Смена трансгрессий и регрессий Каспия приводила к тому, что эти следы по- переменно оказывались то на морском дне, то на суше. И, конечно, эти следы прошлого надо искать на тех глубинах, которые временами становились сушей. Выявление этих памятников дает ценный материал по истории народов, населявших этот водный бассейн, отражая жизнь моря за многие тысячелетия и века, а затонувшие суда и их такелаж позволяют пролить свет на вопросы древнего мореплавания на Каспии.
Идентификаторы и классификаторы
Бассейн Каспийского моря занимает большую часть на территории Восточной Европы. За свою историю Каспийское море не раз меняло очертания своих береговых линий, многие века назад потерявших связь с Мировым океаном.
Список литературы
- Алиев Ш. Административные карты территории Азербайджана и их изменения за период 1813–1970 гг. (исторический обзор и анализ карт Каспийского моря до начала XIX в.): Сб. статей. Баку, 2007.
- Джафарзаде И.М. Археологические раскопки 1946 г. в Бакинской бухте // Изв. АН Азерб. ССР. № 7. Баку, 1947. C. 9–11.
- Ибрагимов К.Ф. Гидроархеологические памятники Каспийского моря и Баку. Баку: 2008. C. 137–138.
- Исмизаде О.Ш. Крепостное сооружение в Бакинской бухте // Сов. археология. 1966. № 1. C. 277–285.
- Исмизаде О.Ш, Джидди Д.А. Новые данные о двух средневековых крепостных сооружениях города Баку // Докл. АН Азерб. ССР. 1965. Т. XXI. № 12. С. 66–71.
- Исмизаде О.Ш. Археологические раскопки 1969 г. в Баил Гесри // Изв. АН Азерб. ССР (Баиловский замок). 1971. № 2. С. 69–71.
- Квачидзе В.А. Подводная экспедиция на городище Бяндован // Археол. открытия 1975 г. М., 1976. С. 501–502.
- Квачидзе В. Апшеронский порт Бильгя на международных морских торговых путях Каспия // Роль Баку в международных многосторонних взаимосвязях Азербайджана: Сб. материалов III Бакинского междунар. симп. Баку: Элм, 1997. С. 134–137.
- Квачидзе В.А., Велиев С.С. Периодичность изменения уровня Каспийского моря в историческое время // Докл. АН Азерб. 1997. № 1. С. 112–115.
- Квачиде В.А. Скульптурное изваяние малой формы с острова Санги Мугань // Археология и этнография Кавказа: Междунар. науч. конф. Б.м., 2000. С. 136–137.
- Квачидзе B. Изобразительное искусство средневековых керамистов Азербайджана (по материалам городища Бяндован I) // Jurn. Azərbaycan arxeologiyası. 2000. № 1–2. S. 30–34.
- Квачидзе B. Подводные археологические исследования Музея Истории Азербайджана (к 30-летию начала работ) // Azərbaycan tarixi muzeyi-80. Bakı, 2001. S. 50–57.
- Квачидзе В.А. Подводно-археологические работы в акватории Апшеронского архипелага и у мыса Гюргян // Azərbaycan arxeologiyası və etnoqrafiyası. Bakı, 2003. S. 143–147.
- Квачидзе B. Гончарное производство на городищах Бяндован I, Бяндован II (Печи и производственный брак) // 2003–2004-cü illərdə aparılmış arxeoloji və etnoqrafın tədqiqatların yekunlarına həsr olunmuş elmi sessiyanın materialları. Bakı, 2005. S. 92–103.
- Квачидзе В.А. «Баил Гесри» – средневековый памятник в Бакинской бухте // Azərbaycan antik və orta əsr arxeologiyası problemləri. Bakı, 2006. S. 133–136.
- Квачидзе В.А., Велиев С.С. Периодичность изменения уровня Каспийского моря в историческое время // Докл. АН Азерб. 1997. Т. LIII. № 1.
