салонов» //
«Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века: издание
к выставке 6 июня-1 октября 2023 года: каталог. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, - С. 136−143.
- Collé C. Juillet 1754 // Journal et mémoires de Charles Collé sur les hommes de lettres
les ouvrages dramatiques et les évènements les plus mémorables du règne de Louis XV:
1748−1772. In 3 vol. Vol. 1. Genève. 1868. P. 428. - Дидро Д. Салоны: в 2 т. / пер. И. Я. Волевич, Ю. М. Денисова, В. Г. Дмитриева, С. В.
Шкунаева; вступ. ст., общ. ред. Л. Я. Рейнгарлт. М.: Искусство, 1989. Т. 1. 270 с. - Ranzini P. «Il ventaglio» e il tableau vivant. Diderot e Goldoni // Journée d’étude
internationale : Le théâtre de Carlo Goldoni: organisée par Christian Del vento et
Pierre Musitelli, École normale supérieure Paris et Université Paris 3, 10 janvier 2014
[Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/7038382/Goldoni_Diderot
(дата обращения: 21.02.2024). - Frantz P. L’esthétique du tableau dans le théâtre du XVIIIe siècle. Paris: Presses
Universitaires de France, 1998. 272 p. - Лессинг Э. Г. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / под. общ. ред.
М. Лившица. М.-Л.: Академия, 1936. 519 с. - Schlipphacke H. Reimagining Diderot’s Aesthetics: Lessing’s Dramatic Tableaux //
Lessing Yearbook / Jahrbuch XLVI. Göttingen: Wallstein Verlag, 2019. P. 71−90.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме бытования китайской оперы в первом десятилетии после основания Китайской Народной Республики; тому, как политика и идеология Коммунистической партии Китая в области искусства наполняли революционным содержанием, патриотической героикой оперные спектакли. На примере оперы «Красная гвардия Хунху» показано, как революционная тематика проникала в сюжет, либретто, музыкальные формы, влияла на постановочную и сценическую практику. Автор приходит к выводу, что в 1950-е годы творческим принципом создания китайского оперного жанра была установка на подчинение искусства политике.
В статье объектом исследования является процесс создания музыки композитором с использованием нейросети. Характер этого процесса не предопределен и допускает вариации в широких пределах. Вместе с тем изучение музыкального материала позволяет сделать вывод о возможных способах взаимодействия с нейросетями, к которым обращаются композиторы. Предмет исследования — способы взаимодействия композитора и искусственного интеллекта, включая авторские права на создаваемую музыку. Цель исследования заключается в изучении различных вариантов полного цикла производства музыкального произведения, созданного композитором с помощью
нейросети. Проблема исследования связана с необходимостью классификации, разработки терминологии музыкальных произведений, сгенерированных нейросетью по заданию композитора. Материалом для статьи стали произведения современных композиторов, использующих нейросети в своем творчестве, а также исследования в области музыкальной нейронауки. Предложено несколько вариантов решения проблемы авторства сгенерированного произведения. Делается вывод о том, что использование композиторами нейросетей при сочинении музыкальных произведений, не исключает, а дополняет традиционные подходы к созданию музыки.
Статья посвящена феномену эластичной музыкальной формы американского композитора Генри Коуэлла. Отправной точкой создания такого типа формы стало сотрудничество с хореографом Мартой Грэм. Осознавая проблемы, сопутствующие сложным взаимоотношениям музыки и танца, Коуэлл размышлял над недостатками явления, определяемого им как «интерпретативный танец», подразумевая, что музыка была создана прежде хореографии, и хореографу оставалось руководствоваться исключительно
завершенным музыкальным материалом. В статье также приводятся идеи создания мобильной формы для хореографии Джона Кейджа, сотрудничавшего с Мерсом Каннингемом в концептуализации хореографической алеаторики. Кроме проблемы взаимодействия музыки и танца, в статье также анализируются процессы трансформации самого музыкального пространства, его вариабельность, проявившаяся также в творчестве композиторов эпохи «второго авангарда»: К. Штокхаузена, П. Булеза, Э. Брауна, Я. Ксенакиса и Дж. Зорна. Итогом статьи становится констатация того, что концепция «эластичной формы» Коуэлла стала отправной точкой принципиально нового подхода к формообразованию композиторов-сериалистов эпохи «второго авангарда», которые, в сущности, продолжили идеи Коуэлла, бросив вызов линейности причинно-следственных связей.
В статье, посвященной малоизученному периоду истории Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, быт воспитанников Петроградского театрального училища в период «военного коммунизма» описан на основании фактов, выявленных при работе с архивными материалами, и дополнен фрагментами воспоминаний об учебе в Петроградском театральном училище, нашедших отражение в документальных источниках.