- Мамедов А.В. Велиев С.С. Колебания уровня Каспийского моря Изв. АН Азерб. ССР. 1980. № 5. С. 33–38.
- Нейматова М.С. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Баку, 1991. Т. 1.
- Пахомов Е.А. Обследование развалин крепости в Бакинской бухте // Изв. Аз. ФАН СССР. 1940. № 6. С. 116–119.
- Саймонов Ф.И. Описание Каспийского моря. 1763 г. (Р – 1440. Библиотека НАНА). СПб, при Императорской Академии наук, 1763. 380 с.
- Fərhadoğlu K. Bakı İçərişəhər. (Tarixi-arxeoloji tədqiqat) II c., Bakı: Şərq-qərb, 2006.
Nəsirova S.Ə. Bayıl qəsri. Bakı: İşıq, 1977. 22 s. Nəsirova S.Ə. Səbailin sirri // Azərbaycan arxeologiyası jurn. № 1–2. Bakı: Xəzər Universiteti, 1999. S. 14–18.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассказывается о новой выставке института археологии и этнографии
Данная статья посвящена жизни и деятельности философа Юлия (Юлиуса) Геккера, немца по происхождению, ученого и общественного деятеля, который внес свой вклад в становление Советской России. Он привлекал в страну иностранную гуманитарную помощь и помогал реформировать систему образования. В конце концов он был уничтожен сталинским режимом как «шпион империалистов и враг народа», а большинство членов его семьи были несправедливо репрессированы. Профессор Ю. Геккер был реабилитирован только 18 апреля 1957 г. посмертно. Он был дедушкой со стороны матери выдающегося русского археолога и кыргызоведа профессора Юлия Сергеевича Худякова, которого в его честь назвали Юлием.
В статье рассматривается значение термина «обладатель сорока копий» («қырық сүңгілі»), в отдельном списке тюрко-татарской хроники конца XVII в. Дафтар-и Чингиз-наме. Кроме того, предпринята попытка идентификации некоторых персонажей из данного источника как «обладателя сорока копий Болат бахадура» и его сына «Бек бия» с реальными историческими личностями (беками, племенными вождями) эпохи золотоордынского хана Джанибека. В военной истории древних насельников Евразии и поздних средневековых тюрко-монгольских кочевых племён копья и пики были одним из основных видов оружия, ближнего боя и неоднократно в летописях отмечалась их важность. Помимо основного, функционального, боевого назначения, копья и пики в воинской культуре и традиции тюрко-монгольских кочевников Великой степи имели еще символическое значение. Копье как предмет вооружения, использовавшийся при таранной атаке и в ближнем бою, эволюционировало в символ государственности в виде штандартов, знамен, а обладание им приравнивалось к статусу «главнокомандующего» или «крупного военачальника». В связи с этим, анализируя и учитывая непрерывную многовековую воинскую традицию степных кочевников, в статье предполагается, что словосочетание «обладатель сорока копий» («қырық сүңгілі») в Дафтар-и Чингиз-наме эквивалентно «командующему огромного войска». По нашему мнению, в данном источнике копье-пика представлено как абстрагированный текстовый символ, обозначающий «армию», «огромное войско», а ее обладатель является «главнокомандующим», «крупным военачальником».
Бытует мнение, что в исламе существует запрет на живопись. Это ошибочная точка зрения. У тюрок, кок-тюрок, уйгуров изобразительное искусство существовало, но только в другом формате – в виде миниатюр. Именно это стало причиной того, что в османской истории живописные работы большая редкость, и в основном это миниатюрные картины. В последние годы существования Османской империи искусство живописи особенно развилось. Одним из самых значительных представителей турецкой художественной школы периода конца Османской державы был Шевкет Даг. Он один из первых выпускников школы Şevket Dağ Sanayi-i Nefise. В картинах Шевкета Дага не прослеживаются какие-либо заимствования или влияния. В его художественных работах представлены исключительно народные персонажи. В статье рассматриваются пять полотен, на которых присутствуют изображения турецких ковров. Особое внимание автор статьи акцентирует на том, что текстильные изделия изображены в комплексе с предметами мебели и архитектурными особенности того периода.
Расселение людей по территории современного Лачинского района Азербайджана, расположенного в предгорьях Малого Кавказа, восходит к глубокой древности. Основой процесса были в первую очередь родоплеменные отношения. Строительство поселений проводилась с учетом рельефа местности. В связи с этим можно выделить различные типы поселений: горные, предгорные, склонные и равнинные. Поскольку Лачинский район расположен в горной местности, поселения возводились компактно и, вероятно, получали свои названия по имени тех, кто их сооружал. Несмотря на то что основным занятием местного населения было животноводство, но они также занимались садоводством – выращиванием дынь, лесным хозяйством и пчеловодством. В результате проведённых на этой территории археологических и этнографических исследований было также выявлено, что население занималось многими видами ремёсел – гончарным и камнерезным делом, металообработкой. Одновременно были всесторонне изучены поселения, надгробные памятники, мосты, церкви и гробницы, расположенные на их территории. Район, расположенный в горной местности, состоит из одного города, одного посёлка и 125 деревень.
В статье рассмотрены особенности тактики армии Амира Тимура, а также их влияние на развитие военного искусства мусульманского Востока. Установлено, что Тимуру удалось эффективно использовать мобилизационный потенциал своего государства. Из оседлого населения Хорасана и Мавераннахра были созданы подразделения пеших лучников, обученных сражаться под прикрытием больших станковых щитов-чапаров. В свою очередь, лояльные племена кочевников исправно поставляли в войска Тимура кавалерийские подразделения. Основой боевого построения был тактический «каркас» из усиленных канбулов, мощного авангарда и резерва, составленного из отборных воинов. Такой боевой порядок позволял эффективно противостоять охватам и фронтальным атакам противника. Кроме того, данное боевое построение было приспособлено и для быстрого перехода от обороны к массированной контратаке, проводимой силами авангарда и канбулов, выдвинутых в сторону противника. Уязвимость ослабленных фланговых корпусов частично компенсировалась за счет применения стрел-
ковых пехотных подразделений, к которым присоединялись спешенные конные лучники. Концентрированный лучной удар, как правило, останавливал атаку противника и создавал условия для перехода в контрнаступление. Важную роль играла организационно-тактическая автономность корпусов-кулов, которые могли самостоятельно вести бой даже в условиях прорыва фронта и окружения. Спешившись и прикрывшись щитами, воины атакованного корпуса могли про- держаться до подхода деблокирующего отряда. Мобильный резерв, находящийся под личным командованием Тимура, мог быть использован как для отражения вражеской атаки, так и для усиления наступающего прорыва войск.
В статье представлена история тюрок от периода миграции народа из центрально-азиатских степей к границам китайской империи и переселения их на Алтай до второй половины I тыс. н. э., когда древнетюркское государство находилось на пике своего могущества, подчинило себе ряд оседло-земледельческих оазисов и успешно противостояло сильнейшим державам того времени – Китайской, Иранской и Византийской империям. По всей обширной территории Саяно-Алтая и Центрально-Азиатского региона широко представлены все основные типы погребальных и поминальных сооружений древних тюрок, которые представляют собой захоронения по обряду ингумации в сопровождении верховых лошадей или баранов и поминальные комплексы в виде оградок из вертикально врытых каменных плит с вертикально установленными каменными стелами. Авторы статьи рассматривают обозначенный исторический период древнетюркской истории с точки зрения взаимодействия древних тюрок и кыргызов, проживавших на территории Минусинской котловины. Взаимоотношения между этими двумя народами в разные периоды носили различный характер – от пассивно вассальных, когда енисейские кыргызы предпочитали не оказывать им активного сопротивления, до откровенно враждебных. Однако такая нестабильность их собственного положения не мешала кыргызам расширять круг своих собственных вассалов.
В статье описывается новый номер журнала Universum Humanitarium
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/