«Дисциплина аутентичного движения» обрела порядок и форму благодаря Джанет Адлер (Janet Adler), доктору философии, танцовщице, танцевально-двигательному терапевту. Центральным мотивом в работе Адлер являлась эволюция коммуникативной системы движущегося и свидетеля, а также становление фигуры «поддерживающего внутреннего свидетеля» вместо фигуры «внутреннего критика» у практикующих в обеих ролях через прямое «проживание опыта» (direct experience) с последующей его интеграцией и рефлексией. В статье рассмотрены задачи, относящиеся к обеим ролям, этапы становления «внутреннего свидетеля», значение субъективного опыта и особенности «перцептивного языка» его описания. Проанализировано различие символического и прямого опыта,
выявлены сложности, с которыми сталкиваются практикующие, и пути их разрешения.
Цам — это религиозное обрядовое действие, сформировавшееся в Тибете и получившее широкое распространение в буддийском мире. С точки зрения художественных форм Цам включает в себя хореографию, музыку, костюмы и маски. Для выражения «диалога между богами и людьми» Цам опирается на тело, звуки, чувства и демонстрирует высокую степень соединения танцевального искусства и религии. Его можно охарактеризовать как искусство в религии, или религию в искусстве. В статье показано, как изучение всех аспектов танцевального языка способствует пониманию его смыслового содержания. Накапливая знания об особенных танцевальных движениях ритуального танца мистерии Цам, верующие познают буддийское учение.
Статья посвящена особенностям интерпретации характерного для мифологий многих народов мифа о Морской деве в балете «Русалка» У Цзуцзяна и Ду Минсиня, поставленном в 1959 году. Действенным инструментом выявления специфики китайской трактовки выступает сравнительный анализ сценических реализаций сюжета о Морской деве в европейской, русской и китайской культурах. Внимание уделяется ментальным основаниям
национальных интерпретаций, регламентирующих интонационную драматургию музыкально-сценических произведений, способы их претворения в условиях присутствия в сознании концепта двоемирия. За национальные различия в постановках отвечают поиски и находки различных композиторов в приемах воплощения в музыке образа Морской девы; обращение к национальному фольклору и его использование в художественном произведении на русалочий сюжет. В статье акцентируются принципиально отличные от европейских и русских основания китайской интерпретации русалочьего мифа, обусловленные закрепившейся в многовековой культурной традиции концепцией единства человека и природы. Такая трактовка рассматриваемого мифа помогает лучше понять культурные коды Китая в условиях множащихся межнациональных контактов.
В статье предпринята попытка осмыслить трансформации либретто балета «Легенда об озере» в болгарском искусствоведческом дискурсе. Материалом для анализа послужили монографии и критические статьи, опубликованные на страницах периодических изданий (от заметок информационного характера до рецензий на спектакли), позволившие сформировать ретроспективный взгляд на вариантность изложения сюжета. В исследовательское поле включены балетные либретто в редакциях А. Иванова,
Н. Анисимовой – И. Генова, Ф. Бакалова, М. Арнаудовой. Для анализа предмета исследования автором использованы культурно-исторический, компаративный и фактологический методы. Сделан вывод об условном характере балетного либретто «Легенда об озере». Выявленные трансформации обусловлены многовариантностью восприятия и переживания произведений искусства, стремлением точнее отразить этнокультурную идентичность болгар художественным языком танца. Создание разных балетных постановок свидетельствует о переосмыслении отношения к традиции как таковой, когда неизбежно диалектическое единство традиций и новаций.
История балетной труппы государственного (бывшего императорского) Мариинского театра в первые месяцы Советской власти до сих пор изучена недостаточно. Вслед за кратким периодом антибольшевистского «саботажа», в целом завершившимся в январе 1918 года, наступило время, когда балетной труппе предстояло найти свое место в новых политических реалиях. Большую роль в жизни артистов в это время играли органы и механизмы самоуправления: выборный комитет и общие собрания труппы.
На заседаниях обсуждались самые разные темы: от идейных и творческих вопросов до лавинообразно нараставших бытовых проблем. В первой половине 1918 года труппа прошла большой путь от осторожного начала переговоров с большевиками до фактически полного встраивания в советскую систему государственной власти. Изучению этого периода посвящена предлагаемая статья, основанная преимущественно на документах архивного фонда «Комитет государственной Петроградской балетной труппы», хранящегося в Российском государственном архиве литературы и искусства.
Статья посвящена истории становления профессионального хореографического искусства в Узбекистане с помощью деятелей балета из России.
Идея создания узбекской хореографической школы нашла поддержку со
стороны А. Я. Вагановой. Детально освещается начальный этап становления национальной хореографической школы; отмечается весомая роль деятелей петербургско-ленинградского балета в передаче русской исполнительской традиции; акцентируется внимание на педагогической деятельности танцовщицы Мариинского театра Евгении Обуховой, приглашенной в Узбекистан по рекомендации А. Я. Вагановой. Для анализа предмета исследования использованы культурно-исторический и фактологический методы исследования. Автор реконструирует биографию балерины Е. Обуховой, забытой в постсоветский период истории балета в России.
Издательство
- Издательство
- Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2.
- Юр. адрес
- 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2.
- ФИО
- Цискаридзе Николай Максимович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- rector@vaganovaacademy.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 4560765